От начала до наших дней — неожиданный музей. История региона

Вообще, я зашла сюда посмотреть на карнавальных кукол, справедливо подозревая, что карнавала 2022 нас лишат также (уже лишили), как лишили карнавала 2021 и рождественских праздников два года подряд.

2
От начала до наших дней — неожиданный музей. История региона

Оказалось, что карнавальная выставка малюсенькая, а музей столь объемный, что я провела в нем весь день! Это удивительный музей, к тому же — совершенно бесплатный! Залы расположены на трех этажах в двух частях здания: в монастырском корпусе с монастырем и бывшей церковью, и в бывшем приюте. Обе части здания соединены между собой стеклянным переходом, идущим вдоль городской стены. Вот планы каждого этажа обоих зданий:

1 из 5
От начала до наших дней — неожиданный музей. История региона
 

Зачем я написала такой подробный отзыв о местном музее провинциального городка? Дело в том, что эти описания подойдут к любому городу юга Германии — это просто история всего региона, достаточно всеобъемлющая. Здесь представлены все стороны жизни людей всех времен. Постоянная экспозиция разделена на разделы истории города от начала до 1800 года; истории города до наших дней, коллекции княжеского могильника Шварцвальда кельтских времен. Здесь представлены уникальные произведения искусства, фольклора и археологии, в том числе из самого большого могильника Гальштатского периода в Центральной Европе.

2
От начала до наших дней — неожиданный музей. История региона

Поскольку экспозиция начинается со средневековья, а не с первобытных людей, то в этом отчете я полностью осветила все стороны жизни обычного немецкого города времен Великой Римской Империи Германской Нации — от Средневековья до 20 века.

Граф Церинген, основатель города Филлинген, построил замок в этом районе. Около 1040 года здесь уже чеканили монеты. В 12 веке вслед за этим замком был построен город. Жители нового города приехали из окрестных деревень, которые постепенно опустели. В 1218 году были построены городские укрепления. Процесс переселения деревенских жителей в города Церингенов завершился со смертью последнего герцога Бертольда Пятого Церингена (тот, который Берн основал).

3
Герб Габсбургов, Ганс Краут, 1574 год. Фаянс, обожженый, частично окрашенный масляной краской, из 5 частей. Грифон и лев служат щитодержателями для гербов императора Максимилиана Второго и его брата - эрцгерцога Фердинанда Австрийского. Сверху и слева - австрийский щит, а справа - герб Нижней Австрии. Под гербами Максимилиана и Фердинанда находится герб Филлингена. Это расположение указывает на покровительственные отношения между императором и его городом в австрийском регионе. Герб находился на фронтоне старого Универмага, построенного в 1573 году, и снесенного в 1827 году. Здесь не только продавали свою продукцию различные промыслы, но и с его кафедры зачитывались приговоры городского суда.
Герб Габсбургов, Ганс Краут, 1574 год. Фаянс, обожженый, частично окрашенный масляной краской, из 5 частей. Грифон и лев служат щитодержателями для гербов императора Максимилиана Второго и его брата - эрцгерцога Фердинанда Австрийского. Сверху и слева - австрийский щит, а справа - герб Нижней Австрии. Под гербами Максимилиана и Фердинанда находится герб Филлингена. Это расположение указывает на покровительственные отношения между императором и его городом в австрийском регионе. Герб находился на фронтоне старого Универмага, построенного в 1573 году, и снесенного в 1827 году. Здесь не только продавали свою продукцию различные промыслы, но и с его кафедры зачитывались приговоры городского суда.

В 1218 году, когда род Церингенов прервался, правление города несколько десятилетий было спорным. Претензии предъявляли как Империя, так и наследники семьи Церинген — Графы Фюрстенберги. Лишь в 1283 году споры разрешились в пользу Фюрстенбергов. Под их правлением горожане смогли улучшить свое положение по отношению к городскому лорду. На этом этапе впервые упоминаются учреждения, сформировавшие конституцию города. Однако усилия горожан по расширению своих прав на самоопределение противостояли суверенным притязаниям Фюрстенбергов. Возникшие в результате конфликты завершились «инцидентом Хазлах»: в апреле 1326 года графы Фюрстенберги арестовали около 150 жителей Филлингена со слугами. Спор был урегулирован только после длительных переговоров и выплаты выкупа.

1
Штамп города Филлинген, 1284 год, бронза. На штампе изображен орел, окруженный надписями - Фюрстенберг. Впервые эта печать использована на документе 1284 года, когда город перешел во власть Фюрстенбергов.
Штамп города Филлинген, 1284 год, бронза. На штампе изображен орел, окруженный надписями - Фюрстенберг. Впервые эта печать использована на документе 1284 года, когда город перешел во власть Фюрстенбергов.

В 1326 году дом Габсбургов выступил посредником в конфликте между Филлингеном и Фюрстенбергами, и в том же году город перешел под власть Австрии (при местном управлении Фюрстенбергов), за 7500 серебряных марок. Долгое время отношения между новым хозяином и городом характеризовались относительной независимостью города, находившегося на окраине империи Габсбургов. Принадлежность ощущалась прежде всего в налоговых требованиях и участии в войнах. Австрия смогла сохранить и еще больше расширить свои полномочия в 18 веке. Только после конституционной реформы 18 века, направленной на большую централизацию австрийского владычества, городские свободы были заметно ограничены. После Наполеоновских войн Филлинген вместе с регионом Брайсгау был отделен от Австрии.

3
Герб с австрийским щитом, 1567 год. Указывает на тесные связи города с Габсбургами.
Герб с австрийским щитом, 1567 год. Указывает на тесные связи города с Габсбургами.

Он становится Баденским городом. Наполеоновские войны вызвали фундаментальные изменения в европейских властных структурах, которые также повлияли на Филлинген. решение о передаче города герцогу Модены было принято в 1801 году, но реализовано только в 1803. Менее, чем через три года была определена передача города Вюртембергскому Королевству. Еще через 8 месяцев Филлинген получил еще одного государя: летом 1806 года город был включен в состав Великого Герцогства Баденского. Но, Герцогству досталась только та часть, которая раскинулась справа от ручья Бригах. Важные районы с левой стороны, такие как старая городская церковь с кладбищем, оставались за Вюртембергом. Бурные протесты горожан привели к тому, что в октябре 1806 года вся территория Филлингена стала частью Бадена по договору об обмене территориями между Баденом и Вюртембергом.

1
От начала до наших дней — неожиданный музей. История региона

Мординер, Шнабулинер и Финкенрайтер — конституционный спор 18 века. Новая городская Конституция была принята в Филлингене только в 1757 году, в связи с административной реформой в Нижней Австрии. После первоначальных колебаний магистрат города одобрил изменения, сославшись на финансовую выгоду. Однако часть населения оказала ожесточенное сопротивление. Уменьшение влияния гильдии в городской администрации и введение пожизненного пребывания мэров вызвали особые споры. Кроме того, было отменено право города самому определять количество своих магистратов. В последующие десятилетия это изменение конституции неоднократно приводило к вспышкам городских беспорядков. Они достигли своего пика в начале 1880-х годов, когда граждане разделились на две группы: магистрат и его последователи (Шнабулинеры) и противники магистрата (Мординеры), и те, кто в зависимости от собственной выгоды выбирали партию (Финкенрайтеры).

2
 Перегрин Бек, последняя четверть 18 века. Споры о Конституции Филлингена.
Перегрин Бек, последняя четверть 18 века. Споры о Конституции Филлингена.

В дополнение к основным городским должностям, определенным Конституцией, таким, как мэр и члены совета, существовало множество административных должностей с частичной занятостью. Как правило, их занимали обладатели высших муниципальных должностей. В эти сферы входили и клерки, отвечающие за финансы. Они должны были следить за тем, чтобы другие административные учреждения своевременно и должным образом выплачивали причитающиеся суммы. Они также вели учет доходов и расходов города.

