Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Первая железная дорога, в границах современной Болгарии, Русе — Варна была окончательно построена в 1866 году, хотя решение о строительстве было принято в 1861 году. Длина ее составила 223 километра.

В последнее время тема железных дорог и всего, что с ними связано, очень популярна на «Туристире». После посещения болгарского Русе, я тоже решил внести свой скромный «вклад» в эти исследования.

В Русе, в здании первого в Болгарии вокзала, расположен Национальный музей транспорта. Несмотря на название, в нем представлен только железнодорожный и водный транспорт. Хотя экспозиция достаточно скромная, здесь можно увидеть вагоны-салоны царей Болгарии и турецкого султана.

Вокзал в Русе был открыт в 1866 году и сохранился до сих пор.

3
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Тут же прикреплена мемориальная доска, что проект был разработан братьями Барклей.

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Но если уже быть совсем точными, то железнодорожная ветка была построена английской компанией, в которой братья были главными акционерами. Компания получила концессию от правительства Османской империи (в состав которой входила Болгария) в 1863 году.

Строительство ветки между двумя этими городами было отнюдь не случайным. Русе был единственным болгарским портом на Дунае, который был основной водной артерией в Европе, а Варна — портом на Черном море.

Вокзал расположен прямо на берегу Дуная.

3
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

В музее есть интересные экспонаты.

Сразу с торца станции вас встречает отчаянная тройка «жеребцов».

5
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

«Лошадки», конечно износились со временем, но еще кое-что могут. Даже снимаются в кино. А как вам вот этот пароходик/паровозик Р3/3z, построенный в Англии в 1868 году.

6
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Еще один древний и слегка поломанный паровозик стоит в сторонке.

3
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Если английская машина и паровоз Болгарских железных дорог (не совсем уверен, но мне кажется, что он произведен в СССР) содержатся в хорошем состоянии, то локомотив не очень располагает к контактам.

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Внуки сразу же влезли на один из паровозов и начали изучать внутренности кабины машиниста.

3
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...
2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

За паровозами последовали вагоны, причем теплушки и жалкие пассажирские вагончики без удобств, моих мальчиков совершенно не заинтересовали. Их потянуло к более комфортабельным средствам передвижения.

Например, вагон времен Османской империи,

3
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

в нем перемещался султан,

6
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

говорят, что даже со своим гаремом. Не знаю, насколько это утверждение соответствует действительности, но все зависит от количества жен в гареме, поскольку вагон разделен на две части. В одной, почивал султан.

4
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

В другой, надо полагать, жены.

5
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Не знаю, правда, где они все умещались на одном диване? Или любимая жена на диване, а остальные на полу? Но это все их дела, восточные. Не будем дальше фантазировать.

А вот вагоны в которых передвигалась семья князя и царя Болгарии Фердинанда I

3
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...
4
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Эти вагоны украшены вензелями царя

4
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

и богато декорированы

5
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...
5
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Вот, например, вагон-ресторан.

5
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...
4
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Кухня.

4
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...
4
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Есть даже варианты меню того времени.

3
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Возможно в этом вагоне устраивались мини-балы.

5
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...
3
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

А вот здесь устраивались коллективные прослушивания радио.

3
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Это туалет.

6
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Купе проводника,

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

А это его «теплохозяйство».

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Вот целый ряд разноплановых царских вагонов.

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...
2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Надо сказать, что такими же вагонами пользовался и царь Болгарии Борис III.

Во время осмотра железнодорожной композиции мне на ум пришли знаменитые стихи Н. Кукольника

Дым столбом — кипит, дымится пароход…

Пестрота, разгул, волненье,

Ожиданье, нетерпенье…

Веселится и ликует весь народ

И быстрее, шибче воли

Поезд мчится в чисто поле.

Стихи стали основой для «Попутной песни» М. Глинки и, мне кажется, как нельзя лучше, соответствовали просмотренному.

От вагонов, которые дети осматривали с большим интересом, мы двинулись в здание вокзала, где содержится продолжение экспозиции.

Здесь есть действующий макет железной дороги, но, к сожалению, во время пандемии макет не функционирует.

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Есть несколько мини-моделей паровозов самого начала XIX века.

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

А этот паровозик получил название «Ракета», поскольку развивал немыслимую в те времена скорость 25 км/ч.

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Присутствуют несколько моделей кораблей, бороздивших Дунай в те далекие годы.

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...
2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Есть настоящее водолазное оборудование

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

и экипировка тех времен.

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Еще один интересный экспонат музея — телеграфный аппарат. И он имеет на это полное право. Параллельно с запуском первой железной дороги Русе-Варна, была запущена телеграфная линия. Станция телеграфа находилась в здании вокзала. Вот так она выглядит.

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

Ну, а за ней вы видите портрет «идеологического» отца телеграфа — Сэмюэла Морзе.

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

А это «святая святых» — кабинет начальника станции.

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

И станционный колокол.

2
Пароходами, паровозами, телеграммами и вагонами...

В целом, экспонаты музея оказались интересными даже для меня, не говоря уже о детях. Но при недостатке финансирования некоторые из них ржавеют и имеют неприглядный вид. Особое спасибо экскурсоводу Ангелине (правда она особо не знает ни русского, ни английского, но мы нашли общий язык и поняли ее рассказы). Вот, пожалуй, и все, что я хотел вам рассказать и показать.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Национальный музей транспорта

Русе, ул. Братя Обретенови, 5 Подробнее об объекте