Частичка России в центре Нью-Йорка

На тихой 107-ой улице, в западной части Манхеттена возле Риверсайд-парка есть четырехэтажный особнячок со Знаменем Мира над входом. Это — музей русского художника Николая Константиновича Рериха. В этом здании музей работает с 1949 года. Но первый музей Рериха был открыт в Нью-Йорке еще в 1923 году по адресу Риверсайд Драйв, 310.

Частичка России в центре Нью-Йорка
Знамя Мира — предложенный в 1929 г. Н.К. Рерихом флаг, который должен был водружаться над учреждениями культуры для охраны их во время военных конфликтов.
Знамя Мира — предложенный в 1929 г. Н.К. Рерихом флаг, который должен был водружаться над учреждениями культуры для охраны их во время военных конфликтов.
Район рядом со 107 улицей
Район рядом со 107 улицей



С 1916 году Николай Рерих по состоянию здоровья переехал на постоянное жительство из Петербурга в Сердоболь (Сортавала). Там и застала его революция. В мае 1918 года Финляндия закрыла границу с Россией, и Рерихи оказались вне родины. Николай Константинович уже много лет вынашивал планы съездить в Индию. Но из революционной России попасть в колониальные владения Великобритании было проблематично. Потому, будучи в Финляндии, Рерих решает побывать прежде в Индии, а уже затем искать способы возвращения в новую Россию.

Сергиева пустынь, 1933
Сергиева пустынь, 1933
Старый Псков, 1922
Старый Псков, 1922



В 1919 году, Николай Рерих сначала едет с выставками по странам Скандинавии. А затем в Лондоне, по приглашению С. П. Дягилева, оформляет декорации для русских опер на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина. Как раз в Лондоне художник и рассчитывал получить разрешение на экспедицию в Индию.

Но не сложилось. Не получив виз в Индию, Рерих 1920 году принимает предложение директора Чикагского института искусств о проведении выставочного турне по всем крупным городам США. Персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920 года в Нью-Йорке, в Кингоргалерее. Среди работ художника экспонировались: «Сокровище ангелов», «Ангел последний», «Дочь викинга», «Зов солнца», «Экстаз», серии «Героика» и «Сны Востока».
После Нью-Йорка выставки прошли в других городах США, в том числе Чикаго, Бостоне, Буффало, Филадельфии и Сан-Франциско, и имели грандиозный успех. Картины русского художника были для американцев совершенно необычны по своей тематике и исполнению. Экспозиция пополнялась созданными уже в Америке произведениями. Рерих побывал в Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии. Итогом стали серии картин «Новая Мексика» и «Сюита океана». Одновременно Николай Константинович пишет серию «Санкта» — «Святые» — о русских подвижниках эпохи Сергия Радонежского.

Частичка России в центре Нью-Йорка
Частичка России в центре Нью-Йорка
Частичка России в центре Нью-Йорка
Белый и Горний, 1924; Капли жизни, 1924
Белый и Горний, 1924; Капли жизни, 1924
Частичка России в центре Нью-Йорка



В Америке по эскизам Рериха были осуществлены театральные постановки: опера Римского-Корсакова «Снегурочка» в Чикагском оперном театре в 1922 году и балет Стравинского «Весна Священная» в Нью-Йорке в 1930 году.

Терем Ярославны. Эскиз декорации к опере А.П.Бородина «Князь Игорь», 1914
Терем Ярославны. Эскиз декорации к опере А.П.Бородина «Князь Игорь», 1914
Частичка России в центре Нью-Йорка



Путешествуя по Америке, Николай Константинович выступал с лекциями об искусстве. Особенно популярны его лекции были среди молодежи. Стремясь быть пропагандистом культуры, Рерих основал в США несколько культурных центров. В 1921 году в Нью-Йорке был открыт Институт объединенных искусств. На призыв Рериха откликнулись многие талантливые педагоги. В институте работали группы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, музыки, хореографии, журналистики, иностранных языков и другие. Одновременно в Чикаго учреждено объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце»), а в 1922 году в Нью-Йорке — международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец мира).


