Турист Юлия Фолькман (juliefolk)
Юлия Фолькман
была 1 ноября 2023 19:38

Бали — Индонезия Февраль 2014

Непоседы на Бали. Часть I: Чанггу

Непоседы на Бали. Часть II: Серфинг

Прочитав перед поездкой на Бали множество отзывов о нем на Туристере, я поняла, что лучший способ изучения достопримечательностей острова — аренда машины с водителем. При желании можно даже найти русскоговорящего водителя, который также будет для вас гидом, но мы с этим не заморачивались. Найти же англоязычного водителя, который знает, что можно показать туристу, вообще не проблема. Многие на Бали зарабатывают именно тем, что предлагают туристам «транспорт», при чем под этим имеется в виду не обычное такси, а именно осмотр достопримечательностей.

В один из дней, когда урок в серф-школе в Куте закончился довольно рано, мы просто вышли на широкую улицу, тянущуюся вдоль пляжа, и только успели оглядеться, как наш взгляд поймал один из таких водителей, и размахивая табличкой с изображениями достопримечательностей, повторяя «Транспорт, транспорт», перебежал через дорогу и подошел к нам. Помню, я в тот момент еще подумала, что может быть, не стоит брать первого же, а надо сначала посмотреть, как он говорит по-английски, и хотя бы примерно понять, что это вообще за человек. Другие водители, которые были рядом на улице вряд ли согласились бы нас взять, если бы мы оказались от услуг их товарища, но думаю, мы без проблем нашли бы еще желающих подзаработать, если бы прогулялись вдоль пляжа. Но к счастью это не понадобилось: Кетут, так звали нашего водителя, подозрений не вызывал, и проблем с взаимопониманием у нас не возникло. Было около 12 часов и за полдня поездок мы сговорились на 450 тыс., то есть где-то 45 на долларов.

Мы собирались поездить по самой южной части Бали, несколько мест мы хотели посетить сами, еще в парочку решили заехать после того, как Кетут в двух словах рассказал и показал по фото, что будет у нас по пути. К самим достопримечательностям Кетут с нами не ходил только рассказывал что-то по дороге, если мы спрашивали. Интересно, что не смотря на то, что за вход мы везде платили сами, за парковки и платную дорогу платил водитель, ничего не спрашивая и не говоря нам, видимо, так принято.

Bali Cultural Park — одна из самых молодых или даже самая молодая достопримечательность Бали. Работа над парком еще не завершена, но там уже есть на что посмотреть. Вход стоит 80 рупий с человека.

Непоседы на Бали. Часть III: Достопримечательности

Второе название парка Garuda Wishnu Kencana (или просто GWK), что можно перевести примерно как «Вишну едущий на Гаруду». На Бали нередко можно встретить изображение бога Вишну верхом на боге-птице Гаруду. В этом парке планируют установить огромную статую с таким сюжетом, а пока что можно увидеть раздельные части будущей композиции.

Еще не оседланный Гаруда:

Голова и торс Вишну на самой высокой точке парка:

А от статуи Вишну открывается вид на самую узкую часть Бали, соединяющую южный полуостров с основным островом:

Непоседы на Бали. Часть III: Достопримечательности

Когда мы уезжали с территории парка, Кетут показал нам лежащие в сторонке руки Вишну. Думаю, когда статую соберут, она будет выглядеть весьма эффектно!

Еще в парке можно посмотреть национальные танцы. Мы видели только кусочек, так что не знаю, было ли это частью одного из традиционных балийских танцевальных представлений или просто набор не связанных танцев.

Непоседы на Бали. Часть III: Достопримечательности

По дороге к следующему месту мы немного поболтали с нашим водителем. Многие, наверное, уже слышали, что детей на Бали называют одинаковыми именами в порядке очередности рождения независимо от пола: первый Ваян, второй Мадэ, потом Ньоман и Кетут, а пятый снова — Ваян. Я не раз об этом читала, но думала, что это устаревший обычай, мне не верилось, что он действует и сейчас, так что я спросила об этом нашего Кетута. Но он подтвердил, что они все еще называют детей этими именами. Я хотела спросить, как они не путаются постоянно, но не знала, как сформулировать вопрос, поэтому привела пример со школой: как там различают всех Ваянов, Маде и Кетутов? Он сказал, что конечно в каждом классе всегда оказывается много детей с одинаковыми именами, так что их отличают по фамилиям, фамилий-то больше. Но если у детей совпадают и имена и фамилии, будут отличать как-то еще: первый и второй, например.

Dreamland beach

Никогда не видела воду такого цвета, как на этом пляже!

Непоседы на Бали. Часть III: Достопримечательности

Место очень красивое, но не очень удобное: машина и Кетут остались на платной парковке довольно далеко от пляжа, а мы сели в небольшой шаттл, который за 15 рупий отвез нас к морю, обратный путь был бесплатный, но шаттл пришлось подождать несколько минут, стоя на солнце. На самом пляже все платное: лежаки с зонтами, туалет, душ. На другом пляже Бали, где мы несколько раз отдыхали, все это можно было использовать бесплатно при кафе, где вы обедаете; не знаю, можно ли здесь так, но даже если можно, ценник на все явно повыше среднего.

