Турист Ирина (dualia1)
Ирина
была 22 апреля 2023 21:59

Вологда — Россия Июнь 2014

«Выходные в Вологде (часть первая)» (Соборная горка, Кремль, Спасо-Прилуцкий монастырь) здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_9312

Продолжаем прогулку по Вологде:

Этот город поражает своих гостей количеством соборов и церквей, расположенных в историческом центре города. Храмовое строительство велось не только за архиерейскими стенами Кремля, но и на Посадах (в городе были три Посада со слободами). И сейчас Вологда делится на районы с красивыми, ласкающими слух русскими названиями: Верхний Посад, Нижний Посад, Город (там, где расположен Вологодский кремль), Заречье (за рекой напротив Кремля).

В Вологде можно увидеть церкви разных размеров и этажности, построенные в различных архитектурных стилях. Конечно, не все из них открыты сегодня, но многие восстанавливаются, реставрируются. Я отметила для себя тот факт, что в Вологде почти нет церквей с золоченными куполами, есть зеленые, темные, но в большинстве своём — купола серебристые. Не даром Вологда входит в Серебряное кольцо России.

Выходные в Вологде (часть вторая)

Новые церковные строения поддерживают облик «Серебряного кольца» и не имеют золоченых куполов. В сквере на набережной несколько лет назад была построена Часовня в память 2000-летия Рождества Христова. Часовню возводили на личные пожертвования вологжан.

Выходные в Вологде (часть вторая)

В Верхнем Посаде мы увидели белоснежную Церковь Константина и Елены (1690 г.) — один из лучших архитектурных памятников Вологды. Образец узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое распространение во второй половине XVII века.

Храм действующий, в нём находится частичка мощей Святой мученицы Татьяны.

Еще одна церковь Верхнего Посада — Церковь Варлаама Хутынского, примечательная колокольней с колоннами и тонким шпилем.

Выходные в Вологде (часть вторая)

Эта церковь была построена в1780 г. на средства вологодского купца Узденникова.

А это ансамбль Владимирских церквей: (тёплая церковь Архангела Гавриила и колокольня 1684—1689 гг., холодная Владимирская церковь 1759—1764 гг.).

Выходные в Вологде (часть вторая)

В XVI–XVII веках Владимирский приход был известен как один из самых богатых в Вологде. Но время не пощадило эти храмы. В советское время церкви были закрыты, здания перестроили. Прудик между храмами замусорился и зарос. Подход к церквям и сейчас затруднён, поэтому фотографировала издалека.

С Соборной горки открывается панорамный вид на район Заречье (самый молодой посад, который начал застраиваться в начале XVII века).

Выходные в Вологде (часть вторая)

В Заречье можно посмотреть на Сретенскую церковь (1731—1735 гг.), которая даже в советское время была включена в число памятников всесоюзного значения. Церковь Сретения привлекает внимание своим нарядным, декоративным обликом, выделяющим ее среди прочих храмов Заречной части города.

Убранство интерьера не сохранилось. Церковь Сретения закрыта в 1930 года. Долгие годы в ней располагалось общежитие.

Еще одна церковь Заречья — Церковь Иоанна Златоуста и Жён Мироносиц, построенная во второй половине XVII века. Шатровая звонница — самая удачная часть храма.

Выходные в Вологде (часть вторая)

Церковь является одним из первых двухэтажных храмов Вологды со времени начала их построек.

Церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке с колокольней, (расположены на низком левом берегу реки Вологды, ранее обычно затопляемом в половодье и потому издревле называвшемся «наволоком»), образуют необычайно живописный храмовый ансамбль.

В настоящее время церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке полностью восстановлена и является действующей.

Выходные в Вологде (часть вторая)

По пешеходному Красному мосту идем в Нижний Посад.

Здесь на Торговой площади сразу два храма: Храм в честь Покрова Божией Матери на Торгу. Церковь была заложена Иваном Грозным в честь начала строительства Вологодского кремля. Изначально церковь была деревянной и находилась недалеко от царского дворца. Существующее же сейчас каменное здание церкви построено в 1760 г.

