Турист Виктория Игошина (Viktorija_Igoshina)
Виктория Игошина
была 1 марта 2016 9:23

Вкус, Цвет и Аромат Лазурного побережья. Часть 1

Лугано, Беллинцона — Швейцария, Ницца, Ментон, Канны — Франция Январь 2014

Лазурный берег — это по любви! Удивительные места богатого и красивого Юга Франции, которые раскрывают свои богатства с каждым новым взглядом, одно из лучших мест, чтобы набраться впечатлений, вдохновиться для новых свершений и дать отдых душе и телу. Недаром многие русские поэты и художники проводили здесь немало времени.

Что я делала там? Путешествовала, гостила у друзей, наблюдала, работала.

Первая поездка состоялась осенью 2013 года как часть путешествия «Месяц в Европе», о котором я еще напишу, вторая — зимой 2014 как уже более осознанное приключение на Лазурном побережье с целью знакомства с самыми интересными местами и составлением этого фотогида.

Итак, что же здесь будет. Я постараюсь рассказать, что делать в Ницце зимой, где пекут самый вкусный писаладьер и с чем лучше всего сочетать пан-баньян. Мы прогуляемся по тихим и спокойным городкам, особенно уютным и милым не в сезон, и совершим морской круиз на острова не уезжая далеко. Мы пересечем границу всего за 30 минут и попадем в мир шумной Италии, где ароматный кофе, лучшая паста и неподражаемая обувь, а на следующее утро как истинные французы позавтракаем круассаном, купим продукты на рынке и вернемся домой со свежим багетом в руках. Мы расскажем о риллет и нисуазе, сырах и королевской галете... Мы отправимся в город, где растут фиалки, а следом вдохнем аромат лимонов и лаванды на парфюмерной фабрике и попадем в настоящую альпийскую сказку на поезде чудес.

Вместе мы совершим путешествие вглубь  французской ривьеры и почувствуем те места, которые стоит узнать и посетить, даже если вы приехали просто отдыхать на море!

Как фотографу вложить всего 40 фотографий в пост про путешествие я не знаю, поэтому во-первых, фотогид будет разделен на 2 части, а во-вторых - будет представлен в сокращенной версии.

Приятного прочтения!

При описании Юга Франции очень трудно удержаться от комментариев вроде «если вы не были/не пробовали/не делали..., то вы не видели Юг Франции...». Этих «если» становится слишком много, когда погружаешься глубже и глубже, когда не просто смотришь снаружи, но и соприкасаешься с местом и событием душой, когда наслаждаешься и получаешь удовольствие от всего, что происходит. Я путешествую так. И мне кажется по-настоящему юг Франции, как и любой другой регион, можно почувствовать посетив только одно или несколько из знаковых мест, попробовав что-то на вкус и вобрав его в себя. Главное иметь открытое сердце и желание познания!

В этом же  фотогиде будет больше моих личных эмоций и впечатлений от мест, людей, событий. Конечно, это будет не все, но большая часть! Итак, как это было.

За 2 недели нам удалось:

• прогуляться по Эз, пройтись по тропе Ницше и посетить фабрику Фрагонар;
  • провести день в Вильфранше — месте дислокации русского флота и чудесном городке
  • вдоль и поперек обойти Ментон (в прямом и переносном смысле)
  • пересечь границу (1000 м до Италии от Ментона) и посетить Вентимилью и Сан-Ремо
  • совершить путешествие в сказку на Поезде Чудес и побывать в сказочной альпийской деревушке Тенде
  • посетить Канны и совершить небольшое морское путешествие на остров-монастырь святого Гонората
  • познакомиться с горной частью Лазурного Побережья и началом Прованса, посетив города Сан-Поль, Гурдон, город парфюмеров  - Граас.
  • Провести выходные в Швейцарии.

Для русского менталитета сложновато представить, что в один день можно побывать в нескольких странах и поехать на выходные в Швейцарию это так же просто как скажем провести weekend в Переяславле Залесском. Но это действительно так. Поэтому один из Weekend'ов мы провели в Итальянской части Швейцарии, городке Лугано и Беллинцона.

• и конечно изучить саму Ниццу как главное место дислокации.

Как я уже говорила, когда мы планировали эту поездку, то обозначили ее так «Вкус, Цвет и Аромат Лазурного Побережья». Итак, чтобы придерживаться этой концепции, начнем с описания.

Вкус

Франция для меня -  сплошная дегустация!

Я убеждена, что вкус места куда едешь никогда не узнаешь по ресторанам. Он кроется в блюдах, которые хозяйки готовят вечерами, на прилавках магазинов, где покупают обычные жители продукты и на утренних рынках, куда за самым свежим и домашним устремляется гурманы. Где бы я ни была, я не упускаю возможность забежать на рынок, найти что-то "местечковое". Так в Ницце я чувствую себя настоящей француженкой, когда прогуливаюсь утром по рынку, улыбаясь продавцам и выбирая из прованских, итальянских продуктов, возвращаясь домой с теплым багетом и круассанами, вдыхая аромат цветущей мимозы под южным солнцем....

