Признание
пользователей

О подлинниках и копиях. Кто святее?

Есть такие достопримечательности, о которых думаешь про себя: «Писать, или не писать?» И уже вроде смиряешься с тем, что и не надо, и что вряд ли кто до этого Богом забытого Румбурка доедет, а если и доедет, то в местную Лоретту за неимением времени и не зайдет.

Но когда-то данное самой себе, не понятно отчего и почему, обещание про это место написать тянет за душу и остается в списке незавершенных дел. А я где-то читала, что ничто так не отравляет нашу жизнь и в конечном счете душу, как эти недоделки оставленные на потом.

В общем собиралась я про Румбуркскую Лоретту написать почти год и вот собралась. Делом это оказалось совсем не таким простым, как мне виделось. Сами понимаете, что информации про данную достопримечательность в сети «днем с огнем»…

Кстати, когда шерстила сеть на этот счет обнаружила на сайте GuideTourist свой рассказ про Богемскую Швейцарию. Там хоть внизу и есть ссылка на Туристер, но я не припомню, что давала разрешение на перепечатку своего текста. А авторские?

Но вернемся к нашим баранам Лореттам. Румбурк — хоть и эдакий чешский Мухосранск, но лет весьма преклонных. Первое упоминание о нем относится к 1298 году. Развиваться же он начал в правление Карла IV — императора Священной Римской империи, избранным на этот пост в 1355 году. Был Карл, при крещении носивший имя Вацлав, из рода Люксембургов, но мамой его была чешка — Элишка Пржемысловна (Елизавета Богемская) — последняя представительница династии Пржемысловечий на чешском престоле.

17
Румбурк.
Румбурк.

Пишу я сейчас про Карла по нескольким причинам:

— во-первых, изучая перепечатку истории Лоретты, выданную мне на месте в запаянных в полиэтилен листах, я перепутала фамилии Люксембург и Лихтенштейн и начала рыть историю города на предмет связи ее с Люксембургами.

— во-вторых, как оказалось в последствии, тот самый Карл, что под номером IV, по идее к Румбурку имеет весьма опосредованное отношение, а прямое совсем другой персонаж — Антон Флориан фон Лихтенштейн (1656–1721), который жил в своем Румбуркском замке и хоть и являлся 5-м князем Лихтенштейном, но княжества своего на тот момент не имел.

— и в-третьих, меня поразила магия цифр 4 и 6, которая прослеживается на протяжении всех моих «раскопок».

Я немного позанудствую, не пропадать же информации, хотя вам может показаться, что все это притянуто за уши. Так вот у Карла IV в. воспитателях ходил некий Пьер де Розьен, ставший в последствии, не без поддержки бывшего воспитанника, папой Климентом VI-м. Кстати благодаря этому тандему в Чехии было образовано самостоятельное Чешское архиепископство, на протяжении всей своей истории тесно связанное с папским престолом.

11
Румбуркская Лоретта.
Румбуркская Лоретта.

А Антон Флориан фон Лихтенштейн был воспитателем эрцгерцога Карла, ставшего в последствии императором Священной Римской империи под номером Карл VI. Но во времена, когда он вроде как отвечал за образование наследника, он еще подрабатывал, как в императорском казначействе, так и послом в Ватикане. Видимо именно там и зародилась у него в голове идея построить в родном Румбурке копию итальянской Лоретты, что находится в городе Лоретта. А деньги? Ну врать не буду, свечку не держала. Может он просто был состоятельным человеком.

Да и наверное, румбуркцы помогли скинувшись. В 1713 году в городе построили крупное текстильное предприятие — Румбуркскую белильню. Сюда даже переехали английские ткачи. Город развивался и дохорошел до названия чешского Парижа.

22
Румбурк.
Румбурк.

Про итальянскую Лоретту у меня есть рассказец, но если кому лень читать, скажу, что Лоретта — это дом, где родилась святая Мария. Якобы, именно он находится в г. Лоретта, и вокруг него построен мраморный саркофаг, а над саркофагом собор.

12
Румбуркская Лоретта.
Румбуркская Лоретта.

Наш Антон Флориан, судя по всему был инициатором изготовления статуи Черной Мадонны в 1694 году. Ее освятили в итальянской Лоретте и перевезли в Румбурк, поместив в часовню-саркофаг, отстроенную в 1709 году. В барочные времена считалось, что чудодейственные свойства оригинала передаются и копиям. Но не всегда подобие — это повторение.

Самое интересное в нашем случае, что статуя Черной Мадонны, находится и в итальнском соборе, но там это восстановленная после пожара 1921 года копия. Так что копия чешская, намоленней, если соотноситься с возрастом, теперь уже копии лоретанской. Ее выносили из саркофага во время торжественных дат и значимых событий. И еще её явлено около 30 документально зафиксированных чудес исцеления.

15
Черная Мадонна Румбурка.
Черная Мадонна Румбурка.

