Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Экспозиции музей я уже описывала достаточно подробно: две части про временную выставку «Констанц в годы нацизма», и два альбома с экспонатами. Этим материалом завершу отчет об отличном музее Розгартен.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Это даже не совсем краеведческий, это что-то среднее между историческим и археологическим. Он расположен в самом центре исторической части города, в здании, построенном в 1454 году для гильдии мясников (профсоюза).

2
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Музей в нем был открыт в 1870 году, инициатором был простой горожанин, аптекарь.

2
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

С 1824 года книготорговец из Констанца Джозеф Кастелл выставляет в сегодняшнем здании Совета за входную плату старинные экспонаты и предметы искусства. Остатки этой коллекции Лейнер приобрел у преемников Кастелла, братьев Фиклер, но не особо полагался на их подлинность. Реликвии оказались настоящими и стали первыми музейными экспонатами.

2
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Основатель музея, Людвиг Лейнер, был разносторонне одаренным, бесконечно трудолюбивым человеком: он любил бродить по сельской местности со своим ботаническим барабаном, собирая растения, животных и окаменелости. Еще он любил просиживать всю ночь за своим маленьким секретером и классифицировать находки. Кроме того, Лейнер талантливо рисовал тушью и тростниковым пером, мелким почерком писал целые петиции в городской совет, писал эссе и книжные рукописи, вел обширную переписку с учеными Германии, Австрии, Швейцарии.

Насколько известно из свидетельств, он был заботливым мужем своей жены Теклы, и заботливым, но не властным отцом своих четверых детей.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

После его смерти в 1901 году в его резиденции «Мальхаус» более века сохранялись его предметы мебели и многие его рабочие принадлежности, после чего были переданы в музей Розгартен.

Начинается выставка с Зала Гильдий. Он также служил гостевой комнатой для большой гильдии Ремесленников «Цум Розгартен», где люди ели, пили и праздновали, ремесленники бросали свои взносы на еду и напитки в железную кассу в центре комнаты. Стены расписаны фресками 16 века, на юмористическо-аллегорические сюжеты.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Поскольку огромное количество экспонатов музея — религиозной тематики, то в залах подробно рассказывается о религиозной жизни города, и о важнейшем событии — Реформации.

2
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Музей — это не только экспонаты, это история города, объяснения и иллюстрации уклада жизни людей, их обычаи и традиции.

Религия:

Для людей Средневековья религия и мысли о загробной жизни были естественной частью их жизни. Церковные праздники структурировали год. Поклонения Святым, призываемым как ходатаям перед Богом, процветало в позднем Средневековье. Церкви были заполнены алтарями, религиозными картинами и табличками, и нарисованными, вырезанными или изваянными святыми. Службы в церкви могли длиться несколько часов, и всегда были поводы звонить в колокола.

2
Киворий, контейнер с крышкой, 1615 год, Санкт - Иоганн. Позолоченное серебро. У основания - дата и герб семьи Констанц де Галль и Тритт.
Киворий, контейнер с крышкой, 1615 год, Санкт - Иоганн. Позолоченное серебро. У основания - дата и герб семьи Констанц де Галль и Тритт.

Беспокойство о жизни после смерти гнало людей Средневековья больше, чем любой земной труд или чума. Страх перед адом и чистилищем определял их действия: чтобы сократить время чистилища, служились мессы, совершались Богоугодные дела, совершались паломничества по святым местам. Те, кто был богат, также могли позволить другим молиться за свое спасение. Ежегодно устраивались платные ярмарки, которые проводились даже после смерти мецената.

2
Мерный набор, 1700 год. Мерный кувшин и тарелка из Аугсбурга, с клеймом производителя: IL - Иоахим Лутц Старший. Серебро с чеканкой и позолотой.
Мерный набор, 1700 год. Мерный кувшин и тарелка из Аугсбурга, с клеймом производителя: IL - Иоахим Лутц Старший. Серебро с чеканкой и позолотой.

Помимо картин и скульптур, архитектурных шедевров, религия дала и музыкальные. Например, Реформаторы Амброзиус и Томас Бларер, а также Йоханнес Цвик, создали серию запоминающихся гимнов, молитв и текстов для обучения молодежи. Песни впервые появились в 1536 году в «Neu Gesang Büchle». Их гимны до сих пор поются на протестантских службах. (в музее их тоже можно послушать).

Как Епископство, Констанц был центром большого региона в Средние Века. Руководители монастырей и пастыри приходили сюда, чтобы уладить свои дела. В самом городе было множество монастырей и церквей. В 18 веке в Констанце проживало так много священнослужителей, что император Иосиф Второй назвал его «Священным гнездом».

Это означало хорошие условия для художников, живущих здесь, потому что искусство Средневековья было почти полностью церковным. Художники и скульпторы в основном, украшали соборы, монастыри, церкви. Для людей того времени картины и скульптуры в храмах не были искусством в первую очередь. Скорее, они служили им для иллюстрации Библии и легенд о святых, для побуждения к молитве и медитации.

2
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Конрад Второй, избранный епископом в 934 году, из знатного рода гвельфов, набожный пастырь и собиратель реликвий, часто ездивший в Рим, чтобы увидеть гробницы апостолов, три раза совершивший паломничество в Иерусалим, привез оттуда реликвию — часть креста. Именно поэтому швейцарская часть Констанца называется Кройцлинген. Конрад был канонизирован в 12 веке. Святого изображают с чашей с пауком, так как он не захотел осквернять вино и выпил его, хотя видел, что в чашу залез паук. Конрад проглотил паука, который выполз, не нанеся время святому.