2
Сокровищница Филлингена, 17 век. Дерево, жесть, роспись.
Сокровищница Филлингена, 17 век. Дерево, жесть, роспись.

Муниципальные учреждения. Первоначально городом управлял мэр, чиновник, назначаемый городским лордом. С начала 13 века горожане имели право избирать мэра из своей среды. Помимо мэра, в первой половине 13 века уже существовал совет из 24 человек. Он участвовал в управлении городом и вместе с городским главой образовывали городской суд. С конца 13 века, действовал и Совет из представителей гильдий. И «Цеховая грамота» 1324 года, и городская Конституция 1371 года, давали гильдиям широкие политические права. Должность мэра впервые упоминается в документах в 1297 году. В последующие годы мэр взял на себя управление городской администрацией и представлял город. До 1418 года большой совет, отвечающий за законотворчество и управление городской политикой, состоял из 72 членов. В него входили мэр и его предшественник на посту мэра, 22 судьи, цеховые мастера и заседатели. Из Большого совета были образованы другие органы: городской суд, малый совет, отвечающий за управление текущими делами, и «дистанция», отвечающая за соблюдение Конституции.

1
Гербы правителей города.
Гербы правителей города.

От религиозной скульптуры к произведению искусства. В начале 19 века были закрыты монастыри Филлингена. Таким образом, бесчисленные скульптуры утратили свою религиозную функцию, были проданы по смешным ценам и раскиданы по всему региону. То же самое произошло во время ремонта собора в 1829 году, в ходе которого были удалены многочисленные алтари и статуи, считавшиеся устаревшими. Утрата церковных функций привела к новому открытию их эстетической ценности. В Филлингене, прежде всего, пастор Иоганн Непомук Оберле, вновь собрал разрозненное церковное искусство. Скульптуры Средневековья поступили в музей из частной собственности. Произведения искусства были отреставрированы, чтобы повысить их эстетическую ценность. В основном, это фрагменты более обширных предметов, и их первоначальное происхождение часто уже невозможно установить.

1 из 10
Святой Петр и Святой Павел, вторая половина 13 века. Песчаник с остатками краски. Фигуры из Староместской церкви.

Две деревянные скульптуры 1730 года, из алтаря в стиле барокко из Филлингена. Но, интересно, что в скульптурах отсутствуют какие-либо атрибуты святых. Широким жестом они указывают пастве направление — на Восток. отороченные мехом плащи и доспехи мужчин идентифицируют их как правителей, скорее всего — как исторических личностей. Между 1720 и 1740 годами во всех трех больших церквях Филлингена (соборной, францисканской и бенедиктинской) были построены новые монументальные высокие алтари, а эти фигуры «живут» в музее.

1 из 2

Святые Павел и Варнава, авторства Антона Йозефа Шуппа, начало 18 века. Принадлежат к серии из 14 скульптур, за каждую скульптуру мастер получал 18 гульденов. В постоянной аренде музея, от Мюнстера.

1 из 2

Два летящих ангела 1500 года, с задней части алтаря, где они когда-то были частью поклонения центральной фигуре святого. Их разное положение полагает, что они не висели прямо напротив друг друга, а были с зеркальными аналогами каждый.

1 из 2

Художники из Филлингена после реформационного периода были известны в регионе. Они работали не только для внутригородских нужд, но и для заказчиков ближнего и дальнего зарубежья. Они получали самые выгодные заказы на оснащение церквей и монастырей алтарями, хорами и органными ящиками. Плотники, скульпторы и художники работали в тесном сотрудничестве. Один мастер, обычно маляр или плотник, получал весь заказ и самостоятельно отдавал на субподряд те подзадачи, которые не мог выполнить сам.

1 из 5
Фрагмент швабского алтаря (роспись из круга Мартина Шаффнера), первая четверть 16 века. Панель изначально была верхней половиной алтарной створки. На бывшей внутренней части видны контуры двух коронованных фигур святых, которые когда-то были установлены в виде барельефов на золотом фоне. Поскольку видны только их туловища, можно предположить, что некогда вертикальная панель была распилена пополам. Внутреннюю часть убрали, чтобы наружное изображение Тайной Вечери можно было использовать повторно. Панно происходит из поместья пастора Даухингера Иоганна Непомука Оберле. Его обработка ясно показывает, какие глубокие последствия может иметь для объектов переход от алтаря к произведению искусства.

Театральные декорации монастыря в Филлингене. Во время ремонта дома на Канцлейгассе в Филлингене в 1993 году, была сделана удивительная находка: в потолке были спрятаны 175 досок, окрашенных с обеих сторон. И пока достоверно неизвестно, что это: скорее всего, распиленные театральные декорации из филлингенского монастыря, которые затем использовались в качестве изоляционного материала. С 15 века в Филлингене ставились пьесы о страстях человеческих под руководством монахов — францисканцев. Не позднее 17 века у францисканцев появилась гимназия, учебная программа которой включала регулярные театральные представления. В так называемом «комедийном саду» францисканского монастыря был своего рода театр под открытым небом для постановок. Есть все основания полагать, что существующие сцены также использовались для школьного театра. Уцелевшие фрагменты декораций можно было использовать для этих спектаклей. В 1774 году францисканская гимназия была закрыта австрийским правительством, и ученики были вынуждены перейти к бенедиктинцам. В этом же году в последний раз состоялось театрализованное представление.

1
Панно с черепами, Филлинген, середина 18 века. Дерево, темпера. Фрагмент с более, чем тридцатью черепами представляет собой величайшую загадку среди филлингенских театральных плакеток, так как изобразительная тема не принадлежит к канонам барочных театральных сцен. Тем не менее, весьма вероятно, что черепа были частью театрального задника: связь находки с остальными фрагментами декораций, такая же толстая древесина, использованная в качестве подставки для картины, одинаковая манера росписи и задник, написанный как пейзаж, говорит в пользу этой версии. Имена позже написаны карандашом на лбах черепов. Значение имен не ясно - это могут быть имена учеников или учителей.
Панно с черепами, Филлинген, середина 18 века. Дерево, темпера. Фрагмент с более, чем тридцатью черепами представляет собой величайшую загадку среди филлингенских театральных плакеток, так как изобразительная тема не принадлежит к канонам барочных театральных сцен. Тем не менее, весьма вероятно, что черепа были частью театрального задника: связь находки с остальными фрагментами декораций, такая же толстая древесина, использованная в качестве подставки для картины, одинаковая манера росписи и задник, написанный как пейзаж, говорит в пользу этой версии. Имена позже написаны карандашом на лбах черепов. Значение имен не ясно - это могут быть имена учеников или учителей.

Альтернативное пастырское попечение. Нищенствующие ордена и братства с середины 13 века продвигались в города и имели право на исповедь и погребение, что привело к ожесточенным спорам со светским духовенством. Среди буржуазии, на нужды которой они ориентировались в своих проповедях, францисканцы и доминиканцы считались наиболее надежными представителями церкви. В 1268 году Генрих фон Фарстенберг призвал францисканцев, которые зависели от помощи города в строительстве своего монастыря. Город использовал церковь и монастырь в качестве актового зала и резиденции князей. Таким образом, монастырь был вовлечен в общественную и экономическую жизнь города. В дополнение к усилиям нищенствующих орденов существовали мирские движения, которые также возникли из критики светского духовенства, поддерживались францисканцами и поэтому часто имели свою церковь или алтарь в городской церкви. Братства были чем-то типа духовного кооператива самого разного состава и целей.

1 из 7
Мерные кувшины, позолота, Филлинген. В церковных сосудах находились вино и вода, которые вливались в чашу при мессе и после причастия.

