Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был сегодня 9:17
В путешествии по Ирану.

Дамбулла, Полоннарува — Шри-Ланка Март 2014

«Держись сильней за якорь —

Якорь не подведет;

А ежели поймешь, что сансара — нирвана,

То всяка печаль пройдет.»

Б. Гребенщиков, «Не пей вина, Гертруда»

Первая благородная истина: жизнь — это страдания (дуккха)

Когда я распахнул дверь нашего домика, лиловый рассвет наползал на темно-зеленую, покрытую низкими деревьями равнину, и вместе с рассветом в неподвижном воздухе появлялись первые несмелые птичьи голоса. Розово-серая скала Сигирии была на том же месте, где мы оставили ее вечером, только теперь она медленно становилась темным силуэтом на ослепительно ярком фоне всходившего за ней диска.

Cкала, формой похожая на гигантский доисторический ковчег, непонятно как заплывший сюда во время какого-нибудь потопа, севший тут на мель и вросший в землю. Сегодня нам предстоит восхождение на вершину по узким лестницам.

Культурный треугольник. Основы буддизма

Наш водитель уже ждет нас, хотя ехать тут три минуты. Вход открывается в 7.00, и мы решили совершить восхождение как можно раньше — во-первых, пока не жарко, во-вторых, день предстоял длинный — после Сигирии нам предстояло доехать до древней Полоннарувы, потом в обратную сторону — в Дамбуллу и к ночи добраться до Канди.

Мое семейство страдает, но все же поднимается в 6.30. Так устроена эта несовершенная жизнь — едешь в отпуск вроде отдохнуть, а тут приходится вставать в такую рань, какая дома и не снилась. Увы, суета и томление духа. А здесь еще и томление тела, которое нужно заставить не только проснуться, но и настроить на то, что сейчас оно на голодный желудок попрется на вершину, чтобы увидеть пока неизвестно что.

Культурный треугольник. Основы буддизма

Мне, страдающему тяжелой фотографической зависимостью, вставать до первых петухов не привыкать — у меня без этого и отпуск не отпуск, и отдых не отдых. А вот остальные члены семьи — безнадежные совы. Поэтому для них ранний подъем — сущее мучение. Да и для меня это утро не такое доброе — выпитое вчера вечером на радостях виски никак не предполагало столь раннего подъема и теперь бултыхается в организме ненужной тяжестью. Что ж, эта жизнь предполагает элементы несчастья даже в самых райских местах. Но мы находимся в очень-очень буддийской стране, и многочисленные статуи Будды напоминают неизбежное — всё есть дуккха. С этим нужно просто смириться и хотя бы немного следовать по восьмеричному пути. Хотя бы в части правильного воззрения. Пусть, пусть наши души тонут в океане сансары, но ведь особенно на волшебной Шри-Ланке есть так много чего, на что можно правильно воззреть. Хотя бы на это чудесное тихое азиатское утро, когда первые приглушенные звуки проникают в застывший воздух с первыми лучами солнца — пение птиц, шелест листвы, манящее позвякивание посуды на кухне нашего гестхауса. Но завтрак потом! Сейчас — скала! На нее можно долго и с восхищением взирать, забывая обо всем земном. Но мы хотим не только взирать — нам предстоит забраться на вершину!

Культурный треугольник. Основы буддизма

Мы карабкаемся по крутой лестнице — еще одно неизбежное страдание, если ты хочешь достичь какой-нибудь вершины. Но не такое уж и страдание — все-таки это наше первое восхождение всей семьей. И не такое уж и высокое — скала возвышается над равниной всего на 180 метров (поднимались мы минут сорок) — но все же восхождение. И, что отрадно, теперь дети при воспоминании о восхождении на Сигирию и не думают вспоминать ни о каких предварительных трудностях — помнят только захватывающие дух впечатления от вершины, и от того, что они это сделали!