Выходные в Вологде (часть вторая)

Название «на Торгу» связано с находившимся рядом рынком. В советский период приход был упразднён, а церковь закрыта. Помещение приспособили для торговли молочными продуктами. Сейчас храм вновь передан верующим. Еще одна церковь на Торгу — Казанская, 1760 г. постройки:

А это Храм во имя святителя Николая Чудотворца на Глинках:

Выходные в Вологде (часть вторая)

Рядом с местом, на котором располагается церковь Николая Чудотворца на Глинках, когда-то по распоряжению царя Ивана Грозного выкопали реку Золотуху, впадающую в реку Вологду. Глинковской церковь стала называться от той глины, которую в больших количествах скидывали при копании реки Золотухи.

Храм во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Рощенье (1710 г.).

Выходные в Вологде (часть вторая)

«Рощенская» церковь именуется по местности, называвшейся прежде Рощеньем, возможно, от бывшей здесь в старину рощи.

Кроме Кремля, Соборной горки и многочисленных церквей, город интересен своей старинной застройкой и хорошо сохранившимися деревянными домами с резьбой.

Выходные в Вологде (часть вторая)

В деревянном зодчестве Вологды представлены все основные типы деревянных особняков XVIII — начала XX века — дворянские, купеческие и мещанские, а среди архитектурных стилей — классицизм, ампир и модерн.

Дом Засецких. Этот одноэтажный особняк с мезонином построен в конце XVIII века со значительной переделкой в конце XIX века. Все фасады здания со вкусом, но по-вологодски сдержанно, украшены резьбой:

Выходные в Вологде (часть вторая)

Здание принадлежало Засецким — старинному дворянскому роду, представители которого оставили след в науке, краеведении, развитии кружевоплетения.

Дом Волкова — памятник деревянного зодчества начала XIX века, часть комплекса памятников — усадьбы Волкова:

Выходные в Вологде (часть вторая)

Называется домом Волкова по имени последнего владельца Н. А. Волкова, который был городский головой. Сейчас в доме Волкова располагается музыкальная школа.

А этот Дом по адресу Маяковского, 9 построен на рубеже XIX–XX веков. На самом деле он стоял в Заречье, а сюда, на правый берег реки, перенесен в 1970-х годах как первая ласточка в неосуществленной программе создания музея городского деревянного зодчества.

Взгляд привлекают разностильные окна, балюстрады на крыше, и конечно резной декор наличников.

Дом на улице Октябрьской — классический представитель особняка в дереве:

Выходные в Вологде (часть вторая)

С середины XIX века формируется традиционный для деревянной архитектуры Вологды тип дома — двухэтажный особняк, с обязательным элементом балконом-лоджией, под которым находится крыльцо и лестница с отдельными входами в квартиры на первый и второй этажи.

До начала XVIII века в Вологде практически все здания были деревянными.

Выходные в Вологде (часть вторая)

Но время и пожары беспощадны к этому материалу для строительства, поэтому старинных деревянных построек с годами становилось все меньше.

Выходные в Вологде (часть вторая)

Рядом с деревянной архитектурой стала появляться каменная:

Дом Масленниковых в Заречье. Построен в 1780-х годах голландской конторой. В разное время им владели вологодские купцы Рыбников, Бросов, Извозчиков. Какое-то время дом звался Домом почтмейстера, здесь располагались почтовая контора и квартира почтмейстера. Дольше всего здание занимала известная в городе семья Масленниковых:

Выходные в Вологде (часть вторая)

В советское время после ремонта здесь работал Клуб юных. Сейчас в здании располагается детский морской центр «Меридиан». Дом Масленникова относится к времени расцвета в Вологде раннего классицизма.

Но в основном каменное строительство велось на правобережье в Нижнем Посаде.

