Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 31 марта 18:50
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Улан-Удэ — Россия Август 2014

N часов на самолёте и мы приземляемся в аэропорту Байкал города Улан-Удэ. У нас впереди две недели прогулок, поездок и, надеюсь, небольших приключений. Итак, поехали!

Точка старта.

Знакомство с Улан-Удэ стоит начать с главной площади. И не потому, что это центр города, где расположено правительство республики (Народный Хурал), нулевой километр, здание главпочтамта, проходят праздники и парады, а по той простой причине, что на площади Советов расположена голова В. И. Ленина.

Мой родной Улан-Удэ

Такой необычный памятник вождю был установлен в далёком 1970-м году. Высота его составляет 7,7 метров, а масса 42 тонны. На площади рядом с Головой можно увидеть роллеров, скейтеров и велосипедистов, которые оттачивают своё мастерство на гранитных ступенях лестниц.

Гуляя по площади, мы наткнулись на фото-выставку, на которой представлены картины бурятских художников и фотографии с видами города.

Мой родной Улан-Удэ

Ну углу площади (по левое ухо Владимира Ильича) расположен театр оперы и балета. Красивое здание с лошадками на верхушке. У главного входа в театр — фонтан. По вечерам он подсвечивается. Фонтан появился не так давно, но сразу же стал любимым местом для встреч и прогулок у горожан.

Мой родной Улан-Удэ

На площади берёт своё начало пешеходный маршрут «Зелёная линия», который охватывает самые интересные достопримечательности города. Вначале мы пытались следовать этому маршруту, но в итоге немного отклонились, найдя для себя дополнительные интересные точки.

Мой родной Улан-Удэ

Одна из таких точек — национальная библиотека Республики Бурятия. Внутрь мы заходить не стали, но у входа обнаружили будку book-кроссинга. Очень здорово, что это всемирное движение обмена книгами появилось и в Улан-Удэ.

Прогулка по городу.

Осмотрев главную площадь, проходим под аркой. Эта арка возведена на месте прежней деревянной, построенной в честь прибытия в 1891 году в город будущего императора Николая II. Деревянная арка была разрушена в советское время, и вот только в 2006-м году её решили восстановить.

Мой родной Улан-Удэ

Главная пешеходная улица города — улица Ленина. Горожане называют её Арбат. Здесь приятно прогуляться как днём, так и вечером: множество магазинчиков и кафешек, необычные памятники и фонтан с выпрыгивающими из него бронзовыми рыбками.

Эта улица — исторический центр города, поэтому каждый дом имеет историю.

Мой родной Улан-Удэ

Стоит обратить внимание и на установленные на Арбате монументы. Каждый из них отображает символы, культуру и традиции республики Бурятия. Узнать больше о каждом из монументов помогают QR-коды.

Мой родной Улан-Удэ

На Арбате расположен музей истории города. Это одноэтажный деревянный домик. В 1891 году всё тот же наследник престола Николай Александрович, совершая визит в Бурятию во время кругосветного путешествия, останавливался в этом доме, который тогда принадлежал купцу Голдобину.

На углу здания музея совсем недавно появился новый памятник ещё одному знаменитому гостю города — Антону Павловичу Чехову. Писатель приезжал в Улан-Удэ в 1890 году. И город так ему понравился, что он даже произнёс фразу, которая, кстати, выгравирована на отдельной табличке, «…Верхнеудинск миленький городок…» (Верхнеудинск — это историческое название города).

Мой родной Улан-Удэ

Вторым своим концом Арбат выходит на площадь Революции 1905-го года. Здесь, как в большинстве городов царской России, был построен гостиный двор. Рядом в Александровском саду есть небольшая Иннокентьевская часовенка, восстановили её тоже совем недавно на месте разрушенной в советское время. Сад очень уютный и симпатичный.

Мой родной Улан-Удэ

Далее идёт исторический район города, в котором сохранились одно- и двухэтажные домики.

Мой родной Улан-Удэ

От гостиных рядов не так далеко до точки основания города. Это небольшое возвышение на берегу реки Уды. Именно здесь был основан город Верхнеудинск. Сейчас в этом месте поставлены памятный крест и камень.

Мой родной Улан-Удэ

При желании можно прогуляться к зданию Бурятского академического театра им. Х. Н. Намсараева. Большинство спектаклей здесь идут на бурятском языке.

Если проехать несколько остановок на транспорте, то можно увидеть здание Русского драматического театра им. Н. А. Бестужева. Площадь перед театром украшена многоярусными фонтанами.