Овощи. Если вы приехали за новыми вкусами на Лазурное Побережье одно из лучшего, что может с вами случиться, это - рынок! В Ницце их 2, в старом городе и рядом со старым вокзалом. Альпийская картошка, фрукты и овощи, выращенные частными фермерами, без удобрений или с их минимальным использованием. Артишоки, фенхель, цветки кабачка, стручковые фасоли нескольких видов, травы и салаты, сицилийский виноград и помидоры. Рынок в Ницце предлагает продукты французские, итальянские и испанские, так что можно выбрать на свой вкус.

Хлеб. Багеты из цельнозерновой муки, хлеб из смези злаков на закваске, с фигами, грецкими орехами, оливками, булочки с зеленым чаем, бриоши - на самый взыскательный вкус и через каждые 100 метров.

Сыры. Отдельная тема. Ее даже было страшно затрагивать, дабы не оплошать, потому что пока мои познания в сырах по сравнению с французскими друзьями чрезмерно малы. Скажу только что моим первым открытием, было что камамбер и бри - это совершенно разные сыры.. И разновидностей похожих на них,но называющихся по разному очень много. Так что здесь дегустации и еще раз дегустации.

Сыры: мягкие и твердые, из коровьего, козьего и овечьего молока, пастеризованного и сырого....бри, камамбер и том (Tomme de Savoie), Конте́ (Comté) и еще твердые сильно пахнущие, запах которых запоминается лучше, чем названия. С плесенью разных видов, золой и вероятно чем-то еще, о чем я уже не вспомню.

Из особо запомнившихся — г оранжевый Мимолет и Томб, нарезанный в виде эдаких цветочков.

Алкоголь. Сидр брют, Grand marnier в классическом коктейле с белым вином, игристые вина и и розовые вина, идеально сочетающиеся с устрицами. .. В общем снова дегустации со знатоками!

Легендарное J.P.Chenet и вкуснейшее Chablis — обычно «делали мой вечер».

Как любительница кулинарии, с собой из путешествий я привожу рецепты. Так вот, поразивший меня в самое сердце коктейль Монако (пропорции: пиво 50, лимонад 150, гренадин). Лучший - в Ирландском пабе в порту Ниццы и в Вильфранше в старом городе, чуть выше набережной — в шотландском баре.

Десерты. Здесь сразу хочется сказать "мммм".... Сладкие в меру, сочетающие тонкие оттенки нескольких вкусов, изысканные .... утренние круассаны — простые и миндальные-, которые макаешь в кофе, вечерние Макаруни - самые вкусные. которые я пробовала, нежнейшие эклеры в Le Fin Gourmet (Boulevard Gambetta, Nice), бретонский пирог Kuign amann, торт Опера, шоколадные сладости из L'arnicol, конфитюры с содержанием ягод от 25 до 75 процентов, особенно лимонные и апельсиновые и конечно традиционные прованские Calissons — ромбики из миндальной пасты в глазури.

Приехав во Францию в январе, вы можете попробовать одну из традиционных выпечек этого времени — Королевскую Галету. Специально для меня ее дома готовила подруга и именно мне досталась «фасолина» и я стала «королем на час».

Попробовать королевскую галету можно в любой пекарне в эту часть года и конечно примерить корону, если повезет.

Не вдаваясь сильно в подробности, скажу, что эта выпечка связана с праздником Богоявление, который в католическом церковном календаре обозначен как Праздник волхвов (Festum magorum) и в нее кладут «фасолину». Тот, кому фасолина досталась, становится «королем» и одевают корону, которая прилагается к каждой галете. В разных частях Франции галету готовят по-разному, на Юге — чаще всего это слоеное тесто с миндальной пастой внутри.

А вот так выглядит покупная с картонной золотой короной в упаковке

С побережьем также связана такая традиционная выпечка как Писаладьер - луковый пирог с анчоусами — был «полюблен» мною безоговорочно, а вот сокка - тоже традиционная нутовая пресная лепешка со специями — не произвела вкусового впечатления.

К слову сказать, лучший Писаладьер пекут на rue Droite в старом городе Ниццы. Его же потом продают на Рынке Цветов. А вот на фотографии как раз та самая пекарня, на rue Droite

И конечно побережье без пан-баньян — уже не побережье.

Пан-банья на окситанском языке, который является языком коренных жителей Прованса, означает «влажный хлеб». Представляет собой круглую булку, внутри которой находится салат нисуаз.

Надеюсь этот салат не требует дополнительного представления, так как подается почти в любом уважающем себя ресторане: сезонная зелень, яйцо, анчоус, тунец, редис и все это непременно заправлено оливковым маслом. Фото с одного из кулинарных сайтов, так как фото еды - не моя сильная сторона по большей части от того, что еда быстрее бывает съедена, чем отфотографирована ;)

Можно еще много и долго писать о традиционных вкусах французской ривьеры и прованса. Скажу еще только одно - время, проведенное во французском продуктовом магазине недалеко от Прованса, - бесценно. Конфитюры из Ментона: лимон, розовые персики, клементин, ревень, горький апельсин, боярышник, красные ягоды.. Бесчисленные тапенады, соусы, риллеты (Rillettes), маленькие консервированные рыбки, копченые и маринованные рыбки побольше, фрукты и орехи. Много привычного, много ньансов. Прованские травы, прованские варианты привычных соусов... Сыры твёрдые, мягкие, с плесенью и без.... Это подобно полноценной экскурсии!

Так что будете в юге Франции — задержитесь на вкусах! Они стоят того!

Лучшие сочетания, мой выбор:

- утренние круассаны и эклеры из Le Fin Gourmet (Обязательно: макать круасан в кофе!)

- Пан-банья с коктелем Монако в обед теплым солнечным днем в Вильфранше -  теплый писаладьер с рынка, съеденный на берегу Лазурного моря -  мидии, приготовленные с луком в белом вине, - в любом кафе на набережной Вильфранша -  сладости из L'arnicol в Ментоне — купленные и съеденные там же.

Да, здесь стоит упомянуть этот магазин-кондитерскую-шоколатерию. Найти ее можно на одной из центральных улиц Ментона и это сделать обязательно нужно. И вообще посетить Ментон и посвятить ему целый день однозначно стоит.

Цвет

Цвет Французской ривьеры — это яркие ставни домов, окрашенные в теплые пастельные тона здания, от которых отражается солнце, это черепичные крыши домов и цвет лаванды, присутствующий везде, как отражение близко расположенного Прованса. Юг Франции - это Лазурь моря (оно и правда лазурное, особенно в дождь), это цвет клементинов и лимонов.

В январе — это цвет зеленой травы и поспевших фиников, цвет неба и солнца, которых так не хватает зимой в городах средней полосы.

Конец января и февраль — это время цветения мимозы, особенно в местечке Моделье, и также время начала цветения фиалок в Туррет Сюр Лу.

Туррет Сюр Лу - был одним из городов, в который мы ездили вместе с гидом Наташей Арагон.

Вместе с Наташей мы совершили путешествие в Прованс, а точнее в ту его часть, которая граничит с Ривьерой. Это была наверное самая структурная часть поездки, потому что спланирована была профессионально. В 11 часов утра Наташа забрала меня из Ниццы и в 19 привезла обратно. Все это время мы провели в путешествии по горам, городам, водопадам.

Мы пили кофе, жмурились на солнышке, гуляли и Наташа посвящала меня в историю этих мест. Это было незабываемо и впечатляюще. Сен-Поль, Туррет-Сюр-Лу, стоящий на реке Волк, Гурдон, фабрика Флориан Confiseries Florian в горах и конечно - водопады, такие полноводные в это время.

Дорога водопадов

Возвращаясь к теме цвета, цвет Лазурного побережья— это цвет заснеженных Французских Альпов, бурных горных рек и домиков альпийских деревушек.

В это раз мне удалось совершить путешестие на Поезде Чудес - это туристический поезд вы олнящий при этом естественную роль железнодорожного сообщения для жителей горных деревень. Маленькие альпийские деревушки, много деревьев, преимущественно хвойных,  бурные речки, небольшие водопады и на определенной высоте - уже снег. Городок Tende с небольшими каменные домики, меню "чудес" в ресторанчике, теплый аромат свежеиспеченного хлеба.  Виадуки, горные террасы, красочные деревеньки в долинах, плывущие на одном уровне облака и вершины заснеженных гор …. Горы как и в любой части мира поражает своей красотой и величием, а горные реки - бурностью своего течения и бирюзой цвета. У французов даже есть специальное слово, об означающее бурный поток реки - torrent.

А еще это свет и тепло живого огня... Когда еще осенью друзья устанавливали дома камин с живым огнем, я, жительница Москвы и вполне сухого климата, смотрела на них с легким удивлением. Зачем нужен не декоративный камин в квартире, где можно для тепла поставить батарею? Так вот, зимой на Лазурном побережье наступает сезон «каминовремяпровождения». Цвет и свет живого огня, потрескивание и тепло — а какой аромат царит вечерами в воздухе... мм ) но это уже про ароматы

И конечно лазурный берег — это всегда цвет моря... особенно сильно его ощущаешь, когда отправляешься в морское путешествие! Таким путешествием для меня была поездка на на Леринские острова, а точнее на один из них - остров святого Гонората (Saint-Honorat).

Зеленая трава, синее море, тишина и монахи, которые выращивают виноград и делают вино... история от 5 века, много легенд и каменистые берега острова-аббатства.

Эта поездка - отличный способ совершить маленькое морское путешествие в хорошую погоду, провести несколько часов в тишине острова-монастыря (там даже не дорожках указано, что стоит сохранять тишину и не смущать монахов), побродить по тенистым аллеям, подивиться красивым птицами и послушать песню ветра на вершине здания монастыря 5 века, стоящего прямо в воде.

Ну и конечно, как полагается, мы смеясь прошагали, почти пропрыгали, по дорожке, предназначенной только для монахов и пофотографировались в средневековых "развалинах"... )

Паром на острова отходит от порта Канн и это еще один повод полюбить этот город. Мне он очень полюбился!