Турист Ольга Mabuta (Mabuta)
Ольга Mabuta
была 18 апреля 10:37

Грузия Сентябрь 2012

Начало истории здесь https://www.tourister.ru/responses/id_8722

Воспоминания о регионах юга Грузии проносятся безудержным галопом вольного табуна, оставляя только легкие отпечатки копыт на иссохшей земле памяти. Тщетно пытаюсь обуздать мысли, перевести на неспешный лад повествования: постойте, а как же Уплисцихе, Вардзия, Боржоми, Кутаиси, в конце концов?!!! Но нет, разгоряченные мысли-кони, обдающие горячим дыханием из раздувающихся ноздрей, несут меня в Сванетию — край неприступных гор, яркого солнца, искристых белых шапок горных вершин, покрытых пестрым осенним ковром ущелий и диковинных стражников этого сказочного края — башен «кошкис». Яркая, блистательная, грандиозная Сванетия, так невозможно контрастирующая с полюбившейся нашему сердцу скромной, суровой, но при этом безумно душевной Тушетии. Итак, все по порядку…

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)

24.09.2012 г. Слегка подмороженная суровым горным климатом Казбегского района, наша дружная компания направилась прямиком из северной горной части Грузии в южные регионы. Постепенно горный серпантин сменился пролегающей через долину прямой пустынной дорогой. Миновав Гори, через 12 км мы въехали в Уплисцихе. Этот древний пещерный город возник в конце II — начале I тысячелетия до н. э. и является одним из важнейших памятников грузинской культуры. Из когда-то 700 пещер до нашего времени сохранилось всего 150. За неимением достаточного времени для полноценного исследования местности, нам пришлось обратиться к услугам экскурсовода, чтобы успеть пройти по наиболее важным объектам: тайному тоннелю, выводящему к реке, культовым сооружениям — местам поклонения языческим богам и местам жертвоприношений.

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)

Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов. В этом смысле Уплисцихе схож с Набатейской Петрой, которая также была сооружена в эллинистический период.

Вдоволь напрыгавшись по камням под ярким сентябрьским солнцем, вечер этого дня мы встретили в городском парке Боржоми, с тенистыми аллеями, которые протянулись на 900 метров вдоль шумной и быстрой реки, протекающей по узкому ущелью. Именно здесь находится знаменитый стеклянный купол, в котором расположен тот самый источник с одноименной минеральной водой «Боржоми». Однако вкус воды оказался настолько специфическим и ядрёным, что, немного утолив жажду, мы все же решили ограничиться умыванием. Интересен тот факт, что минеральная вода «Боржоми» имеет не родниковое, а вулканическое происхождение. С десятикилометровой глубины выталкивается она наружу природным углекислым газом, и, не успев остыть, выходит в теплом виде (38–41 градус по Цельсию), обогащенная композицией из 60 минералов, находящихся в породах Кавказских гор.

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)

Ночевка была запланирована в Тимотесубани, небольшом поселке, недалеко от знаменитого парка Боржоми (гестхаус «Village House», ставший отправным пунктом для двухдневного изучения достопримечательностей юга Грузии). Вот где мы ощутили размах грузинского застолья и гостеприимства. Разместили нас в двухэтажном доме с верандой, выходящей во фруктовый сад. Наша комната, сплошь заставленная стеллажами с книгами, выходила в просторный зал с камином, старинными зеркалами, изящной хрустальной люстрой и роялем. Даже как-то неловко было в такие интерьеры вволакивать наши неподъемные туристские рюкзаки и сбивать дорожную пыль с изношенных кроссовок. Хозяйка, расселив нас по комнатам, пригласила за стол. Изобилие национальных блюд подогревало аппетит. Гостей угощали домашним вином.

25.09.- 26.09.2012 г. Согласно программе в эти дни нам предстояло посетить еще один культурный символ и духовный оплот Грузии — тринадцатиэтажный пещерный город Вардзия, расположенный в 16 км от Кхертвиси. В построенном в XII столетии Георгием III укреплении, его дочь, царица Тамара, разместила монастырь, который стал приютом для 2000 монахов. Город располагался ярусами с церковью Предположения в центре и включал в себя более 400 комнат и 25 винных погребов. Для освещения и отопления максимально использовалась солнечная энергия.