Критика церкви Мартином Лютером нашла отклик в Констанце: около 1519 года молодые пасторы, некоторые каноники и члены Совета искали контакт с зарождающимся протестантским движением. Они проповедовали в духе Реформации и переписывались с Лютером, реформатором Вадианом в Санкт-Галлене, Ульрихом Цвингли в Цюрихе, и гуманистом Эразмом Роттердамским в Базеле.

В Констанце очень рано началась и победила Реформация. Помимо церковных преобразований, реформаторы занимались общественной деятельностью. Например, сестра Маргрет Бларер (1494 — 1541), имевшая гуманитарное образование, занялась общественными делами в реформаторском городе, основала группу помощи бедным для женщин — христианок и обучала детей бедных родителей. В год чумы 1541 она ухаживала за больными в госпитале бывшего доминиканского монастыря. Она и умерла от чумы, в возрасте 47 лет.

1
Канонические таблицы, 18 век. Использовались для чтения фиксированных текстов во время литургии. Таблички написаны на латыни.
Канонические таблицы, 18 век. Использовались для чтения фиксированных текстов во время литургии. Таблички написаны на латыни.

Городской совет воспользовался возможностью взять на себя управление церковными делами и таким образом, ослабить епископа, как второго мэра. Когда Рейхстаг в Шпайере разрешил имперским городам провести Реформацию в 1526 году, Совет встал в авангарде нового движения. Епископ и капитул покинули город и переехали в Меерсбург.

Под влиянием более крупного Цюриха Констанц стал одним из политических и интеллектуальных центров верхнегерманско-швейцарской Реформации после 1520 года. Другие окрестные города, такие как Линдау, Кемптен и Тургау последовали примеру Констанца. Городские союзы и членство в Шмалькальдской Лиге были предназначены для защиты от императора и церкви. Попытка стать Конфедератом (вступить в Швейцарский союз) не удалась из-за сопротивления католической части Швейцарии.

Реформацию в городе возглавили две пары братьев: адвокат Томас Бларер, теолог и бывший монах Амвросий, и их двоюродные братья юрист Йоханнес и советник Конрад Цвик. Они реформируют церковную и общественную жизнь в родном городе, консультируют некоторые имперские города Верхней Швабии в их преобразованиях. Усердный квартет находился в тесном контакте с Мартином Лютером и Ульрихом Цвингли, известнейшими реформаторами.

2
Кубок, 17 век. Из Аугсбургской инспекции епитскопа Георга Сигизмунда Миллера. Позолоченное серебро.
Кубок, 17 век. Из Аугсбургской инспекции епитскопа Георга Сигизмунда Миллера. Позолоченное серебро.

Были отменены индульгенции, исповеди, почитания святых, безбрачие монахов. Монастыри закрылись и превратились в образцово организованные школы или социальные учреждения. Строгие правила запрещали игры, модную одежду, украшения, карнавал.

Все радикализируется, граждан призывают доносить друг на друга. После поражения Шмалькадской Лиги, в 1548 году Констанц оккупировали Имперские войска, что и привело к краху Реформации.

Контрреформация. Шеррегент Доден, новый австрийский мэр города, немедленно после получения должности приступил к повторной католизации города: граждане должны присягнуть королю Австрии, городской совет лишен полномочий, а протестантские проповеди запрещены, протестанты должны посещать церковные службы в Тургау (Швейцария).

Многие в Констанце приветствовали Контрреформацию, как освобождение от строгого «Преступного порядка». Церковники, бежавшие в 1526 году, в начале Реформации, возобновили свою деятельность, вернувшись к должностям. После протестантского иконоборчества художники и мастера создали важнейшие христианские произведения искусства.

2
Монстранс для литургии, вторая половина 18 века. Позолоченная медь и венчики со стеклянными камнями.
Монстранс для литургии, вторая половина 18 века. Позолоченная медь и венчики со стеклянными камнями.

Иезуитский колледж, основанный в 1604 году, являлся движущей силой повторной католизации. Детей со всего региона обучали здесь католической вере. Новый иезуитский театр (на сегодняшний день — самый старый театр страны) показывал религиозные пьесы, связанные с Констанцем, в то же время, воспитывал публику в духе Контрреформации.

Небольшой пригород Штадельхофен остается гнездом сопротивления. Там протестантские уличные мальчишки поносили своих католических сверстников, называя их «Пожирателями Господними» из-хза евхаристического служения.

В течении нескольких месяцев превосходящие силы Имперских Войск заставляли капитулировать один протестантский город за другим. В начале 1547 года Констанц был последним реформаторским городом на юге Германии. Тем не менее, Совет видел себя в сильной переговорной позиции против императора Карла Пятого, и был полон решимости защищать новую веру. Но Совет совершенно неверно оценил ситуацию: император вооружился против изолированного города, и наложил на него «Имперский запрет». Перед решающей схваткой среди жителей распространилась истерия: молодую женщину судили за колдовство, совет создал еще более строгие запретительные правила.

2
Дно кубка, герб, покрытый цветной эмалью.
Дно кубка, герб, покрытый цветной эмалью.

В августе 1548 года несколько тысяч испанских солдат двинулись на Констанц. Вооруженные горожане отбивались от вражеских войск на мосту через Рейн. Испанцы, оставив после себя выжженную землю, отступали через пригород Петерсхаузен. Совершенно неожиданно Констанц выиграл эту битву.

Однако среди населения росло недовольство политикой Совета. Все меньше и меньше констанцеров были готовы рисковать жизнью и имуществом ради Реформации. Тогда совет понял, что должен сдаться. В октябре город сдался и потерял права Имперского Города. Констанц был включен во владения Карла Пятого и отныне стал являться официально австрийским городом.

