Турист Лана Лебедева (ulalana)
Лана Лебедева
была 9 февраля 21:05

Лиссабон — Португалия Апрель 2014

Каждому из нас присуще стремление к обретению счастья. Наиболее наглядно реализацию этого стремления выражают совершаемые нами путешествия — со всем их многообразием, парадоксальностью и эмоциональной насыщенностью. Именно они отражают наши представления о том, какой должна быть жизнь, не укладывающаяся в рамки повседневной работы и борьбы за выживание. Таким образом, мы отправляемся в путешествия не только для того, чтобы отдохнуть от дел и набраться впечатлений, но и для того, чтобы испытать ни с чем не сравнимое ощущение свободы и счастье.

Как известно, людям свойственно бывать именно в тех местах, которые уже были изображены или словесно описаны. Каждому из вас наверняка знакомо желание немедленно отправиться в долгое, разорительно дорогое путешествие после недолгого созерцания фотографий с изображением тропических пейзажей. Так и моя поездка в Португалию состоялась благодаря чудесным альбомам Насти Буяновой https://sheftali.tourister.ru/ , за что ей огромное спасибо.

Португалия — тихая провинция Европы, страна романтиков и мореплавателей. Страна, начавшая эпоху великих географических открытий. Страна, полностью перевернувшая мое мировоззрение.
Свое знакомство с Португалией я начала, как и положено, с ее столицы — Лиссабона. Лиссабон — удивительный, не похожий ни на один другой город Европы.

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

Его четырехцветная колористика — пронзительно синее небо, оранжевые крыши, белизна стен и сочная зелень деревьев — первое, что бросается в глаза, и надолго сохраняется в памяти образом Лиссабона.

Расположенный на неровной гористой местности — пресловутых семи холмах — да еще весьма ярко выраженных, он представляет собой путаницу лестниц и извилистых улочек, ведущих вверх

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

и заканчивающихся, как правило, смотровыми площадками — мирадору, откуда открываются фантастические виды на город.

Сколько всего мирадоров в Лиссабоне, я не знаю, но мне удалось побывать на многих из них, о чем я расскажу чуть позже в привязке к конкретным районам.
Как все города, Лиссабон поделен на районы, но уникальность города в том, что каждый из районов отличается своеобразием и непохожестью на соседей. Попадая в очередной квартал, вы словно оказываетесь в другом городе. Мы жили в районе Байша.

Район Байша.
Сейчас Байша — самый респектабельный и дорогой район города. Именно в этом районе расположены самые раскрученные и тиражируемые достопримечательности Лиссабона, дорогие магазины и бутики. Улицы здесь прямые, широкие, никаких средневековых лабиринтов не образуют и застроены домами в едином архитектурном стиле, называемом «помбалино». Здесь вы не увидите живописно развешенного на веревках белья. Все чинно и аристократично, как и подобает центру столицы. Однако, история этого района печальна и даже трагична. Землетрясение 1755 года с последовавшими за ним цунами и пожарами уничтожило его практически до основания. Маркиз Себастьян Помбаль, которому было поручено организовать возрождение города из руин, не стал повторяться, а взял на вооружение иной архитектурный концепт. Сейчас район Байша первый в Европе пример градостроительной планировки и застройки с учетом сейсмостойкости зданий.

Что посмотреть.
Площадь Praça do Comércio раньше называлась Дворцовой, ибо до землетрясения именно здесь располагалась королевская резиденция.

Так выглядела Торговая площадь до землетрясения
Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

Свое теперешнее название площадь получила после пожара 1755 года, так как во вновь отстроенных зданиях располагались бюро, отвечающие за работу порта и таможенные вопросы. Это огромная площадь в форме правильного четырехугольника одной стороной выходит к реке (которую я вначале приняла за море), в центре площади высится статуя короля Жозе I на коне.

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

Если пройти под аркой, попадаешь на наиболее известную и в изобилии заполненную самыми необходимыми для туриста заведениями — магазинами и ресторанами — улицу Rua Augusta. На ней и днем и вечером многолюдно, шумно, летают огромные мыльные пузыри, пахнет кофе и булочками.

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

Недалеко от нее, на улице Руа-ду-Ору, находится самый популярный туристический аттракцион — Elevador de Santa Justa или Лифт Санта Жушта, который еще называют лифт в никуда.

С первого взгляда может показаться, что у лифта, выполненного в неоготическом стиле, посередине улицы нет практического назначения. Однако, эта башня высотой 45 метра служит не просто развлечением для туристов. В 1902 году был воплощен в жизнь проект архитектора, который связывал нижнюю улицу Руа-ду-Ору и верхнюю Ларгу-ду-Карму. Таким оригинальным решением до сих пор пользуются местные жители. На верхней площадке лифта обустроен мирадору и ресторанчик. От открывающихся видов захватывает дух. Вид на город просто незабываемый. Тут ты как будто взлетел над крышами, но невысоко, а так, чтобы рассмотреть самые мелкие детали.

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

Дома в Лиссабоне находятся так близко друг к другу, что кажется, будто по крышам можно обойти весь город.

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

Внутри лифт ничем особенным не впечатлил — кабинка, отделанная деревянными и зеркальными панелями. Билет туда-обратно стоит 5 евро.

Вообще, всевозможные подъемники и фуникулеры являются частью общественного транспорта Лиссабона, и, покупая единый дневной билет, вы получаете значительную скидку на оплату проезда на всех видах транспорта.

В районе Байша сосредоточены, пожалуй, все площади города. Praça dos Restauradores — Площадь Восстановителей. Памятник на ней посвящен восстановлению независимости Португалии от Испании в 1640 году.

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

Далее следует полюбившаяся мне Praça de Pedro IV.

Площадь Педру IV — сердце города. Фонтаны, здание Национального театра Марии II, памятник императору, традиционная португальская мозаика на мостовой и железнодорожный вокзал Россиу — от такой красоты перехватывает дыхание.

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

В народе площадь известна также как Praça Rossiо в честь находящегося рядом здания вокзала Россиу, с которого отправляются электрички до Синтры.
И Praça da Figueirа, названная в честь росшего здесь когда-то фигового дерева. Все три площади словно перетекают друг в друга, и это впечатление усиливается волнами мозаичных мостовых. Вообще гуляя по Лиссабону, смотреть под ноги необходимо также часто, как крутить головой в поисках достопримечательностей. А все дело в том, что знающие толк в красоте португальцы заботливо выложили весь город вытесанными вручную плитками известняка — сalcada.

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

Но это не просто кое-как выложенные камни, а целые картины со сложными узорами. Брусчаткой в Лиссабоне выложены площади, улицы и даже станции метро.

В самом начале площади Restauradores расположена нижняя станция фуникулера Глория, предмета фотографирования всех туристов. Этот трамвайчик соединяет район Байша с не менее популярным районом Байру Алту.

Район Байру Алту.
Попасть сюда можно также на самом известном трамвае Лиссабона № 28. Подобно тому, как Лондон ассоциируется с двухэтажными автобусами, символом Лиссабона является желтый ретро-трамвай, который катает по историческому центру города.

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

Район Байру Алту — один из самых живописных районов города. Почти полностью возрождённый после землетрясения 1755 года, он сохранил шарм старинного средневекового квартала. Здесь царит особая атмосфера. В старину в этом месте селилась творческая богема. Придворные музыканты, художники и писатели любили собираться в приморских тавернах на улочках этого района.
С наступление ночи Байру Алту полностью преображается. На место респектабельному и немного сонному образу жизни приходит его ночной антипод. Ночные клубы, дискотеки и бары наполняются поклонниками ночного образа жизни.

Что посмотреть.
Поднявшись по узкой улочке на фуникулере-трамвайчике, вы поворачиваете направо и оказываетесь на одной из самых популярных, больших и живописных площадок — Miradouro Sao Pedro de Alcantara. Отсюда виден весь Лиссабон — шпили церквей в бледном сиянии, освещенные солнцем улицы, гавань, пристань и корабли на реке. Совершенно особые виды открываются на город вечером, в желтых сумерках, переходящих в ночь.

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

Две главные улицы Байру — Rua do Norte и Rua da Atalaia. Здесь расположены модные магазинчики одежды, антиквариата, картинные галереи, многочисленные кафе, где можно выпить чашечку настоящего португальского кофе.

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

Гулять по тесным улочкам квартала можно бесконечно, пока хватит сил физических и эмоциональных. Любоваться на ажурные невесомые балконы и азулежу на многоцветных стенах домов, восхищаться уличной перспективой Байру Алту.

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

Азулежу — еще одна особенность Португалии, ее визитная карточка и предмет национальной гордости. Азулежу представляет собой керамическую или глиняную плитку (обычно 14×14 см), прошедшую обжиг и покрытую специальной глазурью. Традиционный португальский изразец выполнен в голубых и синих тонах, однако сегодня можно встретить азулежу самых разнообразных цветов.

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

Азулежу в Лиссабоне просто на каждом шагу: на фасадах исторических и современных зданий, в церквях, дворцах и монастырях, на рынках, на вокзалах и в метро. К слову сказать, азулежу играет не столько декоративную, сколько практическую роль: керамика препятствует разрушению стен здания.

Но главное, зачем мы отправились в этот район, и самое интересное в нем — это возможность зайти в один из ресторанов, где можно познакомиться с превосходной португальской кухней и послушать ни с чем несравнимую фаду — португальскую народную песню, исполняемую с особой страстью и вдохновением.

Лиссабон — высоко сижу, далеко гляжу

Изначально фаду исполнялась в тавернах бедных кварталов и только мужчинами. Песни были о том, что их волновало: о нелегком житье, о несбывшихся надеждах, грусти, ревности и страхе. К середине XX века фаду становится самостоятельным жанром музыки, и некоторые певцы-любители делают пение фаду своей профессией. В настоящее время фаду исполняется не только мужчинами, но и женщинами, и под аккомпанемент двух гитар: португальской и классической.

В одном из ресторанов фадишта, узнав, что мы из России, исполнил для нас фаду а-ля рус. Как вы думаете, какую мелодию он сыграл?)