Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была сегодня 14:17

Оахака-де-Хуарес — Мексика Ноябрь 2013
Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Дерево Арболь-дель-Туле растет посреди церковного двора и является самым толстым деревом в мире!

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Диаметр ствола — 14 метров. Окружность — 42 метра. Чтобы его обхватить, не меньше 30 человек должны взяться за руки. В его тени легко укроются 500 человек. В высоту оно выросло до 40 метров и весит 636 тонн.

Для того, чтобы доказать, что это одно дерево, а не несколько сросшихся, провели тесты ДНК. Теперь доподлинно известно, что это ствол одного дерева, принадлежащего семейству кипарисовых.

У народа сапотеков есть легенда, что посадил дерево 1400 лет назад жрец ацтекского бога ветра. Ученые подтверждают возраст дерева, а по некоторым версиям, его возраст может достигать и 3 — 6 тысяч лет.

Растет оно в церковном дворе. За вход во двор для осмотра дерева надо заплатить 10 песо. Но можно совершенно бесплатно, через ограду, сфотографировать его во всех ракурсах.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Для местных жителей это дерево священное. За ним ухаживают, берегут его и знают про него много историй. Есть даже праздник дерева Туле. Во второй понедельник октября отмечается праздник в честь дерева.

В 2001 году дерево включено во всемирный список ЮНЕСКО.

«Туле» означает «Священное дерево» или по другой версии — «Дерево жизни». Дело в том, что на стволе дерева есть интересные наросты, которым местные жители давно дали названия — слон, лев, крокодил. Есть даже нарост, названный именем русской певицы.

Нам удалось распознать только Льва. При хорошей фантазии можно представить, что это морда льва и есть.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Больше любоваться в городке совершенно нечем. Маленький, аккуратный, очень зеленый, очень ухоженный и очень цветущий.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

После дерева Туле мы отправились на фабрику мескаля.

Все дистиллированные алкогольные напитки из агавы, кроме текилы, именуются мескалем. От текилы он отличается тем, что используют другой сорт агавы, не добавляют сахара при брожении и используют двойную перегонку.

Крепость мескаля 38 — 43 градуса. Вкус и аромат более выражены, по сравнению с текилой. Столица мескаля — Оахака, там он продается в самых разнообразных вариациях и вкусах, купить его можно в Оахаке везде.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Мескаль выпускается в чистом виде и настоянный на фруктах. Для этого определенный фрукт нарезается в огромную емкость и заливается мескалем. Во время настаивания фрукты отдают напитку свой вкус и аромат и получается очень неплохой напиток, если удастся найти свой вкус! В процессе дегустации, я выделила мескаль на маракуйе — фрукт облагородил напиток и придал ему некоторую изысканность. Его я и привезла в подарок. Мескаль есть разных сроков выдержки — полгода, год (именно он с гусеницей в бутылке), пять и десять лет. И если в чистом виде молодой мескаль по вкусу и запаху близок к самогонке, то десятилетний благоухает благородным коньяком.

В бутылку мескаля помещают гусеницу, живущую в листьях агавы. Присутствие гусеницы на вкус и качество напитка совершенно не влияет, но закусить ею, выпив мескаль — особый шик! Попали же гусеницы в напиток самым естественным путем. Раньше горлышко бутылки затыкали пробкой из агавы, в который попадались гусеницы. За время хранения напитка они благополучно переползали в бутылку, а уж потом это стало фирменной фишкой мескаля.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Вволю надегустировавшись и позвякивая подарками на родину, мы отправились путешествовать дальше.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Пришла пора покидать гостеприимный штат Оахаку и переезжать в новый — Чиапас (или Чьяпас, кому как больше нравится). Нас ждали красоты Каньона-дель-Сумидеро.

Ущелье Сумидеро явяется центром национального парка. Его прорезает река Грихальва, несущая свои воды от Гватемалы, до границы которой мы и добрались в нашем путешествии, и впадающая в Мексиканский залив. Глубина каньона достигает 1000 метров, длина — 32 км.