Вечером фонтаны подсвечиваются.

Мой родной Улан-Удэ

И ещё одно интересное здание с традиционными орнаментами в оформлении — физкультурно-спортивный комплекс.

Необычные памятники.

Необычных памятников в городе множество. Большинство из них отражают местный колорит, историю и культуру бурятского народа.

По дороге из аэропорта на берегу реки Селенги установлен памятник «Гостеприимная Бурятия». Это самый высокий памятник Улан-Удэ. Гостей города встречает женщина в национальном бурятском костюме с традиционным хадаком в руках.

Мой родной Улан-Удэ

Герой восточного эпоса Гэсэр возвышается над городом, сидя на коне. В руке его копьё, а взгляд устремлён в даль.

Мой родной Улан-Удэ

Монумент «Три стихии» в виде трёх диких необузданных коней установлен на одном из перекрёстков.

Памятник «Юность Бурятии».

Мой родной Улан-Удэ

Воины в доспехах стерегут вход в Бурятский деловой центр. Когда стоишь рядом с ними, то становится немного не по себе — настолько они реалистичны.

Мой родной Улан-Удэ

Возле сельскохозяйственной академии можно увидеть сидящего на лавочке студента, а рядом с ним собаку, демонстрирующую своё отношение к высшему образованию. Это моя сугубо личная интерпретация.

И здесь же вот такой сельскохозяйственный фонтан на фоне академии.

Мой родной Улан-Удэ

В сквере у Гостиных рядов можно посидеть на лавочке в компании вот такого вот старичка.

Здесь же мы обнаружили недавно появившуюся цветочную композицию «Сердце Дари», символизирующую любовь и верность.

Памятник лучнику «Мэргэн».

Мой родной Улан-Удэ

Памятник верхнеудинскому купцу Евсею Лукичу возле здания Сбербанка.

Дацаны.

Республика Бурятия — центр буддизма России. Буддийские храмы, дацаны, можно увидеть очень часто, как в Улан-Удэ, так и за городом. Их отличает яркий орнамент в оформлении и необычная архитектура. Мы успели посетить некоторые из них.

Даццан Ринпоче Багша (http://yelo-rinpoche.ru/) расположен на одной из самых высоких точек города.

Мой родной Улан-Удэ

И отсюда открывается отличный вид на окрестности.

Мой родной Улан-Удэ

Обход территории дацана необходимо совершать по часовой стрелке. На этом пути гостям предстоит покрутить молитвенные барабаны, называющиеся хурдэ. Вращая барабан, человек приводит в действие мантры, написанные на длинных полосках бумаги, свёрнутых в цилиндр и помещённых внутрь барабана. Результатом исполнения данного обряда является избавление от болезней и очищение.

Мой родной Улан-Удэ

Также на территории дацана расположен колокол четырёх печатей. Это самый большой буддийский колокол в России.

Мой родной Улан-Удэ

За колоколом находится забор, украшенный флажками «хий-морин», что в переводе с тибетского — Конь Ветра, древний символ удачи. Молитвенные флаги — яркий элемент буддийской обрядовости. Их цвета символизируют стихии: белые — воздух, желтые — землю, красные — огонь, синие — небо, зеленые — воду.

Мой родной Улан-Удэ

Обойдя территорию, мы зашли в сам дацан. Здесь расположена одна из крупнейших статуй Будды в России. Не буду описывать всех правил, которых посетители должны придерживаться. В момент нашего посещения в дацане велась служба. Мы посидели на специальных сиденьях, понаблюдав за необычным действом. Монахи били в барабаны и читали мантры. Всё происходящее произвело на меня впечатление, атмосфера лёгкого забвения, расслабления и спокойствия.

Мой родной Улан-Удэ

Также на территории дацана расположено ещё несколько внешне необычных построек.

Мой родной Улан-Удэ

Совсем недавно на склоне горы возле дацана была проложена дорога долгой жизни.

Мой родной Улан-Удэ

Это длинная извилистая дорожка в виде деревянных помостов с множеством ступенек. На всей её длине расположено 12 беседок с символами восточного календаря.

Мой родной Улан-Удэ

В центре пути есть ответвление к саду камней. Это место для медитации и осмысливания сущности бытия.

Мой родной Улан-Удэ

Прогуливаясь по такой дорожке можно не только полюбоваться на природу, но и набраться положительной энергии.

