Турист Irada Bakinskaya (bakinskaya)
Irada Bakinskaya
была 28 июля 2020 12:28

Стамбул — Турция Октябрь 2013

Мы снова в Стамбуле! В очередной раз судьба занесла нас в этот сказочный город бархатной стамбульской осенью. Как хорошо здесь, проснувшись утром, подняться на террассу отеля и насладиться панорамой Мраморного моря невероятной голубизны с ослепительными солнечными бликами играющими на поверхности воды, полюбоваться на проплывающие мимо белоснежные парусники и спящие на рейде корабли, помедитировать, закрыв глаза и ощутив состояние окрылённости и покоя, улыбнуться послушав визги крикливых чаек, облюбовавших соседние крыши. Как чудесно прогуляться вновь по узким мощённым булыжником улочкам древнего квартала Кучук-Айя София, спустившись к старинной церкви Сергия и Вакха, рыбному рынку Кумкапы и набережной. Стоит заглянуть на аутентичный базарчик Араста и вдоволь насмотревшись на ковры и сувениры, понаблюдать за шустрым мальчонкой в национальной одежде, который ловкими движениями пальцев накручивает на палочки разноцветные сладости. Затем пройтись по площади Ипподром со змеиной колонной, египетским обелиском, немецким фонтаном, увидеть роскошный дворец Ибрагим-паши, отведать гранатовый фрэш, «кестане», «мисир» и «мараш дондурмасы», присесть на скамье перед Голубой мечетью и глядя на изящные минареты послушать азан — певучий призыв правоверных к молитве.

Ода Стамбулу

Невозможно не восхититься величием собора Агиа София — главной святыни и самой большой церкви христианского мира до построения Собора Святого Петра в Ватикане. Постояв в гулкой тишине церкви Святой Ирины, прерываемой редким шелестом крыльев ненароком залетевших птиц, можно мысленно перенестись в те далёкие времена, когда под этими сводами проходил Первый Константинопольский — Второй Вселенский собор. Стоит также совершить экскурс в подземное водохранилище Цистерну Базилика — древние колонны, перевёрнутая голова медузы Горгоны, рыбы мелькающие в мерцающей воде подземелья — удивительное место.

Ода Стамбулу

Прикоснувшись к истории Константинополя и впечатлившись сооружениями византийских императоров Константина и Юстиниана, держим путь к Топкапы — дворцу Сулеймана Великолепного, при котором Османская империя достигла наивысшего расцвета. «Я — султан Сулейман, повелитель мира, падишах трёх континентов и семи климатов, тень Великого Аллаха на земле» — так говорил о себе воинственный правитель необъятной империи «Османлы», покоривший страны Европы, Азии и Африки. Сулейман (арабская аналогия иудейского имени Соломон, также как Ибрагим-Авраам, Муса-Моисей и т. п.), как и царь Соломон обладал недюжинным умом и несметным богатством. Он окружал себя помощниками, в которых ценил прежде всего мудрость и верность, три его визиря — Паргалы Ибрагим-паша, Рустам-паша и Соколлу Мехмед-паша (Бойко Соколович) были родом из Греции, Хорватии и Боснии. Любимая жена и неформальный главный советник Сулеймана Хюррем-султан (она же Роксолана, она же Александра Лисовская) также славилась своей проницательностью и дальновидностью. Древние стены дворца Топкапы — свидетели великих событий, тайных заговоров, искусных интриг, ненависти и любви, предательства и преданности. Если бы камни умели говорить они могли поведать нам много тайн. Рядом раскинулся приятный парк Гюльхане. С холма открываются ласкающие взор виды — здесь сливаются бирюзовые воды Босфора, Мраморного моря и залива Золотой Рог. Наслаждаться этой красотой можно уютно расположившись за столиком кафе, попивая яблочный чай из грушевидного стаканчика.

