Турист Виктор Пастухов (ViktorPastoukhov)
Виктор Пастухов
был 14 января 2016 18:32

Марш на Запад

Гояния — Бразилия Апрель 2013
1 5

Goiânia GO — Координаты — Туристический портал — Страница туризма на официальном портале мэрии

Город Гойяния примечателен уже тем, что его плановое создание и развитие способствовали возникновению по соседству целых двух памятников Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Это историческй город Гойяс и новая федеральная столица г. Бразилиа, апофеоз современной архитектуры. Но и сам по себе этот город заслуживает внимания. И как главный перекрёсток дальних трансбразильских дорог, и как центр интересного в туристическом и в экономическом плане региона. Да и как образец плановой градостроительной практики 20-го века тоже, причём с высокой концентрацией архитектурных сооружений в стиле «арт-деко».

Идея переноса региональной столицы из переживавшего упадок бывшего золотоносного района сформировалась ещё в начале 18-го века. После учреждения Федеративной Республики Бразилия, она была законодательно закреплена в конституции штата Гойяс. В начале 20-го века появилась ясность и с выбором нового места — в зоне успешного развития скотоводства и переработки его продуктов. До 1930-х годов продолжалась стагнация старой столицы, но для начала строительства новой требовался какой-то толчок. Им стала стратегическая программа правительства Президента Варгаса под громким названием Marcha para o Oeste — «Марш на Запад». Её целями было создание транспортной инфраструктуры, связывающей населённые прибрежные регионы страны между собой самым коротким путем, через центральное плоскогорье, а также стимулирование притока населения в эти центральные регионы, имеющие плодородные почвы и благодатные условия для развития сельского хозяйства.

Для упрощения финансового и административного контроля в штате Гойяс было временно введено прямое федеральное правление, и вскоре были получены чёткие команды и необходимые инвестиции. Новая столица штата была заложена в 1933 году, а перенос в неё административных функций происходил с 1937 по 1942-й год. Город Гойяния строился «на вырост» и план его соответствовал самым передовым достижениям градостроительной науки того времени. Его материализация потребовала серьёзных усилий и большой целеустремлённости, что и символизирует один из самых известных монументов города.

1
Марш на Запад

Он находится на одной из площадей южнее центра города, где органично соседствует с двухуровневой транспортной развязкой. Успех проекта Гойяния создал необходимые условия и для более известного начинания — строительства новой федеральной столицы, в том же регионе, два десятилетия спустя. Был получен хороший опыт по организации строительства новых больших городов «на пустом месте», создан соответствующий производственный потенциал, в регион привлечены значительные трудовые ресурсы. К 1960-му году (рождение Бразилиа), население Гойянии уже превысило 150 тыс. человек, а за следующие 10 лет оно более чем удвоилось — 380 тыс. в 1970-м году. Дальнейший рост был более плавным, но, тем не менее, уже в 1996-м город стал «миллионером». В настоящее время он насчитывает более 1,3 млн. жителей, по этому показателю он занимает 12-е место среди муниципалитетов Бразилии. Город большой, но вовсе не подавляет своими размерами, он окружён огромными зелёными пространствами, в которых начинают расти новые районы и города-спутники.

1
Марш на Запад

Вот как это выглядит из окна прибывающего в местный аэропорт самолёта. Несмотря на то, что рост населения превзошёл первоначальные ориентиры (хотя и не так драматично, как это случилось в Бразилиа) инфраструктура города в целом оказалась к этому готова, поэтому не удивляет, что условия жизни в Гойяния считаются лучшими для бразильских городов этой категории. Дорожная схема города представляет собой довольно внятную комбинацию радиально-кольцевой и прямоугольной структур, как хорошо видно на картинке из Google Maps:

Главную роль в ней играют осевые магистрали в направлениях север-юг (Avenida Goiás) и восток-запад (Avenida Anhanguera). Но и у той и у другой есть параллельные дублёры меньшей протяжённости, а точка их пересечения подкреплена ещё и мощными дуговыми соединениями. Несмотря на всю эту механическую чёткость плана, в рельеф он вписан очень гуманно, самые длинные проспекты имеют вроде бы случайные искривления, скрывающие их перспективу и создающую впечатление полу-стихийного развития города, как в «старые добрые времена». Ещё одним достоинством этой планировки является иерархия транспортных артерий, между проспектами «второго порядка» вписаны спокойные кварталы, внутри которых уже есть только уютные зелёные улицы-тупики.