Все это время Рерих продолжал планировать путешествие в Индию. И в Америке он нашел единомышленников для организации масштабной научно-исследовательской экспедиции по центрально-азиатским странам и Индии. В мае 1923 года Рерих с семьей покидает Нью-Йорк и, наконец-то, следует в манящий Индостан. За время индийской экспедиции художник трижды отлучался в США на очень короткое время.

Азиатские артефакты
Азиатские артефакты
Азиатские артефакты
Азиатские артефакты
Частичка России в центре Нью-Йорка



Рерих оказал огромное позитивное влияние на культурную жизнь Америки. Признанием заслуг мастера явилось открытие 17 ноября 1923 года в Нью-Йорке музея Николая Рериха, куда художник передал 315 картин.

Н.К. Рерих в Нью-Йоркском музее
Н.К. Рерих в Нью-Йоркском музее
С.Н. Рерих. Николай Рерих у статуи Гуга Чохана, 1937
С.Н. Рерих. Николай Рерих у статуи Гуга Чохана, 1937
С.Н. Рерих. Портрет Елены Рерих, 1937
С.Н. Рерих. Портрет Елены Рерих, 1937
Частичка России в центре Нью-Йорка
Илья Пророк, 1931
Илья Пророк, 1931
Странник Светлого Града, 1933
Странник Светлого Града, 1933



Музей разместился в том же трехэтажном здании на Риверсайд Драйв, где уже находились Институт объединенных искусств и центр «Corona Mundi». Это здание было куплено бизнесменом Л. Хоршем, с которым Николай Рерих познакомился в 1922 году. Хорш проявил большую заинтересованность в делах рериховских учреждений и оказал на первых порах немалую финансовую помощь. Позже, однако, именно это взаимодействие и привело к конфликту и к закрытию музея в конце 30-х годов.

Фонды музея пополнялись картинами, написанными Рерихом в путешествиях по странам Азии. Американские культурно-просветительные организации продолжали активную и плодотворную работу под руководством преданных учеников-сотрудников.

В 1925 году Л. Хорш на месте трехэтажного особняка затеял строительство Мастер-Билдинга — 29-этажного небоскреба, где должны были размещаться все рериховские организации. Источниками финансирования строительства были средства Хорша и банковский заем.

Летом 1929 года Рерих снова оказывается в Нью-Йорк. Николай Константинович много рассказывал о своих экспедициях, демонстрировал археологические находки и предметы прикладного искусства народов Азии. 7 октября 1929 года состоялось торжественное открытие Мастер-Билдинга — Дома Мастера, в котором обосновались музей, Институт объединенных искусств, художественная галерея, театр на 350 зрителей. Часть этажей была отведена под студии и квартиры художникам, музыкантам, писателям. В коллекции музея теперь оказалось более тысячи картин Рериха, а также произведения искусства, собранные им в поездках по Тибету. Директора Музея подписали декларацию, в которой Музей был объявлен даром американскому народу. Николай Константинович расценивал его как музей русской культуры.

В 1929 Америка уже находилась на пороге великой депрессии: сокращалось производство, росла безработица. Великий финансовый кризис с самого начала создал проблемы с выплатой долгов за строительство. Музей имени Рериха в Нью-Йорке переживал серьезные материальные затруднения. В 1932–35 годах, когда велись судебные дела по кредитам, удалось получить рассрочку на несколько лет. Казалось, что самый острый момент миновал.
Но …. за несколько лет Хорш сосредоточил в своих руках всю финансово-хозяйственную часть музея. В его распоряжении оставались бумаги, подписанные Н. К. Рерихом, из которых следовало, что здание со всем его содержимым является залогом под средства, вложенные Хоршем в проект.

В 1934–35 годах по инициативе департамента земледелия США состоялась экспедиция Рериха в Маньчжурию и Китай. Основной целью экспедиции был сбор для США семян засухоустойчивых растений, предотвращающих разрушение плодоносных слоев почвы.