2
Реликварий, начало 19 века. Различные обернутые кости - реликвии хранились в подобных реликвариях.
Реликварий, начало 19 века. Различные обернутые кости - реликвии хранились в подобных реликвариях.

Во время Тридцатилетней войны Австрия приказывает изгнать протестантов. Их подозревают в том, что оони вели переговоры о присоединении города к Конфедерации (Швейцария) во время шведской осады в 1633 году. Но Совет сопротивлялся и протестанты терпели. Совет восстановил свое влияние, но до 1806 года австрийский мэр имел окончательное право издавать директивы.

Религиозная борьба окончательно закончилась в 1648 году Вестфальским миром.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

В одном из двух альбомов с экспонатами музея, я выкладывала множество алтарных работ. Трансформируемые или «крылатые» алтари состоят из раскрашенной и украшенной картины, со створками по бокам. В будние дни алтарные крылья закрыты перед святыней. Они открываются в высокие церковные праздники и поэтому великолепны внутри и оснащены ценными материалами.

1
Сусальное золото, 23 карата.
Сусальное золото, 23 карата.

Для достижения великолепного эффекта фоны золотили и украшали в различных техниках. Эти золотые фоны, тщательно наложенные в несколько слоев, должны были создать впечатление дорогих парчовых портьер.

1
Цветовая палитра Средневековья.
Цветовая палитра Средневековья.

Нимбы изображенных святых и надпись на нижнем крае панели этих атарных крыльев вырезаны чеканкой тремоло. Орнамент мог более отчетливо выделяться за счет различных отблесков света на полированных и гравированных золотых поверхностях.

1 из 3
Агат, полирующий камень.

Только после того, как был выполнен золотой фон, выполнялось живописное оформление фигур.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Управление:

Помимо религиозных столкновений и войн, на протяжении веков снова и снова вспыхивали сражения между епископом и честолюбивыми гражданами. Экономически успешные торговцы и самоуверенные ремесленники и гильдии хотели иметь право голоса в правительстве: нижестоящую юрисдикцию, право чеканки монет, право взимать налоги — все это входило в число Конституционных прав, которые патриции хотели заполучить в свои руки. Особенно ощутимой эта борьба стала в 1192 году, когда император Генрих Шестой выпускает документ, подтверждающий свободу от епископских налогов. Таким образом, Констанц становится почти свободным от Рейха городом. В начале 13 века был основан Городской Совет. В 13–8 году избрали первого мэра. Начался рост недовольства распределением мест в совете среди горожан: патриции и гильдии, богатые и бедные ремесленники вели друг против друга кровопролитную войну в пределах городских стен в течении 200 лет.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Конфликты между епископом и муниципалитетом достигли апогея в 1255 году, что привело к нападению на епископский замок в Готлибене. Граждане требовали от епископа дополнительных прав и полномочий. Аббат Бертольд фон Санкт-Галлен был призван в качестве посредника. Его арбитражное решение от 29.11.1255. потребовало уступок по 19 статьям с обеих сторон.

Граждане должны были выплатить компенсацию за нападение на замок Готлибен, и, среди прочего, отказаться от своих прав на колокола собора и часы на башне собора. Самой серьезной неудачей для муниципалитета являлась статья 16, которая запрещала формирования совета, но безуспешно: всего четыре года спустя появились свидетельства о новом совете.

2
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Но аббат Бертольд также принимает во внимание растущие навыки горожан. Им было запрещено облагать городскими налогами всех канцелярских чиновников и назначать их для караула у городских стен. В будущем, однако, эти две гражданские свободы должны также распространяться на священнослужителей, которые родились гражданскими, торгуя или владея собственностью в городе. Бертольд также подтверждает право горожан хранить ключи от городских ворот.

В 1548 году Габсбурги завоевали Констанц, ставший Реформаторским, и включили его в состав Западной Австрии. Пока город не стал частью Бадена в 1806 году, мэр подчинялся Австрийским властям. С 1875 года во главе администрации стоит лорд-мэр.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Революция:

Констанц сильно потерял свое значение в 1827 году с роспуском епархии и переводом ее во Фрайбург. Однако в период политической реакции в городе развернулась оживленная общественная жизнь. Певческие клубы организовывали фестивали, а прогрессивно настроенные горожане собирались в клубах для порлитических дебатов и общения. В одном из них желанным гостем был принц Луи Наполеон. Избрание прогрессивного юриста Карла Хютлина мэром в 1832 году дало новый импульс основанию сберегательной кассы и расширению порта. В городе были снесены старые оборонительные башни и средневековые стены. После вступления Бадена в Таможенный Союз Германии, начался бум стартапов, но ожидаемый подъем был недолгим.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Поместные налоги, неурожай, рост населения и усиление конкуренции со стороны современных промышленных компаний угрожали и радикализировали ремесленников и мелких торговцев на Боденском озере к 1848 году. В 1848 году Фридрих Хеккер поднял народ на восстание под лозунгом: «Победа или смерть за Германскую Республику!». Революция провалилась: плохо экиперованные добровольцы потерпели поражение от превосходящих сил гессенских и баденских войск. Хеккер бежал в Швейцарию, затем в США. В Бадене он превратился в народного героя: его изображение висело во многих гостиных, хотя это было запрещено.

Около 350 из тогдашних 7000 жителей Констанца приняли участие в народных восстаниях 1848–49 годов. Радикально — демократический журнал «Seebletter», издаваемый Йозефом Фиклером, был журналистским голосом демократического движения на юго-западе. После поражения восстания многие его участники были приговорены к длительным срокам тюремного заключения, а тысячи эмигрировали в США.

