Турист Екатерина (catys)
Екатерина
была 10 марта 11:53

Кутна Гора — Чехия Апрель 2014

Во время поездки в Прагу нами была запланирована однодневная поездка в какой-нибудь небольшой городок — и изначально и единодушно был выбран Крумлов. Но пути туристческие неисповедимы — Прага нас так «умотала» (в хорошем смыле этого слова, разумеется), что решено было заменить Крумлов — все-таки три часа на поезде в один конец!!! — на что-нибудь более приближенное к реальности, исключительно из соображений экономии времени и сил. Выбор пал на Кутна Гору — тем более что ее костел Святой Барбары мне горячо рекомендовал коллега, четыре года проживший в Чехии.

Сегодня Кутна Гора — это крошечный провинциальный городок с населением около 22 тысяч жителей. Поезд останавливается на обшарпанном полустанке, от которого до старого города — 4 километра, или 100 крон на такси. Пейзаж за пределами старого города сильно отдает советским союзом — трех- четырехэтажные блочные «панельки», единственная высотка с надписью Disco — видимо, местное сельпо. С трудом верится, что когда-то этот город соперничал своей славой и величием с самой Прагой. Но это было — уже с 13 века треть всех европейских поставок серебра приходилась на Кутна Гору. Благодаря обнаруженным в этих краях залежам серебра город активно рос и богател — тут чеканились пражские гроши, являвшиеся одной из самых стабильных валют того времени. Город развивался и в культурном плане — строились церкви и здания, благодаря которым впоследствии Кутна Гора была включена в список Всемирного культурного наследия Юнеско.

Первая из достопримечательностей Кутна Горы, которая на слуху почти у всех — это костница Седлецкого монастыря, а точнее — кладбищенский костел Всех Святых. Относительно посещения этой достопримечательности мы с подругой единения не достигли — ей очень хотелось его посмотреть, я же не жаждала совершенно — как-то не близки мне подобные memento mori… В итоге решили, что она пойдет, а я погуляю вокруг:) Седлец находится в полутора километрах от железнодорожной станции — решили прогуляться пешком, благо недалеко — хотя на небе предательски собирались тучи. Погодка в этот день превзошла собой даже питерскую — с интервалом в 15–20 минут налетали черные тучи, хлестал ливень, сопровождавшийся сумасшедшим ветром, потом мгновенно все разгоняло, выходило солнце — а через 15 минут все повторялось заново. Первый дождь хлынул на подходе к костнице — наличие зонта спасало только голову и плечи, все остальное вымокло моментально. Так что от идеи погулять вокруг, пока менее восприимчивая подруга будет любоваться «йориками», пришлось отказаться — я скромно притулилась на стульчике при входе в костницу. Правда, свою долю «прекрасного» все же получила — храм очень небольшой, и весь антураж можно оценить, практически не сходя с места. Особенно меня порадовали жизнерадостные розовощекие ангелочки с дудками посреди всей этой вакханалии….

Сказ о Святой Барбаре и серебряных рудниках

К счастью, подруга быстро утолила свою жажду впечатлений, и мне не пришлось долго коротать время среди свисающих бедренных костей. Но зато пока сидела — выяснила ценую информацию, что работники костницы организуют трансфер до костела Святой Барбары за 35 крон с человека. Так что до костела мы добрались с ветерком за 10 минут.

Собор хорош необыкновенно!!! Производит впечатление игрушки, вырезанной из слоновой кости — наверное, за счет своих небольших размеров, изящности исполнения и легкой, словно устремленной ввысь крыши-шатра.

Сказ о Святой Барбаре и серебряных рудниках

Постройка собора Святой Барбары стала кульминацией борьбы кутногорских предпринимателей в области добычи серебряных руд с Седлецким монастырем за собственное самоуправление (изначально залежи серебра были обнаружены на территориях, принадлежавших монастырю) — и в 1388 году было начато строительство нового собора на «нейтральной» территории. Разумеется, собор был посвящен Святой Барбаре — покровительнице шахтеров. Кутна Гора во всем стремилась сравняться с Прагой — и конечно же собор ее должен был быть ничуть не хуже, чем собор Святого Вита. Для реализации амбициозного замысла пригласили ни абы кого, а Яна Парлера — сына первого строителя собора Святого Вита Петра Парлера. Поэтому сходство архитектуры этих двух соборов совершенно не случайно. По первоначальным планировкам, храм должен был иметь длину вдвое больше нынешней. Но, как и в строительстве собора Святого Вита, в дело вмешались войны и финансовые проблемы — гуситские войны не обошли стороной и Кутна Гору, а запасы драгметаллов, к сожалению, имеют свойство заканчиваться намного быстрей, чем того хотелось бы… И в результате этот собор строился в общей сложности более 500 лет и был окончательно закончен только в 1905 году.

Сказ о Святой Барбаре и серебряных рудниках

Главная достопримечательность собора — это его сетчатый свод с кольцеобразными ребрами, украшенный плафонами с гербами. Свод этот — творение архитектора Бенедикта Рида, построившего грандиозный Владиславский зал в старом королеском дворце Пражского Града. Рид, которому в 1512 году было поручено продолжение строительства собора, вообще внес массу изменений — прорубил множество окон, благодаря которым внутренее пространство собора заполнено светом и воздухом, и построил три шатровые крыши. Крыш этих собор лишился в ходе барочной перестройке, и только при неоготической реконструкции 1884—1905 гг. шатровые крыши вернулись обратно.

Во многих часовнях сохранились замечательные позднеготические фрески, изображающие вполне бытовые сцены из жизни горнодобывающих рабочих. Как и подобает готическиму собору, окна украшены чудесными витражами.

Сказ о Святой Барбаре и серебряных рудниках

В главном алтаре храма — изображение тайной вечери

Сказ о Святой Барбаре и серебряных рудниках

Напротив собора Святой Барбары находится здание бывшего иезуитского общежития (собор в 1626 году был передан ордену иезуитов). Террасе перед общежитием монахи придали вид моста — опять же по аналогии с пражским Карловым мостом, украсив каменными перилами и барочными скульптурами святых.

Сказ о Святой Барбаре и серебряных рудниках

Собор и старый город расположены на холме — откуда открываются шикарные панорамы окружающих городок пасторальных пейзажей.

Сказ о Святой Барбаре и серебряных рудниках

Ну, а сам старый город — это несколько уютных мощеных улочек, застроенных маленькими аккуратными домиками, с непременными кафе и сувенирными магазинами — приятное место для прогулки. Главное только, чтоб с погодой повезло:)