Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Мандалай — Мьянма Декабрь 2013

МАНДАЛАЙ.

В Мандалае я так же решил не искать от добра, и отправился в тот же отель, где останавливался в первый раз, и визитка которого у меня сохранилась — ET Hotel. От автобуса до отеля за мотобайк отдал 1500 чат — полтора доллара, снова халява. Цивильный, как показалось, номер стоил 25 долларов, и за эти деньги предлагал 2 кровати, телевизор с тремя каналами, вентилятор, кондей, свет, горячую воду, завтрак. WiFi тоже как бы был, но не работал. Проблемы начались на следующий день — в душе куда-то пропала горячая вода, а по вечерам в Мандалае было вообще не жарко, что бы с радостью плескаться под холодной. Пожаловался на ресепшене, и меня переселили в другой номер — меньший по размеру, но зато с водой. Не очень горячей, и не всегда, но тем не менее. Правда, в нем, еще через день, сломался унитаз… Бирма — дело тонкое…

На сегодня у меня в планах был только ужин и отдых, и первое желание как обычно, было выполнить не так уж и просто. Обойдя пару кварталов налево, я так и не нашел никакой внушающей доверие едальни. Обход кварталов направо привел меня к некой совместно бирманско-китайской забегаловке, где я в последствии и столовался. Там не было меню, а было с десятков лоточков с едой, непонятно из кого приготовленной, мясо, рыба, овощи — главное было угадать, в каком лоточке что лежит, и насколько это вкусное.

Надо тыкнуть пальцем в понравившуюся тебе еду (или в две, или во все десять), тебе накладывают порцию, приносят огромную миску риса — не смотря на сомнительный вид, чаще всего было даже вкусно, и уж по любому было сытно и недорого. Кстати заметил, что туда на ужин приезжали масса мандалайцев — видимо, это было известное (или единственное) место.

На следующий день я планировал пешую прогулку по городу, что и начал осуществлять, дойдя за часок до храма Махамуни.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

Должен заметить, что Мандалай в большей свой части, совершенно не подходит для пеших прогулок. Тесный, пыльный, бардачный, битком набитый мотобайками и прочими транспортными средствами, и, помимо всего этого, совершенно неинтересный. Вдобавок ко всему, я попал в район, где основная масса жителей занималась производством статуй Будд из мрамора, при этом работали они прямо на улице, добавляя неимоверное количество белой пыли в и без того загрязненный воздух.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

В храме стоит одна из важнейших бирманских святынь — статуя Маха Муни, которая считается прижизненным изображением Будды Гаутамы. Согласно древним хроникам, она была создана в 554 году до нашей эры, во время его посещения города Аракана. Говорят, что этот образ настолько понравился Будде, что он освятил ее своей аурой. Рассказывают, что существует всего пять прижизненных изображений Будды — два в Индии, два в раю, и Маха Муни. Некоторые ученые подтверждают, что скульптура сделана в Аракане, однако лет через 100–200 после смерти Гаутамы Шакьямуни.

Доступ к Будде разрешен только мужчинам, женщины (и туристы в шортах) могут его увидеть только из галереи, ведущей к статуе.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

Статуя расположена в небольшом помещении со входами по бокам, а увидеть статую можно через проем из той самой галереи, где полно женщин и туристов в шортах. Если же зайти к статуе, то ее можно обойти по узкому проходу, или подняться на постамент по ступенькам. Статуя отлита из бронзы, и достигает высоты 3,8 метра, и веса около 6,5 тонн. Статуя находится на постаменте высотой около двух метров.

За прошедшие годы, вся статуя (кроме лица) и постамент оказалась покрыта слоем золота, доходящего до 15-сантиметровой толщины. Этот слой сложился из десятков тысяч тончайших золотых листочков, которые буддисты прикрепляют к статуям. На статуе так же висят массивные золотые предметы и ювелирные изделия — подношения богатых людей, в том числе королевской семьи. Лицо Будды регулярно полируют специальные люди.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

Сам храм был построен в 1785 году королем Бодопайя, и является одним из наиболее важных паломнических мест в Бирме. На территории так же находится музей, который рассказывает об истории буддизма, и ряд интересных статуй.

