Турист ValentinPanov (ValentinPanov)
ValentinPanov
был 19 апреля 23:50

"Господи, ты только укрепи, а направлю я сама" Или "10 нюансов, подмеченных ночью в поисках мавзолея Дедушки Хо"

Ханой — Вьетнам Январь 2014

Это завершающий эпизод моего путешествия по ЮВА (Москва-Хошимин-Сингапур-Куала-Лумпур-Сингапур-Бинтан-Сингапур-Ханой-Москва). Кого заинтересует — это вот здесь, здесь, здесь, еще здесь, здесь, здесь, также здесь, здесь, здесь, и, наконец, здесь. Ах, да, еще немного здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.

Во я раздухарился! сам не знал, что столько уже выложил об этом великолепном путешествии! Раззадоренный фоторассказами моих друзей о красотах Вьетнама, я перепрыгиваю в своем повествовании через Куала-Лумпур и Бинтан, чтобы описать свои ночные похождения по Ханою. Это было экстремально! Нереально и сюрреалистично. Я догадывался, что так может быть, но не думал, что так может быть со мною.

И сразу, во избежание подозрений с вашей стороны (для тех, кто не дочитает до конца): Вьетнам, Ханой, Хошимин — прекрасные туристические направления. Тут есть что посмотреть. И я успел, несмотря на мимолетность пребывания в этих уголках, заинтересоваться и даже чуточку полюбить их. Но отдельные нюансы — антисанитария, беспорядок, хаотичность, свойственные вообще Азии, во Вьетнаме дополняются внешними проявлениями военно-социалистической диктатуры. Слишком много всяких военных с оружием, как будто страна до сих пор воюет. Только вот с кем? Этого я так и не узнал. Но этот нюанс тоже может быть некоторым притягательным фактором для туриста-экстремала. Я как раз таким и оказался, необдуманно направившись около полуночи в одиночную прогулку по городу в шортах и шлёпках в поисках места содержания останков Дедушки Хо.

Ханой, Вьетнам… Что мы знаем об этом? Бывшая французская колония. Разделенный народ, Северный и Южный Вьетнам. Ханой и Сайгон. Социалистический-братский Северный и проамериканский диктаторский Южный (еще его называли — «Кровавый сайгонский режим»). Красное и Белое. Американские бомбардировки Северного, катакомбы с выпрыгивающими оттуда партизанами Южного, братская помощь СССР деньгами и самолетами. Напалм, ядохимикаты с неба на людей. Горящие и изуродованные люди, вьетнамские дети-инвалиды с ожогами и без конечностей. Поражение США, объединение Северного и Южного на условиях социалистического Северного. Радость, мир, дружба. Красота! Процветание! Процветание?

Не стояло у меня в ближайших планах посещение Вьетнама, хотя бывают периоды, когда отдых на вьетнамских курортах оказывается по цене соразмерен с отдыхом в Египте при всей явно большей экзотичности Вьетнама. Но вот чудо — перелет в Сингапур оказался в январе более бюджетным именно вьетнамскими авиалиниями с пересадками в Хошимине (туда) и Ханое (обратно). Про короткую экскурсию по Хошимину я уже отозвался рассказом здесь. А вот и завершающий перед Москвой пункт моего путешествия — Ханой.

Перелетев из Сингапура, мы оперативненько, боясь упустить светлое время суток, выкатились из здания аэропорта. Часы показывали около 4 часов пополудни. Расстояние около 40 км, в рекламной информации обещалось преодолеть на такси за 1 час, на автобусе — за 1 час 20 минут). Рискнули добраться на обычном рейсовом автобусе. Любимый мною «метод глубокого погружения в народ».