Непоседы на Бали. Часть III: Достопримечательности

Долго задерживаться на пляже мы не стали, потому что было уже очень жарко.

Храм Улувату

Не повторяйте наших ошибок: тщательно выбирайте время для прогулок! К Улувату лучше приезжать утром или вечером, говорят там красивый закат, но и желающих посмотреть на него наверняка очень много, а значит скапливаются пробки.

Вход на территорию храма стоит рупий 20, если у вас открытая одежда, нужно взять в аренду саронг, чтобы прикрыть колени, забавно, что это касается как женщин, так и мужчин. Сам храм не представляет собой ничего особо интересного, как и в большинство храмов Бали, входить в него туристам запрещено. Ездят к Улувату из-за фантастических видов, ведь храм стоит практически на краю мира.

Непоседы на Бали. Часть III: Достопримечательности

Готовясь к поездке, я много раз читала, что мартышки, обитающие на территории храма, самые наглые на всем Бали и постоянно воруют у туристов все, что только возможно: очки, шляпы, фотоаппараты, украшения.

Мы подготовились к встрече с ними — попрятали очки, крепко держали фотоаппарат, только с бейсболками не могли расстаться под палящим солнцем. Оказалось, что принятые меры безопасности были излишни — мартышки сами страдали от дневной жары, и прятались по кустам, а некоторые даже резвились в бассейне.

Непоседы на Бали. Часть III: Достопримечательности

Тропинки вдоль утеса расходятся от храма в обе стороны. Сначала мы прогулялись направо. Полюбовались, поджарились, устали:)

Непоседы на Бали. Часть III: Достопримечательности

Вернулись к храму и встали перед тяжелым выбором: пройтись налево или вернуться в кондиционированную машину Кетута. После непродолжительной внутренней борьбы решили посмотреть на утесы и со второй тропинки.

По левой дорожке нас поджидал еще один соблазн: в какой-то момент мощеная дорожка кончилась, но от нее отходила протоптанная тропинка сквозь кусты. Стало любопытно, что же там? Превозмогая духоту и усталось, мы пошли по тропинке дальше… дальше… дальше… Как оказалось, ничего интересного там нет, тропинка кончилась практически ничем, только сидела парочка местных, продававших напитки (что было очень кстати!) и побрякушки.

Еще одна интересность Улувату — рядом с ним расположен один из самых сложных и известных серферских спотов на Бали, там катаются только профессионалы, так что, как нам говорили, там есть, на что посмотреть. Но, к сожалению, мои мозги, видимо, совсем расплавились от жары, и я не вспомнила про него, когда мы были рядом:(

Джимбаран

Следующей и последней точкой согласованного маршрута был пляж Джимбаран, который славится красивыми закатами и ресторанами, предлагающими лучшие морепродукты. Про закат ничего сказать не могу, мы были там значительно раньше, а вот рестораны нас разочаровали.

Все рестораны расположены на берегу рядом друг с другом. Водитель высадил нас у первого, и расторопная официантка побежала предлагать нам столик. Но мне показалось, что это неправильно оставаться в первом же попавшемся ресторане, мы прошли сквозь него на пляж и сказали, что хотим сначала осмотреться, на что услышали «Смотрите. Здесь 25 одинаковых ресторанов». Вполне вероятно, что она была права. У нас не было конкретной цели, и мы не представляли, по какому принципу выбирать место в этой шеренге ресторанов, поэтому, немного пройдя по пляжу, мы все-таки вернулись в первый.

Выбирать блюда нас повели к аквариумам и холодильникам со свежепойманной рыбой. Честно говоря, идея тыкать в живое существо и говорить «зажарьте этого» меня никогда не привлекала, но что поделаешь, приходится играть по правилам. Нет, можно, конечно, и по меню выбрать, но когда мы спросили, что из себя представляет указанная в меню барракуда, нас повели смотреть на нее и на всех остальных заодно.

Еще задолго до поездки на Бали я мечтала, как буду есть там краба… Но стоило мне увидеть ценник на него, как краба заместила «жаба» и задушила меня. После того как на Самуи мы покупали 20 штук за 3000 рублей и сами варили их на вилле, я не могу покупать их по ресторанным ценам. Да и разные рыбки тоже стоили очень дорого по балийским меркам. В результате я ела окуня, а Паша тунца, порции были очень большие, но по вкусу ничем не отличались от рыбы, которую мы почти каждый вечер ели на нашем Echo beach в Чанггу в три раза дешевле.

Конечно, каждый решает сам, но нам показалось, что Джимбаран — это дорогой и бессмысленный аттракцион для туристов, у которых есть лишние деньги. Но если вы все-таки соберетесь там ужинать, я советую выбирать что-то более экзотическое и дорогое чем окунь, тунец или местная рыба махи—махи, но брать одну порцию на двоих.

После поездок Кетут привез нас прямо к отелю. Потом мы еще не раз встречали его рядом с серф-школой, на его рабочем месте. Мы улыбались друг другу, здоровались, он спрашивал не нужно ли нам такси в аэропорт, но мы сказали, что уже договорились о трансфере, и после этого он просто дружелюбно с нами здоровался, ничего не навязывая. Все-таки балийцы в основном очень приятные и милые люди.