Турист Максим Башкирёв (maksim-nav)
Максим Башкирёв
был вчера 17:41

Вьетнам Октябрь 2013

Мангры — вечнозелёные лиственные леса, занимающие приливно-отливные зоны побережий в тропических и экваториальных широтах. Один из таких участков в пятидесяти километрах к юго-востоку от Хошимина в 1979 году был объединён в биосферный заповедник Канзо (Cần Giờ). В путеводителях информация о нём крайне скудна или совсем отсутствует. В очередной раз выручают соцсети и такие же как и мы любители путешествий, живущие по принципу: «увидел сам расскажи всем». В общем, благодаря парочке отчётов запланировал для себя посещение мангровых зарослей ещё на этапе подготовки, о том, как удалось осуществить задуманное и пойдёт следующее повествование.

Тур для посещения заповедника можно приобрести в турагентствах Хошимина, стоимость около 2 тыс.р. или 3 тыс.р. (если добираться до места на скоростном катере), но агентства организуют туры только в одну из двух туристических зон. Мы решили добираться до мангров самостоятельно, арендовав двух мотобайкеров, а накануне вечером нам позвонил наш вьетнамский друг Фан и любезно согласился составить нам компанию в качестве переводчика, а заодно и побывать в этом месте самому.

Итак, в путь:

Мангровые леса Канзо

Уже много раз говорилось, что улицы Хошимина представляют собой реки мотобайков. Так вот, одно дело наблюдать за ними со стороны, и совсем другое стать их составляющей. Катание на мопедах по Хошимину сам по себе процесс более чем захватывающий и интересный, так для себя отметил, что при любом раскладе день уже прошёл не зря.

Выбравшись на окраины города (около 15–20 минут от рынка Бентхань) нам предстояла паромная переправа.

В очереди на паром.

посадка

На пароме. Вьетнамцы живут по принципу: «в тесноте не в обиде», ну и мы влились в эту дружную компанию. Сидеть на своих байках внизу было не интересно, можно подняться на боковые палубы, здесь расположены сиденья для пассажиров и есть окна, из которых очень интересно наблюдать за окружением.

Отчаливаем.

Коммерческие корабли…

… и военные.

Уже дома, перебирая фотографии, я подумал — как хорошо, что Вьетнам сегодня открытая для туризма страна, ещё каких-то лет 30 назад за эту фотографию могли и выдворить. Или, что ещё хуже, наоборот, НЕ выдворить из страны.

После парома началась провинциальная дорога с очень слабой загруженностью, но вполне хорошего качества.

Мангровые леса Канзо

Впервые за время нашего пребывания насладились сельскими пейзажами.

Вдали небо становилось тёмно-синим, при подъезде к грозовой туче все байкеры остановились и достали дождевики, все кроме моего, мне достался «человек дождя». Ну, наверное, он знает что делает — подумал я. Капли становились всё крупней и крупней, на скорости 60 км/час довольно больно хлестали по щекам. И джинсы уже промокли насквозь, но до сих пор вспоминаю то чувство счастья которое я тогда испытывал и которое, наверное, не испытывал очень давно, с детских лет. Мчаться на мопеде под проливным дождём с другом вьетнамцем, с которым только вчера познакомился, по сельской местности — лучшего и придумать трудно, пожалуй, именно за этим я сюда и приехал.

Благо, дождь вскоре закончился, по крайней мере, за пазухой удалось спасти от дождя камеру. Остановились, чтобы подождать жену с нашим другом Фаном.

Мангровые леса Канзо

Добрались до первой тур зоны, стоимость билета 30.000 донгов для вьетнамцев и 60.000 для иностранцев. Такая дискриминация, хотя цена всё равно смешная (около 90 руб.).

Здесь нас встречали местные жители.

Мангровые леса Канзо

В заповеднике помимо прочих животных обитает несколько семей макак с количеством особей в каждой от 70 до 100.

Увидев в руках моей жены угощения, они начали быстренько подтягиваться со всех сторон.

Обезьян оказалось намного больше, чем бананов, пора «делать ноги».

А вот и сами мангровые заросли.

Мангровые леса Канзо

Основу лесов составляют три вида мангровых деревьев: ризофора, бругиера и канделия.

Типичными обитателями являются крокодилы, удавы, кабаны, бобры.

Мангровые леса Канзо

Территория современного заповедника очень сильно пострадала во времена военных действий, после воздействия напалма и других токсичных веществ лес превратился в безжизненную пустыню. С 1979 года была начата работа по восстановлению мангровых зарослей, вручную было высажено несколько сот тысяч деревьев! Всё что мы сейчас видим, это результат сложной и кропотливой работы ни одного поколения вьетнамцев.

Мангровые леса Канзо

Удалось понаблюдать за эндемиком мангровых лесов — рыбкой илистым прыгуном. Минутный видеоролик из жизни этой необычной рыбки:

DSC 0306

Экологический туризм здесь заключается в неспешных прогулках по проложенным по лесу тропинкам, по выходным организуют представления с обезьянками, так же катают туристов на каноэ по узким каналам. Но мы были не в выходной день, на лодках нас тоже не покатали, так как вода была толи низкая, толи высокая, я так и не понял. Особенно не расстроились, так как мы планировали посетить ещё одну тур зону и я знал что программа там более интересная и разнообразная.