Самый главный принцип, которого я придерживаюсь во всех своих поездках: никогда ни о чем потом не жалеть, стараться фиксировать внимание только на интересном и позитивном, а негативное пропускать мимо себя, или находить в негативном зерна позитивного, поучительного. В самом худшем случае, когда отрицательные эмоции не удается сдержать, говорю себе: «Господи, укрепи и направь». А по завершении — «спасибо, Боже, что послал мне это испытание и укрепил в моих устоях!». (Тут же в голову лезет скабрезный анекдот, когда дед молится в избе перед иконой и просит: «Господи, укрепи и направь», на что бабка с печки бормочет: «Господи, ты только укрепи, а направить я и сама смогу»…)

Но для максимально понятной иллюстрации правильности моего принципа — ничему не огорчаться в путешествиях — я всегда держу в памяти очерк из «Огонька» перестроечных времен о первой поездке в США на гастроли труппы нашего Большого театра. Когда на банкете в честь открытия гастролей, устроенном группой меценатов, наш руководитель Большого поинтересовался у одного из зрителей: «Мы потрясены, нас встречали такими бешеными овациями! Причем хлопали почти одинаково по силе и продолжительности после каждого номера, среди которых есть и выдающиеся, но есть и средние. Объясните, неужели американским зрителям так сильно нравится каждый номер из нашей программы?», на что был получен потрясающий ответ американца: «Билеты на ваше выступление очень дорогие. Я заплатил за них большие деньги, и удовольствие я должен получить в любом случае. Мои деньги мне никто не вернет». Вот так жадность (или практичность) позволяет сохранять хорошее настроение и пополнять свои мозги и карму позитивом!

Итак, на рейсовом автобусе из аэропорта в Ханой. Самое короткое впечатление можно сформулировать так: «Это Жопа». Прошу пардону у чувствительных дам, но это именно так! Грязная, горбатая, пыльная дорога, запруженная машинами и мотоциклистами. Назовем это неприятным открытием № 1 нюансом № 1, или фактором, повышающим наше чувство гордости за российские дороги.

Кто не знает — докладываю: во Вьетнаме водители ездят по дороге по принципу «моя машина больше, я тебе посигналил, не пропустишь — сам дурак». Так вот — автобус, как он есть «большая машина», непрерывно клаксонил маячившим впереди мотоциклистам и легковушкам, после чего тупо шел на обгон даже там, где это было небезопасно. Итого: пыль, тряска на колдобинах, постоянный рев клаксона, рассыпающиеся впереди мотоциклисты, аварийно-опасные маневры… Назову это нюансом № 2, или Слава российским автомобилистам, культурным и законопослушным!

Потом, уже в центре Ханоя нас ожидал нюанс № 3: вьетнамские мотоциклисты-байкеры вообще не считают пешеходов за людей. В лучшем случае за лягушек, которых можно или давить колесами, или в порядке исключения брезгливо объехать, чтобы не запачкать колеса нечаянными испражнениями испуганных «земноводных»… Каждый переход улицы сопровождался стрессом и мыслями «Господи, спаси, направь и укрепи», несколько раз даже успел мысленно представить, как меня будут опознавать во вьетнамском морге по изувеченному протекторами мотоколес лицу. Жена при переходах улиц вцеплялась в мою ладонь, и мне было абсолютно ясно, что ее одолевали сходные мысли. О российские байкеры, скромно с почти неслышным рёвом проносящиеся по улочкам наших городов! Как вы скромны и деликатны, оставайтесь такими всегда, не берите пример с ханойских коллег!

Но это еще не всё. Нюанс № 4: Еще до начала путешествия выяснилось, что ни одна из установленных у меня на смартфоне и планшете навигационных систем (Navitel, IGO8, ГИС "Русса") во Вьетнаме работать не будет: отсутствуют навигационные карты этой страны. Т. е. отсутствуют как класс, попросту не предусмотрены! Поэтому отслеживал движение автобуса из аэропорта в город по оффлайн-карте в планшете. Нужный нам ориентир — большой мост через большую реку, после чего мы должны прибилизиться к месту нахождения отеля. Я давно уже успел отвыкнуть от оффлайн-карт, в Европе, да уже и в России почти каждое дерево занесено в навигатор. Нуу проблем! Слава цивилизации!

Нюанс № 5: во Вьетнаме практически не знают английского языка. Вероятно, как следствие войны с США и ненависти к этой стране. Русский язык знают единицы. Вероятно, посетившие нашу страну в качестве гастарбайтеров. Что-то голосом выяснить во Вьетнаме у попутчиков или прохожих практически очень трудно, результат выяснений непредсказуем (далее я разовью эту мысль). Вывод: ну сколько я долдонил своим детям: учите иностранные языки! Сам, к сожалению, овладел лишь немецким (кому он нафиг сдался во Вьетнаме! Да и вообще в Азии!

В результате моего совсем не спортивного ориентирования по карте в планшете мы вышли из автобуса километров на 10 раньше нужной точки. Оринтиры — река и мост оказались не те! Автобус, оказывается, двигался не по кратчайшей дороге. С большим интересом выслушал много любопытного о себе от жены. Да еще и с неожиданными интонациями! Особых эпитетов удостоились мой супер-смартфон со всеми его GPS-навигационными системами, а также планшет, их разработчики и производители, американские спутниковые сисемы и наш непутёвый ГЛОНАСС, благодаря которому Путин собирался не терять из виду свою сучку - лабрадора Кони! Ну и где этот, блин, ГЛОНАСС? Упёрли упыри...

Господь оказался где-то неподалёку, не дремал услышал мои душевные мольбы и вовремя укрепил мою веру во всё хорошее! Проблема решилась поимкой такси, но мы потеряли драгоценное светлое время суток, хотя и успели сделать несколько «условно дневных» снимков на окраине города. Вот такой микрорыннок

Господи, ты только укрепи, а направлю я сама Или 10 нюансов, подмеченных ночью в поисках мавзолея Дедушки Хо

Мандариновые мини-деревья с созревшими плодами выполняют во Вьетнаме функцию наших наряженных новогодних ёлок, соответственно, перед наступлением китайского Нового года эти растения с упакованныи в целлофан корневищами активно продавались на рынке

А вот эти чудные кустики с пурпурными цветами я так и не опознал. Кто знает - отзовитесь плиз!

Типичные постройки окраины города позволяли надеяться, что в центре Ханоя всё будет еще красивее:

Такси помогла вызвать молодая вьетнамка, которая по странному стечению обстоятельств владела несколькими английскими словами, в чем оказалась похожа на мою жену, и они быстро нашли между собою общий язык при помощи пальцев и четырёх слов (help my,  taxi, hotel). К этому моменту подъехал бойфренд вьетнамки, который доброжелательно улыбнулся и подстраховал нас от безнадёги и до самого момента прибытия таксомотора. Спасибо вам, добрые вьетнамские молодые люди! Ваш гуманизм запомнится нам до конца жизни!

Однако, быстро потемнело. Быстро заселившись в отель в центре Ханоя, устремились к основному туристическому объекту города — Озеру Возвращенного Меча (Хо Хоан Кием).

Мы уже заранее начитались о красотах Озера, но по дороге к нему успели оценить экзотику ханойских улочек. Узенькие, заставленные прилавками с сельхозпродукцией и сладостями, улицы со свисающими со столбов и тянушимися докуда глаза глядят неаккуратными жгутами переплетенных пучков проводов и кабелей (бич для фотографа-туриста), с сомнительными лужами на тротуаре и ручейками нечистот непонятной жижи, выбегающей из ларьков и забегаловок…

Оказалось, что вьетнамские барышни тоже уважают педикюр и фут-массаж

Несметные полчища мотоциклистов, ассоциированных мною с саранчой. Вывеска на магазине соответствует:)

Хотя и среди мотоциклистов попадались очень симпатичные люди, продемонстрировавшие пикантный способ укрывать ребенка-пассажира (от пыли? выхлопных газов? от опасности заглотить по дороге муху?).

Судя по тому, что таким образом защищенных детей, восседающих на капоте несущегося мотоцикла я увидел достаточно много, догадался, что здесь так принято.

Пейзаж улиц дополняли группы людей, кушающих прямо на тротуаре, устроившихся на миниатюрных стульчиках или просто на перевернутых ящиках.

По пути попадались очень симпатичные, подсвеченные и облагороженные неоновой рекламой здания

А перед самым озером расположился небольшой колхозный рынок. Я не мог удержаться от того, чтобы не сфотографировать торговцев, которые оригинально носят свой товар в таких типа корзинках на коромысле. Разумеется, бойкие торговцы нас тут же взяли в оборот, всучили свои коромысла, напялили на головы их специфические вьетнамские головные уборы и дали возможность сделать второпях несколько ночных неудачных кадров.

Ну, а после этого было бы уже просто неприличным не купить у них несколько бананов по баснословной для России цене. Что делать, азиатская хитрость и непосредственность взяли верх!