Францисканцы.

1 из 2
Могильная плита Бенедикта Рубина, песчаник, 1727 год. На эпитафии в верхней части изображено распятие, перед ним слева девять мужчин и справа четыре женщины - родственники усопшего, кланяются. Мужчины идентифицированы по именам.

Библиотека францисканцев содержала общенаучные и богословские труды, многочисленные латинские сборники проповидей, в основном — известных францисканских авторов. Составленные по церковному году, праздникам или по определенным пастырским точкам зрения, они давали предложения по подготовке собственных проповедей, которые составляли основную часть пастырской деятельности францисканцев.

1
1. Тезисы Йохарна Бангера, францисканца, написанные в 17 веке для университета.  Как и в церковных университетах, в Филлингене для студентов также устраивались публичные философские диспуты, которые оформлялись широкомасштабными тезисами. 
2. Габриэль Биль, 15 век, четыре проповиди в трех томах. Издатель - Фридрих Майнбергер, Тюбинген.
3. Латино - немецкий словарь, 1488 год, адаптированный к проповедям, которые необходимо было перевести с немецкого языка на латынь. Сильные следы износа доказывает частое использование словаря во Францисканском монастыре. Издательство Йоханнеса Мельбера фон Герольдцхофена, Страсбург.
1. Тезисы Йохарна Бангера, францисканца, написанные в 17 веке для университета. Как и в церковных университетах, в Филлингене для студентов также устраивались публичные философские диспуты, которые оформлялись широкомасштабными тезисами. 2. Габриэль Биль, 15 век, четыре проповиди в трех томах. Издатель - Фридрих Майнбергер, Тюбинген. 3. Латино - немецкий словарь, 1488 год, адаптированный к проповедям, которые необходимо было перевести с немецкого языка на латынь. Сильные следы износа доказывает частое использование словаря во Францисканском монастыре. Издательство Йоханнеса Мельбера фон Герольдцхофена, Страсбург.

Городская сцена. Она была частью обязательного барочного украшения театральных подмостков. Боковые декорации и фон из монастырского театра Филлингена полностью соответствуют традиции, которая действует с 16 века. Ряды домов идут к двум воротам и образуют площадь. Впечатляющие детали, такие, как выступающая крыша и стройная высокая башня слева, придают архитектуре воображаемый характер, который вряд ли можно построить в реальности.

1 из 5
Фрагменты сценического занавеса в Филлингене, 1750 год. Сосна, темпера. Фрагменты расписного занавеса из драгоценной парчовой ткани перед колоннами и балюстрадой имитируют настоящую театральную сцену. Можно рассуждать о конкретном использовании картины. Сцену можно было бы закрыть, если бы помещение, в котором она была установлена, не использовалась, как театр. В 1747 году, под руководством аббата Иеронима Шуха было открыто новое помещение театра, построенное бенедиктинцами. Достаточно точно можно датировать ракушечный орнамент на расписной ткани. На портрете изображен аббат в величавой позе под балдахином и со знаками настоятельского звания. Тот факт, что Иероним Шух был первым аббатом Филлингена, удостоившимся титула "Райхшпралатен" соответствует высоким репрезентативным требованиям картины. Выраженные в ней властно-политические устремления были, однако, отвергнуты австрийским правительственным монастырем.

Образы и знаки. Образы и знаки благочестия ф 17–18 веках сопровождали почти все сферы жизни. Они отнюдь не ограничивались узкой сферой церкви. В качестве контрдвижения Реформации, которая была враждебна изображениям, католическая реформа продвигала культ изображений и религиозное использование изображений — в том числе и в частной жизни. Со времен контрреформации в Филлингене почитали распятие Нагелина, изображение конца 14 века, которое сейчас находится в Соборе. Вотивные картины были подарены местам паломничества в этом районе, особенно во время Тридцатилетней войны. Шествия и страсти, устраиваемые францисканцами, были популярными массовыми мероприятиями. Святые фигуры были неотъемлимой частью городского пейзажа. В дополнение к этим официальным формам использования изображений и почитания изображений, существовали «языческие» традиции, отвергаемые церковью как суеверные, например, вера в амулеты.

1 из 6
Иисус, въезжающий в Иерусалим на осле.

Святая Агата. Поклонение Святой Агате на юго-западе Германии было очень популярным. Агата Катанья считалась покровительницей пожарных и защитницей от пожаров. Раннехристианская святая из Сицилии стала «покровительницей огня», потому что ее легенда повествует о спасении ее родного города от пылающей лавы горы Этна: когда в день ее смерти произошло извержение вулкана, покрывало мученицы было отнесено навстречу потока лавы, и она была остановлена. 5 февраля, зажигались свечи и освящалась «Агатензеттель», заметки, в которых цитировалась надпись на мраморной табличке, помещенной в саркофаг ангелом на похоронах Агаты. Там, где вывешивались такие объявления, возгарания не случались. Изображение Агаты висело на снесенных Нижних сводчатых воротах, в память о городском пожаре 1271 года, когда, по словам очевидцев, сквозь нижние ворота пролетел огромный огненный шар.

1 из 2
Мученичество Святой Агаты. Антон Йозеф Шупп, 1720 год. Агата Катанийская принимает мученическую смерть на раскаленных углях и битом стекле. Первоначальная функция необычного барельефа с сильными следами износа не выяснена.

Монастырь Клариссок. Новые формы религиозного сосуществования возникли в 13 веке. В 1278 году жители Филлингена основали женскую общину в Бикенторе без монашеских и монастырских правил. Эта община с задачей заботы о больных и умирающих должен быть основан на образце святой Елизаветы Тюрингской. Однако, образ жизни финансово независимых, самостоятельных и свободных женщин вызывал недовольство. Папским указом 1480 года все имущество было изъято и передано в распоряжении аббатисы Солы Гальдер в монастырь. Вместе с семью сестрами из своего монастыря Вальдуна она основала монастырь Бедных Кларисс. Образцовая жизнь и ее заслуги в развитии монастыря принесли ей признание властей. Во время Тридцатилетней Войны монастырь был разрушен, а в 1655 году восстановлен. В ходе Реформации в 1779 году Бедные Клариссы с большими долгами, были вынуждены слиться с доминиканцами. В 1782 году монастырь Бикен был преобразован в учебный институт для монахинь урсулинок. Это единственный из монастырей Филлингена, в котором сохранилась непрерывная традиция от Средневековья до наших дней.

1 из 4
Герб Доминикуса Баумгартнера, 1663 год, стекло, роспись, оправленное свинцом. С самого начала о сестрах Клариссах заботился Францисканский Орден. За определенную плату один из братьев брал на себя исповедь, последние таинства и богослужения. При аббатисе Аполлонии Мозер эти отношения были возобновлены по договору в 1591 году.

Бенедиктинцы. Среди монастырей города особое место занимает бенедиктинский монастырь. Он был основан в 1083 году, в Санкт-Георгиене в Шварцвальде. У него были земли в Ротвайле и Филлингене, которыми он управлял, и муниципальные дома престарелых тоже находились под его руководством. Т. о., с 14 века аббаты и монастыри имели здесь гражданские права. После изгнания герцогом Ульрихом фон Вюртембергом бенедиктинцев из Санкт-Георгиена, во время Реформации, бенедиктинцы изначально обратились к Ротвайлю. В 1538 году они окончательно поселились в Филлингене, после того, как монастырь мог рассчитывать только на доходы от своих не вюртембергских владений. В 17–18 веках они построили новое здание монастыря, которое сохранилось дол наших дней, как комплекс зданий в стиле барокко.