Лоретанский саркофаг был спроектирован Донато Браманте в 1509 году, а автором Румбуркской Лоретты стал Иоганн Лукас фон Хильдебрант. Тоже не последний мастер в своем цеху. В последствии он стал придворным архитектором императорского двора и многочисленный наш народ, бывавший в Вене, помнит его великолепные дворцы. (Да, товарищи-господа, не забываем, что Чехия тогда была частью Священной Римской империи.)

24
Саркофаг-часовня над статуей Черной Мадонны Румбурка.
Саркофаг-часовня над статуей Черной Мадонны Румбурка.

Так вот Хильдебрант, не мудрствуя лукаво, копия — так копия, поехал в Италию, там Лоретту измерил, вернулся в Чехию и соорудил свою, но не из мрамора, а из красноватого песчанника. Барельефы, которыми облицован саркофаг, близки по сюжету итальянским, но то что отличало эти две Лоретты, так это нахождение на крыше Румбуркской, 16-ти статуй, изображавших родню Иисуса и девы Марии. Вот такая фантазия была у заказчика — Антона Флориана.

9
16 статуй Румбуркской Лоретты.
16 статуй Румбуркской Лоретты.

За 100 лет статуи пришли в негодность из-за суровых погодных условий, не сравнимых с мягким аппенинским климатом, и их с крыши сняли и разместили на баллюстраде у входа в комплекс.

9
О подлинниках и копиях. Кто святее?

В настоящее время заповедник Румбуркская Лоретта включает в себя: вышеописанный саркофаг, монастырь капуцинов, в одной из частей которого сейчас находится городская библиотека и костел св. Лаврентия.

11
О подлинниках и копиях. Кто святее?

Когда мы подошли ко входу, оказалось, что входной билет стоит 60 крон и муж сказал, что он не пойдет, а я зайдя в помещение, напомнившее мне почему-то школу на летних каникулах, таким пустым и гулким оно оказалось, обнаружила, что помимо платы за вход надо еще приплатить за фотосъемку 100 крон. Так что получилось на тот момент сумма почти в 8 доллларов, что согласитесь совсем не дешево, особенно если учесть, что в Италии за посещение собора денег не берут.

13
Румбуркская Лоретта.
Румбуркская Лоретта.

Засушенная, бледная, как моль, чешка, выдав по моей просьбе описание на русском, спросила для отчетности из какой страны я прибыла, и долго соотносила в голове русский язык и Израиль. Лицо отчетливо показывало, с каким трудом проворачивается в голове её эта мысль.

На этих 2-х моментах: получении денег и занесении в реестр, ее патронаж надо мной закончился. Я отправилась в свободное плавание по коридорам клуатра, а она пошла натаскивать свою более молодую и аппетитную коллегу. То-ли она собиралась на пенсию, то-ли они ожидали наплыва туристов, при котором одним экскурсоводом не обойтись.

Блажен кто верует.

14
Румбуркская Лоретта.
Румбуркская Лоретта.

Как вы понимаете, ничего выдающегося и из ряда вон прекрасного я для себя не нашла. Угловые капеллы, сводчатые коридоры. Сколько уж их повидано и рассмотрено.

10
Румбуркская Лоретта.
Румбуркская Лоретта.

Единственно пожалуй, что зацепило взгляд и вызвало интерес, так это лестница, вызвавшая почему-то ассоциацию со старинным кораблем, из окошек трюма которого торчали человеческие головы.

22
Лестница спроектирована Э.Доллхопфом.
Лестница спроектирована Э.Доллхопфом.

Оказалось, что задумана она была, как лестница, по которой во дворец Пилата поднимался Иисус, а головы — злобные лица иерусалимцев. 28 градусов наклона соблюдены, остальные обстоятельства — вольный пересказ Э.Доллхопфа — автора статуй.

11
Статуи резчика по дереву Франца Бинерта.
Статуи резчика по дереву Франца Бинерта.

Выйдя из галереи я зашла в саркофаг.

10
О подлинниках и копиях. Кто святее?

Маленькая часовня со статуей. Паутина по углам, опутывающая засохшие букеты. Запустение и какая-то беззащитность.

14
О подлинниках и копиях. Кто святее?

Да и весь этот комплекс Румбуркской Лоретты вызвал у меня ощущение сходное с тем, что оставил Устецкий край целиком — чистенько, но бедненько.

12
О подлинниках и копиях. Кто святее?

Да, а что наш заказчик — Антон Флориан фон Лихтенштейн? Он-то и стал первым настоящим князем Лихтенштейна со всеми прилагающимися атрибутами. Воспитанник, тогда уже император Карл VI, указом от 1719 года объединил владение Шелленберг и графство Вадуц в княжество Лихтенштейнское. А может, кто знает, и сооружение Лоретты и покровительство Черной Мадонны сыграли не последнюю роль. И почему бы не зачесть это еще одним её чудом?

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Румбуркская Лоретта

Komenského, 408 01 Rumburk, Чехия Подробнее об объекте