Однако, благодаря революционерам в том числе, спустя 70 лет в Веймарской республике была принята Конституция.

1
Баденская пехотная каска времен Революции 1848 года.
Баденская пехотная каска времен Революции 1848 года.

Слева направо:

1. Карл Зогельманн (1808–1888), купец и член городского совета. Участник восстаний 1848 года. В 1849 году вынужден был бежать в Швейцарию, его имущество было конфисковано. Позже стал меценатом в родном городе.

2. Альберт Сульгер, художник из Констанца. Погиб в бою с Федеральными войсками 20 апреля 1848 года.

3. Иоганн Георг Август Вирт (1798–1848), видный публицист демократического движения, соорганизатор Хамбахского фестиваля. С 1839 года как политический беженец жил в Тургау (Швейцария). Работалд в республиканском издательстве «Кройцлингер Бельвью».

Отдельно: Фридрих Хеккер (1811–1881), депутат и юрист. В апреле 1848 года он хотел насильственно свергнуть монархию с помощью Хеккерцуга — поезда из Констанца. Вынужден был бежать в США, фермерствовал там. Участвовал в Гражданской войне в США против рабства.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Друг и враг — Швейцария:

В середине 15 века Тургау завоевали Конфедераты. Епископский город Констанц, ответственный за большую часть Конфедерации, оказался в шатком положении: из-за союзов с Цюрихом, Санкт-Галленом, Шаффхаузеном, а также «со швабскими местами, такими, как Линдау, Юберлинген, Равенсбург, он предполагал разделиться между Конфедерацией и «Швабским Бундом». В 1498 году император Максимилиан вынудил Констанц присоединиться к Швабскому союзу Империи.

Два мира столкнулись на Боденском озере: аристократическое правление у швабов и свободная крестьянская республика Конфедератов. Они не могли примириться и ненавидили друг друга. Дворянство Хегау оскорбляет Конфедератов как «коровьих швецарцев», обвиняя их в зоофилии. Битва при Швадерлох унесла жизни более 2000 человек.

Победившие Конфедераты воспользовались поражением Империи. В Базельском мире они установили новую границу, которая и по сей день разделяет северный и южный берега Боденского озера. Констанц стал пограничным городом, и потерял свои права в Тургау. Они захотели стать частью Конфедерации, но император Максимилиан узнал о переговорах и в 1510 году занял город. Через 40 лет Констанц потерял и Имперские свободы.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Революция в домах:

После окончания правления Наполеона, политические свободы граждан были урезаны на Венском Конгрессе в 1815 году. Следующий «Период восстановления» вызвал сильный поворот к «внутреннему»: горожане ушли в частную жизнь, играли в карты, собирали безделуше=ки, читали друг другу стихи и романы и курили трубки. В то же время основные технологические, научные и экономические перевороты привнесли новый, революционный стиль в мебели и декорировании домов. В Констанце швейцарские и французские иммигранты основали текстильные компании, некоторые из которых были очень успешными. Вскоре прогрессивная политическая журналистика из укрепляющегося движения за единство и конституционное движение осмелилось снова выйти на публику. Эпоха после 1850 года называется «Бидермайер».

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Закон и порядок:

Имперский город Констанц — это не демократия с индивидуальными основными правами и разделением властей. Авторитарный городской Совет принимает свои собственные законы, обеспечивает их соблюдение и сам вершит правосудие. Все граждане ежегодно клянутся соблюдать законы и сохранять мир между собой. Но, комитет «Маленькая Крыса» рассматривает административные правонарушения, такие, как драки в баре, или неосторожное обращение с открытым огнем, а также споры о наследстве или серьезные насильственные преступления, за которые предусмотрены жестокие наказания «в жизни и теле, коже и волосах».

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

После Констанцского Собора 1414 — 1418 годов, Совет получил полную юрисдикцию, через королевскую привилегию по поводу преступника и семьи жертвы, наказание выбиралось из Сборника Законов. Государственная власть также строго регламентировала применение пыток в ходе установления истины, и определяло перечень наказаний.

Между 1591 и 1774 годами в Констанце с населением около 4000 человек, был казнен 91 человек, в том числе 9 женщин, сожженных как ведьмы. Наиболее распространенной формой казни было обезглавливание, за которым следовали позорное повешение, утопление, садистское колесование, и захоронение заживо.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

После сильного града в 1453 году, в деревне Трибольтинген на Унтерзее, соседи заподозрили, что Аллин Биренштиль, как демон или ведьма, вызвала град вместе со своим мужем и сыном Хенсли. Мужчины смогли опровергнуть это обвинение, но Совет пытал Аллин, заставив признаться. Ее признали виновной и сожгли, как ведьму. Позже ее сына обязали поклясться не мстить за заточение и смерть своей матери.

С Позднего Средневековья грабителей, воров, детоубийц и членов маргинальных группировок вешали или обезглавливали на каменных виселицах в Тагермоосе. Их тела оставляли висеть на трехопорных подмостках, пока не разложаться, а останки погребали под помостами. После более 400-летнего использования публичное место казни было закрыто в 1832 году. Казни начали происходить в тюрьмах.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Озерная и питьевая вода:

Пить озерную воду было запрещено, так как она была загрязнена сточными водами и мусором. С 1436 года пресная родниковая вода подавалась в город с холмов Тургау, через так называемые деревянные пруды. В книге фонтанов и прудов 1445 года также перечислены 18 общественных и 30 частных фонтанов. Чистая вода жизненно необходима и строго регламентируется: до запрета 1382 года могильщики мыли свои инструменты в колодцах Нидербурга. После запрета это подлежало строгому наказанию. Мясникам разрешено использовать колодцы для промывания требухи и ножей. Вечером желоба колодцев обязательно чистили.

