Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был вчера 22:34
В путешествии по Ирану.

Пиннавела — Шри-Ланка Март 2014

Все случилось, как всегда. Жизнь неспешно проносилась мимо как однообразный пейзаж за окном поезда. И вдруг пестро закалейдоскопила Шри-Ланка — причудливые картинки сменяли одна другую. Яркие вспышки пейзажей, непрерывная палитра впечатлений. Две недели отрыва от земли. Хотя почему отрыва и почему от земли? Как раз прикосновения и как раз к земле. К благословенной земле! Ведь именно так переводится «Шри-Ланка».

Предисловие и слоны

Шри-Ланка случилась, как и все в жизни, достаточно случайно. Внезапные ссылки в сети, неожиданные идеи, распродажа Эмирейтс. И вот — мы счастливые обладатели авиабилетов на Цейлон! Мы, дети СССР, хорошо помним старое название этой страны. Не потому что в Союзе особенно хорошо учили географию, а потому что хорошего чая в стране, где так вольно дышал человек, было всего три вида — цейлонский, индийский «со слоном» и еще грузинский. Блаженные времена отсутствия выбора, но счастья обладания!

Предисловие и слоны

Неизведанная земля любимой Юго-Восточной Азии! А Азию мы любим страстной и вроде бы не безответной любовью! И пусть все европофилы и азияфобы твердят, что, мол, восток есть восток, а запад есть запад, and never the twain shall meet. Оставим их наедине с их бременем белого человека. А сами мы давно навострились в этом году снова в Азию. Правда, сначала мы планировали снова на Бали, но там ведь мы уже были три раза. Там все известно и понятно. Прекрасные закаты и грязный пляж Куты, расслабляющий массаж и запруженные улицы, бары с живой музыкой и австралийские серферы под грибами. Все это такое знакомое и родное, как будто мы родились где-то там, а потом нас по ошибке имплантировали в нашу суровую действительность и немилосердный климат. Тут невольно поверишь в реинкарнацию!

Бали — это хорошо! Но мы все-таки уже три раза в жизни рассекали балийские волны и выпивали местный Бинтанг! Не многовато ли уже? Тем более, что перелет туда совсем не дешев. И вот (не помню уже как) жене пришла в голову прекрасная идея (в нашей семье все прекрасные идеи приходят в голову жене). Почему бы не Шри-Ланка! Перелет дешевле чуть ли не в два раза, а тоже Азия и, по слухам, аутентичная!

Предисловие и слоны

Сказано — сделано! Летим, летим, какие могут быть игрушки! Дети вроде тоже счастливы — там ведь есть большие волны и много животных. Хотя дети у нас сейчас в том возрасте, когда у них свое мнение уже есть, а своего понимания еще нет. То есть, их уже не возьмешь в охапку и не повезешь, куда сам хочешь. Но и сформулировать, куда они хотят и зачем именно, они еще не могут. И поначалу они взбунтовались: нет, мол, мы хотим только на Бали! Но мы то, взрослые, все-таки умнее детей, и при правильном подходе убедить их не составляет большого труда. Ведь мы знали основные точки их тришны, на которые и нажали. «Шри-Ланка — там волны и животные!» И дети, недолго поразмыслив, согласились. После недолгих переговоров, дети даже согласовали нам (помимо волн и животных) посещение нескольких достопримечательностей и пообещали не особенно ныть. К чести детей, стоит сказать, что не ныли они совсем (Аллилуйа! Это было первое путешествие без жалоб! Взрослеют дети!), и им понравилось практически все. Даже то, что не было волнами или животными. Правда, пару раз поныли мы с женой (мы тоже взрослеем, что делать!), но почти исключительно из-за усталости!

Предисловие и слоны

Дальше предстояло разработать маршрут и программу. Этим тоже в основном занялась жена — форум Свинского ей в помощь! Я тоже немного почитал путеводители, и в результате мы поняли, что ничего особо нового не придумаем — оптимальные маршруты по Шри-Ланке (если, конечно, люди едут не тупо на пляж) давно известны и выглядят так: прилет в Негомбо — Культурный треугольник — чайные плантации и природа — южное (или юго-западное, или юго-восточное) побережье. Так поступили и мы. Да еще нам помогли многими советами Ulysses и MSBR, за что им огромное спасибо! Мы фактически повторили их маршрут с некоторыми отклонениями.