1 из 2
Модель главного алтаря бенедиктинской церкви, 1729 года. При строительстве нового монастырского комплекса бенедиктинцам пришлось столкнуться с финансовыми проблемами. После 1729 года хоры церкви, внутреннее убранство которой только что было завершено, были продлены до городской стены. Необходимая в результате модель нового главного алтаря, вероятно, по эскизу Антона Шиллинга, использовалась в качестве домашнего алтаря в 19 веке.

Орден Иоаннитов — госпитальеры. Орден Святого Иоанна изначально был основан для ухода за больными и размещением паломников на Святой Земле. Однако в 12 веке он превратился исключительно в рыцарский орден. После падения Иерусалима госпитальеры сначала перебрались на Кипр, а затем на Родос. Там они несколько раз подвергались осаде турками и окончательно проиграли в 1923 году. В 1530 году Мальта стала резиденцией Ордена. Иоанниты получили дом от Генриха фон Вюртемберга еще в 1253 году, что сделало их старейшим местным орденом. Учредительная инициатива Вюртембергов послужила, среди прочего, для обеспечения их собственных притязаний на власть в городе. Поэтому Филлинген с самого начала пытался уменьшить права и привиллегии ордена, который подчинялся только Папе. Помимо членов семьи Вюртембергов, в этот орден были приняты, в первую очередь сыновья высшей и низшей знати и высшего сословия Филлингена. Его особое юридическое положение можно вывести из истории ордена и его отделения в Филлингене. Иоаннитеры были не только освобождены от гражданских обязанностей, но и обладали собственной юрисдикцией. При этом они изолировались от городского сообщества. Они обладали правом на заключение осужденных и право на убежище, что неоднократно приводило к спорам с городом. В 1498 году Ромуэс Манс бежал от вора к госпитальерам, а оттуда — за город.

1 из 4
Гербовый диск Георга Кехлера фон Швандорфа. Поведение членов ордена часто приводило к разногласиям с гражданами. Коммандо приказал выполнить диск с гербом, совместив герб рода и ордена, центральным мотивом которого является морское сражение у Родоса, в котором принимал участие сам рыцарь.

Жизнь в осажденном городе:с 13 века Филлинген был вовлечен в многочисленные междуусобицы, граждане Филлингена сражались в качестве наемников в различных армиях. Осады 17 и 18 веков особенно укоренились в памяти. Во время Тридцатилетней Войны город трижды был окружен неприятельскими войсками — Зимняя осада в январе 1633 года; Летняя Осада июня 1633 года; Водная Осада 1634 года (попытка запрудить Бригах и тем самым затопить город не удалась). В войне за Испанское Наследство войска французского маршала Таллара штурмовала Филлинге в 1704 году, но были вынуждены отступить.

1 из 5
Водная осада, 1634 год. Филлинген, 1717 год. Холм на переднем плане почти не изменился по сравнению с изображением 1704 года, но город показан с противоположной стороны, с востока. Можно увидеть несколько ярких деталей события, которые были еще известны на момент изображения: нагромождения на плотине и вражеский лагерь. Шиллинг уточняет хронологическую дистанцию до события почти столетней давности посредством историзации костюмов группы на переднем плане.

Осада Тридцатилетней войны лишь отчасти выражалась в вооруженных столкновениях. Гораздо более серьезные последствия имели тяготы осады. Нападавшие забивали скот, пасшийся за городской стеной, не давали возможность собирать урожай и перекрывали поставку товаров и продовольствия. В результате начались проблемы со снабжением. После осады филлингенцы предприняли набеги на окрестности. Они разграбили и сожгли деревни, заставив противников вновь осадить город. Кроме того, осаждавшие неоднократно повреждали городские водопроводы, тем самым затрудняя как снабжение питьевой водой, так и работу мельниц. Однако в источниках есть указания на то, что религиозные праздники отмечались даже в период активных боевых действий. Также есть сообщения о светских праздниках, таких как карнавал. Горожане свято верили в защиту Девы Марии. Когда осаждающие попытались захватить осажденный город штурмом в сентябре 1633 года, произошло явление Девы Марии.

1 из 3
Вотивный образ Мадонны в защитном плаще, 1633 год. Францисканская церковь в Филлингене, подарок в память об осаде.Современные дневники, особенно за месяцы летней осады, сообщают о глубоком доверии горожан к защите Пресвятой Богородицы.

Оружие: учитывая, что войны шли бесконечно, оружие постоянно совершенствовалось. К сожалению, любая война — это двигатель прогресса и лучшие умы всегда работают над созданием оружия.

1 из 8
1. Винтовка 1749 года, сталь, латунь, дерево. 2. Тромблон 18 века, сталь, латунь, дерево.

И всегда, все завоеватели, хотели оставить автографы, из серии «Киса и Ося были тут». Как на этой двери:

1
Дверь 1704 года. Французские имена и дата выцарапаны на двери в связи с Войной за Испанское Наследство. В течении недели, с 17 по 22 июля 1704 года, французский маршалл таллар попытался захватить город. Его войска сильно повредили городские стены и ряд зданий в городе, но вынуждены были снять осаду.
Дверь 1704 года. Французские имена и дата выцарапаны на двери в связи с Войной за Испанское Наследство. В течении недели, с 17 по 22 июля 1704 года, французский маршалл таллар попытался захватить город. Его войска сильно повредили городские стены и ряд зданий в городе, но вынуждены были снять осаду.

Постоялые дворы: примерно с 1300 года в Филлингене появились постоялые дворы. Самые старые находились вокруг квартала Мюнстера. Здания, обозначенные вывеской или знаком, имели собственный правовой статус. Муниципальный закон 1371 года прямо разрешает «входить в такой дом ночью, поскольку внутри публично», в отличии от жилых домов. Количество гостиниц, винных погребов и таверн, разбросанных по всему городу, выросло до 21 в 18 веке. Девять из этих пабов имели право на пивоварение. В традиционных тавернах вокруг бывшего универмага размещались бродячие торговцы, хранились товары и обсуждались дела. Таверны играли важную роль в культурной жизни города. Выступления менестрелей, жонглеров и выставленные диковинки развлекали гостей на праздниках. Новости со всего мира можно было узнать от иностранных путешественников. Владельцы гостиницы, создавшие собственную гильдию, часто были богатейшими горожанами. Многие из них пользовались большим уважением и иногда избирались мэрами. Среди трактирщиков часто встречались художники, такие как скульптор Иоганн Шупп.

1 из 5

Гильдии: гильдии возникли как объединения ремесленников в городах с 12 века. В них организовывались представители одного ремесла или нескольких родственных ремесел. Долгое время невозможно было заниматься ремеслом, не будучи членом гильдии. Гильдия выполняла различные функции: как торговая ассоциация, она осуществляла внутреннюю юрисдикцию и контролировала рабочее время, обучение, цены и качество. Как братское объединение, оно имело религиозные и благотворительные задачи. Она также играла важную роль в общественной жизни города. С 14 века гильдии имели право совместного определения во многих городских советах. Это означало, что наряду с собственно ремесленными гильдиями, появились «политические гильдии», которые были частью муниципальной конституционной структуры. и, следовательно, включали в себя людей, не занимающихся коммерческой деятельностью. Самое позднее с 15 века члены различных гильдий собирались вместе в специальных залах, которые располагались в собственных домах гильдий или в общественных гостиницах. К этим собраниям применялись особые правила. На собрание выносились ящики гильдий. В Филлингене гильдии были задокументированы достаточно поздно, олько в 1294 году. В 1324 году, в гильдии пекарей и мельников, место начало передаваться по наследству. В том же году политическое участие гильдий было закреплено в уставе гильдии. В 1592 году положение было отражено в городском уставе. В 16 веке в Филлингене работали 16 гильдий. Свое политическое влияние гильдии потеряли в 18 веке. После передачи филлингена Великому Герцогству Баденскому, они были ограничены коммерческими задачами. С введением свободы торговли в 1862 году, гильдии распались.