После посещения Махамуни, я с неким трудом отбился от мотобайкеров, и прошел в соседний, очень красивый бело-красно-золотой храм Ананда. Шпиль храма прекрасно видно от входа в Махамуни. Храм был построен в 1846 году, но выглядит ярким, свежим и фотогеничным.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

Дальнейший мой путь лежал к монастырю Shwe In Bin Kyaung, по карте идти было недалеко, но жаркий и пыльный город внес свои коррективы, и я предпочел отдаться мотобайкеру. На байке до храма езды было всего ничего и стоило всего 1 тысячу. Этот прекрасно сохранившийся тиковый монастырь был построен в 1895 году китайскими купцами, занимающимися поставками драгоценного нефрита. Вообще, Бирма славится своими тиковыми монастырями, и их всегда интересно осматривать.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

В отличие от других монастырей, на территории этого, кроме меня, было всего два человека (а не два автобуса, как в других местах). В тишине и покое я погулял по территории и по самому монастырю — острые крыши, резьба везде, где только можно, деревянные перильца — вполне стоит посещения.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

После монастыря тот же мотобайкер довез меня до Мандалайского холма (за 3000 чат), и был отпущен. История этого места, как, собственно, и Мандалая, весьма интересна.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

В середине XIX века король Бирмы Миндон решил перенести столицу в город Мандалай, расположенный в 5 километрах от действующей столицы — Амарапуры. Должен заметить, что короли этим страдали, и меняли столицу своего королевства несколько раз. К этому его склонила старинная легенда — согласно ей, Будда, став на горе Мандалай, изрек, что через 2400 лет после его смерти у подножия горы раскинется прекрасный город. Это пророчество Будда открыл своему любимому ученику Ананде. В феврале 1857 года, спустя 2400 лет после смерти Просветленного, король Миндон заложил первый камень на строительстве нового города, который был построен в течении двух лет. Точную дату с момента смерти Будды вычислили придворные астрологи. Увы, пришлась она на пятницу, 13-е. Видимо, поэтому 150 тысяч жителей Амарапуры не спешили последовать за своим правителем. Убедила их лишь угроза скорой смерти, которую Миндон пообещал особо суеверным.

Над золотым городом короля Миндона возвышается Мандалайский холм. С той минуты, как на него ступил Будда, он считается священным. Бирманцы верят, что того, кто встанет на вершине холма, ожидает долгая жизнь. Самый известный объект на Мандалайском холме (кроме самого храма, расположенного на вершине) — золотая статуя Будды (8,22 метра в высоту), которую можно увидеть, поднимаясь по лестницам. Статуя установлена на том самом месте, где Гаутама предсказал, что у подножия этого холма будет основан город. Скульптура стоящего Будды с вытянутой в направлении Мандалая правой рукой, была изготовлена по заказу короля Миндона, и безумно напоминает памятник Ленину.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

На холме расположены несколько пагод и монастыри, он считается священным местом и так же является одним из основных мест паломничества у бирманских буддистов в течение почти двух столетий.

Подняться по сотням ступенек на холм в середине жаркого дня стоило мне изрядных усилий.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

Вход на территорию платный, равно как и разрешение на фото- и видеосъемку. Точно не помню, но какие-то копейки, тыща-другая. На вершине расположен красивый, покрытый золотисто-зелеными блестящими плиточками храм с позолоченной ступой в центре.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

Естественно, сверху открывается вид на весь город, правда насладиться им мешает висящая в воздухе дымка.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

Обойдя храм раза три, я, умудрившись ни разу не заблудиться, спустился с холма в город.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

Тут же, рядом с холмом, находятся несколько мест, обязательных к посещению, раз уж вы попали в Мандалай.

