Запретный плод, Зона А

Совет от Хошана Константин, 1 декабря 2016 г.
0 1

Запретный плод, Зона А

Запретный плод, Зона А

*Совет актуален для русскоязычных жителей Израиля. Иностранные туристы могут попасть в Вифлеем без каких-либо ограничений


Приближается Рождество и с ним сезонный вопрос: Как попасть на «главную ёлку Христианского мира», в Вифлеем? Каждый год куча знакомых и незнакомых людей задаёт один и тот же вопрос. Так что пришло время ответить всем скопом.
Так как я больше не сталкер, а официальный гид по Израилю, то приходится следовать букве закона. Вернее, предписаниям армии. Поэтому постараюсь разложить ситуацию по полочкам.

Начнем с того, что представляет собой Зона А. После договоров в Осло спорные территории были поделены на три зоны: А (Эй), Б (Би), С (Си). Деление планировалось как временный шаг на пути к созданию независимого Палестинского государства. Через 5 лет после подписания договора зоны должны были быть упразднены. Но как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.

Зона, А предполагает полный контроль палестинской администрации. В этой зоне имеет право действовать вооруженная палестинская полиция, и туда не должна заходить израильская. Зона, А занимает 18% Иудеи и Самарии и, в основном, включает в себя крупные палестинские города. Зона Б (22%) отличается от Зоны, А только ограничением на вход палестинских сил безопасности.

Деление на зоны чисто виртуальное и фигурирует исключительно на картах гражданской администрации. На местности такие территории ни как не помечены. Смысл таких зон — в поддержании стратегических интересов Израиля. Страна заинтересована контролировать земли вокруг поселений, главных транспортных артерий и забора безопасности. Все стратегически важные земли обозначены на карте как зона С — полный израильский контроль.

Как известно, в Иудее и Самарии законы Израиля не действуют. Там всё решает армейская администрация. В 2000 году, с началом очередной интифады, армия запретила гражданам Израиля посещать Зону А. На самом деле этот запрет был не более чем фикция. Де-факто разделить израильских арабов и жителей территорий было невозможно. В Иудее и Самарии живут, работают и учатся десятки тысяч израильских арабов. За прошедшие с Шестидневной войны годы на «территории» перебралось множество арабских жен и мужей с израильским гражданством. Также там обосновались десятки тысяч жителей Восточного Иерусалима с израильским лесепассе. Попытка отбирать у бывших иерусалимцев вид на жительство не имела успеха. Преследования граждан с израильским лесепассе, живущих в ПА, привело к повальному возврату арабов в Иерусалим и подорожанию недвижимости.

С образованием вышла не меньшая накладка. В Израиле нет ни одного высшего учебного заведения с преподаванием по-арабски. Жители Восточного Иерусалима в большинстве своём учатся по палестинской или иорданской программе и не знают иврита. Высшее образование им приходится получать в ПА или за пределами Израиля.

В 2003 году армия сняла с арабов ограничения на посещение Зоны А. Де-факто это ограничение было снято также и со всех национальных меньшинств, проживающих в Израиле. На КПП армия, как правило, не чинит препятствий ни бедуинам, ни христианам, ни даже друзам. По большому счету армия проверяет паспорта только на пропускных пунктах, предназначенных для палестинцев. На тех дорогах, по которым ездят евреи, работает выборочная проверка людей с восточной внешностью — «face control». После попадания на территорию Иудеи и Самарии ограничений на проезд в Зону, А нет. Большинство заграждений и внутренних КПП за последние 10 лет было снято. Всё, что осталось — это таблички, предупреждающие, что дорога ведет туда, где еврею делать нечего. Подобные таблички стоят на въездах в большинство арабских анклавов, не зависимо того, в какой зоне они находятся.

Стоит отметить, что палестинская полиция не слишком рада видеть евреев на своей территории. В ПА пытаются создать иллюзию автономности и формально поддерживают запрет евреям находиться в Зоне А. В глазах палестинской администрации — это ответная мера на ограничения, наложенные на палестинцев при посещении территорий, находящихся в пределах Зеленной Черты.

На деле, по прибытии в ПА надо постараться, чтобы у вас проверили документы. Если вы будете одеты соответствующим образом: без какой-либо армейской или религиозной символики, и если вы не будете демонстративно говорить на иврите, то шанс «нарваться» крайне мал. Кроме того, палестинская полиция, как правило, снисходительно смотрит на смешанные группы, в которых присутствуют туристы. Иностранцы — это ходячие кошельки, одна из главных надежд хромающей палестинской экономики.