1 из 7
Цеховой стол, 1724 год. Дерево, роспись. Панно с картинками было создано по заказу членов гильдии для их дома. У каждой гильдии был свой кусок городской стены, который они были обязаны защищать.

Одно из самых важных ремесел, зарегистрированных в гильдию в Филлингене примерно с 1200 года, было кожевенное. Чтобы сделать кожу из свежих шкур животных, их нужно было замочить в воде, затем дубильным ножом соскоблить шерсть, жир и остатки мяса. Затем использовали различные дубильные вещества. В зависимости от типа кожи, дубление в ямах длилось от 9 до 24 месяцев. Грубая кожа производилась в дублении из коры дуба или ели, путем широко распространенного «красного дубления». Гильдия кожевенников работала на заводе на ручье Бригах с 1611 по 1860 годы. Самый старый процесс минерального дубления — «белое дубление» тонкой кожи из овечьих или козьих шкур калийными квасцами. Другим процессом производства тонкой кожи было «замшевое или жирное дубление», при котором жир использовался в качестве дубильного вещества. Кожевенный завод издавал сильный запах, что было проблемно для жителей, поэтому совет вынес завод за пределы крепостной стены. Во второй половине 19 века процветающая компания была расширена, и просуществовала до 1940 годов.

Но, не всегда это было большое производство. При раскопках в городе был обнаружен дом и мастерская 1169 года, где производилась массовая обработка кожи. В помойной яме было найдено около 3900 фрагментов обработанной кожи, сделанной сапожником и мастером по ремонту обуви, изгготовления ремней и ножен для ножей.

Братство сапожников образовалось после того, как гильдии приобрели политическое влияние и из них были исключены подмастреья, организовавшее собственную ассоциацию в 14 век. Их структура была основана на модели гильдий. В 15 веке филлингенские источники пишут про «братство слуг, сапожников и подмастерий». У них была собственная часовня возлестарой городской церкви, где проходила служба, и собственные места для захоронений. Забота об охране больных членов братства подтолкнула их к заключению договора с Госпиталем Святого Духа в 1565 году. За разовый платеж в 100 фунтов, госпиталь обязался принимать и ухаживать за больными сапожниками. Такие договоры были широко распространены среди ассоциаций подмастерьев. Со временем сообщество также взяло на себя функции, выходящие за рамки чисто братских задач, такие как поиски работы для странствующих подмастерьев.

1 из 9
Комната гильдии кожевенников и сапожников.

Гильдия мельников и пекарей. Мельницы были первыми машинами средневековья, они использовались не только для измельчения зерна, но и для многих других материалов — смешивания краски, или измельчение коры. В 1600 году в Филлингене и окрестностях работало 15 мельниц.

1
Зерновая мера, 1780 год. До введения метрической системы в 19 веке, зерно измерялось в сестерах.
Зерновая мера, 1780 год. До введения метрической системы в 19 веке, зерно измерялось в сестерах.

Рынок. большинство раннесредневековых городов выросло из старого рыночного города. Для Филлингена представление прав на рынок произошло в 999 году и было важнейшим шагом в развитии города. Права на чеканку и таможенные права, которые были предоставлены одновременно, обеспечили подъем старого центрального города. Серебряные монеты чеканились в Филлингене еще в середине 11 века. Сохранились многочисленные монеты позднего Средневековья из соседних городов, с которыми были тесные экономические связи. О том, как выглядели такие торговые отношения, мы узнаем из таможенных правил конца 13 века, в которых помимо натуральных товаров и сырья, упоминаются скот, кожа, соль, вино. Вывозились, в основном, шерстяные ткани, составлявшие основу средневекового богатства. Помимо этой национальной торговли, рынок был необходим для обмена товарами между городом и его ближайшими окрестностями. Рынок проходил в определенные дни в пассажах на главных улицах и в универмаге на перекрестке. Судьи рынка и представители гильдий следили за качеством, размерами и весом предлагаемых товаров и устанавливали цены тоже они. Права на рынок выдал Император Оттон Третий, чей сын, граф Бертольд, стал основателем династии Церингенов, основавших многочисленные монастыри, и города в Германии и Швейцарии.

1 из 8
Купеческий зал.

Модель здания Универмага, 1:25, созданный в 2004 году Дитмаром Кемпфом. Универмаг стоял как отдельное здание, а не в общем ряду и в базарные дни он становился центром торговли. В нем же проходило взвешивание зерна перед продажей, соответственно в нем хранились городские стандарты. На ярмарках внутри устанавливали торговые стенды. В торжественных случаях помещения на верхнем этаже использовались как танцевальная площадка. Еще одной важной функцией здания, которое одновременно было судом, было оглашение приговоров с кафедры над главным входом. В 1827 году универмаг был снесен как препятствие для движения транспорта.

1 из 2

Торговля в Филлингене процветала в 14 веке, в том числе из-за торговли тканями. Они привозили свои товары в Кельн, Франкфурт и в Италию. Ткани измерялись с помощью специальной мерной линейки вплоть до 19 века.

Игры:

1
От начала до наших дней — неожиданный музей. История региона

В зависимости от социального статуса были популярны настольные игры. Шахматы были характерны для знати и духовенства. Кегли и бочча были широко распространены в Средние Века. В кости и карты играли в тавернах и питейных заведениях. Шарики были распространенной детской игрушкой.

1 из 4

Дома: места, для приготовления пищи в доме, представляли собой простые глиняные плиты, в позднем Средневековье — кубовидные печи. Поскольку у каминов не было дымохода, дым должен был уходить через помещение, поэтому говорили о «черных кухнях». Топливом служили дрова и уголь. Кухонная утварь ставилась прямо на угли.

Сохранился лишь ограниченный выбор средневековой посуды. В первую очередь это керамические предметы, так как поврежденные деревянные предметы сжигались. В то время, как в основном, простые горшки сохранились издавна. С 13 века развивался широкий спектр форм. В 1200 году появился гончарный круг.

В 14 веке посуду начали глазировать. Новая технология использовалась не только для украшения, но позволяла лучше мыть посуду. К столовой посуде добавились стеклянные стаканы. Посуда для варки была с типичным рифленным орнаментом. Начиная с 15 века, импортировалась все более совершенная керамика, в том числе из Эльзаса. Посуда для питья из местного, зеленого «лесного стекла» стала массовым товаром. С расширением гончарного дела диапозон форм расширился: детали, которые первоначально делались из дерева, такие как крышки, теперь делались из глины.

1 из 12

Пищевой рацион: зерновые имели первостепенное значение для рациона питания в Средние Века. Он посткпал в дома в виде муки и цельного зерна. В Филлингене использовались все виды зерна, выращиваемого в то время. Самое распростроненное — рожь. Ячмень использовали для пивоварения. Овес для корма лошадей. Пшеница почти не использовалась, так как не было холодостойких сортов. Низкоурожайные сорта, но крепкие — однозернянка и эммер, которые сегодня больше не культивируются, использовались для каш.

Средневековые овощи, выращиваемые на огородах, которые тогда мало возделывались, были волокнистыми, поэтому их варили в пюре. Наиболее распространенными видами в Филингене была капуста, свекла, мангольд и сельдерей. С 12 века выращивали огурцы. Использовали корень пастернака. Горох, чечевица, бобы, были основными источниками белка для людей. Салатные растения, такие как кресс-салат, можно было собирать в диком виде, и в садах.

Мясо было менее важным, чем растительная пища в Средневековье. Основным мясом была говядина. Уже существовало разведение мясного скота, молодняк которого часто забивали. Был также молочный скот, чье молоко перерабатывали в масло и сыр. Свинина занимала второе место по значимости. Овец и коз ели почти также часто, при этом основное разведение велось на шерсть и шкуры. Гуси и куры ценились за мясо и яйца, также часто ели голубей. В разгрузочные дни употребляли рыбу, крабов и мидий.