Культурный треугольник. Основы буддизма

Сигирия — место глубоко историческое (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, между прочим). Краткая историческая справка такая: в далеком пятом веке н. э. один царский сын убил своего отца (такое принято в правящих кругах), за что другой царский сын весьма на него обиделся и захотел, что логично, его тоже по крайней мере убить. Тогда сын-отцеубийца убежал в Сигирию и на этой скале построил себе роскошный дворец, а вокруг построил город, разбил сады и другую культурно-развлекательную инфраструктуру. На вершину к дворцу вела спиральная лестница, вырубленная в скале. Перил специально не было, чтобы стражники, охраняющие лестницу, не засыпали. То есть, засыпать было, в принципе, разрешено, но с неизбежным последующим падением вниз в пропасть. Сейчас перила, конечно, есть, а стражников нет (если не считать контролеров билетов, которые проверяют билеты не только на входе, но и в середине восхождения), а от дворца на вершине остались только основания, но удивительная древность видна на каждом шагу. Например, знаменитые «облачные девы» — рисунки, сделанные на скале пятнадцать веков назад, краски которых до сих пор не потускнели.

Культурный треугольник. Основы буддизма

Вот и вершина! Виды захватывают! Кстати, до сих пор непонятно, каким образом древний дворец и город снабжался водой. Впрочем, в таких местах даже жажда не мучает!

Культурный треугольник. Основы буддизма

Здесь можно расслабиться, посозерцать, поговорить со своей тенью…

Культурный треугольник. Основы буддизма

Спускаясь вниз, заходим в тенистый зеленый лесочек и встречаемся с долгожданными местными обитателями — обезьянами! Вопреки предостережениям, приматы тут вполне веселые, но цивилизованные и интеллигентные — берут предлагаемую еду, соблюдая этикет. То есть, не стараясь отобрать ее сразу всю! Все же, если вы собираетесь в те края, будьте с ними очень осторожными!

Культурный треугольник. Основы буддизма

После восхождения возвращаемся в наш гестхаус и завтракаем с видом на скалу. От утренних страданий ни у кого из нас не осталось и следа! Все-таки дуккха дуккхой, но есть в жизни кайф!

Культурный треугольник. Основы буддизма

Вторая благородная истина: причина страданий — желание (тришна)

Почему мы всё время чего-то желаем? Почему всё время должны чего-то достигать? А у одержимых путешествиями это вообще клиника! Теперь вот мы устремляемся в Полоннаруву. Разве она нам нужна? Нет. Но она нам желанна! Древняя столица. Правда, не такая древняя, как Сигирия — всего-то двенадцатый век. Но бродя среди древних развалин, чувствуешь возвышенные устремления ланкийских предков. Увы, великолепные дворцы, здания, храмы ныне лежат в руинах. Ведь предупреждали их еще римляне — Sic transit gloria mundi — но нет же, непобедима в человеке тришна. Мы желаем чего то, уверенные в том, что останемся неизменными. А мы ими, к несчастью, не останемся.

Культурный треугольник. Основы буддизма

Вот стайки ланкийских школьников — они всегда одеты в белое — снуют вместе с нами от достопримечательности к достопримечательности. Замечаем, мальчикам интересны не столько достопримечательности, сколько наша дочь. Множество поворачивающихся голов, взглядов исподволь, восхищенных перешептываний, фотографий исподтишка на телефон. Тришна, черт побери! Вот уже и дочь почти взрослая. А ведь, кажется, еще вчера и у нас с женой была вся жизнь впереди. И, казалось, так будет вечно. А теперь впереди, хочется верить, еще очень многое, но уже далеко не всё. И неизменного ничего нет. Примечательно, что древняя столица разрушилась, а статуи Будды стоят и поныне, с легкой улыбкой взирая на человеческую тщету.

Культурный треугольник. Основы буддизма

Третья благородная истина: есть прекращение страданий — нирвана

Далее мы следуем по восьмеричному пути узким ланкийским дорогам из Полоннарувы в Дамбуллу, где находится огромный пещерный храм, высеченный в скале в первом веке до (!) нашей эры. Страдания почти прошли. Наступила эйфория! Мы всего-то два дня на Шри-Ланке, а столько уже пережито! Мимо проносятся бесконечные оживленные городки и деревни, бескрайние рисовые поля и далекие зеленые холмы. Наша Тойота то ползет, то летит, но главное несет нас куда-то по давно спланированному маршруту, на котором (и в этом счастье!) мы пока не знаем, что встретим. Да, наверное, в этом и есть счастье путешествий — оторваться от обыденного и повседневного, синонима безысходности — и хотя бы на время избавиться от ига проблем и желаний, перенесясь в край созерцаний и впечатлений! Вот она путешественническая нирвана!

