Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Адлер — Россия Октябрь 2012

Продолжение.

Часть 1

Часть 2

ТИСО-САМШИТОВАЯ РОЩА

Об этой реликтовой роще я еще дома читала в замечательном рассказе Ольги Любчиновой. Уж больно приглянулись мне тенистые зеленые панорамы. Маршрут из Адлера тоже был подробно описан, так что мы решили, что эту экскурсию мы можем организовать себе сами. Тем более что с утра разбушевался ветер, хотя и было тепло. Самое то — с утра ознакомится с хостинской рощей, а уж потом на любимый «Спутник».

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

У ТЦ «Новый век» сели на уже знакомую маршрутку № 134, идущую до Хосты (22 рубля/чел.), где и находится искомый заповедник. Вышли на остановке «Хоста-мост». На заборе увидели красочный плакат с интригующей надписью «Тисо-самшитовая роща — путешествие вглубь веков» и стрелку-указатель.

Миновали пансионат «Железнодорожник», идти пришлось в горку, посему дорога показалась долгой. На каком-то моменте, усомнившись в правильности своего движения, спросили у местного жителя, правильно ли мы идем. Абориген подтвердил, что правильно и подсказал, что необходимо следовать до развилки и свернуть направо по прямой (тропа налево уведет в горы). Выполнив указания, поднялись в очень крутую горку. Прошли мимо торжественного белоснежного монумента с воином и забавного деревянного Лешего.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

И вот перед нами возникли зеленый домик за заборчиком, мраморный пятнистый гепард и вывеска «Тисо-самшитовая роща». Ну, все, мы у цели!

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Вообще, если по уму, многие экскурсии из Адлера выгодней организовать самим. Так, практически на все объекты Сочинского национального заповедника (водопады, пещеры и прочие красивые места) можно попасть по льготным тарифам (для школьников, студентов, пенсионеров, инвалидов). В то время как в экскурсионном бюро с вас потребуют полную стоимость входного билета. Ну, и на маршрутках передвигаться удобней. А матчасть можно подучить по Интернету. В этом году мы впервые не пользовались услугами фирм, организовали поездки сами.

Реликтовый заповедник, на территории которого произрастают растения, дошедшие до нас практически с доисторических времен, расположен на восточном склоне горы Ахун. Прогулка по Тисо-самшитовой роще включает 2 круга: Малый и Большой, общая их протяженность — 5 километров. Первый — подойдет для туриста с минимальной подготовкой, он легок и по времени занимает мало времени.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Мы же легких путей никогда не ищем, посему сразу решаем идти в длительное путешествие. Интересно, что Большое кольцо открыто после реконструкции в 2012 году, до этого тропа была не безопасна для туристов, ее протяженность — 3,5 километра. Заметьте, на Большой круг пускают строго до 16 часов, ведь в полумраке скакать по горам трудно и опасно! По собственным ощущениям — маршрут сложноват, тропы не особо благоустроены. Да и ритм мы взяли не шуточный, ведь муж, рассмотрев сквозь кроны вековых деревьев лучи солнышка, торопился на пляж. Непривычным к пешим прогулкам неженкам лучше начать с Малого круга.

Входной билет на Большой круг (2012 год) стоит 300 рублей с человека, есть льготы. Работницы парка подробно, показывая фотографии, объяснили, как и куда нам идти. Впрочем, на всем пути экологической тропы есть указатели и можно узнать, сколько метров осталось до следующего объекта. Нам также выдали «индивидуальную урну» — пакет для мусора.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Сначала идем по вполне благоустроенной бетонке, здесь маршруты Малого и Большого кольца совпадают. Дорога ровная, приятно идти и дышать наполненным растительными запахами воздухом, часто встречаются лавочки. По пути любуемся практически доисторической зеленью, лианами, покрытыми изумрудным мхом деревьями. Страшно представить: этому лесу миллион лет!

На всем протяжении маршрута не покидает ощущение, что вот сейчас на тропе появится динозавр, и мы невольно представляем себя героями фильма «Парк Юрского периода». Полное ощущение погружения в жизнь доисторических джунглей. Правда, грозный зверь нам не встретился, зато до Большого кольца нас сопровождала ласковая кошечка, трехцветная, значит, к счастью:).