При раскопках в Филлингене было извлечено почти полмиллиона растительных остатков пищи., а также многочисленные кости животных. Эти остатки туалетных ям с 12 по 16 века позволяют сделать выводы о рационе. Очень редка ореховая скорлупа, так как ее использовали в качестве топлива. Всего в Филлингене было выявлено 71 полезное растение, из них 48 видов культурных пищевых растений, 4 вида декоративных растений, 19 коллекционных видов. Одновременно использовалось более 50 видов растений.

2
От начала до наших дней — неожиданный музей. История региона

Из-за любви средневековых людей к хорошо приправленным блюдам, специи использовались многочисленные и разнообразные. Наиболее распространенными были укроп, петрушка. чабрец, анис и фенхель. Менее распространенные: тмин, иссоп, горчица и любисток. Все они, за исключением иссопа, используются и сегодня. В качестве специй использовались и можжевельник, майоран и орегано. Корень торментила использовался в качестве лекарственной горечи. Хмель — для консервации пива. Минеральная соль была самой распространенной пищевой приправой. Из привозных наиболее ценился перец.

1
Ящики со специями.
Ящики со специями.

Патриции. Еще в 13 веке население Филлингена делилось на ремесленников и патрицианских «бездельников». Как ремесленники объединялись в девять гильдий, так и патриции объединились в Херренштубенгезельтшафт. В обществе одновременно состояло от 15 до 30 членов. Были и не граждане Филлингена (сельские дворяне, игумены, иногородние). У Херренштубе был свой дом для встреч, с бальным залом. В 1514 — 1525 годах здесь проходили легендарные пиры с графами Фюрстенбергами. К 16 веку старая Ратуша приросла пристройкой и стала еще ближе к дому Херренштубе, что отражало баланс сил в городе. В 1686 году был написан новый устав, давший патрициям многие привеллегии. Его члены получили приоритет в общественной жизни города, например, первоочередность в шествиях.

1 из 5
1. Эмблема мэра, 1600 год. Серебро, чеканка, литье, гравировка, эмалированный герб, клеймо Филлингена. На цепочке изображен герб, дарованный городу в 1530 году. На оборотной стороне выгравировано клеймо изготовителя "АВ" и год - 1600. Видны следы ремонта цепи. Мэр впервые упомянут в Филлингене в 1297 году, он принял на себя управление городской администрацией, как представитель от горожан. 2. Печать города, 2-я половина 18 века. Железо, латунь. На двух печатях изображен герб города в виде печати. Этот герб город получил в 1530 году в знак признания его заслуг во время Реформации и Коестянской Войны. Городскими печатями удостоверялись и документы, и грамоты, выдаваемые городской администрацией.

Предпосылками для членства в обществе были достаток, давний высокий социальный статус, и хорошие семейные связи. В 1828 году Херренштубе преобразовался в более современное гражданское общество.

1 из 4
Портрет Георга Антона Хаузера, 2-я половина 18 века. Здесь он изображен в костюме пилигрима, но он был трактирщиком, владельцем трактира "У льва".

Ковер Минне, Базель 1440 год. Вязанный ковер можно интерпритировать как настенное покрывало или простыню для спинки скамейки. В Средние Века принадлежал жилым помещениям богатой семьи. По содержанию и мотивам он перекликается с другими элементами высококлассного стиля жизни, с печными изразцами, напольными плитками и мини-сундуком. Интерпритация сцен и последовательности изображения затруднена. Богато одетая барышня, возможно, перед выбором между мирской жизнью и бегством от мира, обращается к разным людям: слева отшельник, справа — олень, символ Бога. В центре, она обращается ко льву, символу верности.

1 из 6

Местные патриции называли себя «Бездельниками». В отличии от ремесленников, они получали свое богатство по наследству, от торговли или от поместий. До введения цеховой Конституции 1324 года, патриции определяли политическую судьбу города вместе с городским лордом. Около 15 патрицианских семей сформировали общественное руководство. Между 1250 и 1500 годами три семьи составляли 13 из 46 мэров. Эта городская элита культивировала собственную культуру и все больше приближалась к образу жизни знати. Жизненная среда бездельника определялась чувственностью, мирским великолепием и политической властью, но также заботой о личном спасении своей души. Все патрицианские семьи Филлингена сделали себе имя на благочестивых началах и пропагандировали религиозное искусство. Потребительские товары высокой эстетической ценности создавались для удовлетворения их потребностей.

2
Сундук, Базель, начало 15 века, липа. Тема резьбы - любовь. С 4 сторон влюбленная пара, играющая на музыкальных инструментах, предается удовольствиям в саду. На крышке нравоучение: Юдифь и Олоферн. Прекрасная Юдифь спасла свой осажденный город Бетулию, коварно предложив себя в служанки Олоферну, полководцу ассирийцев, возбудив в нем страсть, обезглавила его во сне. Такие шкатулки изготовляли в подарок невестам, и они относились к интимной стороне жизни: в них хранили письма, украшения, драгоценные подарки.
Сундук, Базель, начало 15 века, липа. Тема резьбы - любовь. С 4 сторон влюбленная пара, играющая на музыкальных инструментах, предается удовольствиям в саду. На крышке нравоучение: Юдифь и Олоферн. Прекрасная Юдифь спасла свой осажденный город Бетулию, коварно предложив себя в служанки Олоферну, полководцу ассирийцев, возбудив в нем страсть, обезглавила его во сне. Такие шкатулки изготовляли в подарок невестам, и они относились к интимной стороне жизни: в них хранили письма, украшения, драгоценные подарки.

Строительство:

1
От начала до наших дней — неожиданный музей. История региона

Развитие домостроения в 11 и 12 веках было очень активно. В основном, это были фахверковые дома из дерева и самана. Самые ранние сохранившиеся свидетельства такой постройки относятся к 1175 году. Обширные раскопки показали, что уже существовало около 1200 домов, стоящих в ряд. Закрытые фасады домов, которые до сих пор типичны, появились только в 14 веке. Есть также многочисленные строительные нормы того периода, которые были призваны регулировать стройительство. Соседние постройки часто расширялись и объединялись. Филлингеновские дома имеют прямоугольную планировку и ориентированы узкой стороной к улице. Высокие стропильные фермы были совмещены с карнизом, выходящим на улицу, фронтонные стены создавали противопожарную защиту для соседей. Поскольку в домах не было подвала из-за высокого уровня грунтовых вод, припасы и другие товары приходилось хранить на чердаке. В значительной степени стандартизированное строительство жилых домов свидетельствует о узкоспециализированной строительной отрасли. За каждым из домов был двор и садовая территория, часто огороженная забором. Плотная застройка требовала минимум средств для уборки территории. В каждом доме была хотя бы одна выгребная яма.

1 из 7
Примерно с 1150 года орнаментальная плитка начала использоваться в церковных интерьерах на юго-западе Германии. В 13 веке она проникла в мирские городские кварталы.

Развитие изразцовых печей. Первые изразцовые печибыли установлены в замкахв 11 и 12 веках, а немного позже и в городских домах. Они состояли из простого глиняного купола, стены которого были укреплены плитками. С 14 века стены печи были покрыты декоративными изразцами. Корпус печи был увеличен, стенка образована соединенными глиняными трубками, на конце которых лепился украшенный диск. Эти листовые плитки часто были покрыты глазурью. Дальнейшее развитие печей привело к улучшению использования тепла. Декоративные элементы плитки адаптировались к вкусам того времени. Художественный гончар Ганс Краут стал самым известным представителем этого ремесла в Филлингене в 16 веке.