Пагода Кьяуктагуй (Kyauktawgyi Paya) где празднуется конец сезона дождей в октябре месяце, находится практически напротив южного входа на холм. Пагода славится семиметровой статуей Будды, вырезанной из цельного куска мрамора. Согласно преданиям, огромный камень весом около 900 тонн из соседнего города две недели тащили десять тысяч человек. Закончена статуя была в 1865 году, работу принимал сам король Миндон.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

Монастырь Атумаши (Atumashi Monastery) — огромное здание, построенное в 1857 году, и уничтоженное пожаром в 1890 году. Современная реконструкция была закончена в 1996 году, но, как считают специалисты, по красоте, он даже близко не лежит к оригиналу. Что бы попробовать представить, каков мог быть оригинал, надо обязательно зайти внутрь. Сгоревшее деревянное здание считалось одним из самых великолепных зданий в королевстве. Внутри находились священные реликвии — огромная статуя Будды с алмазом во лбу, одетая в шелковые одежды, четыре полных комплекта Типитака, и прочие сокровища. Однако, алмаз, да наверняка и прочие драгоценности были вывезены британцами в 1885 году, после захвата города.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

Пагода Кутодо (Kuthodaw Pagoda) или Пагода Великой Заслуги — целый комплекс, построенный все тем же Миндоном. Вокруг центральной позолоченной ступы находятся 729 белых каменных ступ, в каждой из которой находится каменная стела с вырезанным на ней текстом буддийского канона. Из этих страниц складывается полный текст Трипитаки, записанный на языке пали. Что бы прочесть эту книгу, понадобится 450 дней, а бумажных книг получается 38 томов по 400 страниц, в чем убедились в 1900 году, напечатав тексты. Эту пагоду называют самой большой книгой в мире. Центральная ступа высотой 57 метров, построена по подобию Швезигона в Ньяун-У в Багане.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

Пагода Сандамуни (Sandamuni Paya) расположена рядом с Кутодо, тут главное их не перепутать. Строительство Сандамуни было начато в 1874 году. Основную пагоду, как и в Кутодо, окружают 1774 стелы, содержащие комментарии к Трипитаке. Сложная штука, этот Буддизм. Но неясным причинам, это место гораздо меньше раскручено, чем Кутодо, хотя, на мой взгляд, гораздо более красивое.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

Монастырь Швенандо (Shwenandaw Monastery) — монастырь Золотого Дворца — самый известный, популярный и посещаемый туристами тиковый монастырь во всей Бирме. Это здание является одной из немногих построек, уцелевших от Королевского Дворца, разрушаемого пожарами, войнами и временем. В давние времена, это здание было личной резиденцией короля Миндона и его главной королевы. После смерти короля, который скончался в этом здании в 1880 году, тибетский монах приказал разобрать дворец, и собрать на сегодняшнем месте, после чего основал в нем монастырь. Говорят, что следующий король, Тибо, использовал монастырь для медитации, а ложе, на котором он восседал, до сих пор стоит на своем месте.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

В свое время, все здание было покрыто толстым слоем золота, но сейчас остатки позолоты сохранились только внутри здания. Здание, покрытое изящной резьбой, держится на огромных тиковых столбах. Резьба внутри монастыря прекрасно сохранилась, и, как я уже писал, частично покрыта позолотой.

Из Мьянмы с любовью... Часть 5

Все это расположено около Мандалайского дворца, но, чтобы не нарушать хронологию, мы вернемся во дворец немного позже, а именно в мой крайний день в этой замечательной стране.

По ходу моей прогулки я договорился с двумя мотобайками — с одним на завтра на посещение Золотого Кольца Мандалая — три столицы Инва, Амарапура и Сагайн. Экскурсия на весь день была означена в 15 тысяч — на такси такой маршрут стоит 30–35 тысяч. Второй же уговорил меня ехать в Пин У Львин за 25 тысяч. В принципе, я и сам туда собирался, но вот то, что я поехал туда на мотобайке, было ошибкой. Еще туда можно было бы попасть на такси, но одному это дорого, или на автобусе, но они весьма нерегулярные, и идут 3,5 часа.

От монастыря я за 2000 вернулся домой, нашел интернет-кафе всего за 500 чат/час, правда, инет еле работал. Вечером поужинал в той же кафешке, обожрался на 5500 чат так, что еле дошел сто метров до гостиницы.