Турист Вероника Litvinok (nika-lit)
Вероника Litvinok
была 5 сентября 2022 12:06

Тунис Май 2012

Хочу рассказать о городе Дугга — древнеримских руинах, которые на данный момент произвели на меня самое большое впечатление из всех античных руин, которые я пока успела повидать в своей жизни.

Посещение этого места произошло во время моей второй поездки в Тунис. И попасть туда оказалось делом не самым простым, так как наш туроператор в первую очередь активно предлагал посещение самых туристических в Тунисе мест (Сахара, Карфаген), которые я уже успела посмотреть в своей первой поездке. На мой вопрос о возможности посетить Дуггу мне ответили, что экскурсия довольно индивидуальная, и пока желающих на нее не имеется, но шанс, что они появятся, есть, так как недавно приехала группа каких-то историков, которые могут, как и я, возжелать посетить данное место. Гид обещала сделать с ее стороны все для этого возможное, и ближе ко второй половине нашего отдыха, я обнаружила под дверью нашего номера записочку о том, что экскурсия состоится, уговорила подружку составить мне компанию, и мы отправились в путь! О чем нисколько в будущем не пожалели!

Наша туристическая групка была мала (что-то около 10–12 человек, насколько я помню), и это было еще одним плюсом данной поездки.

От Суса до Дугги довольно далеко, свыше 200 км. От столицы страны города Туниса развалины города находятся в 110 км, на северо-западе тунисского государства. Дугга расположена на вершине холма, на высоте 571 м.

Первая наша остановка — небольшой городок Зигван, в находящимся здесь Храмом Воды. Храм находится у подножья высокой зелёной горы (1295 м.), давшей название городку.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

Питьевая вода текла от Храма Воды до самого Карфагена по высокому каменному акведуку. Акведук имеет общую длину в 132 км. Вода подавалась самотеком, проходя несколько больших долин, где акведук имел высоту более 20 м.

Он был заложен еще карфагенянами, перестроен в 136 г. н. э. римлянами (при императоре Адриане, 117 — 138 гг.). При императоре Септимии Севере (193 — 211 гг.) сооружение снова перестраивали. Акведук разрушали и снова восстанавливали варвары. Его руины до сих пор поражают своими грандиозными размерами. Это был самый длинный акведук в античные времена.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

Ранее Храм Воды был украшен 12 статуями нимф, символизировавшими месяцы. Они стояли в стенных нишах, охраняя воду, стекавшую в акведук с горного склона через Храм. Но, к сожалению, ни одна из них не уцелела…

На переднем плане на следующем фото видны первые метры труб с водой, которые до сих пор превосходно сохранились.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

У подножия горы находится приятная кафешка, в которой нам дали немного времени на отдых.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

Отправляемся дальше. Немного видов по-дороге.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

Вот мы и добрались до кончной цели нашей экскурсии — Дугга перед нами! А встретила она нас потрясающим запахом цветущей рядышком моей любимицы — лаванды.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

Первое упоминание города приходится на конец IV  в. до н. э. Первоначально Дугга была берберским поселением (название Дугга означает «пастбища»). Город входил в состав Карфагенской державы до 205 г. до н. э. Карфагеняне называли город — «Тубгаг». Во II  в. до н. э., после Второй Пинической войны Дугга стала столицей нумидийского правителя Масиниссы. В конце II  в. до н. э. Дугга была захвачена римлянами.

Во II–III веках Дугга стал провинциальным городком римской колонии, в котором проживало около 5000 жителей. Это был процветающий и богатый регион, где в римское правление возводилось множество зданий. Многие из них сохранились до наших дней.

Ученым-археологам удалось установить, что в Дугге были административные и правительственные здания, римский амфитеатр, городской рынок, площади, общественные бани и другие здания, одним словом это был полноценный большой город.

Римляне принесли с собой в город не только латинский язык и греко-римских богов, они принесли с собой свою моду, свой стиль жизни, который быстро овладел сердцами и умами местного населения. Например, строительство многих объектов имперского культа в начале нашей эры финансировали не римляне, а богатые представители местного населения. В истории Дугги оставили свой след многие богатые семьи.