1
Печные плитки 12-13 веков.  Четки отпечатанных чашечных изразцов видны на печной глине. Рельефные плиткт с изображениями барана и льва 1400 года.
Печные плитки 12-13 веков. Четки отпечатанных чашечных изразцов видны на печной глине. Рельефные плиткт с изображениями барана и льва 1400 года.

Вот на этом стенде показаны обломки строений разных веков.

1 из 8

Госпиталь и фонд.

Больница была коммерческим предприятием, которому принадлежали большие владения — дома, фермы, поля, луга, и множество других источников дохода. У госпиталя была собственная ферма, доход от которой использовался для кормления пациентов больницы, а излишки продавали. Управление госпиталем городская управа возложила на медсестер и начальника госпиталя, которые должны были вести точный учет всех доходов и расходов.

В 1256 году был организован благотворительный фонд «Сезон страданий», для помощи больным. В 14 веке, когда от чумы умерло огромное количество жителей города, их активы были переданы в фонд. Каждый год, в день, «когда смерть была наибольшей», церковные службы должны были раздавать милостыню беднякам. В этот день для бедняков готовили мясную и рыбную пищу. После Тридцатилетней Войны ее заменили просто хлебом. Количество бедняков и нищих выросло настоправа на десятину и проценты. лько, что приготовление пищи требовало слишком больших организационных и транспортных затрат. Кроме того, местная беднота все больше поддерживалась так называемым «шпернбротом» — хлебом из фонда — и разовыми выплатами. В ходе рационализации системы помощи бедноте, в 18 веке благотворительные мероприятия фонда были ограничены.

Экономической основой фонда была недвижимость, а также

Как в большинстве городских больниц, в больнице Филлингена также была часовня, за которой присматривал капеллан. Ежедневная молитва и посещение многочисленных служб составляли важную часть распорядка дня в больнице. Прежде всего, обязательным для пациентов, было посещение ярмарок умерших жертвователей.

Удивительно назначение дверной ручки (объяснение под фото).

В конце 18 века в здании больницы на короткое время разместили исправительную колонию для наказания бедняков. Позже больница служила социальным жильем для слабых слоев населения.

Стул не приглашает на отдых — наоборот, он, его разбитое стекло, символизирует боль. В диалоге с Пьетой он становится «Престолом Мудрости», а боль связана с оплакиванием Иисуса. Промежуточное состояние сына Божьего, который уже умер, но еще не воскрес.

1 из 8

Судебный округ.

Судебный округ города изначально ограничивался фактической территорией города и деревнями вокруг, находившимися под властью Филлингена. Экономические контакты с соседними районами и усилия города по расширению сферы своего влияния вскоре привели к конфликтам по поводу сферы юрисдикции.

Основы юрисдикции города были заложены в Рыночной Хартии 999 года. Это давало графу Бертольду право принимать решения в случае нарушения рыночного законодательства. Самое позднее к концу 13 века Филлингену было разрешено вершить правосудие как за мелкие правонарушения, так и за нарушения, влекущие за собой смертную казнь или нанесение увечий. Во главе суда стоял городской голова, после принятия должности мэра, он стал председательствующим на суде.

Приговоры к тюремному заключению в том виде, в каком мы их знаем сегодня, появились только в начале 17 века. До этого задержанными были либо подследственные, задержанные в короткие сроки. либо неплатежеспособные должники. В Филлингене таких преступников держали в башнях городских укреплений. В отдельных случаях городской суд назначал длительные тюремные сроки. Например, суду не удалось осудить Катерину Штрейбин в 1572 году, подозреваемую в колдовстве и ее освободили. Шесть недель спустя Совет приказал ее арестовать вновь, и вновь подвергнуть пыткам. Но так как она ни в чем не признавалась, ее увезли в больницу, чтобы пожизненно держать ее там.

В 1501 году Филлингер пришел к соглашению с домом Фюрстенбергов: ему определили территорию, в которой Филлинген имел юрисдикцию. Кроме того, он регламентировал полномочия городского суда и окружных судов. Филлинген боролся за суверенные права во всей округе, с соседними городами.

Долгое время в Филлингене не было своего палача. В 1501 году было достигнуто соглашение с графами Фюрстенбергами, об использовании их палача. Только в 1774 году в городе появился свой палач. Палачом Хаусаха в долине реки Кинциг был Иоганн Антон Зайдель, с 1736 года. Его меч — на фото — имеет надпись на аверсе: «Господа управляют злом, я исполняю ваш окончательный приговор». На реверсе: «Когда возьму в руки меч, желаю грешнику вечной жизни».

Из-за дороговизны казней и содержания втюрьме, правонарушителей, преступления которых не влекли за собой смертной казни, депортировали в соседние районы. Предварительно на кожу преступника ставили клеймо — выжигали, и такой человек не имел шанса на нормальную жизнь. Человек по фамилии Сюрсенн был пойман на краже в Оберкирхе в 1772 году, это была вторая кража — впервые он был арестован в 1766 году, и тогда же заклеймен. В последующие годы он зарабатывал на жизнь новыми кражами. Филлингенский суд вынес ему приговор — позорная казнь на виселице.

Еще одна история: Анна Хуртер, арестованная в 1662 году за воровство и прелюбодеяние. Под пытками винтами она полностью призналась в обоих преступлениях. Однако, мужчина, причастный к прелюбодеянию, не признался в нем.

Ошейник выполнял туже функцию, что и позорный сюртук. Осужденные выставлялись в нем на всеобщее обозрение. Помимо воров так наказывали сварливых женщин. В 1523 году Герману Шварцу пришлось 3 часа стоять в ошейнике в Филлингене за Богохульство.

1 из 8
Шейные скрипки, 18 век. В основном использовались как средство наказания женщин, за прелюбодеяние. Их надевали на шею и руки женщины и выставляли на всеобщее обозрение. Цель такого наказания - унижение.

Работа Эмиля Умменхофера «Сжигание ведьмы», 1838 год. Между 1520 и 1662 годами в Филлингене было арестовано более 50 человек по подозрению в колдовстве. Почти все были осуждены и казнены, только 7 человек были оправданы — все мужчины. Обвиняемых пытали, пока не получали признательных показаний. Всегда вменялось: «Плотская связь с дьяволом, пагубные чары, порча погоды, отрицание Бога и святых, участие в ведьминских шабашах».В отличии от сцены, изображенной на глиняном барельефе, большинство осужденных были не сожжены живьем, а казнены мечом, после чего их тела сжигали на костре.

2
Сжигание ведьмы.
Сжигание ведьмы.

Стандартизация: время деньги и размеры.

На протяжении веков Филлинген был относительно независимым. К суверенным правам относилось также определение веса, вместимости и времени. В качестве денег использовались переднеавстрийские крейцеры. С 1806 года начался процесс утраты самостоятельности мелких княжеств бывшей Империи. Баден и Вюртемберг вошли в состав Германской Империи. Меры и весы все больше стандартизировались и с 1806 года приняли французскую модель. Метрическая система стала обязательной в Германии с 1871 года.

В Священной Римской Империи Германской Нации, существовавшей до 1806 года, не было единой Имперской Валюты, а были национальные валюты с разной стоимостью. Более 200 религиозных и светских правителей чеканили собственные монеты. В австрийских владениях на юго-западе Германии, в том числе в Филлингене, расплачивались крейцерами. В герцогстве Вюртемберг, включая Швеннинген, был в ходу вюртембергский хеллер. Когда мелкие имперские поместья в начале 19 века утратили самостоятельность, денежная система стала более единообразной. Теперь свои монеты чеканили 39 земель, включая недавно созданное Великое Герцогство Баден и Вюртемберг, которому был присвоен статус Королевства. Различные денежные единицы существовали до 1873 года, когда марка стала единой валютой Рейха. Право чеканки мелких монет до 1 марки полностью перешло к Рейху. Однако номиналы от 2 марок могли чеканиться или выпускаться в виде банкнот федеральными землями или центральными банками до 1918 года.