Ещё один дацан "Хамбын Хурэ" расположен на окраине города в посёлке Верхняя берёзовка. Здесь есть несколько красивых зданий и всё те же молитвенные барабаны.

Мой родной Улан-Удэ

Кроме того, на территории дацана есть огромное количество деревянных домиков, в которых сидят целители восточной медицины, ламы. Любой желающий может прийти к ламе за советом или с целью излечения. Лама определит по пульсу ваше заболевание и пропишет травы, которые вас излечат от недуга. Такая консультация является платной, но мы ею не воспользовались. Строительство и застройка территории даццана продолжается.

Мой родной Улан-Удэ

На выходе расположено множество закусочных и буузных, о которым мы расскажем чуть позже.

Ещё один дацан, знаменитый во всём буддистском мире, расположен в 36 км от города. Это Иволгинский дацан. А знаменит он тем, что здесь расположено нетленное тело Ламы Итигэлова. Подробнее можно почитать в интернет-источниках. Паломников к ламе допускают всего несколько раз в год, поэтому попасть довольно сложно. Но и сам дацан очень интересен для осмотра.

Что бы съесть?

Национальным блюдом в Бурятии являются позы, или в оригинале — буузы. Попробовать их можно в многочисленных позных (буузных). Если очень грубо, то позы — это такие большие пельмени. Представляют собой лепёшку теста, в которую кладётся фарш, сверху тесто залепляется, оставляя небольшое отверстие. И чем больше защипов будет у позы, тем лучше. Поза — это некоторый символ бурятского жилища юрты, символ домашнего очага и уюта. Само убранство позных довольно простое: столы, стулья, умывальник. В закуску к позам всегда можно заказть различные салатики, к примеру, с острой корейской морковью или древесными чёрными грибами шиитаке. Но это уже по желанию, т. к. можно вполне наесться и одними позами. А вот взять горячий чай с молоком обязательно стоит! Так уж принято у бурят — пить чай с молоком.

Мой родной Улан-Удэ

И конечно же нельзя не сказать о знаменитой байкальской рыбке. Омуль. Здесь его едят варёным, солёным, копчёным, жареным. Нам с большим трудом удалось купить несколько рыбок — в августе начинается нерест, и рыбохрана строго следит за тем, чтобы в этот период рыбу не вылавливали. Приготовили омуль на рожне. Пальчики оближешь!

Озеро Байкал.

Главная жемчужина Бурятии — озеро Байкал. Мы провели на Байкале два незабываемых дня, остановившись с ночёвкой в палатке недалеко от посёлка Турка.

Мой родной Улан-Удэ

За эти два дня погода менялась кардинально — холодное туманное утро, жаркий день, тёплый вечер и шторм с холодным ветром. Байкал предстал перед нами во всех эпостасях.

Мой родной Улан-Удэ

Что особенно меня завораживает здесь, так это невероятно красивые закаты, шум волн, разбивающихся о берег.

Мой родной Улан-Удэ

Вечерние посиделки у костра с горячим чаем.

Недалеко от нашей стоянки полным ходом идёт стройка особой экономической зоны «Байкальская гавань». Территория довольно большая и огорожена со стороны дороги. Но по берегу мы свободно смогли на неё пройти и прогуляться.

Мой родной Улан-Удэ

Вот такие милые беседки и фонтанчики здесь можно найти.

Мой родной Улан-Удэ

На вдающемся в воду мысе расположился живописный маяк, украшая собой и без того прелестный вид. Как выяснилось, мы побывали здесь за несколько дней до официального открытия.

На второй день мы воспользовались возможностью и съездили в посёлок Горячинск, который знаменит своими горячими источниками.

Мой родной Улан-Удэ

Здесь расположены лечебницы и базы отдыха, и почти все жилые домики сдаются местными приезжим. На главной площади можно купить сувениры и товары из Монголии. Ну и, конечно же, коровы бродят, куда же без них!

Но нас интересовал сам горячий источник. Туда мы и направились.

Мой родной Улан-Удэ

Температура воды бьющего из земли ключа что-то около 50 градусов. Её пьют, умывают ею лицо, руки, а в журчащем ручейке греют ноги. Греют — это громко сказано! В 50-градусной воде их скорее варят. Опустить ноги даже на секунду просто невозможно, обжигаешься мгновенно. Приходится изворачиваться, делая окунания молниеносными.

Все перечисленные процедуры необходимо выполнять строго в соответствии с показаниями врача. Важна дозировка и время пребывания в воде. Также после такой горячей процедуры в течение суток не в коем случае нельзя заходить в холодную байкальскую воду. Иначе негативные последствия превысят весь положительный эффект.