Нюанс № 6.Не расслабляйся и не раскрывай варежку, если не хочешь оказаться разутым! Как же я не уловил сразу, не сопоставил этот их прием с тем, который меня в свое время убил наповал при подходе к Стене Плача в Иерусалиме, когда тебе всучивают бумажную шапочку-ермолку, поясняя, что нельзя подходить к Стене без головного убора. Принимая эту копеечную самодельную шапочку, ты тут же получаешь деликатное предложение оказать помощь в восстановлении Храма и Стены (а это восстановление уже длится тысячелетия, и конец ему не предвидится). Но, подходя еще ближе к названной Стене, сталкиваешься еще с несколькими ненавязчивыми проявлениями заботы о тебе в виде завязываемой на твоем запястье красной ниточки, которая принесет счастье тебе и всем твоим близким, вручением бесплатного буклетика о Стене и т. п., что неизменно после высказанной искренней благодарности за их заботу сопровождалось мягким задушевным предложением пожертвовать на восстановление Стены и Храма…

Но не будем удаляться от Ханоя. Посреди озера на маленьком острове расположен «Храм черепахи»,

а рядом с северным берегом озера лежит Нефритовый остров, на котором расположен «Нефритовый храм» (Ngoc Son Temple), куда можно попасть по знаменитому деревянному красному мосту («Мост утреннего солнечного света»).

Вход в храм для иностранцев платный — 20 000 местных тугриков. Как я понял, иностранцев от неиностранцев отличают не по паспорту, а разрезу глаз.

В целом озеро произвело самое благоприятное впечатление, подробнее на это посмотреть и ознакомиться с моими комментариями можно тут. Добавлю лишь, что при моей попытке осмотреть здания возле озера, войти в одно из них, гостеприимно распахнувшее двери, на моем пути тут же оказался вооруженный человек, категорически не поддержавший мое любопытство. Что это за здание? Какой-то партийный комитет? Местное КГБ? Кто-нибудь знает?

Не хотелось бы акцентировать внимание на мелочах, но для возможного предотвращения шока у наиболее чувствительных туристов замечу нюанс № 7: по клумбам, сооружениям вокруг озера то и дело прыгают огромнейшие (размером с небольшую кошку) крысы (большого желания их фотографировать не возникло, но факт остается фактом). Тешу себя надеждой, что это наблюдается только в вечернее и ночное время. Но предупредить должен. Вдруг кто-то из туристов страдает крысофобией и нечаянно выронит дорогой фотоаппарат, кошелек, получит душевную травму или заработает неожиданный энурез?

А мы вместе с другими посетителями Озера Возвращенного Меча пока что пребывали в умиротворении, душевной нирване и предвкушении китайского Нового года.

Не столько своей красотой (что там можно ночью рассмотреть?), сколько несколькими любопытными биографическими сведениями мне запомнился памятник императору Ли Тхай То (974–1028 г.г.).

Интересны легенды об обстоятельствах его рождения. Будущий император был незаконнорождённым ребёнком. Согласно официальной версии, его мать, прогуливаясь в окрестностях монастыря Тиеушон, встретилась с духом в человеческом облике, от которого она зачала ребёнка (догадываюсь, архангел Гавриил и спустя 974 года после предыдущего успешного опыта с девой Марией не угомонился!).

Другая версия утверждала, что мать императора понесла от семени белой обезьяны (прикольно! Дарвин отдыхает!).

Третья версия — мать проживала в монастыре Тхиентам, престарелый настоятель которого случайно столкнулся с ней в темноте и таким образом девица Фам забеременела (отличная версия для мужей — «шла вечером, столкнулась с кем-то в темноте, залетела… Прости, что ребенок не похож на тебя!»).

Рождению Ли Тхай То предшествовало знамение: в павильоне монастыря Ынгтхиентам собака родила белого щенка, у которого на спине были пятна чёрной шерсти, узор которых составился в иероглифы «Сын Неба». Ну чего только не придумают историки и летописцы! Но это, на мой взгляд, лучше, чем когда горе-экскурсоводы просто на ходу сочиняют и несут всякую несусветную ересь. Много раз сталкивался с тем, когда на одном пятачке почти одновременно разные гиды рассказывают разные небылицы про одно и то же! Но продолжение рассказов про императора Ли во всех версиях сходится — в три года ребёнок был усыновлён буддистским наставником Ли Кхань Ваном, от которого он получил фамилию Ли.

