Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была 21 апреля 12:28

Эз — Франция Август 2011

«Одни путешествуют затем, что ищут себя, другие — затем, что хотят себя потерять», — писал Фридрих Ницше в письме к фройляйн Симон от 6 февраля 1884 года. Ницше с его слабым здоровьем и постоянными головными болями как никто другой искал в путешествиях не просто новых впечатлений, но спасения. К тому времени, когда было написано письмо, он уже открыл для себя райский уголок под названием Лазурный берег, где пытался восстановить пошатнувшееся здоровье и найти силы писать дальше. Писать, несмотря на то, что многие, включая друзей, не понимали и не принимали его идей, масштаб и смысл которых был оценен только после смерти великого мыслителя, провозгласившего скандальное «Бог мертв».

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Неподалеку от Ниццы Ницше нашел место, где он чувствовал себя хорошо и спокойно и где любил подолгу гулять. Именно во время прогулок к нему приходило вдохновение, а затем по возвращении он записывал пришедшие в голову мысли — этим объясняется афористичность его произведений.

Таким местом стала «чудесная мавританская деревня Эз, построенная среди скал», как описал ее сам философ. Мавританская, потому что когда-то эта территория принадлежала маврам (наряду с римлянами и позже — итальянцами, турками, французами).

Примостившуюся на скалах на высоте 427 м деревню, больше похожую на крепость, часто сравнивают с орлиным гнездом.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Вдохновение Ницше принесли подъемы и восхождения по каменистой дороге, метнувшейся белой изогнутой лентой от деревушки на скале к берегу моря. Дорога — громкое название, скорее, тропа, которая была совершенно не предназначена для пеших прогулок — по ней вышагивали мулы, доставляя грузы наверх. Но в то время, когда ноги и все тело ритмично выполняли привычную, доведенную до автоматизма работу, мозг Ницше получал полную свободу, необходимую для философских размышлений.

Результатом этих прогулок стала одна из частей главного произведения Ницше — «Так говорил Заратустра».

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Тропа, по которой любил гулять знаменитый философ, была названа в его честь. Большинство туристов ограничиваются фотографированием у памятной таблички, установленной у начала тропы в деревне Эз. Некоторые спускаются по ней к морю, путь вниз занимает около 30–40 минут.

Нестерпимо жарким летом 2011 года мы решили повторить опыт Ницше, пройти по его следам и, возможно, получить свою толику вдохновения в этом энергетически сильном месте. Чтобы максимально прочувствовать то, что чувствовал и переживал философ (кстати, как уже упоминалось, весьма слабый здоровьем), был выбран подъем по тропе, а не более легкий спуск.

Путь начинается с ж/д вокзала Eze-sur-Mer, расположенного в 10 минутах езды на электричке от Ниццы. Рядом на склонах холма уютно разместились белоснежные виллы, спрятанные от посторонних глаз в пышной средиземноморской растительности.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Дорога поначалу обещала быть легкой и приятной и напоминала каменный лабиринт. Настроение было бодрым. Неужели весь путь будет таким?

Но с каждым преодолеваемым метром дорога все больше «портилась», превращаясь в тропу, на которой нужно было то и дело смотреть под ноги, чтобы не споткнуться и не пораниться.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Но эти маленькие неудобства с лихвой компенсировали захватывающие дух виды, которыми так славится Лазурный берег — «фирменный» лазурный цвет моря, яхты, символизирующие благополучие и свободу, пышная растительность (оливковые деревья, бугенвилли, кипарисы, сосны…).

«Я многому научился у заходящего солнца, богатства которого неисчерпаемы: оно щедро дарит морю свое золото», — писал Ницше в своем дневнике. Он считал, что на Лазурном берегу растет под солнцем так же, как растения.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Идти по прямой поверхности или спускаться вниз далеко не одно и то же, что карабкаться вверх.

Ноги, особенно квадрицепсы, начали гореть и болеть, глаза застилал пот, а в горле было сухо, как в пустыне, несмотря на несколько выпитых бутылок воды.

То, что поначалу выглядело легкой необременительной прогулкой, пусть и в гору, превратилось в испытание физической выносливости, потому что отправились мы покорять тропу, когда солнце в зените и «жарит» особенно немилосердно. Но даже при обычных условиях подъем показался бы не из легких — все же тропа довольно сурова к путникам.

Периодически мы делали привалы — перевести дух и попить воды. Интересно, делал ли привал Ницше? Или его настолько увлекали собственные размышления, что он не обращал внимания на усталость?

Иногда мы останавливались и просто так — еще раз насытить взгляд голубой бездной Средиземного моря.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Именно на свежем воздухе, когда тело было занято движением, к Ницше приходили лучшие идеи. А средиземноморский воздух, напоенный ароматами цветущих растений и свежим морским бризом, вдвойне целительный — и для тела, и для духа.