Отправились во вторую тур зону, снова с интересом рассматривая окружающие нас сельские пейзажи:

Мангровые леса Канзо

Конечно, это дело вкуса, но мне эта сельская романтика очень по душе. Да и чтобы лучше узнать страну, мало посетить столичные города, надо обязательно побывать в глубинке.

Мангровые леса Канзо

Школьников привезли на учёбу.

По мере приближения к заповеднику дорога становилась всё хуже и хуже.

«Добро пожаловать!»

Мангровые леса Канзо

Как я уже говорил программа в этой части заповедника более разнообразна, она включает:

— посещение резервата «птичий базар»

— кормление крокодилов

— лодочная экскурсия к местам гнездования летучих мышей

— ловля крабов

За всё это я заплатил 450000 донгов (примерно 700 рублей) за двоих + наш друг Фан как гид бесплатно.

На электромобилях нас повезли на «птичий базар». Транспорт вполне приличный, почти новый, но скорость передвижения пешеходная, плюс очень маленькие колёса явно не для этих мест, в одном месте затопли, так пришлось выталкивать. Ну, да ладно, нам не привыкать.

«Птичий базар» представляет собой большую территорию (около 700 гектар) заповедного леса, на котором пернатые «кишмя кишат». По оценкам учёных здесь обитает более 10тыс. особей птиц, принадлежащих к более чем 30 видам. Среди которых: белый и чёрный аисты, индийская змеешейка, яванский баклан, яванский марабу, цапли, кукали, индийский клювач и другие. Специально всех перечисляю, так как знаю, что среди туристовцев немало любителей пернатых.

Мангровые леса Канзо

Познакомиться со всем этим разнообразием можно не спеша гуляя по территории заповедника вдоль речных каналов, а вглубь леса ведут вот такие дорожки:

Обилие жизни здесь очень хорошо ощущается, стоит сделать пару шагов как из кустов то в глубине леса, а то и всего полуметре с тобой что-то выскакивает или взлетает, или убегает в чащу.

Места очень живописные:

Это супруга решила подразнить местных крокодильчиков.

Мангровые леса Канзо

Над лесом возвышается специальная вышка для наблюдения за птицами.

Вид на «птичий базар» с вышки:

Мангровые леса Канзо

Именно отсюда понимаешь, за что резерват получил своё название — такое разнообразное, громкое и бодрое птичье многоголосье я ещё нигде не встречал.

К сожалению, недостаток опыта и оптика не позволили сделать качественно самих птичек.

Далее на том же электромобиле нас повезли к крокодильему питомнику. Здесь в небольших вольерах посмотрели на крокодильчиков на разных стадиях роста — от яиц до взрослых особей.

Недельный выводок.

Этим около месяца.

Далее нас посадили на специальный, защищённый сеткой, катамаран и мы поплыли по небольшому озеру, кишащему крокодилами. Несколько крупных особей сопровождали нас, ощущения испытываешь непередаваемые. Дальше ещё интереснее, капитан нашего катамарана привязывал на удочку мелкую рыбёшку и подавал нам, такая крокодилья рыбалка мне очень понравилась, думаю, видео лучше передаст процесс:

DSC 0435

После крокодильего питомника мы отправились обедать в местный ресторанчик. Здесь можно попробовать разной местной экзотики: лягушатины, крокодилятины, угрей, змей и прочей нечисти, обитающей в местных лесах. Мы попробовали на вкус илистого прыгуна.

Мангровые леса Канзо

Пресно — болотный вкус, благо вьетнамские соусы способны сделать «вкусно» абсолютно любое блюдо. Цены туристические, но с учётом того, что это Вьетнам, для нас вполне приемлемые.

Во время обеда нас активно развлекал гиббончик, проживающий на небольшом островке по соседству с рестораном.

Мангровые леса Канзо

Далее нас посадили на баркас, и мы поплыли по реке в другой участок заповедника.

Плыли минут пятнадцать, всё это время можно было наслаждаться природными красотами.

Мангровые леса Канзо

Причалив к берегу, нас пересадили на небольшие лодки — каноэ и мы медленно и тихо поплыли по лесному пруду Дамзой к месту гнездования летучих мышей. Посетителей просят не шуметь и даже разговаривать шёпотом, хотя можно было и не предупреждать, в такой тишине все разговоры были лишними, хотелось просто наслаждаться природой… и жизнью…

Мангровые леса Канзо

В кронах деревьев на противоположном берегу спали «ночные бабочки», в смысле, летучие мыши.

Мангровые леса Канзо

Довольно крупные особи, ночью они улетают на кормление в соседние провинции за сотню километров, а утром до рассвета солнца возвращаются обратно. Учёные до сих пор не установили, почему летучие мыши в качестве места обитания выбрали именно пруд Дамзой. Кстати, летучие мыши являются очень точным индикатором благополучной экологической обстановки, так что труды по восстановлению мангровых лесов не прошли даром.

Вернулись на баркас и направились в туристический центр, где нас ждали наши байки и дорога домой.

Мангровые леса Канзо

На сегодня программа была выполнена. День получился очень насыщенным и разнообразным. Рекомендую для посещения заповедник ВамСат всем любителям природы, а так же тем, кому хочется составить более полное представление об этой замечательной азиатской стране.

Сайт заповедника: http://www.vamsat.com.vn/vamsat_English/

Всем спасибо за внимание.