Храм Гроба Господня. Взгляд со двора

Чем плохи организованные экскурсии, что несёшься как угорелый и при этом не всегда слышишь и подчас не понимаешь, что нужно бы сфотографировать. Мы неслись по Иерусалиму сначала вечером, потом днём. Так получилось с Храмом Гроба Господня, пока слушаешь гида, то не успеваешь фотографировать места, мимо которых проходишь. Если начинаешь фотографировать, то отстаешь от группы и потом информацию приходится искать самому.

Уже на юге Израиля выяснилось, что наша гид живёт в каком-то небольшом городке и поэтому она гнала нас, в результате чего мы возле границы ждали вторую египетскую группу несколько часов.

Попробую обобщить информацию, полученную от гида и отысканную затем самостоятельно о том, что видно со двора великого храма.

1. Храмы слева от входа в Храм Гроба Господня.

Когда Вы спускаетесь по ступенькам ко двору, где расположен вход в Храм Гроба Господня, то, не доходя поворота в этот двор, уже можно прикоснуться к кирпичикам стены этой величайшей святыни христианства. Дело в том, что слева от Вас на пути к Храму Гроба Господня находится Храм Иакова, который является приходским храмом для православных арабов Иерусалима, относящихся к греческой православной церкви.

1
На фотографии, сделанной на обратном пути, стена храма располагается слева от меня
На фотографии, сделанной на обратном пути, стена храма располагается слева от меня

Храм Иакова является крайним от Храма Гроба Господня на дворе перед ним, причём он не связан со Страстями Христовыми, был присоединен к местам поклонения в годы правления византийского императора Константина IX Мономаха (1000 — 1055) в 11 веке. Константин Мономах был императором с 1042 по 1055 год и именно при нём произошёл раскол единой христианской церкви. Отлучительная грамота была вручена 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом.

Храм святого Иакова посвящён апостолу Иакову, первому епископу Иерусалима. По преданию, он был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены, родным братом апостолов Иуды и Иосии. Назывался он также Иаковом меньшим или малым в отличие от апостола Иакова Заведеева, старшего брата Иоанна Богослова. Напомню, что праведным Иосифом Обручником называли мужа пресвятой Девы Марии. Именно апостол Иаков малый сопутствовал воплотившемуся Христу, Пречистой Богородице и святому Иосифу, когда они бежали в Египет.

В храме святого Иакова хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, перед которой взмолилась Мария Египетская, когда поняла, почему Господь не допускает ее в храм. Хранится она именно на том месте, где и находилась икона во время обращения к ней Марии Египетской.

Между Храмом святого Иакова и Церковью 40 Севастийских мучеников находится Церковь Жен-мироносиц, имеющая общий вход с этой церковью.

2
(Из Интернета)
(Из Интернета)

Посередине церкви находится часовенка, посвященная святой Марии Магдалине, поэтому иногда церковь называют церковью Марии Магдалины. Святые жены-мироносицы являлись верными ученицами Христовыми и старались находиться рядом с Христом. Они слушали его проповеди в Галилейской синагоге, ходили с ним в Иерусалим, присутствовали при воскрешении Лазаря, плакали с Божией Матерью у подножия Креста Спасителя и следовали за Иосифом и Никодимом до гроба. За свою верность именно жены-мироносицы были вознаграждены и принесли Благую Весть самим апостолам. По разным источникам число этих святых жен различается, но хотя бы перечислим их.

Святая Мария Магдалина удостоилась чести первой увидеть воскресшего Христа. Есть предание, что обычай красить и дарить яйца был придуман ею. Во время посещения Рима, когда Мария Магдалина вместе с другими апостолами путешествовала и проповедовала в разных странах и местностях, то она поднесла императору Тиверию красное яйцо со словами: «Христос Воскрес!». Обычай прижился.

Святая Мария Клеопова была дочерью праведного Иосифа Обручника от первого брака. Клеопова она называлась по имени мужа Клеопы — младшего брата Иосифа Обручника.

Святая Иоанна Мироносица была женой Хузы, который был домоправителем Ирода Антипы — тетрарха Галилеи и Переи. Христос исцелил её сына и поэтому она последовала за ним.

Праведные сестры Марфа и Мария имели брата Лазаря, который был воскрешён Христом.

Сусанна Мироносица упоминается в Евангелии от Луки и также причисляется к женам-мироносицам.

Саломия Мироносица была матерью апостолов Иакова и Иоанна Богослова.

Святая мироносица Мария Иаковлева была матерью Иосии и Иакова Малого.

Слева перед входом в Храм Гроба Господня находится церковь Сорока Севастийских мучеников, которая примечательна тем, что она является усыпальницей Иерусалимских патриархов.

1
Храм Гроба Господня. Взгляд со двора

Интересный факт: хотя Христианская церковь была основана в Иерусалиме, но долгое время её возглавлял епископ.