Обойдя по периметру Озеро, мы на секунду приостановились, и я с большим интересом прослушал устное лаконичное сообщение супруги, что она устала и хочет отдохнуть в отеле. «Дело житейское», как говорит мультяшный Карлсон. Фигня вопрос! Первый раз в столице Вьетнама, осмотрено озеро, куплены и съедены несколько бананов. Программа выполнена, можно и в койку! В7 утра - в аэропорт. Лавируя под колесами местной саранчи бешеных мотоциклистов, мы добрались до отеля, где угостили себя по чашечке кофе с местной выпечкой и только что купленными плодами манго. Время приближалось к 23 часам.

Страдая некоторой неудовлетворенностью от слишком поверхностного общения с Ханоем, я, к своему удивлению, достаточно легко получил согласие супруги на кратковременную одиночную прогулку по окрестностям отеля, втихаря имея для себя в виду, что где-то неподалеку, всего в 1,5–2 км от него находится мавзолей Дедушки Хо.

Немного о Дедушке Хо. Мои школьно-студенческие, да и позже приобретенные познания говорили мне, что в мире всего лишь несколько мавзолеев с выставленными на всеобщее обозрение мумиями забальзамированными телами известных политических деятелей. По странному стечению обстоятельств, практически все они связаны с коммунистическими вождями (Ленин, Сталин, Мао, Сунь Ятсен, Ким Ир Сен, Ким Чен Ир, Г. Димитров и др.). Всего их было 13, Уго Чавес стал 14-м. Почти все из этих фигурантов связаны с какими-то темными историями, вписались в мировую историю как одиозные фигуры. Однако, за Хо Ши Мином вроде как не тянется шлейф противоречивых и негативных отзывов, как, например, за Мао и, чего уж там, Лениным. Еще до поездки я ставил перед собой цель увидеть его мавзолей, тем более, что он считается самым большим в мире. Как пишут, договоренность о бальзамировании тела Хо Ши Мина была достигнута еще при его жизни. Из-за войны и бомбардировок забальзамированное тело вождя вьетнамцам пришлось прятать в течение почти шести лет. Лишь в августе 1975 года тело было помещено в построенный московскими специалистами мавзолей на площади Бадинь в Ханое. Здание высотой 21 метр по форме напоминает лотос и разделено на три уровня. Ну как это не посетить и не увидеть своими глазами! Как не постоять, не погрустить о так и не увиденном Дедушкой объединении двух частей Вьетнама!

Известно, что мавзолей открыт для свободного посещения, но понятно, что это только днем. А ночью? Захотелось просто прийти и постоять возле него. Так сказать, почтить память Дедушки Хо.

Удивившись сговорчивости супруги, я немедленно выскочил из отеля. И тут же спохватился: не захватил с собой карту города. Не беда, в кармане телефон с навигатором, который хоть и без карт, но может запомнить точку, из которой вышел, а также твой маршрут, чтобы в случае чего можно было вернуться назад. Направление движения в целом понятно. В путь!

Ближе к концу суток мотоциклисты практически исчезли с дороги. Наряд улиц приобретал всё более яркий, праздничный характер.

Судя по этому, а также заметив, что мне стали попадаться узнаваемые по ранее изученным отзывам на Туристере объекты, я понял, что следую в правильном направлении. Успел щелкнуть некоторые из них

«Однако не распыляйся!», сказал сам себе, и отважно двинулся к мавзолею, вернее, туда, где он, по моим предположениям, должен был находиться. Всё чаще встречались здания, огороженные плотными высокими заборами, за воротами которых сквозь щели виднелись солдатики с автоматами, а также явно какие-то правительственные резиденции с будками охраны