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)

В 1283 г. в результате сильного землетрясения от скалы откололся огромный пласт породы, обнажив внутренние помещения и переходы. В тех немногих уцелевших внутренних помещениях до сих пор живут монахи, а Вардзия и по сей день функционирует как полноценный монастырь.

Следующим пунктом нашего осмотра был Кутаиси. Город встретил нас шумными митингами, беспокойством и озабоченностью граждан, находящихся на пороге партийных выборов. Центр города был заполнен оживленной толпой, сигналящими машинами, развивающимися национальными флагами. Первую половину дня решено было провести, осматривая собор Гелати — центр духовной и научной жизни средневековой Грузии. Этот объект культурного и исторического мирового наследия, находящийся под охраной ЮНЕСКО, расположен в 16 км от Кутаиси на крутом холме и был основан в 1106 г. В главном храме хорошо сохранились фрески и росписи стен на библейские сюжеты.

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)

Во второй половине дня, прогуливаясь по центру Кутаиси, до темной ночи мы осматривали достопримечательности города и настраивались на завтрашнюю встречу с великолепной Сванетией. Душа неизменно тянула в горы, прочь от городской суеты и благ цивилизации…

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)

27.09.2012 г. Дорога в Сванетию показалась поразительно скорой. Сделав всего лишь одну остановку на рынке в Зугдиди для покупки сладкого спелого инжира, персиков и груш, мы довольно быстро добрались в некогда неприступного края. Залитые солнцем предгорья Кавказского хребта, ковер цветущего клевера, мирно пасущиеся коровы и многочисленные каменные башни «кошкис». В Сванетии их насчитывается около 40 штук. Ученые расходятся во мнениях о назначении башен: укрытия от лавин или зернохранилища. Однако они пришли к единому мнению, что точно эти необычные сооружения не использовались для обороны (в башне имеется всего лишь пара узких бойниц).

Нашей целью был запрятанный высоко в горах населенный пункт Местиа. Некогда забытая богом деревенька с населяющим ее воинственным народом саванами, в наши дни представляет собой развивающийся стремительными темпами и набирающий популярность международный туристический центр. В поселке проложена широкая главная улица, застроенная коттеджами, гестхаусами, ресторанчиками и барами на любой кошелек. Относительная близость моря (всего 4 часа езды на автомобиле) и ландшафт гор, подходящий для развития горнолыжного спорта, делают это место поистине уникальным курортом.

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)

После сытного обеда хозяева нашего гестхауса предложили нам подняться на новом канатном кресельном подъемнике на вершину склона, чтобы с высоты полюбоваться заснеженными горными вершинами и яркими красками осени. Сверху взору открывались просто потрясающие виды!

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)
Гора Ушба. Фото Надежды Храмовой.

Внимание привлекла седловидная вершина горы Ушба — одной из самых знаменитых гор Сванетии (4690 м). Из рассказов местных жителей стало известно, что остроконечные формы ее Северной и Южной вершин создают большие сложности альпинистам.

Дух захватывает…хочется просто помолчать и наслаждаться окружающими пейзажами!

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)

День медленно подходил к концу. Обратная дорога в гестхаус оказалась насыщенной на встречи с сельскохозяйственными животными.

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)

Порой, встречи были очень даже неожиданными…и не только для нас…

28.09.2012 г. Сегодня предстояло посетить самое высокогорное селение в Европе — с. Ушгули, находящееся у самой высокой горы Грузии Шхара (5201 м). Спустя 45 км грунтовки и горного серпантина (2,5 часа пути на автомобиле из Местии), нас встречают уже привычные силуэты сванских башен, словно немые стражники, свысока поглядывающие на непрошенных гостей. Живописно вписываются силуэты каменных башен в общую картину высокогорной местности, отчетливо выделяясь на фоне белоснежных шапок гор.

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)
Сванские башни - "кошкис", Фото Надежды Храмовой.