2
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

(такие букеты висят за окнами музея, над улицей).

Канализации и утилизации отходов в то время еще не было. Действовали строгие правила, чтобы улицы и площади не утонули под горами вонючего мусора. Ночные горшки, например, больше нельзя было выливать из окон и эркеров. Их содержимое и небольшое количество бытовых отходов должны были попадать в так называемые «брачные канавы» за домами. Очистка вонючих канав — работа могильщиков, а оплачивали ее жители. Но очистка происходила с интервалом в несколько лет! Мертвые животные, отходы скотобоен и прочее — все попадало в Рейн!

1
Рубец Святого Космы. Средневековые галоши.
Кожаный мешочек 15 века.
Рубец Святого Космы. Средневековые галоши. Кожаный мешочек 15 века.

Как создавался музей:

По мере распространения прогресса в 19 веке росла потребность в сохранении избранных реликвий истории как видимых свидетельств прогрессивного развития общества. В 1869 году городской советник Людвиг Лейнер призвал население спасать «кое-где в нашем городе еще стоящие архитектурные памятники старины и собирать движимые древности». В бывшем доме гильдии «Цум Розгартен» ценный антиквариат, реликвии свайных построек, предметы была и произведения искусства должны были быть объеденены в «Искусство и старинную коллекцию».

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

В то время здесь уже была коллекция древностей времен Собора в Констанце, частная коллекция картин викария генерала Вессенберга, свайное жилище древних и коллекция монет. Лейнер намеревался собрать все вместе.

Когда в Юберлиндене и Линдау также были предприняты попытки основать музеи, муниципальный совет Констанца неожиданно поторопился: он поручил Лейнеру немедленно собрать или купить существующие предметы старины. Был утвержден бюджет в 100 гульденов — в то время половина годового оклада деревенского школьного учителя. Музей был основан осенью 1870 года, но не был открыт для публики до 1871 года из-за Франко-Прусской Войны.

«Любовь к своему делу была столь велика, что он не уклонялся ни от какой личной жертвы, чтобы приобрести на свои средства то, что казалось ему необходимым в общем плане». Так написал доктор Бруно Лейнер о коллекционерской деятельности своего деда, основателя музея.

В музее представлены все эпохи, от археологических экспонатов древности, через Средневековье и до наших дней. В музее описывается главное событие, произошедшее в городе за его долгую истоприю — Констанцский Собор 1414 — 1418 годов. Он описан в хронике Ришенталя.

Торговля:

Благодаря своему расположению в устье Рейна, в центре района Боденского озера, Констанц всегда считался удобным перевалочным пунктом для товаров. Т. о. город смог превратиться в экономический центр торговли на рубеже 12 и 13 веков. В Позднем Средневековье торговля тканями с Боденского озера стал предметом экспорта на ярмарках Шампани, где констанцские купцы имели свои филиалы. Полотно продавали через Северную Италию, по всему Средиземноморью, вплоть до Ближнего Востока и Северной Африки. На обратном пути многие экзотические товары, такие как имбирь, перец, шафран, бумага, драгоценные стекла, достигали Боденского озера и увеличили богатство купцов Констанца.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

До середины 14 века иностранные купцы в основном, останавливались в торговых постоялых дворах, которые служили не только для размещения и питания купцов, но и для безопасного хранения их товаров. Во многих случаях владельцы гостиниц даже участвовали в делах своих гостей в качестве посредников. Частные дома местных купцов или городские филиалы монастырей тоже служили этой цели.

Товары повседневного спроса предлагались на специальных рынках.

По предложению купцов из Милана Констанцский Собор 1 февраля 1387 года постановил построить в порту Констанца Универмаг. Начиная с 1388 года это позволило более интенсивно контролировать всю городскую торговлю и лучше защищать гостей и их товары. Введенное принудительное хранение, контроль товаров, размеров и веса, таможенные пошлины, сборы за перевозку — все это принесло деньги в муниципальную казну.

1 из 4

В августе 1885 года во время строительных работ возле церкви Августинцев, был обнаружен бронзовый ящик с 9 золотыми и 88 серебряными монетами. Золотыми были рейнские гульдены, имевшие большое значение для Средневековых платежей в Констанце.

Свидетельством международной интенсивной торговли с Италией являются 88 серебряных монет, так называемые миланские гросси. В первой половине 15 века они соответствовали стоимости 2 коров, а за 9 золотых гульденов можно было получить 4 коров или лошадь.

Еще более ценная находка обнаружилась в 1905 году во время строительных работ в подвале соседнего с музеем дома. Всего около 1450 золотых монет. Более 2/3 составляли венецианские золотые дукаты.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Одна из старейших монет Констанца была найдена в 1840 году в английском графстве Ланкашир. Серебряный пенни имеет христианский крест на аверсе и название «Констанциа». Вероятно, он был отчеканин на королевском монетном дворе во времена правления Людвига Немецкого (внук Карла Великого) в 9 веке.

Несколько позже нашелся серебряный пенни Соломона Третьего, который будучи епископом Констанца и аббатом Санкт-Галлена в 9–10 веках, перевел монетный двор из светских в духовные руки. С последней четверти 12 века княдья церкви определяли денежную историю города чеканкой полых пфеннигов, так называемых брактеатов. Эти монеты были известны как деннарии Констанца.