В это время Хорш и осуществил свой замысел по полному захвату небоскреба и всех музейных ценностей. Путем ловких махинаций Хорш переписал контрольный пакет акций музея на себя и своих сподвижников. Затем из состава совета директоров музея исключили Николая Константиновича и четырех других основателей.

И хотя отстраненные директора немедленно возбудили в Нью-Йорке судебное дело против Хорша, но желаемого результата оно не принесло. После серии судебных разбирательств, в 1938 году Музей Рериха и Институт были закрыты, а в 1940 г. небоскреб перешел в полное владение Хорша. Более того, Хорш инициировал проверку налоговой службы США, нашлись и параграфы закона, на основании которых экспедиционные суммы, полученные Николаем Константиновичем, обложили крупной государственной пошлиной. Данное обстоятельство привело к тому, что Рерих никогда больше не смог вернуться в США.

Потихоньку и исподтишка Хорш вывозил из музея предметы искусства, книги, архивные документы… и картины Рериха — их было более 1000. И хотя картины Рериха представляли собой дар американскому народу, о чём говорилось в своё время в печати, Хорш постепенно распродавал картины.

В 1949 г. Музей был воссоздан благодаря усилиям Елены Рерих, Кэтрин Кемпбелл-Стиббе и Зинаиды Фосдик. Американским сотрудникам Н. К. Рериха во главе с Зинаидой Григорьевной Фосдик удалось собрать большой фонд — картины, возвращенные из музеев Рериха в Брюгге, Париже, Аргентине, дары от различных музеев США и от частных лиц, в первую очередь от самих сотрудников. Здание на 319 West 107 Street, где Музей Рериха обрел пристанище, выкупил последователь Рерихов, Балтазар Боллинг. Позже оно было передано Музею.

Святые пещеры, 1932
Святые пещеры, 1932
Спешащий, 1924
Спешащий, 1924
Лотос, 1933; Исса и голова великанова, 1932
Лотос, 1933; Исса и голова великанова, 1932



В настоящее время Нью-Йоркский музей — одно из крупнейших собраний картин живописи Н. К. Рериха. В коллекции музея — около двухсот полотен Н.Рериха. Вот некоторые из них: «София Премудрость», «Капли жизни», «Ангел Последний», «Сжигание тьмы», «Пантелеймон-Целитель», «Оттуда», «Звезда Героя», «Матерь Мира». Здесь же находятся самые известные портреты Николая Константиновича и Елены Ивановны, созданные Святославом Рерихом. Помимо полотен Рерихов, в музейной экспозиции много предметов, привезённых ими из экспедиции.

Палден Лхамо, 1931
Палден Лхамо, 1931
Дэвита, 1932
Дэвита, 1932
Звезда героя, 1936
Звезда героя, 1936
Белый камень, 1933
Белый камень, 1933
Приказ Ригден-Джапо, 1933
Приказ Ригден-Джапо, 1933
Помни, 1924
Помни, 1924
Властитель ночи, 1918
Властитель ночи, 1918
Тибет. Гималаи, 1933
Тибет. Гималаи, 1933
Путь на Кайлас. 1932
Путь на Кайлас. 1932
Сжигание тьмы, 1924
Сжигание тьмы, 1924
София Премудрость, 1932
София Премудрость, 1932
Стан в Коксаре, 1932
Стан в Коксаре, 1932



Вход в музей — бесплатный. Музей издает и распространяет книги Н. К. Рериха, книги о жизни и творчестве художника, открытки и репродукции его картин. Их можно приобрести при входе на первом этаже.

Во время нашего пребывания в музее, все посетители говорили по-русски. Это было несколько непривычно в разноголосом Нью-Йорке. Говорят, что это место часто посещают выходцы из России. Наверняка были и те, кто также как и мы, приехав в США в качестве туристов, поспешили увидеть картины своего Великого Соотечественника и Человека Мира.

Адрес: 319 West 107th Str., New York, NY 10025, Манхеттен, станция метро Cathedral Pkwy (110 St) — красная ветка

Web-адрес: roerich.org

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии