Турист Liubov Tukalo (LiubovTukalo)
Liubov Tukalo
была 5 марта 2022 14:40

Харьков — Украина Июнь 2014

В один прекрасный солнечный летний день мне очень захотелось съездить в Харьков, в Покровский монастырь. А еще над моей головой дамокловым мечом висело обещание, данное Артему Черепанову, исправить оплошность и дополнить свой путеводитель по Харькову описанием улицы Дарвина… Вот что получилось из этой прогулки.

Поехали мы, конечно, с Ростиславом. В последнее время он стал очень легким на подъем и всегда рад составить мне компанию в поездке на любые расстояния). Тем более, что он наверняка лелеял мечту зайти в новоиспеченный свежееотреставрированный Исторический музей, если тот будет открыт. И вот мы снова в отправной точке нашего маршрута, описанного в путеводителе, на станции метро «Советская». Покровский монастырь, маленький и очень душевный, снова порадовал меня светом

Удивительный Харьков

и еще цветением чудесных лилий.

Ожидания Ростислава тоже оправдались.

Харьковский исторический музей, расположен в здании бывшего ломбарда, построенного в начале 20 столетия. С момента своего создания, с 1920 года, музей кочевал по Харькову в поисках окончательного пристанища и, наконец, остановился здесь. Последние года два-три это здание было на реконструкции. К нему решили пристроить прозрачный стеклянный куб, светящийся в темноте всеми цветами радуги и призванный привлечь молодое поколение и вызвать у молодежи интерес к истории.

Удивительный Харьков

Одна радостная новость в этом есть и для меня — на крыше здания планируют открыть смотровую площадку. Никак не могу найти в Харькове местечко, где можно забраться повыше)

Хоть и частично, но музей был открыт (работали экспозиции на первом и третьем этажах), и я не могу не сказать о нем еще пару слов, потому что его посещение стало для меня приятным сюрпризом. С первых шагов, попав на выставку «Археология», на меня было напала тоска, хотя возможно экспонаты именно этого раздела являются самыми ценными в музее.

Удивительный Харьков

Как-то примелькались уже за время частых музейных хождений эти древние черепки-топорики-гвоздики-косточки-части скелетов древнейших животных. Однако, на мое счастье эта выставка оказалась небольшой (к великому же сожалению людей знающих большая часть экспонатов была утрачена во время Великой Отечественной войны), и с каждым дальнейшим шагом мне становилось все интереснее и интереснее)

Например, такой щит я увидела впервые только здесь, а до этого момента видала такие только на картинках.

Удивительный Харьков

А вот оттиск ладони Петра І, сделанный зачем-то на харьковском машиностроительном заводе.

Очень понравились реконструкции жилых комнат разных времен и разных сословий.

И оформление музея

Удивительный Харьков

И просто всевозможные старинные вещицы.

А самой большой неожиданностью стала выставка «Харьковщина 1943—1991 гг.». Поскольку значительную часть этого периода (заключительную треть:))) я застала, то многие предметы узнавала в лицо, что непонятно почему привело меня в полнейший восторг.

Удивительный Харьков
Такой платок я не носила, но у мамы был похожий )
Кто-то сразу обратит внимание на фотоаппарат, а я - на свой любимый фильмоскоп
Удивительный Харьков
И вот этот агрегат с двумя ручками и зеленой шкалой тоже вызывает какие-то смутные воспоминания )

— Ростик, смотри, я помню такие игрушки.

— А это что, юла?

— Ага, когда ее заводишь, по кругу начинают бегать лошадки.

-)) Круто!))

Сейчас у детей совсем другие игрушки…

И я сама временами чувствовала себя частью музейной экспозиции, практически музейным экспонатом)))

Спустя немногим больше часа, мы отправились дальше.

Дом на площади Конституции
На заднем плане здания бывшего Торгового и бывшего Земельного банков ( проекты архитектора Бекетова )
Бурсацкий спуск

От площади Конституции, на которой расположен Исторический музей, улица Дарвина находится в пешей доступности. Мы прошли по улице Сумской

Пузата хата- сеть неплохих бюджетных столовых. На всякий случай страви- это блюда :)
"Пузата хата"- сеть неплохих бюджетных столовых. На всякий случай "страви"- это блюда :)

до театра им. Шевченко, через сквер,

соединяющий Театральную площадь и площадь Поэзии,

по улице Пушкинской…

Удивительный Харьков

Всего минут через пятнадцать ооочень расслабленной прогулки мы были на месте.