Звуки деревни, человеческий гомон, тарахтящий двигатель нашего автомобиля раздражают слух! Мы стоим, разинув рты от восхищения видами открывающейся перспективы… Хочется тишины, покоя и безмолвного созерцания. К красавице Шхаре отправляемся вдоль широкого ущелья верхом на арендованных лошадях. Проводники, убедившись, что мы сносно держимся в седлах, быстро потеряли к нам интерес и, обозначив условное время, к которому необходимо вернуться в село, направились обратно на конюшню. Нами овладело окрыляющее чувство полнейшей свободы и опьяняющего единения с природой! Где-то далеко впереди возвышалась грандиозная Шхара, цепляя белоснежной шапкой редкие облачка. Под копытами, лаская слух, журчала прозрачная горная речушка. Склоны окружающих холмов были одеты в красочную палитру осени. И эта бездонная синева неба над головой…

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)
Вид на гору Шхара. Фото Надежды Храмовой.

Что человек — песчинка в этом торжестве окружающего мира!

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)

Лошадки брели лениво, устало цепляя губами редкие былинки. Два часа конной прогулки показались вечностью. А горный силуэт недосягаемой Шкхары так и остался для нас пределом мечтаний!
Солнышко садилось, заливая теплыми лучами закатного света с. Ушгули. Решено было попустить по кружечке разливного пива на одной из открытых площадок кафе. Выбрали место «с видом на гору», где было особенно многолюдно. Хозяин кафе доброжелательно нас принял, разговорились по душам. Оказалось, что Бесо в свободное от работы время занимается резьбой по дереву. С гордостью продемонстрировал нам работу, плод его многолетних усилий, — трон из бука! В мельчайших подробностях любовно вырезаны с разных сторон трона: панорама родного села, герб Сванетии, генеалогическое древо его семьи с незапамятных времен, сценки из сельской жизни, флора и фауна этих мест.

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)

Это произведение искусства занимает центральное место в его кафе и за символическую плату служит предметом фотографирования. Украдкой сдвинул Бесо в сторону альбомный листок с ценой фото на троне и пригласил нашу группу сфотографироваться, а потом угостил отменной чачей из погребка. Выпили за дружбу народов!
Ох, с каким сожалением мы покидали это затерянное высоко в горах село! Наполненные впечатлениями уже в кромешной темноте возвращались в Местию. Вот уже появились знакомые сванские башни, горящие огнями ночной подсветки. Так ощутимо вдруг накрыло осознание окончания нашего путешествия. Завтра переезд в Батуми и возвращение домой.

Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)

(А)Тбилиси — (В) Тушетия — © Мцхета — (D)дорога на Хевсуретию — (Е)Степанцминда (Казбеги) — (F) Боржоми — (G) Вардзия — (H) Кутаиси — (I) Сванетия (Местиа) — (J) Батуми

Городской пляж Батуми. Фото Надежды Храмовой.
Грузия далекая и близкая (ч.2 Из Уплисцихе в Сванетию)

29.09. — 30.09.2012 г. Батуми — современный курортный город с широкой полосой галечных пляжей, ухоженной набережной, обилием пальм, поющими фонтанами, дорогими рыбными ресторанами, цветной ночной иллюминацией, небоскребами и синим-синим морем! Словно умытый и отполированный город. Всего один вечер в шумном, наполненном праздно шатающимися по набережной отдыхающими, зазывными песнями Лепса, звучащими из открытых окон почти каждого ресторана. Но так и не доходящими до сердца… А в нем осталась томительная грусть от расставания с затерянными горными тропами Кавказа, с протяжными и печальными песнями тушИнцев, с полным ярких звезд ночным небосклоном Хевсуретии, с одинокой, будто парящей в облаках у подножия Казбека, древней церквушкой, гостеприимством Тимотесубани и осенними красками Сванетии….уникальными уголками Грузии, где душа очищается, наполнятся гармонией и умиротворением, излечивается от ран и томления и растворяется в чистом горном воздухе Кавказа…

В рассказе использованы личные фотографии и фотографии из поездки, любезно предоставленные моими друзьями, а также нашим штатным фотографом Надеждой Храмовой.