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

По мостику пересекаем Оползневую балку, любуясь отвесными скалами в окружении субтропической зелени. Внизу — каменистое извилистое дно, наверное, по руслу в полноводные месяцы журчит веселый горный поток.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Дорога приводит нас в знаменитый Лабиринт. Это «тектонический разлом, зародившийся в процессе поднятия Ахунского массива 20 миллионов лет назад. Позже он расширился под действием сил гравитации, нараставших по мере углубления долины реки Хосты. Пласт известняков смещался к реке Хосте вдоль поперечных трещин. В результате образовался неповторимый по красоте скальный оползень, имеющий научный и познавательный интерес».

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Такую информацию читаем мы на плакате. Следуем извилистой тропой, вьющейся между скал, словно по узкому коридору. По складчатым каменным стенам струится зеленый мох.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Вот тут уж точно из-за очередного поворота обязан появиться ужасный Минотавр. Я чувствую себя Ариадной, только вместо клубка я сжимаю фотоаппарат. Мне хочется запечатлеть каждый квадратный сантиметр этой красоты. Ну, кто еще скажет, что природа нашего Кавказа не восхитительна?! Я касаюсь ладонью прохладного камня — словно переношусь в глубину веков.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Каменный коридор и без волшебной нити Ариадны ведет нас по лесенкам к двум смотровым площадкам. Уже на первой перехватывает дыхание от живописных мохнатых гор.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Со второй открывается еще более потрясающий вид на зеленые покатые хребты на фоне безоблачного неба и бирюзовую каплю утопающей в изумруде субтропической растительности реки Хосты. Именно среди кавказских гор осознаешь всю ничтожность своего существования и вместе с тем значимость принадлежности к этой первобытной природе.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Без лишнего пафоса, с абсолютным пониманием тщетности всех эпитетов в такие моменты мне хочется воскликнуть: «Люди, оглянитесь! Стряхните с себя пыль обывательства, мещанства, потребительства. Природа — единственное, что важно в этом мире!».

На этом головокружительном моменте наши пути с идущими по Малому кольцу расходятся. Мы, следуя указателю, поднимаемся по лесенке и сворачиваем на тропу Большого кольца. Охранник проверяет билеты, кошечка напоследок, потершись о наши джинсы, мяукает сакральное напутствие, и мы, пройдя через антуражную деревянную арку, полностью погружаемся в мир первобытных джунглей.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Идем по «древней тропе» — как гласит указатель. Упругие ветви деревьев и кустарников влажными змеями свешиваются с шершавых камней, напоминая волосы медузы Горгоны.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Если бы не ступеньки и перила, можно было бы легко представить, что вы заблудились в джунглях. Рано опавшие в тени кавказских гор листья скользят под ногами. В заповеднике прохладно, так что джинсы и любимая кофта с капюшоном совсем не лишние.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Солнечные лучи редко проникают сквозь смыкающиеся над головой кроны, что не мешает бурной жизнедеятельности местной живности, точнее, насекомым.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Вот одно из них, пусть и не доисторический динозавр, очень больно укусило меня в самом начале тропы. Это ж надо так умудриться попасть в крошечную полоску кожи, закрытую носком, между кромкой джинсов и кедами! Почувствовав резкую боль, сбилась с взятого бодрого ритма, инстинктивно смахнув с ноги какое-то красноватое насекомое. Боль была такая, как если бы ужалила пчела. К счастью, до лавочки оставалась лишь пара шагов. Под носком выступила кровь. Попыталась выдавить жало, вроде не было, полила рану вином, ну, и внутрь, понятно дело, для дезинфекции и снятия стресса:). Нога распухла практически на глазах. Так и пришлось преодолевать весь Большой круг, достаточно сложный, с больной ногой.

Впрочем, заданный шустрый темп никто не отменял, как и скользкие ступеньки, зачастую переходящие в щебенку, а то и булыжники. Но ни что не заставило бы меня повернуть назад, а окружающая красота с лихвой компенсировала боль. Кстати, опухоль держалась дней 5, хотя я ее старательно отполаскивала в море. «Ладно, — говорю я мужу, — может, мне из жалости дадут за этот рассказ поощрительный приз, как жестоко пострадавшей от кавказской фауны!».

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

По узкой тропке, где с одной стороны высились морщинистые седые скалы, а с другой открывался обрыв, огороженный столбиками с тонкими цепочками, по пружинистому подвесному мостику, над которым склонялись покрытые бархатом самшита стволы вековых деревьев, вышли к «Буковой поляне».

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

На небольшом пяточке обнаружилась деревянная беседка. Высоко над головой смыкаются кроны тех самых буков, прохлада и тишина. В полном одиночестве романтично посидели в беседке, перевели дыхание, выпили вина.