Эта улица, носившая ранее название Садово-Куликовская, интересна тем, что на ней сохранились здания, спроектированные известным харьковчанином, архитектором Алексеем Николаевичем Бекетовым (1862- 1941). Всего в Харькове им построено около сорока зданий, во многом повлиявших на формирование архитектурного облика города. Пять из них расположены на улице Дарвина. Впечатляет также география зданий, простроенных по его проектам — Симферополь, Алушта, Киев, Ростов-на-Дону, Днепропетровск, Лубны, Новочеркасск, Белгород, Баку, Донецк …Множество осталось неосуществленных проектов, воплощению в жизнь которых мешали революции, войны и перипетии в личной жизни архитектора.

О существовании улицы Дарвина, я, конечно, знала и раньше. Во-первых, недалеко находится институт, в котором я училась. Во-вторых, на улице Дарвина находится студенческая поликлиника, и каждый студент в принципе обязан знать о ее существовании) Но в памяти моей со студенческих лет остался облик всего лишь пары зданий. Одно из них дом под номером 9, бывший особняк купца Рыжова.

Сейчас здесь расположен «Дом архитектора» и это один из немногих особняков города, полностью сохранивших не только внешний облик, но и интерьеры. К сожалению, внутри нам не удалось побывать.

Все остальные здания стали открытием и для меня. Вот, и творение Алексея Николаевича, бывший особняк биолога Д.Алчевского, ныне принадлежащий Украинско-Британскому колледжу.

Разве не чудо — дом в мавританском стиле в центре Харькова? Пройдем немного дальше.

Здесь в рядочек выстроились такие же милые особнячки конца XIX начала XX века.

Удивительный Харьков

Это был период бурного экономического развития города. Активно строились банки, театры, многочисленные учебные учреждения и доходные дома. Ну, и каждый уважающий себя состоятельный человек, считал необходимым заиметь для себя стильный двухэтажный особняк.

Заприметив в переулке массивную кованую решетку,

Удивительный Харьков

решили свернуть и обнаружили церквушку.

Судя по отсутствию опознавательных знаков и надписей, она частная. Времена идут, а состоятельные люди выбирают для себя одни и те же места.)

А это элементы декора дома, который архитектор Бекетов строил для себя.

Правда, сразу после постройки был вынужден его продать из-за семейных неурядиц. Зато построил себе новый немного дальше- всего несколько десятков метров, а земля там была значительно дешевле.

Чуть дальше красуются еще два детища харьковского зодчего- особняки П. В. Маркова и Ф. В. Писнячевского.

Удивительный Харьков

Кто были эти люди мне достоверно не известно, но поскольку в некоторых источниках проскальзывает формулировка «купеческие особняки», полагаю они занимались торговлей.

Прогуливаясь по этой улице с фотоаппаратом и внимательно разглядывая памятные таблички, мы с Ростиком привлекли внимание местной молодежи, мирно покуривавшей на скамейке. Заметив наш интерес, они и сами отправились читать, что же за достопримечательности их окружают. Программа минимум для нас на сегодня выполнена!

А кроме зданий по проектам Бекетова мы обнаружили здесь еще несколько симпатичных домиков.

Дошли до окончания улицы. Вот и дом, в котором наконец-то удалось поселиться архитектору Бекетову.

Удивительный Харьков

Сам он с семьей проживал на втором этаже, а первый сдавал не менее уважаемым деятелям искусства. Один из них известный советский художник-баталист Николай Семенович Самокиш, уроженец Нежина, Черниговской области, где я собственно впервые (к своему стыду) услышала это имя. Лошади, изображенные на его полотнах — это просто чудо!

Чтобы не возвращаться, свернули на улицу Мельникова. Ничего примечательного на ней нет. С одной стороны посадка, за которой шумит оживленная автотрасса, с другой стороны — промышленные постройки. Но что меня приятно удивило здесь, было абсолютно чисто, никакого мусора, стихийных свалок — что к большому сожалению является одной из примет нашего времени и частым спутником таких уединенных мест. Похоже, что-то все же меняется в лучшую сторону.

По Мельникова пришли к улице Революции- она мне почти родная, сюда выходит часть корпусов моего института, ныне Академии городского хозяйства, которая, кстати, тоже носит имя выдающегося архитектора.

Удивительный Харьков

Вот и все. На сегодня наша прогулка подошла к концу. Но что-то мне подсказывает, что мы еще не один раз приедем в Харьков с целью раскрыть для вас, и что не менее важно, для себя, много новых граней этого такого знакомого и в то же время такого неизвестного для нас города.