Наш маршрут выглядел так. Сначала неделя разъездов по острову, потом неделя на побережье.

Пиннавелле — слоновий питомник
Сигирия — скала, на которой в древности был дворец
Полуннарува — древняя столица
Дамбулла — пещерный храм
Канди — культурная столица
Нувара Элия — чайные плантации
Равнины Хортона — национальный парк
Яла — сафари
Хиккадува — неделя на пляже (с короткой поездкой в форт Галле)

"Проехаться" по нашему маршруту можно тут.

Вы, конечно же возмутитесь и скажете: «Как же вы могли пропустить Аннурадхапуру и Пик Адама!» и будете правы — мы тоже немного жалеем. Но все-таки в одну неделю разъездов нельзя впихнуть невпихуемое. А быть на пляже меньше недели тоже никто из нас не соглашался.

Итак, веселый семейный вылет ночью, потом полтора часа пересадки в утреннем солнечном аэропорту Дубаи, и дальше — в неведомый Коломбо.

В этот раз мы не бронировали заранее абсолютно ничего. В аэропорту Коломбо на выходе расположены стойки, где можно арендовать машину с водителем на любой промежуток времени. Можно, конечно, и без водителя, но тогда это будет не блаженный отпуск, а божье наказание. Движение на Шри-Ланке такое, что под силу, видимо, только местным. Двойной (и даже тройной) обгон вполне в порядке вещей даже при наличии встречного транспорта и пешеходов на краю дорог (так как тротуаров там нет). В дорожном движении помимо легковых, грузовых автомобилей и автобусов участвуют сущие сонмы тук-туков и байков. Причем, в отличие от Индонезии и Таиланда, тук-туков гораздо больше, чем байков. И дорожное движение часто напоминает броуновское. Я, конечно, водил когда-то машину на Бали, но только один день — на большее желания не возникло. Причем левостороннее движение, машина с правым рулем и механической коробкой передач (то есть, передачи я переключал левой рукой) хлопот не доставляли, а вот дорожное движение и запутанность дорог сводили на нет все удовольствие от вождения. На Шри-Ланке все примерно так же. Поэтому взять машину без водителя желания не возникало.

Предисловие и слоны

Мы подошли к первой попавшейся стойке, и бодрый молодой человек в белой рубашке и с белоснежной улыбкой выслушал наш желаемый маршрут. После недолгих торгов мы сошлись на цене в 60 долларов в день за машину с водителем. Вообще обычная цена — 45–50 долларов в день. Но мы взяли микроавтобус, ибо нас было четверо, а переезды предстояли не такие уж близкие. Лучше уж сидеть свободно и иметь три ряда сидений, чтобы кто-нибудь всегда мог развалиться и поспать.

Мы подписали с белозубым человеком бумажку, выполнявшую роль договора, где он оставил свои координаты на непредвиденные случаи (которых, к счастью, так и не произошло), мы вышли на улицу и выбрали не новую, но вполне добротную (а главное большую) Тойоту.

Водителя звали Гуни. Он был немолод, уверенно добр и спокоен как удав. Как оказалось, он был практически идеальным водителем для нас. Рассказывал все, что нужно, и отвечал на все, что мы спрашивали, но при этом не «развлекал» нас своими разговорами и вопросами. Мне это очень нравилось. Я в пути люблю поглазеть вокруг, побыть наедине с мыслями, поразмышлять о сансаре и нирване, а не болтать без умолку.

Мы загрузили весь свой скарб в просторный багажник и отправились в путешествие вгллубь острова. Мы сразу решили, что не поедем сразу к морю — а то ведь оттуда можно и не уехать! Не, сначала неделя не-моря, потом неделя моря. На пять минут заехали домой к Гуни — ему нужно было предупредить родных, что он уезжает на неделю. Вот так всё просто! Всю эту неделю он жил в тех же отелях и гестхаусах, что и мы — там предусмотрены отдельные комнаты для водителей. Кстати, в стоимость аренды машины входило проживание и питание водителя, а также бензин.