Что касается общественного транспорта, то изначальный план развития города не предусматривал размещения в нём миллиона жителей и необходимости системы метро для их транспортного обслуживания. Считалось, что город вместит порядка полумиллиона человек, поэтому широких проспектов и автобусных линий будет достаточно. В нынешние времена найдено промежуточное решение, автобусная система пережила такую эволюцию, что теперь в направлении восток-запад город пересекает фактически линия лёгкого наземного метро на резиновом ходу и на дизельной тяге (уже начат переход на натуральный газ).

Этим высокочастотным экспрессам выделен особый коридор на «Авенида Аньянгуэра», у них такие же станции с турникетами, что и в любом метро (19 станций, протяжённость линии 14 км). Вместимость составных автобусов и скорость движения тоже вполне соответствуют нынешнему спросу, система Metrobus перевозит около 200 тыс. пассажиров в день, при этом тариф довольно низкий, он субсидирован правительством штата.

На оси север-юг такой системы нет, там движется поток обычных автобусов, с номерами различных линий, но для них организованы ответвления полосы движения в «остановочные карманы» среди широкого центрального бульвара. Возвращаясь к общей схеме, можно заметить, что в районе пересечения главных осей, «Авенида Аньянгуэра» фактически раздваивается. Её основной поток прогибается южнее, а севернее идёт второй, под названием Avenida Independência («Проспект Независимости»).

Именно у его пересечения с «Авенида Гойяс», вдоль которой мы сейчас движемся, и располагался железнодорожный вокзал.

Марш на Запад

Это то самое здание, которое было видно издали, теперь оно стало памятником архитектуры «арт-деко».

1
Марш на Запад

От самой железной дороги тоже остался только памятник локомотиву. Согласно новой транспортной концепции Бразилии, после «Марша на Запад» предстояла ускоренная интеграция национальной территории через развитие сети автомобильных дорог, а железнодорожный транспорт оставался без инвестиций несколько десятилетий.

Так что, «ворота города» для большинства путников теперь располагаются немного севернее этого перекрёстка, это гибрид большого автовокзала и ещё большего торгового центра. Западную и восточную стороны этого масштабного сооружения занимают автобусные платформы, кассы автобусных компаний доминируют в прилегающих к ним боковых галереях ТЦ «Арагуайя» — http://www.araguaiashopping.com.br/, а три внутренние продольные галереи и несколько поперечных заняты магазинами, в том числе и известных сетей. Планировка простая и почти полностью одноэтажная, только на южном торце есть цокольный этаж для общепита, над которым располагается немного приподнятый выше общего уровня гипермаркет.

По соседству с этим комплексом размещается другой ТЦ, являющийся объектом паломничества многих гостей города, назван он как раз в честь станции.

Это довольно простое, но большое скопление фирменных магазинов местной текстильной и обувной промышленности.

Часть его крытого пространства зарезервировано под ярмарку, торговцы разворачивают там свои передвижные прилавки в основном по выходным дням, а по рабочим часть его невостребована.

Огибающие этот транспортно-торговый комплекс улицы являются настоящим скоплением недорогих отелей.

Это не Карнавал, а просто рекламная акция какой-то государственной лотереи, с прицелом на посетителей ярмарки.

Городское законодательное собрание находится тоже вблизи станции, на тихой зелёной площади с цветущими всё лето деревьями.

Ещё один храм народной торговли — павильоны общегородской ярмарки. Она тоже располагается прямо у оси север-юг, между станцией и геометрическим центром города. Но в этом кадре меня больше привлекли новые саженцы деревьев, появившиеся на отобранной у асфальта территории.

1
Марш на Запад

Сдержанный архитектурный стиль города разнообразят постройки некоторых государственных учреждений.

Эти организации нацелены на экономическое развитие региона.

Религиозная архитектура тоже в духе времени, причём присутствие протестантских церквей относительно более заметно, чем в старинных городах самой большой католической страны мира. Другим фирменным знаком г. Гойяния являются его парки. Они возникли при создании города путём сбережения и частичного обустройства самых лесистых участков местности, где преобладала лесостепь.

К сожалению, самый знаменитый из них был закрыт на реконструкцию.

Поэтому поселившимися в нём динозаврами пришлось полюбоваться издалека.

1
Марш на Запад

А вот в самом ближнем к автовокзалу парке «Ботафогу» ничто не помешало пообщаться с настоящей природой Центрального Плоскогорья.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Гоянии
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии