Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений

Неспешно прогуливаясь по правой стороне Кернтнерштрассе в направлении Штефансплац, обнаружили бутик с интересной вывеской: «Выставка. Густав Климт. Репродукции вдохновений. Антиквариат». После посещения исправил бы начало: «Магазин-салон. Выставка-продажа». Кстати, на Гугл-карте Вены здесь значится «Магазин для художников».

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений

Не знаю, что здесь «для художников». В цокольном этаже разнообразная сувенирная продукция, скажем так, «на темы Климта».

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений

Поднявшись по лестнице в бельэтаж, попадаем в выставочный зал, в разных местах которого на стенах размещены плакаты с краткими иллюстрированными очерками основных этапов жизни и творчества Густава Климта. Заглавным можно считать плакат с надписью «Густав Климт: Предтеча (в немецком варианте — Первопроходец) модернизма».

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений

Сначала бегло осматриваем всю экспозицию в довольно просторном зале, поделённом надвое продольной перегородкой.

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений

Действительно, микс: репродукции, сувенирная продукция, вазы, предметы антиквариата.

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений

Посетителей, кроме нас, нет.

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений

Кое-какие предметы мебели, надо полагать, тоже из той эпохи

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Слева: Юдифь и Олоферн, 1901. Бельведер, Вена

Всё, что выставлено в зале, можно купить. Например, этот шкаф-буфет, сработанный в Вене в 1906 году — за 4.5 тыс. евро.

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений

Выяснили, кто организовал этот магазин-салон с выставкой репродукций работ Климта. В выставочном зале попалась на глаза вот такая листовка-ценник одного из выставленных изделий, с эмблемой: Österreichischen Werkstätten (Австрийские мастерские).

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений

Предшественником этого бренда была «Венская мастерская» — творческое объединение художников, архитекторов и мастеров прикладного искусства во главе с Йозефом Хоффманом. Объединение (встречал также название «производственный кооператив») было основано в 1903 и сотрудничало с художниками Сецессиона, созданного Густавом Климтом в 1897 году. Обратил внимание, что эмблема «Австрийских мастерских» стилизована под эмблему «Венской мастерской» (Wiener Werkstatte).

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений

История Венской мастерской, начавшись в 1903, закончилась в 1932 году. Великая депрессия и последующий приход к власти нацистов привели к исчезновению того круга состоятельных заказчиков, который обеспечивал возможность безубыточного существования при соблюдении основного принципа деятельности Венской мастерской: штучные изделия с сочетанием максимальной функциональности и высочайшим художественным уровнем исполнения как изделия в целом, так и каждой детали.

После окончания войны вновь возникла потребность в чём-то подобном, и Йозеф Хоффман в 1948 году стал инициатором создания объединения «Австрийские мастерские» — наследника идей и принципов Венской мастерской на новом историческом этапе, с учётом развития новых технологий. Сфера их деятельности и подходы к формированию заказов под влиянием реалий того периода стали более демократичны. Но осталось неизменным основное требование: нести художественное оформление во все сферы жизни.

Австрийские мастерские регулярно проводят выставки-продажи в том самом магазине-салоне, который мы посетили. По сведениям из Википедии, с 2006 по 2013 год было проведено 8 выставок, 6 из которых напрямую посвящены творчеству Густава Климта, как и посещённая нами выставка 2019 года. Информации о проведении выставок в 2014—2018 гг. не нашёл.

И ещё не нашёл расшифровку термина Selenografien, присутствующего как на этом, так и на многих других выставочных ценниках. Сначала предположил, что это указание на технику изготовления репродукций. Однако все словари дают однозначное толкование: селеногрфия — это описание поверхности и рельефа лунной поверхности (аналогия с земными: география, топография). Какое отношение этот термин имеет к картинам и их репродукциям — не понял.

После беглого осмотра экспозиции сосредоточились на том, чему, собственно, выставка и посвящена, т. е. на том, как отражено творчество Густава Климта в репродукциях его работ.

Репродукции в магазине и выставочном зале разложены и развешены повсюду. Например, над лестницей,

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Слева: Адель Блох-Бауэр I, 1907. Новая галерея, Нью-Йорк. Справа: Поцелуй, 1908-09. Бельведер, Вена.
1
Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Панно на тему картины "Подруги (Водяные змеи II)"
Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений

в зале

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Репродукции пейзажей, написанных в окрестностях замка Каммер на озере Аттерзее, 1906-1912

в оконных нишах

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений

и просто в окнах

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Саломея (Юдифь II), 1909. Галерея современного искусства, Венеция

У каждой из этих картин — своя судьба, своя история, своё место в творчестве художника. Об этом — отдельный рассказ. Но здесь хочу показать репродукции нескольких картин, оригиналы которых мы, увы, никогда не сможем увидеть. Все фотографии — с репродукций в выставочном зале магазина-салона «Австрийских мастерских»

Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Гигиея – фрагмент сгоревшего в 1945 полотна «Медицина» (1901).

Гигиея (греч. Богиня здоровья) — фрагмент полотна «Медицина» (1901), входившего вместе с полотнами «Философия» и «Юриспруденция» в аллегорический триптих для росписи потолка большого актового зала Венского университета. Работа выполнялась по заказу Министерства образования. После выставки полотен триптиха в Сецессионе, 87 профессоров университета написали протест на эти «извращённые» и «порнографические» картины. Протест рассматривался даже в парламенте. В 1905 году уставший от тяжбы Климт вернул полученный за работу аванс и продал «университетскую серию» частным коллекционерам. В конце войны полотна хранились в замке Имменсдорф и сгорели в 1945 вместе с замком. «Гигиея» — попытка репродукции фрагмента большого полотна по сохранившейся фотографии.

2
Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Мальчесине на озере Гарда, 1913. Картина уничтожена в 1945 году
1
Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений
Подруги, 1916-17. Сгорела в 1945

Напоследок — вид из окна выставочного зала

1
Картинки с выставки. Густав Климт: репродукции вдохновений

Выставка репродукций картин Густава Климта, несмотря на определённые недостатки выставленных изделий, заслуживает посещения и внимательного осмотра по следующим причинам:

— есть возможность ознакомиться одновременно с таким набором работ Густава Климта, какого, возможно, не будет ни на одной персональной выставке ни в одной галерее;

— увидеть оригиналы некоторых из представленных на репродукциях картин сейчас невозможно, поскольку их физически больше не существует.

Понимаю, что рекомендация посетить прошлогоднюю выставку абсурдна. Но ведь может она появиться вновь — возможно, через три года, а может быть, уже и в этом году.

Комментарии

Кернтнерштрассе