Предисловие и слоны

Первый пункт назначения — Пиннавела, где находится известный слоновий питомник. Это не питомник даже, а «orphanage», то есть «детский дом» по-нашему. И хотя сейчас слоны там совсем не «детские», начиналось все с того, что добрые люди приютили слонят, потерявших родителей во время войны и цунами. Слонята росли, а питомник постоянно приростал «новобранцами». И взрослые слоны становились приемными родителями для маленьких.

В Пиннавелу мы приехали, когда дело уже шло к закату, и Гуни, завезя нас в пару-тройку отелей, где мест не оказалось, что-то повыспросив у местных ребят привез нас к дверям чудесного отеля Elephant Bay.

Персонал отеля в полном составе смотрел крикет — в тот вечер играли Шри-Ланка и Пакистан (Шри-Ланка выиграла). Крикет — наследие, оставленное Британской империей вместе с левосторонним движением и чайными плантациями — наверное, самый популярный вид спорта на Шри-Ланке. Мы в нем ничего не понимаем, но ланкийцы понимают! И несмотря на это, они все же отвлеклись от телевизора, и заселили нас в прекрасный family room. Который стоил, правда, неподъемные 130 долларов, но мы уже были готовы на все! Да еще в таком прекрасном месте! С нашего балкона открывался чудесный вид на мелкую речку, в которой, как нам сказали (и это было сущей правдой) по утру купаются слоны.

Предисловие и слоны

Забегая вперед скажу, что средняя цена за номер, которую мы платили на Шри-Ланке была плюс-минус 40 долларов за номер. А снимали мы обычно два номера. Один для себя, один для детей. Дети все-таки взрослые. Мы тоже!

Мы смотрели с балкона на речку, и нас охватывала долгожданная эйфория — мы, наконец, в Азии! Нет, странные мы, ей-Богу, люди. Как дети радуемся мелкой речке, пальмам на другом берегу и теплому пасмурному небу! А всякие там дворцы и роскошества нашему сердцу совсем как-то не милы! Такое впечатление, что только в Азии наши души вырываются из океана дуккха, в котором они тонут все остальное время. Да и не только души — тела тоже. Удивительным образом проходят все болячки — например, мучившее меня пару месяцев колено исцелилось как по волшебству, стоило мне лишь ступить на Ланкийскую землю. В общем Азия — это наше! Была б наша воля — точно б туда переселились. Хотя ведь все когда-нибудь возможно в этой жизни!

Предисловие и слоны

Отужинав на террасе под приятное журчание речки, мы завалились спать — надо выспаться после долгого перелета, так как завтра вставать ни свет, ни заря и идти кормить слонят.

Наши несмелые переживания о том, что, мол, вдруг мы, как бывалые азиаты, на Шри-Ланке ничего особенно нового для себя не увидим, были без следа развеяны первыми же встречными слонами. Да, такого количества слонов разного размера и темперамента мы никогда в жизни не видели! Да и не только мы — ведь в Пиннавеле самая большая колония слонов, проживающих вместе не в дикой природе.

Хотя, наверно, стоит упомянуть и о единственном для нас минусе Шри-Ланки. Неоправданно высокие цены на посещение достопримечательностей. Причем только для иностранцев. Мы понимаем, конечно, что страна бедная, живет только чаем, туризмом и каучуком, что деньги, которые мы переплачиваем, идут (наверное) исключительно на благое дело сохранения живой природы, но стоимость в 3500 рупий (800 рублей) с человека за то, чтобы несколько секунд прокормить слоненка кокосовым молоком из бутылочки, это уже явный перебор. Ланкийцы, побойтесь Будду! Не по-христиански это! Хотя от желающих, конечно, все равно нет отбоя, и наши дети были безмерно счастливы покормить слоненка за любые деньги!

Предисловие и слоны

Дальше со слонами, свободно (но под присмотром персонала) гуляющими в питомнике, можно было делать все, что заблагорассудится — любоваться ими, кормить, фотографироваться, обниматься и прочее. Только вот кататься на них и самим их купать надо поехать в другой (частный) питомник рядом. Но до этого нам предстояло посмотреть на массовое купание слонов, которое происходило в речке как раз у террасы нашего отеля. Сначала слонов строем повели к реке по улицам — зрелище чинно марширующих по городку огромных животных тоже впечатляет! Потом их пустили резвиться в речке.

Предисловие и слоны

Когда слоны чинно зашли в реку, пестрые толпы зевак, выстроенные до этого вдоль дороги, сомкнули ряды и сгрудились на берегу пытаясь отвоевать наблюдательные места получше. Тут мы по достоинству оценили преимущества нашего отеля и оправдали перед собой затраченные на эту ночевку деньги. Так как нам стоило только пройти три минуты, зайти в наш отель и спуститься на веранду, где мы завтракали — и вот, у нас лучшие места в зрительном зале без какой-либо толчеи!

Вот здесь все наши ожидания были превзойдены (если есть такое выражение)! Несколько десятков слонов вели себя вовсе не так медлительно и скованно как их несчастные коллеги в зоопарках. Напротив, они делали все, что заблагорассудится — одни купались чинно и благородно, другие резвились как щенки, а третьи доверчиво подходили к нашей террасе и протягивали нам свои мягкие хоботы, выпрашивая пищу.

Предисловие и слоны

Все это продолжалось около часа и окончательно убедило нас в исключительности слонов — эти огромные животные легко могут заставить любого и смеяться, и умиляться!

Дальше мы расплачиваемся, благодарим персонал отеля и выезжаем. Но наш «слоновий» день на этом отнюдь не заканчивается. Доехав до соседнего питомника, там мы катаемся на слонах — причем совсем не так, как мы с женой когда-то катались на слоне в Таиланде, а «по-настоящему». То есть, никакой лавочки, водружаемой на спину слона, на которую усаживают туристов. Здесь все просто и со вкусом — на спину слона кладется покрывало, а на него сверху по двое садимся мы. И, скажу я вам, на спине меланхолично бредущего слона удержаться совсем не так просто! Хорошо, что поездка длится не так долго, иначе потом попа побаливала бы не на шутку. Но сколько же в этом драйва!

Предисловие и слоны

Дети еще и помыли слоника, для чего им выдали половинки кожуры кокосового ореха. А потом Филипп осмелился водрузиться на слона, чтобы несколько раз почувствовать на себе душ из хобота. После чего он (Филипп) был полностью мокрый, но очень счастливый! Впрочем, и слон был такой же!

Предисловие и слоны

На этом программа впечатлений на наш первый полноценный день на Шри-Ланке была перевыполнена, и мы, загрузившись в нашу Тойоту, отправились в неблизкий путь к нашему следующему месту дислокации — Сигирии, известной своей одиноко стоящей скалой, на которой в древности стоял королевский дворец.

Дорога проходила через деревеньки и обширные сельскохозяйственные угодья.

Предисловие и слоны

По дороге еще одно впечатление — гастрономическое! Наш Гуни завез нас пообедать в «рестхаус» («resthouse» — это дом, где можно и пообедать, и отдохнуть, а при желании и поспать) на берегу озера Курунигала. Здесь мы отведали главного ланкийского кушания — карри. Мы взяли chicken curry и beef curry, то есть, с курицей и с говядиной, а к ним, помимо неизменного риса прилагалась куча тарелочек с разными закусками, которые полагается в любых пропорциях смешивать с рисом и карри и все это поедать, как едят все ланкийцы, руками. К сожалению, есть руками мы так и не научились (но в следующий раз научимся непременно), но чикен-карри понравился мне настолько, что я хотел тут же остаться жить на Шри-Ланке! Это что-то поистине божественное! И совсем не так адски остро, как большинство путешественников рассказывают! (Только делайте скидку на мой азиатский вкус — не называйте меня лжецом, если карри вам совсем не понравится!))

Предисловие и слоны

К вечеру мы добрались до Сигирии — как по волшебству скала возникла перед нами неожиданно и как будто ниоткуда! Заехав в один отель и «забраковав» его, мы нашли гестхаус прямо с видом на скалу. В нем мы, безмерно счастливые, отужинали фруктами, купленными по дороге, и еще долго сидели на улице около нашего дома, делясь впечатлениями и предвкушая восхождение на скалу следующим утром!