Ода Стамбулу

Отдохнув, можно спуститься к причалам Эминеню через улочки квартала Сиркечи со множеством ресторанов и лавок, торгующих вкусностями и сладостями, от вида и аромата которых кружится голова. Здесь же находится знаменитая старинная кондитерская «Хафиз Мустафа 1864». Оказавшись у входа в ж/д вокзал Сиркечи, прославленный «Восточным экспрессом» Агаты Кристи, обратили внимание на фото дервишей крутящихся в магическом танце. Вечерние представления проходят здесь три раза в неделю в зале с хорошей акустикой. Оглядев экспонаты небольшого музея и сам вокзал, который сейчас находится на завершающем этапе реконструкции и готовится к запуску высокоскоростных поездов в Европу и по Турции, вдохновились перспективой интересных путешествий и поспешили к причалу Эминеню и Галатскому мосту. Здесь царит атмосфера «праздника каждый день», катера и теплоходы с туристами отправляются на водные прогулки по Босфору, Золотому Рогу и Мраморному морю, полно иностранцев, оживлённо жующих «балык-екмек» — булочки с жареной рыбой и местных жителей — тут же эту рыбу добывающих и готовящих. На нижнем ярусе моста обилие ресторанов и кафе на любой вкус и кошелёк. Мы поддались на уговоры зазывалы и присели за столик с видом на вечерний залив с розовым закатом.

Ода Стамбулу

После ужина нас ждал танец дервишей. В зале вокзала Сиркечи уже присутствовали туристы, они распивали чай, которые разносил услужливый чайханщик. Перфоманс начался с появления музыкантов фольклорного жанра, которые наполнили зал мелодичными звуками. Люди вокруг реагировали по-разному, одни нетерпеливо ёрзали на стульях, другие мирно посапывали, третьи находились в состоянии транса со счастливыми улыбками на лице. Наконец пожаловали долгожданные дервиши, они совершали замысловатый ритуал раскладывая на полу овечьи шкуры, расхаживая по кругу и многократно раскланиваясь друг с другом. Вероятно каким-то мистическим образом определив момент, когда во взоре зрителей потух последний огонёк надежды увидеть танец, они сбросили с себя чёрные халаты и эффектно завертелись вокруг своей оси. Всё более и более набирая скорость они самозабвенно кружились в танце напоминая парящих белых птиц, готовых вспорхнуть высоко к небесам, завораживая публику и наполняя пространство магией и волшебством. Среди зрителей росло оживление, многие выражали восхищение, некоторые никак не могли избавиться от назойливой смешинки, соседка слева от меня ритмично раскачивалась на стуле как сомнамбула, но равнодушных точно не было. Обсуждая впечатления дня, мы и не заметили как ноги привели нас в наш дизайнерский бутик-отель «Румоурс», расположенный вблизи площади Ипподром в квартале Кучук-Айя Софья. Интерьер отеля хорош в холле и ресторане-библиотеке, а в номере слишком минималистичен. Из утреннего шведского стола запомнился мягкий слоёный хлеб с начинкой из тёртых маслин, по приезде домой пытались испечь, но получить тот пикантный пряный вкус не удалось.

Ода Стамбулу

Утром отправляемся на автобусную станцию Эминеню, отсюда легко доехать до знаменитой кофейни Пьер Лоти (автобус № 36 СЕ, № 99) и смотровой площадки на холме, куда поднимаются кабинки канатной дороги с набережной Золотого Рога. Налюбовавшись чудными видами залива, повторили полюбившийся дуэт «ельма-ти + дондурма» и решили вместе с остальными туристами спуститься через старинное кладбище к глубокопочитаемой мечети Эйюпа, куда стекаются толпы многочисленных паломников для того, чтобы помолиться у гробницы знаменосца пророка Мухаммеда Эйюпа аль-Ансари. Здесь находится также священный камень из Каабы со следом ступни пророка. Возле мечети много торговых лавок с уличной едой и сувенирами. В уютном скверике с фонтанами можно попробовать знаменитый напиток-салеп, считается, что здесь он лучший. Выйдя на набережную залива поймали такси и быстро доехали до располагающегося поблизости дельфинария, успев к началу ежедневного представления в два часа дня (от Эминеню автобус № 36 СЕ, № 99). Шоу, примой которого была очаровательная рыжая моржиха Сара, пришлось нам по вкусу. Эта восхитительная актриса выделывала невероятные па, танцуя танго в паре с дрессировщиком, очень натурально кокетничала, получая из его рук алую розу любви и выкидывала весёлые выкрутасы приводя в восторг ребятню и взрослых, оставив в тени других обитателей дельфинария. Наполнившись позитивом, вышли из зала и направились к стеклодуву, который тут же выдул для нас чудесные фигурки дельфинов.

Ода Стамбулу

Следущим пунктом в программе был парк Миниатюрк (от Эминеню автобус № 47, № 47 Е). Погуляли по парку, разглядывая модели замечательных архитектурных ансамблей и природных достопримечательностей в миниатюре. Особенно понравились Каппадокия, крепость Румели Хисар, дворцы Долмабахче и Бейлербеи, Босфорский мост и домики турецкой провинции Манисы и Коньи. Накупив сувениров и вкусно пообедав в кафе самообслуживания на территории парка, засобирались на Таксим и торговую улицу Истиклаль. Но таксист отсоветовал по причине воскресных «протесто» на площади и предложил отвезти в новый ТЦ Виаланд с парком развлечений. На высоком холме раскинулся целый городок с симпатичными улицами, стилизоваными под старину фонарями и башней с часами, фонтанами, диснеевским замком и озером, ресторанами и уютными скамейками, где можно присесть и отдохнуть во время напряжённого шоппинга. В магазинах представлены все известные бренды. Кстати, между Виоландом и площадью Солтанахмед курсируют бесплатные автобусы торгового центра. Ужинали мы уже на Солтанахмеде в знаменитом туристическом ресторанчике «Тарихи Солтанахмед кюфтечиси». На трёх ярусах столпотворение туристов, кормят недорого и вкусно, меню на табличке на стене, у всех на столах котлетки-кюфте, овощной салат, маринованные перчики, айран, обслуживают на удивление быстро, желающим предлагают аджику.

Ода Стамбулу

Утром бодрячком спешим на трамвайную остановку Солтанахмед. Отсюда можно ехать в двух направлениях: 1 — Зейтунбурну, 2 — Капаташ. Выбираем направление Капаташ, едем через Сиркечи, Эминеню, Каракёй до конечной минут 10–15, проходим мимо пристани Капаташ, откуда идут паромы на Принцевы острова, и мы уже у ворот величественного дворца Долмабахче. Нашему взору предстал чудесный парк с цветочными часами, прекрасная набережная Босфора, павлины гуляющие у бассейна, вольеры с птицами, музей хрусталя и сам дворец, который отличается роскошью внешней отделки и внутреннего убранства. Вошли во дворец с экскурсией (только на турецком или английском языке), прошли по богато украшенным залам, увешанным картинами, устланным дорогими коврами, с красивой антикварной мебелью и огромными люстрами. Дворец полностью соответствовал статусу своих бывших хозяев, здесь в разные периоды истории проживали венценосные особы — султан Меджид и президент Ататюрк. Пройдя мимо неожиданных зарослей бамбука обнаружили кафешку, где по хозяйски разгуливала кошка с яркой бусиной на шее. Выпили по чашке чая и поехали к Босфорскому мосту в популярный квартал Ортакёй на автобусе № 25 Е от Капаташ. Ортакёй с колоритной набережной и мечетью, церковью и синагогой, крутыми узкими мощёными улочками, оттоманскими особняками, ресторанами, клубами, сувенирными рядами — излюбленное место встреч и отдыха стамбульцев. Здесь непременно надо попробовать местную знаменитость «кумпир» — печёную картошку-великан с начинкой. Сначала продавец кумпира разрежет горячую картошку, активно перемешает пюре со сливочным маслом, затем предложит выбрать начинку на свой вкус (нарезанные оливки, маслины, помидоры, свежие и солёные огурцы, сосики в томатном соусе, зелёный горошек, булгур, тёртый сыр и т. п.) и в завершение польёт соусом (аджика, кетчуп, майонез). Полакомиться можно и в кафе на набережной, и в ларьках с уличной едой. С набережной открывается потрясающая панорама Босфорского моста, мимо проплывают суда, на берегу толпятся рыбаки с удочками, над их головами с криком носятся чайки, на площади перед мечетью оживлённо снуют голуби, на круговой скамье под старым деревом обмениваются новостями старожилы, скамеечки на набережной магнетически притягивают отдыхающих, словно приглашая насладиться тёплой и лёгкой энергетикой этого места. Решили переправиться на азиатский берег. Нахождение на Босфорском мосту между Европой и Азией конечно же вызывает всплеск эмоций — это круто! Свернув налево сразу от моста попадаем в белоснежный дворец словно сплетённый из кружева, летнюю резиденцию османских султанов Бейлербеи. Беломраморная набережная, ухоженный парк, красивые скульптуры и интерьер дворца, в котором преобладают морские мотивы — всё оставляет незабываемые впечатления.