Жива легенда, что в середине 16 века несколько сотен индейцев, потерпев поражение от испанских войск, предпочли бросится в это ущелье, но не покорится. Скажу вам, что на такой шаг решиться было непросто…

Ущелье поражает видами — столько суровой красоты сразу, редко где еще можно увидеть. Вокруг вас будут проплывать крокодилы, пролетать цапли, греться на скалах игуаны, пролетать американские грифы, на деревьях сидеть обезьяны, берега украсит цветущая пуансеттия и невероятное количество омелы, примостившейся на деревьях!

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Благодаря построеной плотине, на реке в участке каньона стала возможна навигация. До этого даже самые отчаянные моряки не рисковали здесь плавать!

Выдав нам спасательные жилеты и предупредив, что все непривязанное и неприбитое рискует улететь навсегда, нас повезли на прогулку по каньону.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Приходилось вертеть головой сразу во все стороны, не забывать фотографировать, слушать о чем рассказывают и получать удовольствие от невиданной красоты.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Вспоминалось знакомое с раннего детства:«А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи…" Солнечный день скрывали наползающие облака и тучи, скалы росли на глазах, ущелье смыкалось, становясь все уже и уже, а грозные скалы все суровее и суровее.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Проплывающие встречные лодки казались совсем лишними в этой лаконичной и суровой красоте.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Скалы иногда дарили чудеса. Нам показали пещеру и свисающий сталактит в форме морского конька.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Приплыл полюбопытствовать крокодил, с интересом поглядывающий на нас и проплывший рядом с лодкой. Не зря нас предупреждали не опускать руки в воду!

Чем глубже забираешься в ущелье, тем суровее красота!

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

На середине пути, в скале, есть часовня Печали, в память мексиканского ученого-биолога Мигеля Альвареса дель Торе, основателя Национального парка Сумидеро. Украшает часовню фигурка Девы Марии.

Скалы здесь имеют розовую прослойку, что придает им очень необычный вид.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

После часовенки ущелье становится еще выше и появляется ощущуние, что река становится невероятно узкой. Тучи вольготно раскидываются на вершинах скал и кажется, что хмурые облака стараются протиснутся к самой воде.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

После часовни всем туристам показывают водопад и «Новогоднюю елку» из мха на скале.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Мох и правда очень похож на елку, с широкими лапами и уходящей в самое небо верхушкой.

Водопадом можно полюбоваться только в сезон дождей или сразу после него, пока запасы воды не высушило мексиканское солнышко. В ноябре, когда мы были, дожди еще на совсем закончились и водопад предстал во всей красе!

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Если у вас часовая прогулка, то после водопада вы развернетесь назад. Есть еще трехчасовая прогулка, тогда маршрут значительно длиннее.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Обратная дорога была не менее интересной и предоставила возможность полюбоваться красотами противоположной стороны.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Час удовольствия, красоты, ветра, свистящего в ушах, и любования суровыми красотами ущелья подарила нам эта прогулка.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

На причале есть схема каньона и маршруты с пояснениями, для тех кому это будет интересно.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Нас ждали новые дороги штата Чиапас, новые города и деревеньки, новые народы такой разной Мексики.

Мексика. Пять цивилизаций. Часть VII — Туле, Каньон Сумидеро

Я расскажу, как мы умудрились в один день побывать в самой хмурой, мрачной и негостиприимной деревне, а через 15 минут въехать в самую солнечную и радостную, где улыбались все, от мала до велика. Мексика не переставала удивлять. И каждый новый день начинался с вопроса, что же еще приготовила неожиданного и удивительного эта страна?

Мексика чередовала красоту живого и тайны давно исчезнувшего, поражала буйством природы и строгой геометрией пирамид, солнечные и пестрые города сменялись хмурым и дождливым монохромным пейзажем, на смену северной суровости лиц приходили расплывающиеся улыбками южные.

За каждым поворотом Мексика дарила новое и неожиданное. И что ждало нас впереди мы не могли даже предположить…