Ну, а для ботаников и прагматиков есть здесь стенд с полезной информацией о Кавказском биосферном заповеднике.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

С полянки есть отворотка к развалинам древней Хостинской крепости VIIIX веков. На стенде можно ознакомиться с ее историей и увидеть план-реконструкцию.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Поднимаемся в очень крутую горку по камням и переплетенным корням деревьев.

Собственно, от крепости осталась всего лишь одна стена, смотреть особо нечего, но близость к такой древней истории впечатляет. Глажу ладонью крепкую каменную кладку. Стена притулилась на скале, внизу — опасный обрыв. А вокруг царство самшита. Очень антуражно!

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Вернувшись обратно на Буковую поляну, следуя указателю, спускаемся к реке Хосте.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Это чудесное место! Вокруг — буйная зелень, отвесные скалы и спокойная нереально бирюзовая вода реки.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Вот меня всегда удивляет этот волшебный оттенок, присущий горным водоемам! Торжество дикой природы, которое трудно передать словами. А вот фотографии получаются очень красивые!

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Немного передохнули, ведь прошли уже половину пути, если верить указателям, на которых написан пройденный километраж. Вообще, табличек на тропе предостаточно, особенно впечатлили те, что предупреждали о возможных обвалах, обрывах и крутых спусках, сразу видно, что сотрудники заповедника заботятся о своих посетителях. А нам предстоит долгий и крутой подъем.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Дышится в Тисо-самшитовой роще на удивление легко. Более того, крутые спуски и подъемы заставляют работать наши захламленные легкие, а обленившееся сердце — гнать по сосудам застоявшуюся кровь.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Муж мой, конечно, в отличной физической форме, ему, как говорится, «сто верст — не крюк». А вот моему изнеженному в офисной пыли организму, не поднимающему ничего тяжелей шариковой ручки, такая прогулка является необходимой и приятной встряской.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Дыхание прерывается, но через несколько метров открывается второе, третье… десятое. И уже чувствуется приятное напряжение в ногах, напрягаются мышцы на хватающихся за перила руках. Я просто начинаю чувствовать себя человеком, освобождаясь от аморфной оболочки офисного планктона.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Большой круг сложен, но усталость сполна компенсируется красотой рощи. То взбираемся в горку, то спускаемся вниз, все же «шагаем» по горе. Ступеньки железных лесенок внезапно сменяются обычной лесной тропой, скользкой и бугристой, бетонки давно уже нет, под ногами шуршит мелкая щебенка, кеды спотыкаются об острые крупные камни. Внизу видим петляющую между валунами речку.

Цепляюсь за мокрые цепочки-перила, мечтательно смотрю на редкие лавочки. Наверное, здесь можно гулять целый день! Но муж, косясь на небо, подгоняет: скорей, пора на пляж!

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Минуем табличку с надписью «Родник». Правда, тоненькую струйку, стекающую по складкам скал почти не видно.

Подходим к последнему объекту на нашем пути — пещере. Поднимаемся к ней по очень крутой лесенке к чернеющему в массиве скалы отверстию.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Пещера очень маленькая и мокрая. Шершавые стены покрыты капельками влаги, под ногами сырость, в темные уголки не проникает дневной свет. Зато из пещеры открывается замечательный вид на буйную субтропическую зелень.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Невольно возникает мысль — вот бы пожить здесь денек-другой, так сказать, ощутить полное погружение в первобытность! Но время не ждет, посему исследовав крошечный каменный зал и наделав кучу антуражных фото, мы спускаемся на тропу. Вообще, пещера — наверное, самое яркое впечатление, только ради нее следует преодолеть Большой круг.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Достаточно быстро вышли к переходу на Малое кольцо, двинувшись в обратную сторону, прошли и его. После камней и горных троп идти по удобной бетонке непривычно удобно и легко.

Здесь увидели тис-великан, которому более 1000 лет, упирающийся могучей кроной в небо, и забавную деревянную скамью здоровья. Если по Большому кругу мы шли практически вдвоем, то здесь встречаются туристы, даже семьи с маленькими детьми и колясками. Целебным горным воздухом всем приятно и полезно дышать.

Адлер: панк-романтика под октябрьским небом (15-30 октября 2012). Часть 3

Устали, конечно, очень. Но экскурсия в Тисо-самшитовую рощу очень понравилась. Это же так здорово — прикоснуться к такой древности! Поверьте, впечатления незабываемые! Ну, а отдыхать после такой энергозатратной прогулки мы поехали на любимый пляж «Спутник», благо из Хосты до Малого Ахуна часто ходят маршрутки.