Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Местиа — Грузия Май 2014

Дорога из Батуми в столицу северной Сванетии, Местиа, была банальной. Знатные посиделки в хостеле до рассвета не оставили шансов раннему старту. Пока собирались-добирались до автостанции, наступил уверенный вечер. Чудом успели на последнюю местийскую маршрутку в Зугдиди.

Ценник на маршрутку крайне неприятно удивил. В пересчёте на километр пути аж в 5 раз выше среднегрузинского. Дерут с туристов в горном туристическом тупичке, и дерут неслабо.

Решено — обратно во что бы то ни стало едем только автостопом. А пока в непроглядной темноте горной южной ночи выискиваем жильё и набираемся сил.

Жильё, в принципе, было забронировано заранее, но подошедшие к маршрутке хозяева предложили более бюджетный вариант. Самый экономный — поставить палатку в саду, но температура воздуха и снежники на горах ниже уровня городка не внушали оптимизма. К тому же, уезжать поутру с мокрым от конденсата тентом крайне не хотелось.

Гостевой дом Нино Ратиани есть не во всех системах бронирования, но место известное. Проживание — от 20 лари с человека, питание, про которое можно складывать оды, обошлось нам в десятку — с учетом того, что я умял две порции супа на первый ужин и брали комплексный обед из нескончаемого количества потрясающих блюд на обед второго дня. Даже ради национальной кухни место рекомендую крайне.

Киндер-Закавказье. Сносящие башню

Местиа. Аккуратный, весьма ухоженный поселок. Развивается бурно, и со стороны завсегдатаев грузинского Кавказа можно услышать недовольства столь существенными изменениями.

Отели растут как грибы, туристов на улицах больше, чем местных жителей. Дети, кричащие «Hello» из-за заборов и прочие атрибуты популярного трэвел-направления.

Киндер-Закавказье. Сносящие башню

Именно улицы Местиа и его устройство очень напомнили марокканский центр горного туризма, Имлиль. А вот архитектура и оформление центра весьма уникальны — единственные, пожалуй, переулочки городка, где помимо стен из каменных глыб встречаются элементы деревянных изяществ и даже симпатичные городские скульптуры.

Главное богатство края — горы. Говорят, в этом году зима здесь позадержалась и нам очень повезло увидеть кавказские хребты в снегу.

Киндер-Закавказье. Сносящие башню

Впрочем, как раз снега очень ожидались — вот фото многолетней давности с другой стороны перевала, где прямо за моей спиной по хребту проходит российско-грузинская граница. Тоже май, и тоже снег, и скитуристы, которых погранцы гоняют по кулуарам.

А до Чегетской поляны по прямой каких-то 25 километров. Вот это возвращение в Россию было бы. Если бы не идиотские границы, да.

Признаюсь, изначально были планы прогуляться по горным тропам если не с ночёвкой, то хотя бы до достойных видов, так, чтобы на полноценный ходовой день. Но детёныш не разделил энтузиазма — частые движения ногами по жаре даже без рюкзака воспринимал как абсолютное зло и капризничал. В таких условиях гнать в гору пинками — совсем не кайф. Потому ограничились капитальной прогулкой по Местиа с посещением ключевых интересностей.

Киндер-Закавказье. Сносящие башню

В сторону аэропорта, куда подтягивались встречающие легкомоторный самолёт хозяева гестхаусов. Самолёта, впрочем, не дождались, слишком нестабильно летает и надолго задерживается.

До дома-музея легенды советского и мирового альпинизма Михаила Хергиани. Тоже не повезло — отключили электричество. Посмотрели часть экспозиции, подсвечивая телефонами.

Киндер-Закавказье. Сносящие башню

Впрочем, человека, отключившего свет, мы неожиданно найдём на следующий день и категорически простим — он сыграет важнейшую роль в нашем автостопном возвращении с гор.

Выискивать интересные места в Местиа просто — ориентируйтесь по скоплениям родовых башен. Если башен много и стоят они кучно — точно что-то лакомое обнаружится.

На снимке выше как раз скопление башен возле «музея сванского быта», или просто «сванского дома». Экскурсию стоит посетить как минимум ради возможности забраться на одну из башен и осмотреть Местиа с самой крыши.

Киндер-Закавказье. Сносящие башню

Проходов к музею несколько, не стесняйтесь нырять в каменные арочки и проходить по дворам — всё, что открыто, не запрещено к посещению.

Если не знаете, где музей — отыщите родник на перекрёстке дорог. Хранительница музея сама к вам выйдет, она всегда неподалёку.

Киндер-Закавказье. Сносящие башню

Дом-музей интересен и без посещения башни. Одно то, что стоит он с 12 века без особой реконструкции, а внутреннее убранство весьма богато и состоит практически сплошь из оригинальных вещей, достойно внимания путешественника.

По устройству похож на деревянные хоромы Кижей — также зимой люди жили со скотом, а летом перемещались в своеобразные «светлицы» верхнего этажа.

Киндер-Закавказье. Сносящие башню

Обращает на себя внимание богатство орнаментальной отделки — она повсюду, за исключением массивных каменных деталей. И даже кованые изделия можно отнести к художественным.

Одной из стен дом выходит на край пропасти — отсюда он смотрится крепостью.

Впрочем, смутные времена сваны пережидали в легендарных башнях. Башенное строительство весьма распространено по всему Кавказу, но сванские башни, что удивительно, изначально не несли боевого назначения. Это были статусные сооружения клана в которых разве что хранили сено да припасы, и лишь в случаях категорической опасности использовали в качестве сигнальных вышек или укрытий.

В музейной башне туристы предоставлены сами себе — лазать можно где угодно и сколько угодно.

Киндер-Закавказье. Сносящие башню

Впрочем, ничего интересного внутри нет. Окна да шаткие деревянные лестницы, в напольные проёмы которых и без рюкзака сложно просочиться.

Главное — выбраться на крышу, подставить спину солнцу, набрать полную грудь невесомого воздуха и насладиться панорамой. Забацать киндер-лук.

Киндер-Закавказье. Сносящие башню

Обозревать окрестности с башни — наслаждение. Увы, недолгое, поток экскурсантов приличен.

Полноценная прогулка по Местиа с посещением музеев (а мы прошли далеко не все достопримечательные места) занимает практически полный день — остается время лишь на плотный обед и отдых. Стирка, перетряхивание и упаковка рюкзаков — поутру предстоит старт долгой дороги в Россию, которую мы намерены преодолеть исключительно автостопом.