В дополнение к этой валюте в 1 пфенниг чистой расчетной единицей был фунт (либра) в 20 шиллингов (солид) в 12 пфеннигов (деннариев), пока город не принял монетный режим в 1367 году. С тех пор появились монеты с городским знаком, их стоимость была установлена в 2 пфеннига в Ридлингерском договоре 1423 года. Стоимость шиллинга Констанца также была установлена на уровне 6 пфеннигов (а не обычных 12).

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Как показывают сокровища, найденные в конце Позднего Средневековья, золотые монеты из ФЛоренции, Генуи, Венеции были столь же популярным средством платежа в Констанце, как и рейнские золотые гульдены у курфюрстов Кёльна, Майнца, Трира или Пфальца. Но только на имперском сейме, состоявшемся в Констанце в 1507 году, город получил привилегию Максимилиана Первого чеканить свой собственный золотой гульден.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Незадолго до Рождества 1891 года сгорел старый монетный двор. В нем размещалась серия картин по стеклу создана Иеронимом Шпенглером, членом большой семьи художников по стеклу из Констанца, в 1720 годах. Девять отдельных сцен со стеклами, которые были написаны в отличном качестве, сохранились до наших дней. Сам хозяин монетного двора, изображенный на некоторых картинах, как бородатый мужчина в фиолетовом камзоле, упоминается как заказчик картин. Кстати, здесь только чеканили монеты, банкнот еще не было. Стоимость денег заключалась в содержании золота и серебра в отдельных монетах. Бумага не имеет материальной ценности, поэтому не имела хождения.

1 из 5

Экспонаты в витрине:

1. Картина «Суд Соломона» Иоганна Иоахима Бёзингера, 1656 года. Она изображает царя Соломона, справедливого и мудрого правителя Израиля, вершащего суд в споре между двумя женщинами за ребенка. Изображение обрамлено каймой с гербами и портретами констанцских советников. Над сценой виден город с востока, с городскими святыми и гербами города и Земли.

2. Геральдическая печать Констанца, 1563 года. На серебрянной печати изображены ворота, окруженные двумя башнями. По обеим сторонам ворот гербы Констанца, над зубчатыми стенами орел и щит Австрии. На оборотной стороне год.

3. Геральдическая печать окружного суда в Тургау, 1417 год. Серебрянная печать в центре которой герб Кибурга из Тургау, с двумя львами, указывающими вправо, разделенными диагональной чертой. Внизу изображен герб Констанца.

4. Геральдическая печать бейливика Эгген, 1542 год. В то время юрисдикция Констанца распространялась и на окрестности. На серебрянной печати изображен герб города посередине между четырьмя небольшими четырехлепестковыми розетками. На обороте написан год и надпись на латыни.

5. Знак посыльного города Констанца, середина 17 века. Чтобы идентифицировать себя как городского посыльного, они носили специальные знаки (удостоверения). Он сделан из серебра, с позолоченным номером. На оборотной стороне клеймо неизвестного ювелира, работавшего в Констанце примерно в середине 17 века.

6. Два талера советника города. 1629 и 1724 годов. Серебрянный талер был последней репрезентативной монетой, выпущенной в городе. На аверсе изображен вид на город с востока и австрийский герб с городским щитом Констанца. На реверсе гербы важных городских государственных чиновников, окруженные щитами советников.

7. Герб констанцского патрицианского общества 1547 год. С передачей Констанца Австрии общество, как и гильдии, потеряли свое значение.

1 из 3

Туризм:

в середине 18 века поэты и художники открыли для себя Боденское озеро, Рейнский водопад и предгорья Альп: Гёте пересёк эти места дважды во время своих поездок в Италию, поэты Людвиг Уланд, Густав Шваб, Аннет фон Дросте-Хюльсхофф и Эдуард Мёрике увековечили Боденское озеро в своих работах.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Вплоть до начала 19 века путешествия были, в основном, привилегией жен богатой знати. Только благодаря регулярному пароходному движению с 1828 года и строительству железных дорог с 1848 года буржуазные круги потянулись к озеру и предгорьям Альп.

Главными путешественниками того времени, стали англичане.

Печатные «Путеводители», самым известным из которых является «Бедекер», сыграли важную роль в привлечении туристов. Сначала эти проводники представляли собой расписания пароходов и вагонов, описания достопримечательностей, и советы по дешевому размещению, потом туристы начали путешествовать профессионально экиперованными и появилась реклама, а позже начали продаваться сувениры на память о посещенных местах.

С 1870 года до ПМВ в Констанце и других городах Боденского озера возводились роскошные гостиничные комплексы. Но, эти места не приобрели такого значения, как Французская Ривьера, итальянские города и швейцарские кантоны Тичино и Граубюнден.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Быт:

Фреска с дома, снесенного в 1962 году, была создана в 1420 году. Ее перенесли на холст. Изображен рыцарский турнир, в центре — схватка двух рыцарей в полном вооружении. Рыцарь справа сталкивает своего противника с коня, за ним (меньшего размера) его оруженосец верхом.

Слева пара влюбленных с развевающимися лентами (уже не четко видно).

Внизу — скрывающаяся в норе лиса.

Заказчиком был констанцский патриций. В Позднем Средневековье городская знать — патриции — стремиласьь перенять образ жизни рыцарей. В том числе участие в турнирах.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Когда падчерица Наполеона, экс-королева Гортензия, прибыла в качестве беженки в Констанц, в 1815 году, здесь царил мир и покой. Большинство из 4500 жителей занимались традиционной торговлей. Только в 1806 году бывший австрийский провинциальный город был присоединен к герцогству Баденскому по воле Наполеона. Некоторые промышленные компании, основанные швейцарскими и французскими эмигрантами в конце 18 века, красили ткани или производили часы. Многие женщины и дети работали в этих компаниях по 14 часов в день.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Перелом в эту идиллию внесла паровая машина: в 1824 году была основана первая пароходная компания, чьи корабли «Вильгельм» и «Макс Иосиф» вышли на регулярное судоходство.