Недалеко от Горячинска можно сделать остановочку и посмотреть на такой вот камень «Черепаха». Здесь постоянно обитают толпы черепахолюбителей с фотоаппаратами. Мы тоже к ним присоединились.

Мой родной Улан-Удэ

Дорога обратно. Потрясающие горы и извилистые дороги.

Этнографический музей.

Есть в Улан-Удэ и этнографический музей народов Забайкалья. Прелесть его заключается в том, что расположен он за городом, практически в лесу и занимает большую территорию.

Мой родной Улан-Удэ

Здесь можно увидеть деревянные домики разных периодов постройки, деревянные церкви, купеческие дома, бурятские юрты, бани, сараи и целые дворы крестьян и мастеров. Почти все они были разобраны и привезены в музей, где их снова собрали. Только так удалось их спасти от разрушения.

Мой родной Улан-Удэ

Мы побывали в доме врача Танского. Обстановка выглядит богато и стильно даже для настоящего времени.

Заглянули в юрты и избы.

Мой родной Улан-Удэ

На территории музея есть довольно приличный живой уголок. Здесь можно увидеть верблюда, медведей, волков, косуль, лис, зубров, лошадей, коз, овец, разных птиц и грызунов.

Отдельная территория выделена под демонстрацию древних поселений и экспонаты археологических раскопок. На территории настоящей Бурятии жили такие племена как хунну, эвенки, сойты и многин другие. Можно увидеть рисунки на камнях, могильники и захоронения.

Мой родной Улан-Удэ

И ещё несколько фотографий из музея.

Церкви.

В городе их не так много, но все они имеют длинную историю, либо восстановлены после разрушения.

Одигитриевский собор.

Церковь Николая Чудотворца.

Мой родной Улан-Удэ

Деревянный храм Вознесения Господня. Когда-то давным давно меня здесь крестили.

Поиски города гуннов.

В день прилёта по дороге из аэропорта мы приметили указатель на трассе «Город гуннов» и стрелочку в сторону широкой степи.

Мой родной Улан-Удэ

И вот в один из дней отпуска мы отправились на поиски этого города. Понадеявшись на добросовестность товарищей, поставивших указатель, поехали по степной тропинке. Как ни странно, далее нам не встретилось больше ни одного указателя. Мы плутали по степным пересекающимся дорогам, натыкались на места, где совершали обряды шаманы. Нам они не очень-то были рады. Ведь мы мешали им совершать таинство и закалывать барашков. Одна буряточка очень сильно не рекомендовала нам искать древний город гуннов, предупреждая о переселении душ. Слова её были какими-то уверенными и предостерегающими, по коже пробежали мурашки. В голове даже промелькнула мысль «Может потому и найти не можем, что духи этого не хотят». В итоге один человек, встретившийся нам на пути, указал рукой в даль к подножию горы, велев придерживаться какого-то столба. Мы долго ехали в этом направлении. Остановились у горы, но так ничего и не нашли. Но раз уж приехали, то решили взабраться на эту горку, осмотреть окрестности, да заодно подойти к ступе.

Вернувшись домой ни с чем, погрузились в изучение интернет-источников. Довольно много информации нашли о проводимых в городе гуннов раскопках в 50-х годах прошлого века. Здесь были раскопаны могильник и городище. Археологи извлекли множество предметов, посуды, драгоценностей. После последних раскопок город был законсервирован, засыпан землёй. Также нашли рассказ одного туриста, посетившего эти раскопки. Он приводил карты, фотографии из космоса, где отчётливо видны борозды и ровные геометрические фигуры, по всей видимости контуры раскопок или самих поселений. Получив весь этот материал, на следующий день вновь решили отправиться на поиски. На этот раз круг поисков был сужен и нам удалось найти место могильника и самого городища. Если заранее не знать, то ни за что не догадаешься, что под ногами закопан город гуннов. Однако, если присмотреться к окрестностям, то отчетливо видны ровные борозды и прямоугольные скосы.

Мой родной Улан-Удэ

Это конечно же совсем не то, что мы ожидали увидеть, но чувство неизвестности и жажда открывательства переполняла наши души.

К тому же мы прогулялись по степи, взобрались на холмы. Здесь открываются потрясающие виды на окрестности.

Мой родной Улан-Удэ

И множество сусликов шныряет туда-сюда.

Чабрец.