В какой-то момент я догадался, что немного сбился с курса. Начал спрашивать у одиноких прохожих направление. От традиционного начала диалога «экскьюз ми, хелп ми плиз» быстро пришлось отказаться. Люди шарахались от меня, как от чумы. «Всё-таки ненависть к американским агрессорам глубоко врезалась в генетическую память народа», с сочувствием ко вьетнамцам подумал я. И далее просто начинал разговор словами: «Хо Ши Мин, мавзолей… где?», при этом красноречиво проводя правой рукой с открытой ладонью слева направо. Вот тут меня ждало горькое разочарование. 7 или 8 прохожих вьетнамцев поочередно проявили готовность помочь русскому с фотоаппаратом, в футболке с надписью «Я люблю Сингапур», шортах и шлепках, слезно среди прохладной ночи взывающему к окружающим с непонятным вопросом. Но при всем том было видно, что они ни черта не понимают, не единого слова, из которых "Хо Ши Мин" — явно вьетнамское популярное имя, «мавзолей» — международное слово, а «где» — как я надеялся, должно быть так же известно, как «водка» и «матрешка». (Это я продолжил комментировать нюанс № 5).

А теперь и нюанс № 8: Ханой намного более прохладный по климату город, чем Хошимин (Сайгон). Вот об этом-то я и не подумал, когда, стараясь облегчить рюкзак для вылазки в Ханой, упаковал всю верхнюю одежду в багаж, который из Сингапура напрямую отправился в Москву. Пропутешествовав 2 недели по ЮВА в шортах и шлепках, попотев в первый день в джинсах   в Сайгоне, лишь несколько раз вынужденно, по требованию супруги кратковременно надев брюки в Сингапуре и Куала-Лумпуре для вечерних фотосессий и перед посещением некоторых храмов, я даже не подумал утеплиться для прогулки по Ханою. И это была моя роковая стратегическая ошибка.

Вот в таком виде я вышел на ночную прогулку. Обратите внимание на одежду ребенка слева!

Но неужели русские боятся холода! Понимая, как по-дурацки я выгляжу среди людей, облаченных в утепленные куртки, при температуре воздуха днем около +16, а к ночи +10–12 я гордо (ускоренной семенящей походкой) шествовал по ночному Ханою и задавал прохожим дурацкий, непонятный им вопрос. Надеюсь, что утром не попал в местную хронику под заголовком «сумасшедшие русские высадились в Ханое, спутав его с Крымом». Но продолжим.

Сообразив, что от случайных прохожих я не получу вразумительного ответа по причине их невладения иностранными языками, в отчаянии подумал, что вдруг люди, охраняющие государственные объекты более лингвистически и географически подкованы. Ибо «не дрова охраняют». И тут вдруг на очередных воротах забора, ограждавшего величавое здание с надписью, дублированной по-английски «министери оф говемент» я понял, что «Господь меня направил» в нужную сторону. В щель ворот просматривался ярко освещенный профиль маленького вьетнамского солдатика с автоматом. Он тупо спал стоя. Т. е. просто стоял, закрыв глаза, иногда наклонялся, как бы падая, но резко встрепенувшись, опять принимал вертикальное положение, так и не открыв глаза. «Экскьюз ми», — вежливо негромко произнес я, о чем немедленно пожалел: солдатик встрепенулся и как-то перекосившись и придав злобность миловидному до того вьетнамскому лицу, грозно направил на меня автомат.

«Как бы не нажал на спусковой крючок», — подумал я! «Еще ладно, если просто расстреляет от испуга, а совсем обидно будет, если умышленно, в целях получения медальки или внеочередного отпуска за предотвращение нападения иностранного шпиона, вооруженного фотоаппаратом, телефоном и шлепками». Но эта мысль прилетела ко мне уже спустя 1 милисекунду, которой мне хватило, чтобы раствориться и исчезнуть подальше от ворот этого стрёмного министерства. Чуть отдышавшись, я остановился за углом забора и загрустил. Пришло в голову, что супруга начинает психовать, т. к. мои «несколько минут прогулки по окрестностям вокруг отеля» затянулись уже на целый час. Какой-то шорох в темном переулке, примыкающем к забору министерства, насторожил меня. Приглядевшись, опознал бомжа, который в кустах построил из картонных коробок себе ночлежку и приготовился к отходу ко сну, однако в гигиенических целях решил перед тем помочиться под кусты. Не давая ему осквернить прилегающую к важному министерству територию, я скорее по инерции обратился к нему с навязшим на языке вопросом: «Хо Ши Мин, мавзолей… где?». О чудо! Чуть не обделавшийся от первоначального испуга и удивления бомж переспросил: «Хасимин? Тама!» И указал направление. «Чудны дела твои, Господи, и крестьянские дети тоже», подумал я, и ускоренно проследовал в указанном направлении. Действительно, через пару минут я уже увидел вдалеке то место, где предполжительно находился мавзолей.

Запомнив мавзолей Хо Ши Мина только по фотографии, я предполагал, что, по аналогии с Красной площадью, этот мавзолей также окружен широкой, доступной для посещения площадью. Однако я ошибся. Подступы к мавзолею Дедушки Хо представляют из себя сплошные возвышенные бетонные клумбы квадратной формы с растительностью. Между этими клумбами — узкие проходы, по которым можно поодиночке неспешно идти, но толпой не пройдешь.

Ага, подумал я, это чтобы отряды террористов не смогли организованным строем, шеренгой или толпой подбежать и поразить мавзолей! Но я то, одинкоий турист-фотограф, спокойно приближусь к мавзолею и оставлю для себя и родных несколько снимков. До мавзолея оставались какие-то 400–500 метров, когда откуда-то из-под клумбы нарисовался человек с автоматом, в каске и военной форме, который издал возглас, моментально мною переведенный как «Стоять! Лежать! Грязная американская скотина, сейчас ты захлебнешься собственными фекалиями!». Но очень возможно, что мой вольный перевод сильно отличался от правильного, который всего лишь означал очень вежливое и политически выдержанное сообщение: «Если ты, белолицый козёл, сделаешь еще один шаг, то пуля из моего автомата поразит тебя в самое сердце». Мне хватило храбрости поднять над головой фотоаппарат и попытаться жестами пальцев пояснить всю невинность моих намерений. Однако ответные жесты солдатика оказались не менее красноречивы, что подтолкнуло меня к мысли побыстрее унести отсюда свою задницу. Удалившись на безопасное расстояние, я всё-таки, прижавшись к какому-то столбу и выставив зум на х20 сделал дежурный фотокадр (не зря же рисковал своей задницей).

Вот он какой, мавзолей вьетнамского вождя революции!

А ведь всего-лишь хотел отдать долг памяти Дедушке Хо! Честно! Что ж вы, дурни безмозглые, так сами себя накручиваете и гостей-туристов пужаете? Давайте-ка, поскорее цивилизовывайтесь! Так думал я, покидая это священное для вьетнамцев место и ощупывая ягодицы в целях проверки, на месте ли они...

Из вышеизложеннного следует нюанс № 9: во Вьетнаме не нужно вступать в разговоры с военными вооруженными людьми. И незачем шататься по городу ночью. В отличие от Парижа, Мадрида и других тусовочных городов, в столице Вьетнама жизнь замирает с наступлением ночи.

«Спасибо, Боже, что послал мне это испытание и укрепил в моих устоях!» — шептал я себе, возвращаясь почти бегом в отель по теперь уже знакомому маршруту. В своем номере увидел мирно спящую жену, не подозревавшую, сколько я отсутствовал и какого страху натерпелся.

Хотел завершить рассказ впечатлениями об утреннем Ханое, видах из такси по пути в аэропорт, но боюсь утомить тех, кто дочитал это до конца, поэтому выложил отдельным фотоальбомом. В порядке анонса альбома только подчеркну своё изумление тем, как вьетнамцы перевозят на мотоциклах-мотобайках достаточно крупную мебель (письменные столы!) и огромные, в человеческий рост фарфоровые вазы. Когда везут на себе мандариновые деревья и всякие кустарники — это еще можно понять, но хрупкую вазу?!!

Надеюсь, что те, кто меня знает, простят мне несколько хулиганский стиль изложения отдельных фрагментов моего рассказа, однако ручаюсь, что с первого до последнего слова всё — чистая правда. Изложил от чистого серца.

В заключение — главный вывод, или нюанс № 10: несмотря на перечисленные 9 нюансов, Вьетнам интересен, экзотичен, в нем много красот, парков, природных и исторических (не очень много, но достаточно) достопримечательностей. Поезжайте туда смело, а я непременно тоже туда еще вернусь!