Первым епископом был названный брат Господень, апостол Иаков, всего епископов в Иерусалиме было 43. На Четвёртом Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 году было принято решение возвести Иерусалимского епископа в сан Патриарха и определить ему пятое место в ряду патриархов.

К тому времени уже существовали четыре патриархата: Александрийский, Константинопольский, Римский и Антиохийский. Первые патриархаты появились в 328 году.

Напомню, что Великий раскол христианской церкви произошел только в 1054 году, после чего произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Тогда как значение других патриархатов вытекало из их географических и политических положений, Иерусалим обязан был своему значению причинам духовным: как город Святых Мест.

Полное название Иерусалимского патриарха звучит так: Блаженство Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, всего Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона.

После захвата Иерусалима крестоносцами православные патриархи были изгнаны из Иерусалима, вместо них в Иерусалиме с 1099 года и до 1187 года находился латинский патриарх, но православные патриархи Иерусалима, хотя и находились физически в Константинополе, тем не менее считались православными патриархами Иерусалима и преемственность их не была нарушена.

Нынешний Иерусалимский патриарх Феофил III считает своим небесным покровителем Святого мученика Феофила, погибшего в числе Сорока Севастийских мучеников Имена всех сорока Севастийских мучеников сохранились в истории: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Это были храбрые воины, заслужившие славу в сражениях. Единственной их виной стало то, что они были христианами. В 320 году они отказались принести жертву языческим богам. Их сначала заключили в темницу в городе Севастия Армянская (ныне город Сивас в Турции), потом решили побить камнями, но камни летели мимо. Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к Севастийскому озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. Один из них не выдержал, побежал к бане и упал бездыханным на пороге её. Его место занял один их охранников- Аглаий. Лёд в озере растаял и мученики легче пережили жуткую ночь. В качестве последней меры устрашения воинам-мученикам были перебиты голени. Это не помогло и тогда их сожгли на костре, а обгоревшие останки бросили в озеро. Но епископ Севастийский Епископ ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их. Православная церковь отмечает память Сорока Севастийских мучеников 22 марта (9 марта по юлианскому календарю).

Над церковью возвышается колокольня, построенная французским зодчим Журденом в 1160–1180 годах. Храмы в левой части двора перед входом в Храм Гроба Господня, выходящие апсидами на западную сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней.

Раньше здесь был вход на Голгофу

2. Достопримечательности у стены Храма Гроба Господня.

1
Храм Гроба Господня. Взгляд со двора

Когда Вы подходите к Храму Гроба Господня, то справа можете увидеть лестницу, состоящую из 12 ступеней и ведущую вверх.

1
Храм Гроба Господня. Взгляд со двора

Раньше эта лестница служила входом в Церковь Голгофы непосредственно со двора. В 628 году византийский император Ираклий поднимался по этой лестнице, когда возвращал из четырнадцатилетнего персидского плена Животворящий Крест Господень. Потом проход был закрыт, и строение, служившее своего рода «атриумом» Голгофы, было превращено в часовню. Поднявшись по лестнице Вы попадёте как раз в эту небольшую часовню, имеющую как Вы видите общую стену с Храмом Гроба Господня и известную под несколькими названиями.

1
Храм Гроба Господня. Взгляд со двора

Одно из них — Капелла франков , т. к. часовня принадлежит католическому ордену монахов-францисканцев, которые каждое утро служат в ней святую мессу.

Другое название часовни — часовня Совлечения риз. По мнению католической церкви именно здесь с Иисуса сорвали одежду перед распятием. После того как одежду с приговоренных к смерти снимали римские солдаты, они разыгрывали её между собой в кости. У православных часовня носит название часовня Богоматери Скорбящей.

По одному из преданий, именно на месте этой часовни стояла Пресвятая Богородица во время Распятия Христа. Исходя из этого скорбного факта, среди католиков иногда называют Капеллу франков — Капеллой скорби.

Под Капеллой франков располагается часовня Марии Египетской. Часовня принадлежит греческой православной церкви.

1
Храм Гроба Господня. Взгляд со двора

На этом месте часовня появилась в честь чуда покаяния Марии Египетской, которая родилась в Египте в середине V века и зарабатывала на жизнь одной из древнейшей профессий — была блудницей в египетском городе Александрия. Решив заработать побольше денег, она с паломниками отправилась в Иерусалим, думая что в дороге власть насладится мужским вниманием. Но когда она решила ступить на Голгофу — ноги отказались слушаться её и она не смогла даже ступить на первую ступеньку. Не пускали её грешные деяния к святыне. Тогда воззвала она к защитнице грешных Святой Богородице, стала молиться перед её иконой и раскаялась в своих грехах. И только после этого Мария смогла войти в храм. А потом Мария поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Так раскаявшаяся грешница стала Преподобной Марией Еги́петской — христианской святой, которая считается покровительницей кающихся женщин

Крохотная коптская капелла Архангела Михаила находится справа от Капеллы Франков Раньше здесь был вход на Голгофуи часовни Марии Египетской, Место покаяния Александрийской блудницы практически в самом правом уголке здания. Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в христианстве, иудаизме и исламе. Обычно капелла открыта для посещений. Через неё можно как подняться наверх к эфиопскому монастырю, так и опуститься вниз в древнюю цистерну-водохранилище. Вода в цистерне есть и по сей день, это объясняется тем, что вода в цистерну поступала не по искусственным каналам, вырытым человеком, а собиралась естественным образом в сезон дождей. У кого дом подтапливало грунтовыми водами с такими вещами знаком.