Дикие слоны

Многие могут находить прекрасное в повседневном. Я бы тоже так хотел! Но не умею. «Просветление» наступает только в далеких краях. И чем более они далекие, тем лучше!

К пещерному храму в Дамбулле тоже подниматься не так-то близко. Но в таких местах легко открывается второе дыхание. А за ним и третье, и четвертое! Несколько пещер, в которых расположилось бессчетное количество статуй Будды, безусловно, производят впечатление. Хотя, наверное, вряд ли сам принц Сиддхартха Гаутама желал именно этого.

Культурный треугольник. Основы буддизма
Человек в центре, передающий монаху подношение, кажется знакомым. Это либо Иосиф Виссарионович, либо Арменка из сериала "Реальные пацаны")))
Культурный треугольник. Основы буддизма

Разношерстые туристы приходят сюда поглазеть, а у ланкийцев все серьезно — они приходят молиться и поклоняться. Буддизм — чрезвычайно толерантная и миролюбивая религия. Но на Шри-Ланке отношение к буддизму прямо-таки благоговейное! В Канди, например, Аня, не подумав и не заметив, надела купленную на Кипре футболку с маленькими изображениями, среди которых было и безобидное изображение Будды. И тут же начала ловить на себе, скажем так, удивленные взгляды местных жителей. Наш водитель вежливо объяснил, что лучше переодеться. Причем как можно скорее — пока не заметила полиция. Ведь за изображение Будды на одежде (что считается неуважительным) можно легко и в каталажку загреметь. Перспектива учить какой-нибудь местный Владимирский централ жену совершенно не прельщала, и она быстренько сменила футболку на приличную.

Культурный треугольник. Основы буддизма

Согласно описаниям, в пещере находится природное (или религиозное) чудо — вода поднимается по стене вверх и с потолка капает в большой чан. Мы видели мокрую стену и потолок, видели воду, капающую в чан, но как вода поднимается вверх так и не заметили. Видимо, это доступно только просветленным. Но мы не сильно расстроились — мы вообще скептически относимся к религиозным чудесам в любой религии. А вот сам пещерный храм — действительно чудо архитектурное! Он расположен аккурат под огромной нависшей над ним скалой! Нетривиальная картина!

Культурный треугольник. Основы буддизма
В середине за решеткой - чан, в который капает вода, поднимающаяся по стене.
Культурный треугольник. Основы буддизма

И здесь, конечно, обезьяны — куда же без них!

Культурный треугольник. Основы буддизма

После восхождения к храму мы были счастливы как бодхисаттвы, но голодны как волки! Благо, наш Гуни завез нас в симпатичный местный ресторанчик. А там — о, нирвана! — несравненное чикен-карри!

И дегустация местных пив. Нам больше понравилось Tree Coins. Хотя Lion тоже вполне достойно!

Культурный треугольник. Основы буддизма

Четвертая благородная истина: срединный путь ведет к нирване

Долгая дорога до Канди прошла в дрёме, мечтах и смаковании импрессий прожитого дня. Так как Канди — место весьма туристическое, и прибывали мы туда весьма поздно, наш Гуни предложил забронировать там гестхаус — он может позвонить своему другу, у которого там гестхаус в хорошем месте за приемлемую цену. Мы не очень хотели соглашаться на «кота в мешке», но нирваноподобное состояние сподвигнуло нас согласиться. И мы не прогадали! Этот гестхаус (и его хозяева!) оказался одним из наших лучших пристанищ на Шри-Ланке!

Скала вдалеке справа - Сигирия

Вот он срединный путь — не впадать в крайности. А мы, вроде, и не впадали. В меру усилий, удовольствий и немного исполнения желаний — и вот он — близкий к совершенству день! Заселение в прекрасный домашний гестхаус венчало феерию дня!

Нет, все-таки мы не буддисты. К сожалению. Мы ведь иногда и в сансаре способны найти нирвану.

Культурный треугольник. Основы буддизма

Прошу прощения у буддистов, если этим рассказом я как-либо задел их религиозные чувства.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия