Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

У кого-то есть города мечты, а у меня музеи, посетить которые мечтала много лет. Первый, конечно, Британский музей. Путешествуя по Греции слышала много раз, это копия — подлинник в Британском музее. В этом же списке Уффици, Лувр, Метрополитен, Прадо с Босхом. Музей Истории Искусств в Вене попал в мечту за уникальную коллекцию Питера Брейгеля Старшего.
Музей истории искусств был открыт в 1891 году. Основу экспозиции музея составляют работы из коллекции Габсбургов. Он считается одним из пяти самых значимых музеев изобразительного искусства в мире.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Вначале я планировала попасть в музей прямо к открытию, но в планы неожиданно вмешался Розарий Фольксгартена (подробности здесь). В результате вышла некоторая задержка. Тем не менее ещё не было 11 утра, как я уже купила билет и стояла у подножья парадной лестницы.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене
3
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Лестницу украшает мраморная скульптура «Тесей и кентавр» итальянского скульптора Антонио Канова (1804–1819).

Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Знакомство с искусством начинается с роскошного здания музея.

2
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Императорский лев.

2
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Фреска на потолке: «Триумф ренессанса» венгерского живописца Михайя Мункачи.

Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Музей отмечал юбилей Густава Климта. По этому поводу на центральном входе была установлена платформа, чтобы посетители могли вблизи любоваться творениями мастера.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Климт был приглашен декорировать пространство между арками и колоннами парадной лестницы. В соответствии с миссией музея, работы Климта посвящены истории искусств от древнего Египта до современности. Каждый фрагмент представляет собой определенный период в искусстве: греческий, египетский, флорентийский, венецианский, римский.
Первоначально картины были написаны маслом на холсте в мастерской художника. Затем, за шесть месяцев до официального открытия музея, они были наклеены на стены главной лестницы.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Египет.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Слева направо: Венецианский Дож; Девушка из Танагры — Древняя Греция; Афина Паллада — Древняя Греция.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Экклесия — Рим

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Итальянский ренессанс. Интересная деталь — палитра на колонне.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Налюбовавшись творениями Климта, отправилась к главной цели — шедеврам Брейгеля. Венский музей владеет самой большой коллекцией работ Питера Брейгеля Старшего в мире.
Знаменитая Вавилонская башня (1563). Огромная башня на фоне крошечного города.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Охотники на снегу (1565). По белому снегу группа охотников возвращается в деревню. Вдали замерзшие в лёд пруды. От картины так и веет морозом. Брейгель сумел передать впечатление постоянного холода.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Крестьянская свадьба (1568). Все детали картины реалистично изображают фламандскую крестьянскую свадьбу. Невеста сидит перед зеленой занавеской под бумажной короной. Жениха, согласно фламандскому обычаю, нет за свадебным столом. Нотариус в берете, францисканский монах, оруженосец с собакой. Угощение на подносе из снятой с петель двери.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Ещё один знаменитый голландец.
Христос несущий крест. Иероним Босх (1490–1500). Двусторонняя панель изначально была написана как левое крыло алтаря. Сюжет посвящен теме мирового зла.

1 из 2
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене
 

Люблю натюрморты, особенно цветочные и морские. Две картины Франса Снейдерса, фламандского живописца XVII века, мастера анималистических композиций в стиле барокко изображают рыбный рынок. Разнообразная морская живность выписана с почти биологической точностью.
Рыбный рынок (1620–1630). Франс Снейдерс и Корнелис де Вос.

Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Хотя Снейдер сам был способен написать фигуры людей для своих работ, он часто привлекал к сотрудничеству других художников, таких как Питер Пол Рубенс, Энтони ван Дейк, Якоб Йорданс и его шурин Корнелис де Вос. Последние, в свою очередь, привлекали Снейдерса для написания животных. Полотно Медуза является одной из известнейших совместных работ Рубенса и Снейдерса.
Рыбный рынок — покупка (1621). Франс Снайдерс и Энтони ван Дейк.

Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Мастера немецкого Возрождения — отец и сын Кранахи.
Лукас Кранах Старший был самым известным после Дюрера и Ганса Гольбейна художником Германии времен Возрождения.
Художник создал семь композиций на тему грехопадения. Пара панелей из липы (1510–1520) представляет первых мужчину и женщину в раю на фоне «древа познания». Змей-искуситель соблазняет Еву.

Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Лукас Кранах Младший учился у своего отца и мастерскую унаследовал еще при его жизни.
Охота на оленя курфюста Иоганна Фридриха. Лукас Кранах Младший 1544 г.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

На картине художник изобразил придворную охоту на оленей на фоне замка Хартенфелс, в Торгау. В то время замок был одной из резиденций саксонских правителей, образы которых также присутствуют на полотне. Среди них — Иоганн Фридрих, император Карл V, курфюст Пфальца Фридрих II. Герб Пфальца в верхнем левом углу картины предполагает, что работа была предназначена для подарка Фридриху II.


А это уже совсем другая охота, не светское развлечение, а жестокая битва героя с ужасным чудовищем.
«… наложила Дева-тегейка стрелу и пустила из гнутого лука.
Около уха вонзясь, стрела поцарапала кожу
Зверя и кровью слегка обагрила густую щетину.
Это давало ей право на участие в дележе добычи:
Дева, однако, не так веселилась удара успеху,
Как Мелеагр: говорят, он первый увидел и первый
Зверя багрящую кровь показал сотоварищам юным." Метаморфозы. Овидий.
Охота Аталанты и Мелеагра или Калидонская охота, Питер Пол Рубенс 1618 г.

Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Ещё один мифологический сюжет из Овидия. Бедная пара Филемон и Бавкида предоставили кров богам Юпитеру и Меркурию (Овидий, Метаморфозы), за что те пощадили их во время потопа. Основной темой картины, однако, является буйство стихий.
Грозовой пейзаж с Юпитером, Меркурием, Филемоном и Бавкидой. Питер Пол Рубенс (1630).

Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Овидий вообще пользовался популярностью, и не только в Голландии. К сюжету легенды о Данае (снова Овидий) обращались многие художники от Рембрандта до Климта. Кисти венецианского художника эпохи Возрождения Тициана принадлежат не меньше шести версий Данаи принимающей золотой дождь. В этом варианте дождь буквально состоит из золотых монет, которые, как ни странно, ловит служанка, а не госпажа.
Даная, Тициан Вечеллио 1564 г.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Давид с головой Голиафa, Караваджо (1607).
Картина на тему библейского сюжета о победе Давида над филистимлянским полководцем Голиафом.

Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Инфанта Маргарита Тереза ​​в синем платье кисти Диего Веласкеса (1659).
Портрет восьмилетней Инфанты является одной из последних завершенных работ Веласкеса — живописца испанского «Золотого века».

Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

В древности не пошла, есть предел человеческим силам. Решила лучше посетить Кунсткамеру.

Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Коллекция Венской Кунсткамеры одна из наиболее значительных в ряду мировых коллекций такого рода. Каждый зал посвящен изделиям из определенного материала: золото, горный хрусталь, слоновая кость, дерево…
Столовый набор герцога Карла Александра Лотарингского (1755). В центре ажурная корзина с букетом изящных цветов из фарфора.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Столешница с инкрустацией из мрамора.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Башня из слоновой кости.

1 из 2
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене
 

А эти часы ничего не напоминают? И сделаны они тоже в Праге.

1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Цапля из горного хрусталя (1590), даже пёрышки настоящие.

1 из 3
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене
 

Механическая Настольная игра с Дианой на кентавре (серебро).

Выдающаяся работа Аугсбургских ювелиров (около 1600 г.) сочетает в себе функцию часов с механической машиной, для настольной игры. Благодаря механизму спрятанному в пьедестале и в брюхе кентавра, игрушка ездила по столу, Диана и одна из охотничьих собак поворачивались, кентавр закатывал глаза и пускал стрелу. Гость в которого полетела стрела, должен был опорожнить свой бокал.

Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Вершина коллекции — Сальера работы Бенвенуто Челлини (1540–1543).

Золотая солонка представляет собой аллегорию единства Земли и воды. Нептун представляет воду, рядом с ним золотое судно для соли. Церера — землю, рядом с ней перечница в виде храма.

2
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене
1
Лестница к Климту. Музей Истории Искусств в Вене

Музей расположен в историческом центре Вены, на Рингштрассе в одном из дворцов-близнецов на площади Марии-Терезии.
Музей открыт с 10 до 18; в Четверг до 21; каждый день с июня по август и кроме понедельника с сентября по май; билет — € 15.
Ближайшая станция метро: U2 Museumsquartier; Трамвай: 1,2,D.

Комментарии

Музей истории искусств

1, Maria-Theresien-Platz Подробнее об объекте