«Три вещи служат мне отдохновением: мой Шопенгауэр, шумановская музыка; наконец, одинокие прогулки», — писал Ницше в своем дневнике. Справедливости ради надо отметить, что одинокая прогулка в наше время на тропе Ницше вряд ли возможна: многочисленные туристы с охотой покоряют знаменитую тропу, хотя тех, кто поднимается в гору, все же гораздо меньше.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Сколько же счастья мы испытали, когда стали видны очертания «чудесной деревушки» Эз с колокольней церкви Успения Богоматери. Не шутка ли — подняться на такую высоту (427 метров над уровнем моря) в самый солнцепек!

У памятной таблички мы завершили восхождение по тропе Ницше. Конечно, мы не поднялись на тот высочайший уровень полета человечской мысли, на который поднялся Ницше, но мы хотя бы поднялись по той самой тропе, где к нему приходило вдохновение, и любовались теми же видами.

«Человек есть нечто, что должно преодолеть» (на пути к сверхчеловеку). Так говорил Заратустра. Подъем по тропе Ницше тоже своего рода преодоление себя, своей усталости, боли физически неподготовленного тела. Думаю, что Ницше, который страдал из-за слабого здоровья, а еще больше — из-за непонимая половину своей жизни, как никто другой знал, что такое преодоление себя.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Подъем по тропе Ницше занимает от часа до двух часов в зависимости от физической подготовки и погодных условий (у нас это заняло 1,5 часа).

Совет для тех, кто решит подняться по тропе Ницше:

1) Восхождение лучше совершать утром или вечером, но не как мы — в разгар светового дня

2) Обязательно надеть головной убор, потому что можно запросто получить солнечный удар на открытом пространстве

3) Запастись несколькими бутылками обычной негазированной воды

4) Надеть удобную, желательно закрытую обувь — тропа очень каменистая, на ней встречаются острые углы камней и корни деревьев, о которые можно споткнуться или удариться

Деревушка Эз, которой так восхищался Ницше, сегодня представляет собой законсервированный в Средневековье туристический аттракцион.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Но все же очень милый аттракцион. Аттракцион в том смысле, что в Эзе чувствуешь себя, как в машине времени, которая переносит тебя на несколько столетий назад. Что-то есть особенное в том, чтобы гулять по узким извилистым улочкам, где не увидишь автомобилей и других привычных атрибутов современности.

Здесь можно почувствовать дух старой доброй Франции до эпохи «короля-солнца», когда важнее была надежность крепостных стен, нежели внешняя красота и пышность декора. Поэтому дома в Эзе выглядят столь мощно: толстая каменная кладка, маленькие, забранные решетками окна, двери, которые не так-то просто открыть.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Главное украшение этих по-монастырски аскетичных домов — обвивающие их стены растения. Например, вот это с малиновыми цветками называется бугенвиллия.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Пусть в Эзе нет богато декорированных фасадов. Зато здесь очень много деталей и сочетания красок, приятных глазу любого фотографа.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Ощущение уединенности и уникальности этого места нарушает большое количество туристов. Потоки людей, движущихся в обе стороны на узких улочках, даже пробки образуют. Точки притяжения — многочисленные лавки художников и ремесленников.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

А сколько всего интересного можно найти в местных сувенирных магазинчиках! Только во Франции и только в Провансе я видела столько по-французски милых и душевных сувениров.

Отдых в Эзе — такой же уникальный, как и сама деревушка. Те, кто готов раскошелиться, могут остановиться в шикарном пятизвездочном отеле Le Chateau de La Chevre d’Or (Замок золотого козла) и насладиться трапезой в одноименном ресторане, имеющем две звезды Мишлен.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

С высоты мы видели шикарные автомобили постояльцев, припаркованные на одной из террас.

А вот доступным абсолютно для всех и обязательным для посещения в Эзе является сад экзотических растений (Jardin botanique d'Èze). Не потому, конечно, что очень уж интересно разглядывать кактусы и суккуленты, привезенные со всего света.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Вход в сад платный, но это стоит того. Именно с террасы сада открывается фантастическая панорама Лазурного берега. Это лучший вид на «мыс богачей и фешенебельных курортов» Сен-Жан-Кап-Ферра…

и на дорогу, соединяющую Ниццу, Монако и дальше Италию.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Символ Эза, видимый с различных точек, — колокольня башни церкви Успения Богородицы, построенной в 18 веке в неоклассическом стиле.

Вверх по дороге Ницше, или назад в Средневековье

Нельзя не обратить внимание на украшение сада — скульптуры девушек. Все они разные и не повторяются, причем у каждой есть свое имя.

После прогулок по деревне можно вернуться обратно в наше время и заглянуть в магазин парфюмерной фабрики Фрагонар (и сойти с ума от какафонии запахов, потому что даже от самых приятных ароматов, многократно усиленных друг другом, начинает болеть голова). Здесь продаются духи и туалетная вода, которые станут отличным подарком для близких — например, Papa cheri и Mama cheri, именно их мы и купили.

Неподалеку находится автобусная остановка, откуда можно уехать в Ниццу.