Около 168 г. до н. э. в городе, одним из местных богачей был построен театр, вмещающий 3500 зрителей. Сохранившийся до наших дней, театр и сегодня используется каждое лето во время проведения Фестиваля Дугги. Расположившись у самого вьезда в город, он величественно встречает всех посетителей города.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

Интересная особенность театра — верхняя часть сооружения построена из глиняных горшков, встроенных в стены, что, вероятно, должно было увеличить акустику театра.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

К западу от театра располагается форум, на вымощенной площади перед которым находится диск — роза ветров, указывающая на то, что здесь встречаются ветры двенадцати направлений.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

Римский Форум был центральным местом города и тем местом, где проводились официальные церемонии. Форум Дугги лежит под Капитолием и был возведен в конце 2-го века. Первоначально он имел 35 колонн из красного мрамора, но сейчас сохранилась лишь некоторая часть их.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

Тут же высится знаменитый храм — Капитолий — лицо Дугги, выстроенный в 166–167 гг. н. э. — прекрасный пример римского храма II века, посвященный римской триаде: Юпитеру, Юноне и Минерве.

Крыша здания разрушена, но в остальном сооружение сохранилось практически без изменений. Перед посетителями города предстают все шесть цельных 8-метровых колонн с капителями, поддерживающими массивный портик. Колонны, сохраненные в отличном состоянии, размещаются перед главным залом. Правда, гигантская 6-метровая статуя Юпитера, которая была здесь раньше, ныне находится в музее Бардо в Тунисе.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

И так уж Капитолий хорош, что я не знала с какой бы еще стороны его сфотографировать.)

Ниже расположены жилые дома римского периода.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

К югу от форума находятся прекрасно сохранившиеся термы — бани Лициния. Главный зал с 12 колоннами и мозаичным полом, выход на террасу, где когда-то знать наслаждалась панорамными видами. Время пощадило эти термы и по их внешнему виду можно составить впечатление о быте той эпохи.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

В южной части города расположены частные виллы.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

Самая известная — дом Трифолиума, получивший такое название из-за формы одной из комнат — в виде трилистника. Это — публичный дом II в., многочисленные комнаты которого располагаются вокруг двора.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

Рядом с ним находятся частные термы Циклопов.

Интерес представляет и общественный туалет — латриния на 12 человек в форме подковы, находящийся в термах Циклопов.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

Безусловной, редкой ценностью является памятник доримской цивилизации — мавзолей пунической эпохи. Этот трехэтажный мавзолей высотой 21 м был построен во II веке до н. э. и посвящен принцу Атабану. При помощи найденной здесь таблички с надписями было доказано, что нумидийцы использовали тот же алфавит, который и сегодня употребляют туареги из центральной Сахары, говорящие на одном из берберских наречий. Это подтверждает факт, что предками берберов были коренные жители Северной Африки.

Добраться до мавзолея можно прогулявшись по улочкам города вниз, к оливковым садам.

И по-моему, нам повезло, что мы были там в мае. Палящее солнце, полное отсутствие тени в городе, и я с трудом представляю себе как здесь можно прогуливаться где-нибудь с середине лета. Это будет прогулка для любителей мест по-жарче.)))

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

По пути много огромных цветущих кактусов впечатляющих размеров.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

Какое же это замечательное место! Величественный город, пропитанный духом древности, переживший римское и византийское правление, набеги вандалов и разрушение временем. Пустынный, покинутый когда-то людьми. Для нас сложно было бродить по Дугге не отставая от группы. И, к сожалению, мы не услышали всего, что рассказывала экскурсовод, очень уж в этом месте не хочется никуда торпиться. На мощеных улицах, прямо у нас под ногами видны следы от колес. Мне трудно было представить какое количество времени формировались эти колеи, сколько всего видели эти камни.

Мои любимые руины — древнеримский город Дугга

Площадь Дугги составляет 65 гектар, однако обходить их все нет нужды — все самое интересное расположено на паре квадратных километров. Древний археологический памятник является свидетельством более чем семнадцативековой истории народа, жившего в этом месте.

Дугга занесена в ЮНЕСКО как наиболее хорошо сохранившийся римский город в Северной Африке. Ежегодно город посещают тысячи путешественников.

А я надеюсь, мне удалось пробудить чей-нибудь интерес к этому месту, и возможно, прочитав мой отчет о посещении Дугги, кто-то еще захочет побывать в этом месте, и ощутить прикосновение настоящей древности!)