Среднестатистическому жителю в то время было 55 лет. Около 35 из 100 новорожденных детей умирали в течении первого года жизни. Горожане по-прежнему выливали свои ночные горшки на улицы и переулки по ночам. Королева Гортензия позже писала, что тихий город с его мрачными домами представлялся ей «уголком на краю света».

1
1. Текстильный фабрикант Жак-Луи Макэр из Женевы со своими сыновьями Давидом и Каспаром.
2. Давид Макэр (справа) стал банкиром и одним из основателей пароходства на Боденском озере.  1810 год.
3. Гортензия Богарне (1783-1837), падчерица Наполеона, жена его брата Людовика, бывшего короля Голландии.В ссылке на Боденском озере с 1815 года. 
4. Луи Наполеон Бонапарт (1808-1873), сын Гортензии, вырос на Боденском озере. С 1852 по 1870 - Наполеон Третий, последний французский император. 
5. 
Габриэль Хероз, производитель текстиля и изобретатель из Аргау. Его компания, основанная в 1813 году, просуществовала почти 200 лет.
1. Текстильный фабрикант Жак-Луи Макэр из Женевы со своими сыновьями Давидом и Каспаром. 2. Давид Макэр (справа) стал банкиром и одним из основателей пароходства на Боденском озере. 1810 год. 3. Гортензия Богарне (1783-1837), падчерица Наполеона, жена его брата Людовика, бывшего короля Голландии.В ссылке на Боденском озере с 1815 года. 4. Луи Наполеон Бонапарт (1808-1873), сын Гортензии, вырос на Боденском озере. С 1852 по 1870 - Наполеон Третий, последний французский император. 5. Габриэль Хероз, производитель текстиля и изобретатель из Аргау. Его компания, основанная в 1813 году, просуществовала почти 200 лет.

Археологический отдел:

он расположен в отдельных двух залах и рассказывает о досредневековом периоде местности.

Пионеры городской археологии Констанца Людвиг Лейнер, Конрад Бейерле, и Альфонс Бек, помогли лучше понять историю развития города своими находками при раскопках в конце 19 века и первой половине 20 века. Обширные археологические исследования, проведенные Государственным управлением по охране памятников в 1983 году, выявили интересные находки. Сегодня археологи всегда активны на каждой городской стройке.

1 из 4

Мелководье у берегов Боденского озера было излюбленным местом поселений еще в эпохи неолита и бронзы. Самое старое поселение на моренном холме Констанца датируется около 120 года до н. э. Оно просуществовало около 70 лет. Кельтские находки продолжают появляться в городе и окрестностях. Почему поселение перестало существовать с уходом гельветов (швейцарцев) на юг в 58 году до н. э. остается неясным.

1 из 4

В Римские времена, примерно с 22 года холм был снова заселен и построен форт 100 на 100 метров. Под защитой этого места, укрепленного валами и рвом, возникло небольшое гражданское поселение (викус), которое постепенно разрасталось.

1 из 5

Римский Констанц достиг второго расцвета, когда там появился постоянный гарнизон во времена вторжения алеманов после 260 года. Многочисленные могилы вдоль римской дороги, ведущей на юг, свидетельствуют об обширном кладбище, которое датируется 3 и 4 веками.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Находок, относящихся к епископству 7 века, всего несколько. Вероятно, они происходили из окрестностей церкви святого Иоанна.

1 из 4

Римское захоронение:

В сентябре 1872 года перед поместьем «Унтере Зонне» была обнаружена женская могила. В позднеримском захоронении были найдены два браслета, перстень из бронзы, а также кубок и кости двух цыплят.

По хорогшо сохранившимся скелетным останкам, захоронение определили, как явно женское. Ей было около 40 лет, рост примерно 1,65. Размер тела, состояние зубов и качество погребального инвентаря указывает на достаточно высокое социальное положение.

1 из 2

Находки из городских домов, сделанные во время ремонтов и перестроек:

1. Средневековая керамическая копилка, 14 век.

2. Три кувшина из глины и зигбургского керамогранита. Такие изделия были настоящими экспортными хитами из Рейнской области в Позднем Средневековье.

3. Кладовая находка августа 1885 года, сделанная во время догожных работ возле церкви Августинцев, когда была обнаружена бронзовая могила с 9 золотыми и 88 серебряными монетами. Захоронение было сделано в первой половине 15 века.

4. Историческая модель грузового планера, типичная до появления пароходов на Боденском озере.

5. Стеклянная кружка с изображением корабля. Черная окраска припоем. Кружка была расписана художником Вольфгангом Шпенглером около 1676 года для Лайхарта Шпенглера Бургера в Констанце и его жены Хелены Дибольд.

6. Солонка из Констанца 16 века.

1 из 2

Во всех залах музея установлены информационные щиты с пояснениями и историей города.

1 из 7

В музее достаточно большой конференц-зал, где проходят различные лекции, конференции и другие мероприятия.

1 из 3

На выходе, как водится, сувенирный магазин.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Помимо сувениров, здесь можно приобрести буклеты и книги.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Кафе в музее просто изумительное, под стать музею.

1 из 4

Во внутреннем дворике музея расположилось еще одно уютное кафе.