Вспоминая нашу предыдущую поездку на остров Ольхон, где мы насобирали несколько носков душистого чабреца, мы решили отыскать чабрец и в окрестностях Улан-Удэ. Путём распросов установили, что чабрец следует искать на горных склонах вдоль реки Селенги. В этих местах есть несколько садоводческих поселений, поэтому ходят редкие электрички. На одной из них ранним утром мы и добрались до платформы Сотниково. Пройдя дачные участки, поднялись на горные склоны и начали сбор.

К сожалению, в начале августа чабрец уже почти высох, но всё ещё остался ароматным. Да и лесные пожары дали о себе знать. Если зайти чуть глубже в лес, то там все сосенки чёрные. Очень грустная картина. Однако, увесистый мешок ароматной травки мы насобирали. С электричками в Улан-Удэ очень плохо: ходят всего раза два в сутки. Поэтому мы дошли до следующей станции «Зенит», и там уже сели на маршрутку, которая, впрочем, ходит также довольно редко.

Авиазавод.

Посещение Улан-Удэнского авиазавода стало бонусом к нашему отпуску. Так вышло, что в начале августа авиазаводу исполнилось 75 лет. К этой дате было запланировано множество мероприятий, одно из которых — день открытых дверей.

С утра мы отправились на завод в надежде попасть в мастерские и цеха и посмотреть, где и как делают настоящие вертолёты. И мы оказались далеко не единственными — желающихся посетить завод нашлось очень много! Мы даже умудрились потеряться. И кое-кое-как нашлись: пришлось просить у одного из работников телефон, чтобы позвонить моему горе-спутнику.

Мой родной Улан-Удэ

Территория завода огромна. Здесь есть несколько ангаров, в каждом из которых выполняются конкретные задачи: подготовка материала, выточка или штамповка деталей, первичная сборка, отладка, пичканье вертолётов электроникой.

И что самое приятное, почти везде можно было пройтись и почти всё пощупать.

Мы спокойно подходили к станкам, фотографировали, смотрели на демонстрационные запуски некоторого оборудования, залезали в почти готовые вертолёты, изображая из себя отважных лётчиков и подымались на верхние ярусы.

В этот день для посетителей были открыты даже двери бомбоубежища!

Надеюсь, что после такого дня открытых дверей завод продолжит работу, и никакого сбоя нигде не произойдёт.

Мой родной Улан-Удэ

Обнаружили на заводе вот такой автомат с водой (газировка и соль по желанию). Воду можно наливать абсолютно бесплатно!

Цех сборки, наверное, самый интересный. Здесь из всего разнообразия деталей начинают появляться знакомые очертания вертолётов. К нашему удивлению, в полусобранные военные машины разрешалось залезать.

К территории завода примыкает аэродром «Улан-Удэ Восточный». На нём стоят полностью собранные вертолётики.

Мой родной Улан-Удэ

По раритетным моделям, отслужившим на благо Родины, посетителям также разрешалось лазить.

Есть здесь и музей авиазавода — отдельное двуэтажное здание. Времени на его посещение у нас оставалось мало, но всё-равно по залам мы пробежаться успели. Здесь представлена продукция, выпускаемая заводом (как выяснилось, в 80-х годах завод производил ещё и мебель, предметы быта).

В завершение праздника вечером над городом на истребителях пролетели «Русские Витязи», демонстрируя горожанам фигуры высшего пилотажа.

Железнодорожный вокзал.

К большому моему сожалению, фотографию вокзала я не сделала. Зато сфотографировала два интересных экспоната возле вокзала: электровоз ВЛ60 и паровоз серии Л.

Старый Селенгинский мост.

Улан-Удэ расположен на двух реках: Селенга и Уда. Мосты через реки соединяют разные районы города. Через реку Селенгу сохранился старый арочный мост. Движение на нём для автомобилей сейчас закрыто, но он стал излюбленным местом для молодёжи, которая покоряет высокие арочные балки и оставляет на высоте послания человечеству.

Мой родной Улан-Удэ

Новый мост через Селенгу расположен тут же. На обоих его концах установлены вот такие вот свирепые тигры.

Они охраняют мост, запрыгивая на крыши автомобилей, превысивших скорость (шутка).

Дачная жизнь.

Ну, а жили мы всё это время на даче у моих родителей. Дачный уголок в 10 минутах езды от центра города. Компанию нам составляла попугайчиха Петруся.

Также по соседству с нами в курятнике жили пять курочек.

И несколько фотографий дачных вкусняшек.