Выходные в Вологде (часть вторая)

Здесь строились дома для губернского руководства. Дом генерал-губернатора (возведен в 1780—1783 гг.), рядом дом губернатора:

Выходные в Вологде (часть вторая)

А вот особняк постройки XIX века, в котором размещается мемориальный музей-мастерская заслуженного художника РСФСР Александра Васильевича Пантелеева, где он работал с 1981 года:

Выходные в Вологде (часть вторая)

Своей нарядностью выделяются здания на площади Революции. Здесь можно увидеть много каменных старинных зданий:

Дом Свешникова — купеческий дом, построен в начале XIX века. Торговый дом «Свешников и сын» был построен в самом начале XIX века. В этот здании велась торговля до середины ХХ века. Здесь продавали бархат, парчу, ковры, шелковые, шерстяные, полотняные, суконные, бумажные и галантерейные товары.

На здании есть мемориальная доска, которая информирует о том, что здесь родился и провел свои детские годы Г. Н. Васильев, будущий кинорежиссер, один из «братьев» Васильевых, создателей легендарного советского фильма — «Чапаев».

Самое яркое и запоминающееся на площади — здание Городской думы. Построено в конце XVIII в. как купеческий дом. В1801 г. дом куплен и перестроен вологодским магистром. В нем работала городская дума. В1917 г. здесь было провозглашено установление советской власти в Вологодской губернии. Сейчас здесь находится музыкальная школа:

Выходные в Вологде (часть вторая)

На площади Революции располагаются три из семи гостиниц дореволюционной Вологды. Гостиница «Пассаж» построена в конце XIX в. (желтое здание на фото). В ресторане гостиницы «Пассаж» в1917 г. обедал поэт Сергей Есенин со своей невестой Зинаидой Райх и вологодским поэтом Алексеем Ганиным.

Самой респектабельной была гостиница «Золотой якорь», построенная в 1868—1875 гг. купцами Брызгаловыми. (розовое здание вдали):

Здание гостиницы «Эрмитаж» 1904 г. постройки:

Главный фасад «Эрмитажа» выходит на пл. Революции, а боковой — на самую короткую улицу Вологды — Каменный мост. Эта пешеходная улица-мост через реку Золотуху идет по мощной, высотой в три этажа арке моста.

Посредине площади Революции — памятник участникам гражданской войны и становлению советской власти

Выходные в Вологде (часть вторая)

(установлен в1977 г., и не очень удачно вписан в архитектурный ансамбль площади).

С пл. Революции можно свернуть на Пушкинскую улицу:

Выходные в Вологде (часть вторая)

Рядом с памятником Александру Сергеевичу, скамейка Влюбленных, на которой сидит пара голубей.

В сквере на набережной, рядом с кремлевской площадью памятник букве «О». Бытует мнение, что вологжане «окают», что отличает их от жителей других регионов России (правда мы — северяне тоже «окаем», поэтому я не заметила особого говора вологжан). Жители Вологды решили увековечить эту особенность таким необычным способом.

Выходные в Вологде (часть вторая)

Поэтому вологодское «оканье» можно теперь не только услышать, но даже с ним сфотографироваться!

Есть в городе забавный памятник, посвященный 100-летию электрического освещения Вологды. Он представляет собой скульптурную композицию из фонарного столба и задравшей лапу дворняги.

Выходные в Вологде (часть вторая)

Ну вот наверно и всё, что мы успели посмотреть в Вологда. Этот город очаровал нас с первого взгляда. Тихий, уютный, где нет скопления машин и людских толп. Здесь так приятно отдохнуть от городской суеты больших городов.

Выходные в Вологде (часть вторая)

Конечно, за пару дней мы увидели в Вологде далеко не всё. Да и не было у нас такой задачи — осмотреть все имеющиеся достопримечательности. Мы просто не спеша, гуляли по этому старинному русскому городу и любовались уникальной деревянной архитектурой и старинными зданиями, впитавшими дух истории.

Выходные в Вологде (часть вторая)

Мы прощаемся с Вологдой на её красивом вокзале и говорим: «До свидания, Вологда! спасибо, за незабываемые выходные!».

Выходные в Вологде (часть вторая)

Закончить свой рассказ я хочу строчками из стихотворения вологжанина Сергея Орлова:

Умели деды строить грады,
И веси на Руси Святой.
Стоят они, очам отрада,
Красой равняясь с простотой.