ПМВ потребовала огромные затраты. Чтобы финансировать ее, правительство увеличило обращение денег, выпустив больше банкнот в оборот. Это означало, что существующая денежная масса больше не покрывалась золотом. Кроме того, были выпущены векселя, которые потеряли ценность в 1917 году, так как основным заемщиком было государство, совершенно неплатежеспособное. В конце 1923 года Германия оказалась на грани экономического краха. Банкноты в обращении составляли около 700 триллионов марок. Чтобы остановить гиперинфляцию, была введена рентная марка, действовавшая с 16 ноября 1923 года. Основой покрытия этой переходной валюты была коммерческая недвижимость, обремененная ипотечными кредитами. Обесценившуюся бумажную марку можно было обменять в соотношении 1 триллион к одной рентной марке. 1 октября 1924 года рентная марка была заменена рейхсмаркой, которая снова была основана на золоте.

Еще до ввода войск в Германию союзники начали печатать банкноты на случай входа в страну. Они использовались в Германии с 1945 по 1948 годы, вместе с рейхсмарками. После окончания ВМВ рейхсмарки были уничтожены. Демонтаж и огромный поток оккупационных денег подпитывали инфляцию. В итоге этому была противопоставлена общая денежная реформа в трех западных оккупационных зонах. 20 июня 1948 года рейхсмарка была полностью заменена на немецкую марку в соотношении 10:1.

1 из 9
1. Монетный двор Берлина, 1881 год. Аверс. 2. Монетный двор Штутгарта, 1886 год, реверс. 3. Банкнота 100 марок Рейха, 1908 год, бумага. 4. Банкнота 100 марок, Банк Франкфурта, 1907 год, бумага. 5. Банкнота 100 марок, Центральный Банк Вюртемберга, 1911 год.

До конца 19 века время измерялось по местному положению солнца. Центральноевропейское время было введено в 1893 году.

1
Башенные часы городских ворот, 1575 год. Поскольку время измерялось по местному положениюсолнца, его определение было суверенной задачей города. При сносе нижних ворот в 1847 году были демонтированы и часы, провисевшие 300 лет.
Башенные часы городских ворот, 1575 год. Поскольку время измерялось по местному положениюсолнца, его определение было суверенной задачей города. При сносе нижних ворот в 1847 году были демонтированы и часы, провисевшие 300 лет.

На этом описание большей части музея я заканчиваю, продолжение следует.

Часы работы:

со вторника по субботу с 13.00. до 17.00.

в воскресенье и праздничные дни с 11.00. до 17.00.

Вход на постоянную экспозицию музея бесплатный. На временные выставки — 3 евро.

Адрес:

Rietgasse 2

78050 Villingen-Schwenningen

+497721822351

www.franziskanermuseum.de

  1. Дом, где родился Шиллер
  2. Карнавальный музей в городской башне
  3. Влиятельнейший некогда монастырь Германии — Хирзау
  4. Музей «Порше»: от гонок к дорогам
  5. Гогенцоллерны Младшие
  6. В гостях у Гогенцоллернов
  7. Второй замок Лихтенштайн (в Германии), из множества одноименных
  8. От начала до наших дней — неожиданный музей. История региона
  9. Дворец-резиденция — барокко. Людвигсбург
  10. Вторая часть интересного музея — карнавал, туризм
  11. Интересный музей Филлингена — часть 3 — город 19-20 веков — телерадио техника и развитие офиса
  12. Францисканер-музей — часть 4, заключительная: человек в мире техники, народные промыслы и археология
  13. Трахтенмузей — это о костюмах
  14. Этнографический музей немецкой деревни
  15. Путешествие по Рейну в аквариуме.
  16. Немецкий Музей Часов
  17. Музей лесопилки, рафтинга и кожевенного дела
  18. Монастырь — музей — пивоварня «Альпирсбах»
  19. Августинер музей Фрайбурга. Ч. 1 - витражи.
  20. Августинермузей Фрайбурга. Часть 2 — Алтарные образы
  21. Выставка «Фрайбург и колониализм вчера? Сегодня!», в Августинермузее Фрайбурга
  22. Августинермузей — музей Собора, основные моменты искусства от Средневековья до 19 века. Заключение
  23. Августинер музей Фрайбурга. Часть 3 — скульптуры
  24. Выставка «Констанц в годы национал — социализма 1933 — 1945», часть 2. Сопротивление, фронт, послевоенный период. Швейцарское соседство
  25. Констанц в годы национал-социализма, 1933–1945 годы. Часть первая — Начало, Холокост
  26. Археологический музей на английской вилле в Германии
  27. Исторический мини-музей Фрайбурга
  28. Музей Розгартен — сохранившиеся шедевры, начиная с 13 века. Часть 1
  29. Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.
  30. Дом, где родился величайший механик — Даймлер. Мини-музей
  31. Цветущее барокко — герцогский сад в Людвигсбурге
  32. Музей древностей — Приятная неожиданность
  33. Рождественский замок в облаках
  34. Провинциальный геологический музей с уникальными экспонатами
  35. Единственный в Западном мире литературный салон А.П.Чехова
  36. Автомобильный Музей Мерседес
  37. Страшно? Очень!
  38. Техническое Ваууууу! Европейская роскошь. Часть третья.
  39. Техническое «Вауууу»! Часть первая — американский средний класс, самолеты
  40. Техническое Вауууу! Милитари — часть вторая
  41. Вы сидели в карцере?
  42. Пусть помнит каждый гражданин, пожарный номер 01! Музей пожарного дела
  43. Музей дирижаблей Цеппелин
  44. Один из лучших не столичных музеев!
  45. Вилла Карла Бенца — родовое гнездо
  46. Музей Розгартен в Констанце. Часть 2
  47. История развития техники сквозь призму истории. Часть 1
  48. Развитие техники сквозь призму истории, часть 3.
  49. На чем мы ездим путешествовать? Часть 2.
  50. Развитие автомобилестроения сквозь призму истории. Часть 4
  51. Развитие автомобилестроения сквозь призму истории. Часть 5
  52. Спасательные машины в музее Мерседес, часть 6.
  53. Детский музей Естествознания
  54. Самый большой частный аптечный музей Европы
  55. Музей Шварцвальда, Триберг, Германия.
  56. Замок Шветцинген — неплохо отдыхали летом пфальцграфы!
  57. Крепость епископов и рыцарей.
  58. Лихтенштейн, который не в Лихтенштейне и не в Австрии!
  59. Первый в мире музей Карла Фаберже
  60. Фото и акварели — бабочки
  61. Музей штопоров — самый маленький и необычный музей Германии
  62. Шедевр гобеленового искусства, куклы и кукольный театр — крошечный музей
  63. От каменного века — неандертальцев до предков современного человека в регионе Вюртемберга, ч. 1 Ландесмузея.
  64. Человек разумный, Ландесмузей ч. 2.
  65. Бронзовый и Железный века, Ландесмузей Штутгарта, 3 часть
  66. Ландесмузей Штутгарта, часть 4. Бронзовый век. Железный век. Кельты.
  67. Ландесмузей Штутгарта, часть 5 — кельты. Конец Бронзового века. Железный век
  68. Городской провинциальный музей с европейской историей
  69. Провинциальный музей в туристическом Шильтахе
  70. Модильяни и другие — Modern Gazes — Современные взгляды. Часть 1.
  71. Модильяни и другие — Современный взгляд. Часть 2

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Францисканский музей

3F54+HM Филлинген-Швеннинген, Германия Подробнее об объекте