3. Храмы справа от входа в Храм Гроба Господня.

Когда Вы идёте по узеньким улицам Иерусалима от Яффских ворот к Храму Гроба Господня, то Вы сначала увидите трёхэтажное здание, а только, потом повернув налево, вход в Храм Гроба Господня. Увиденное Вами здание и есть монастырь святого Авраама.

2
Храм Гроба Господня. Взгляд со двора

Если же смотреть со стороны двора на правую пристройку к Храму Гроба Господня, то весь верхний этаж принадлежит монастырю. На самом деле в Иерусалиме монастыри по внешнему виду не отличаются от обычных зданий и нет привычных нашему глазу монастрырских стен или хотя бы небольших оград. Кельи и службы Авраамиева монастыря перемешаны и размещаются по все трём этажам монастыря. Во время Великого поста в монастыре размещаются богомольцы.

В монастыре есть несколько храмов.

Главный храм имеет три престола.

Главный алтарь воздвигнут на месте, где стоял во время распятия Спасителя Иоанн Богослов.

Второй престол посвящен Страстям Господним и здесь хранится часть Колонны бичевания из дома первосвященника Каиафы.

Третий престол посвящен жертвоприношению Авраама. Этот храм в монастыре святого Авраама имеет символическое значение горы Мориа. На горе Мориа (Храмовой горе) Авраам совершил жертоприношение богу. Но в настоящее время гора Мориа принадлежит мусульманам и доступ на неё иудеям и христианам заказан. В центре горы Мориа стоит мечеть Аль-Акса, выстроенная Омаром в VII веке и считающаяся второю по размерам и великолепию послемечети в Мекке. Когда в 1967 году после победы Израиля в семидневной войне Иерусалим был объединён, то по решению министра обороны Израиля Моше Даяна право владения Храмовой Горой было предоставлено исламскому правовому институту Вакф. Вакф же у входа на Храмовую Гору установил надпись: «Мечеть Аль-Акса, ее территория и все, что на ней, является исламской собственностью». Поэтому христиане организовали символическую гору Мориа в Авраамиевом монастыре.

В память о том саде, в котором Авраам узрел овна для всесожжения вместо сына, на верхней монастырской террасе посажен развесистый куст.

1
Храм Гроба Господня. Взгляд со двора

Помимо главного храма в монастыре имеется церковь 12 апостолов. Дата первой постройки монастыря — XII век. Перестроен в 1690 году, а в конце 19 века к нему пристроено общежитие для монахов. Под зданием монастыря сохранился очень глубокий древний колодец. Часть монастыря принадлежит сейчас армянской церкви. Если верить преданиям, то здесь произошли события, чем-то напоминающие русскую детскую сказку про зайца с лубяной избушкой и лису с ледяной избушкой. Когда-то представители армянской церкви испросили разрешения у игумена монастыря временно складировать в бывшей кладовой свои запасы, да и прижились сами на постоянной основе. Иеромонах, управляющий братией Святого Гроба, обычно является и игуменом монастыря святого Авраама. Поэтому здесь находится его келья.

Справа, если смотреть на вход со стороны двора, от коптской Капеллы Михаила Архангела находится входная дверь в армянскую капеллу апостола Иоанна Богослова.

1
Храм Гроба Господня. Взгляд со двора

Под именем Святого Иоанна в христианстве почитают много святых, их более тридцати.

Кто-то почитаем всеми христианскими конфессиями, а кто-то только внутри конфессии. Иоа́нн Богосло́в, Иоа́нн Зеведе́ев (ивр. יוחנן‎ «Йоханан») — один из Двенадцати апостолов. Считается, что именно святой Иоанн является автором Евангелия от Иоанна (85–95 года н. э.) и Книги Откровения (67 год н. э.). Евангелие Иоанн Богослов написал в г. Эфесе, а до этого претерпел множественные муки за проповедование идей христианства и миссионерскую деятельность. Но ни сметрельный яд, ни котёл с кипящим маслом не убили и не сломили святого Иоанна. Иоанн Богослов, согласно Преданию, был единственным из 12 апостолов (не считая самоубийцы Иуды Искариота), кто преставился не в результате казни, и прожил он больше всех из апостолов -около 100 лет

Над входом в капеллу находятся три красивых стрельчатых оконца.

1
Храм Гроба Господня. Взгляд со двора

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Храм Гроба Господня

Христианский квартал Старого города Подробнее об объекте