2
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Сумки и рюкзаки можно оставить в локере.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Самые ценные экспонаты я выложила в двух фотоальбомах, а выставка «Констанц в годы национал-социализма» — двух отзывах.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Расположение музейных залов:

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Часы работы:

со вторника по пятницу с 10.00. до 18.00.

в выходные и праздничные дни с 10.00. до 17.00.

в понедельник музей закрыт.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Стоимость билетов:

взрослый 3 евро;

детский (с 6 лет), школьный, студенческий, в составе группы от 10 человек — 1,5 евро;

социальный 1 евро;

семейный 7 евро;

по средам после 14.00. и в первое воскресенье месяца бесплатно.

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

Адрес:

Rosgartestrasse 3–5

78462 Констанц.

www.rosgartenmuseum.de

1
Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.

  1. Дом, где родился Шиллер
  2. Карнавальный музей в городской башне
  3. Влиятельнейший некогда монастырь Германии — Хирзау
  4. Музей «Порше»: от гонок к дорогам
  5. Гогенцоллерны Младшие
  6. В гостях у Гогенцоллернов
  7. Второй замок Лихтенштайн (в Германии), из множества одноименных
  8. От начала до наших дней — неожиданный музей. История региона
  9. Дворец-резиденция — барокко. Людвигсбург
  10. Вторая часть интересного музея — карнавал, туризм
  11. Интересный музей Филлингена — часть 3 — город 19-20 веков — телерадио техника и развитие офиса
  12. Францисканер-музей — часть 4, заключительная: человек в мире техники, народные промыслы и археология
  13. Трахтенмузей — это о костюмах
  14. Этнографический музей немецкой деревни
  15. Путешествие по Рейну в аквариуме.
  16. Немецкий Музей Часов
  17. Музей лесопилки, рафтинга и кожевенного дела
  18. Монастырь — музей — пивоварня «Альпирсбах»
  19. Августинер музей Фрайбурга. Ч. 1 - витражи.
  20. Августинермузей Фрайбурга. Часть 2 — Алтарные образы
  21. Выставка «Фрайбург и колониализм вчера? Сегодня!», в Августинермузее Фрайбурга
  22. Августинермузей — музей Собора, основные моменты искусства от Средневековья до 19 века. Заключение
  23. Августинер музей Фрайбурга. Часть 3 — скульптуры
  24. Выставка «Констанц в годы национал — социализма 1933 — 1945», часть 2. Сопротивление, фронт, послевоенный период. Швейцарское соседство
  25. Констанц в годы национал-социализма, 1933–1945 годы. Часть первая — Начало, Холокост
  26. Археологический музей на английской вилле в Германии
  27. Исторический мини-музей Фрайбурга
  28. Музей Розгартен — сохранившиеся шедевры, начиная с 13 века. Часть 1
  29. Краеведческий музей Констанца. Заключительный обзор.
  30. Дом, где родился величайший механик — Даймлер. Мини-музей
  31. Цветущее барокко — герцогский сад в Людвигсбурге
  32. Музей древностей — Приятная неожиданность
  33. Рождественский замок в облаках
  34. Провинциальный геологический музей с уникальными экспонатами
  35. Единственный в Западном мире литературный салон А.П.Чехова
  36. Автомобильный Музей Мерседес
  37. Страшно? Очень!
  38. Техническое Ваууууу! Европейская роскошь. Часть третья.
  39. Техническое «Вауууу»! Часть первая — американский средний класс, самолеты
  40. Техническое Вауууу! Милитари — часть вторая
  41. Вы сидели в карцере?
  42. Пусть помнит каждый гражданин, пожарный номер 01! Музей пожарного дела
  43. Музей дирижаблей Цеппелин
  44. Один из лучших не столичных музеев!
  45. Вилла Карла Бенца — родовое гнездо
  46. Музей Розгартен в Констанце. Часть 2
  47. История развития техники сквозь призму истории. Часть 1
  48. Развитие техники сквозь призму истории, часть 3.
  49. На чем мы ездим путешествовать? Часть 2.
  50. Развитие автомобилестроения сквозь призму истории. Часть 4
  51. Развитие автомобилестроения сквозь призму истории. Часть 5
  52. Спасательные машины в музее Мерседес, часть 6.
  53. Детский музей Естествознания
  54. Самый большой частный аптечный музей Европы
  55. Музей Шварцвальда, Триберг, Германия.
  56. Замок Шветцинген — неплохо отдыхали летом пфальцграфы!
  57. Крепость епископов и рыцарей.
  58. Лихтенштейн, который не в Лихтенштейне и не в Австрии!
  59. Первый в мире музей Карла Фаберже
  60. Фото и акварели — бабочки
  61. Музей штопоров — самый маленький и необычный музей Германии
  62. Шедевр гобеленового искусства, куклы и кукольный театр — крошечный музей
  63. От каменного века — неандертальцев до предков современного человека в регионе Вюртемберга, ч. 1 Ландесмузея.
  64. Человек разумный, Ландесмузей ч. 2.
  65. Бронзовый и Железный века, Ландесмузей Штутгарта, 3 часть
  66. Ландесмузей Штутгарта, часть 4. Бронзовый век. Железный век. Кельты.
  67. Ландесмузей Штутгарта, часть 5 — кельты. Конец Бронзового века. Железный век
  68. Городской провинциальный музей с европейской историей
  69. Провинциальный музей в туристическом Шильтахе
  70. Модильяни и другие — Modern Gazes — Современные взгляды. Часть 1.
  71. Модильяни и другие — Современный взгляд. Часть 2

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей народных искусств и традиций «Розгартен»

Rosgartenstraße 3-5, 78462 Konstanz, Германия Подробнее об объекте