Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 9:09
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

Воронежская область — Россия Апрель 2014

В конце апреля я посетил одно дивное местечко в Воронежской области. Оно даже называется — Дивногорье. Я поехал туда по двум причинам (не считая самой основной — мне нужно было быть в самом Воронеже по семейным обстоятельствам).
Так вот, первая причина — мне захотелось насладиться просторами земли русской. Чтобы было поле, легкий ветерок и вокруг никого. Желательно наличие реки и холмов, с которых можно все это запечатлеть. Этого там было сполна.

Дивногорские пейзажи

Причем в тот апрельский уикенд мне повезло с этим желанием дважды. По дороге в Воронеж я заезжал в еще одно место, сочетающее в себе все мои райдерские требования (о нем в отдельной заметке).

Вторая причина, почему я очень хотел попасть в Дивногорье это геологический интерес. Мне любопытны все места на нашей планете, где можно лицезреть всю ее обнаженную историю.

Дивногорские пейзажи

В этот день была изумительная туристическая погода. Светило солнце, температура воздуха была около 20 градусов, все вокруг только начинало цвести. Эти обстоятельства поспособствовали прогулке по Дивногорью, которая мне очень понравилась.

Дивногорские пейзажи

Отдельного внимания заслуживает Дивногорский Успенский монастырь. За последние пару лет это одно из самых визуально красиво расположенных православных мест, которые я посетил.

Дивногорские пейзажи

Ниже прилагаю информацию об этом месте.

Дивногорье — возвышенность и музей-заповедник в Лискинском районе Воронежской области России. Находится в 10 км к западу от центра района на правом берегу реки Дон и в 80 км к югу от Воронежа. Музей здесь основан в 1988 году, а в 1991 он получил статус музея-заповедника.

Дивногорские пейзажи

В настоящее время музей-заповедник является одним из самых популярных и самых узнаваемых достопримечательностей Воронежской области. Каждый сезон, с мая по октябрь его посещает более 60 тыс. туристов (преимущественно из Воронежа и Воронежской области).

Характеристика

Площадь музея-заповедника более 11 км². С геологической точки зрения заповедник представляет собой меловые отложения на поверхности земли.

Дивногорские пейзажи

Максимальная высота плато над уровнем моря достигает 181 метра, относительная — 103 метра (устье реки Тихая Сосна при слиянии с Доном, которая протекает у подножия плато, расположенo на высоте 78 м выше уровня моря).

Из-за довольно значительного перепада высоты между плато и поймой рек Дон и Тихая Сосна, его микроклимат существенно отличается от окружающей его пойменной низины. Приподнятая сухая поверхность плато быстро нагревается. Поднимающиеся вверх потоки горячего воздуха отгоняют формирующиеся грозовые тучи в сторону низкиx пойменных земель. В результате, и без того небольшое среднегодовое количество осадков в регионе (в среднем 480 мм в год) над плато сокращается в 1,5–2 раза.

Дивногорские пейзажи

Особенно засушлив летний период. Это тормозит процесс водной эрозии, а также уменьшает вероятность карстовых провалов. Пустоты внутри мелового слоя имеются и обнаруживаются следующим образом: при прохождении по его поверхности человеческие шаги издают своеобразный гул. Верхний слой состоит на 15–20% из мела. Ниже 80 метров слой чистого мела. Верхний слой подвергается эрозии выветривания.

Несмотря на довольно крутые склоны, плато подверглось антропогенным изменениям: в 1860 году часть его была взорвана с помощью динамитa для прокладки железной дороги. Кроме этого, большой вред заповеднику нанесла деятельность овцеводческих хозяйств и вандализм.

Флора и фауна

Территория заповедника располагается на окраине северной степной зоны и отличается от лесостепного региона г. Воронежа. Долгое время плато и его склоны использовались овцеводческими хозяйствами, из-за чего значительная часть степной растительности подверглась сильной деградации.

На 2013 год, благодаря прекращению выпаса скота и регулирования человеческого присутствия, степная растительность на большей части плато восстановлена в первозданном виде. На плато произрастают более 250 видов ксерофитных и петрофитных растений. Почти 40% видов растений Дивногорья относятся ботаниками к категории кальцефитов (т. е.«мелолюбов»).

Дивногорские пейзажи

Эндемиками меловых обнажений юга Русской равнины является проломник Козо-Полянского и некоторые другие виды. На поверхности плато также встречается своеобразный студенистый лишайник-водоросль из рода коллема, который в сухую погоду подсыхает, а во влажную разбухает. В 1956 году, по инициативе И. В. Сталина, но уже после его смерти, в центральной части плато была создана лесозащитная полоса из клёнов и ясеней.

Из-за особенностей меловой почвы и недостатка влаги многие деревья до сих пор кажутся молодыми даже по прошествии, почти шести десятилетий с момента посадки. Изредка на территории заповедника встречаются занесённые в Красную книгу дрофа и беркут. Более широко распространены щурки и филины. Из млекопитающих обычны зайцы и лисы. В расщелинах живут летучие мыши.

Топонимика

Название Дивногорье местность получила за меловые столбы-останцы, называемые местным населением «дивами» (от слова диво — чудо).

Дивногорские пейзажи

Первым письменным свидетельством являются записи Игнатия Смольянина, сопровождавшего митрополита Пимена в 1389 году: «приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною».

Достопримечательности

На территории заповедника располагаются пещерные меловые церкви XVII века (Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери, Церковь Иоанна Предтечи и Дивногорская-3), Маяцкое городище IX–X веков (остатки средневековой крепости и некрополь) и Маяцкий гончарный комплекс IX–X веков, Дивногорский Успенский монастырь (XVII век). Источник Википедия.