Вернемся к вопросу Вифлеема

Гражданская администрация в Иудее и Самарии позволяет евреям официально посещать Зону, А только после заполнения формы, в которой армия снимает с себя ответственность за вашу безопасность. Такая бумага должна быть подана не позже чем за неделю до поездки. В форме указывается причина и место предполагаемого визита.
Бланк прошения: http://flyingcamel.tours/addons/disclaimer.pdf

Армия не гарантирует положительного ответа. По сути дела все зависит от настроения офицера в отделе по связям с общественностью (קצינת פניות הציבור). По моему опыту, ответы дают за день или два до поездки. Дать или не дать разрешение, часто зависит от настроения и мировоззрения офицера. Зачастую в штабе меняется начальство и с ним политика выдачи разрешений.

Телефон отдела по связям с общественностью
025305104
Факс
025305724/41

Все мои попытки найти лазейку в этой бюрократической системе пока не увенчались успехом. Пару месяцев назад я пытался постфактум послать в отдел бумагу, в которой указывал имена израильтян, которые в последний момент присоединилось к православной группе. Экскурсия ехала в Иерихон и Вифлеем. Армия поразмышляла пару дней и выдала ответ, что «или шли за неделю или, вообще, к нам не обращайся».

Единственная лазейка, которая по моему опыту всегда работает, это бардак с армейскими директивами на КПП. Так как армия решает, кого пускать или не пускать сугубо по национальному признаку, то любой «не еврей» формально получает право на въезд. Как правило, солдатам достаточно сказать, что вы христианин и едите в Вифлеем помолиться. Чинить проблемы христианской общине Израиль не желает. Такой прецедент может только ещё больше демонизировать страну в глазах мирового сообщества. Поэтому израильская армия и полиция, как правило, закрывают глаза на христиан, посещающих Зону А. Так как четких директив нет, то на «территориях» все зависит от рядовых представителей служб безопасности. Если вы им не понравились, то можно нарваться на неприятности, даже когда у вас имеются все нужные разрешения.

Если в МВД вы не записаны как еврей, то стоит иметь при себе выписку из паспорта. Её можно за пару минут получить в министерстве Внутренних Дел. В выписке должна быть указана ваша национальность. Я пока не встречал ни одного человека, у которого указано в паспорте «русский» или «христианин», и его задержали за посещение «Зоны».
Наличие российского или любого иностранного паспорта может быть полезно для подстраховки. Такие паспорта нет смысла показывать на КПП. Там часто начинают искать печати и визы. Простые солдаты и полицейские на улицах в печатях ничего не смыслят. Им можно показывать даже просроченные или недействительные документы.

Так выглядит выписка из МВД: http://flyingcamel.tours/addons/permit.pdf

Технические особенности посещения Вифлеема

Проще всего попасть в Вифлеем через Хар Гило или КПП 300 — Кевер Рахель. Окрестности Вифлеема так и не были обнесены стеной безопасности. Из иерусалимского района Гило можно свободно пройти в Вифлеем пешком, через Бейт Джалу.
Я обычно предпочитаю ехать в Вифлеем через Хар Гило, так как там никто не проверяет на въезде и выезде. Поскольку в Вифлееме живет много израильских арабов, желтые номера машин в городе встречаются повсеместно. Особенно их много во время арабских праздников. В такие недели все гостиницы в городе забиты арабами из Назарета и деревень на севере Израиля.

Дорога через Хар Гило на карте:
https://www.google.co.il/maps/place/31°42’58.9%22N+35°10’35.5%22E/

Тем, кто едет на своей машине, стоит учесть, что в Зоне, А еврейские машины не покрываются страховкой. Страховые компании могут страховать в Зоне, А только машины, принадлежащие израильским арабам. Страховка на Зону, А должна делаться отдельно. В Иерусалиме можно снять машины с желтыми номерами и страховкой на территории ПА. Обычный прокат такой страховки не имеет.

Считается, что израильская страховка покрывает телесный ущерб, нанесённый в Зоне, А во время аварий. О подтверждениях этой теории на практике я пока не слыхал.

Если после всего вышенаписанного вы всё же решились поехать в Вифлеем на Рождество, то советую выбрать православный, а не католический праздник. На протяжении последних 8 лет я регулярно бываю в Вифлееме 24 декабря. Последние годы на площади перед церковью Рождества больше арабских зевак, чем туристов.

Для первого знакомства с городом я бы выбрал более спокойный день. Особенно мне нравится приезжать к ёлке во время дождя. Когда украшенный гирляндами город сверкает в отражениях на мокрой мостовой.

Для тех, кто боится заблудиться, советую нанять местного проводника. В ПА полно арабов, учившихся в бывших республиках СССР. Каждый год Россия выдает стипендии на обучение сотням палестинских арабов. По мнению Русского центра в Вифлееме, порядка 30000 человек на Западном Берегу владеет русским.

Для тех, кому нужен русский гид, верней местная гидесса. Большинство русских гидов в ПА — это жены арабов, учившихся в России. Гидов из Вифлеема легко найти в сети.

С наступающим Рождеством!

Турист Константин Хошана (flyingcamel) 
Автор: Константин Хошана Пользователь — был 28 июня 2018 9:51

Добавь свой совет и им воспользуются другие.

Добавить совет
Комментарии