Ода Стамбулу

Если ехать по европейской стороне до следующего моста Фатиха-завоевателя, можно посмотреть ещё три достопримечательности: до моста — крепость Румели Хисары и после моста парк Эмирган и виллу-музей промышленника и мецената Сакипа Сабанчи. Крепость Румели Хисары, сыгравшую решающую роль в завоевании Константинополя возвёл султан Мехмед-Фатих в самом узком месте пролива напротив уже существовавшей на азиатском берегу крепости Анадолу Хисары, создав тем самым эффект «перерезанного горла». Со стен крепости открывается невероятная панорама Босфора. Стоит посетить вернисажи музея Сабанчи и личные апартаменты олигарха. Удивительное чувство вызывает зеркало с напылением силуэта Сакипа в глубине длинного коридора. Ощущение, что хозяин дома приветствует вас из параллельного мира радушно подняв руки навстречу посетителям. На входе выдают айпады, прикладывая их к специальным картинкам можно познакомиться с жизнью человека-трудоголика начавшего с нуля, талантами и упорством добившегося высокого положения в обществе. Выставка каллиграфии никого не оставит равнодушным. Интерактивная картина на стене с изображением Стамбула, где можно видеть смену времён года и наблюдать восход и закат солнца дополняет приятные впечатления. А ловить блики и направлять на экран сказочные персонажи и символы — сплошное удовольствие. На выходе сувенирный магазин и демонстрация историко-документальных фильмов. В саду виллы собраны редкие виды растений, на холмах смотровые площадки, кафе с видом на Босфор. В двух шагах от музея на набережной замечательное кафе «Махтуб» со вкусной турецкой кухней, а рядом вход в парк Эмирган с водопадом, расположенным на высоком холме. Приезжать сюда лучше в конце марта, апреле, когда вся территория превращается в тюльпанный рай. Турки считают, что голландцы несправедливо присвоили себе первенство в выращивании прекрасных цветов, так как именно Турция является родиной «лале». И сюда, и обратно можно доехать на автобусе 25 Е, 22 RЕ, 22 от Капаташа или 40, 40Т, 42 Т от Таксима. Маршрут от Капаташа пролегает по берегу пролива мимо районов Бешикташ, Ортакёй, Куручешме, Арнавуткёй, Бебек и Сарыер. От парка Куручешме бесплатные лодочки довезут до островка Галатасарай, где расположен элитный клуб «Суада» с бассейном и тремя ресторанами с панорамой 360. Далее по курсу Бебек — район дорогих особняков и клубов и Сарыер-Истинье. Где-то там располагается мега-молл «Истинье-Парк» в который мы хоть и стремились, но недоехали, не хватило сил.

Ода Стамбулу

С утра находим на Эминеню причал «Кадыкёй» и за три лиры с носа переправляемся на азиатский берег в Кадыкёй с его знаменитым вокзалом «Хайдар-паша» и торговым кварталом «Мода». Поездка по Мраморному морю на верхней палубе парома, залитой солнцем и обдуваемой лёгким морским бризом, с чайками парящими над головой и кормящимися с руки оставила приятные воспоминания. На пристани Кадыкёй расставляем приоритеты. Или гуляем по торговым улицам Мода и Алтыай. Или, если шоппинг не вдохновляет, можно пройтись по берегу или проехать на ретро-трамвайчике до прибрежного парка «Мода» и совершить довольно утомительный приморский променад до маяка в Фенербахче. Не дойдя до улицы бутиков Багдад-джаддеси и отказавшись от шоппинга, решили вернуться на площадь Солтанахмед в «Хасеки Хюррем хамамы», отдав предочтение релаксу. Красивый восточный интерьер, душистое мыло «айя-софья», рукавичка-кисе, облако пены, ласковые руки банщицы, медовый шербет и чай с мятным лукумом — это отдых достойный султанши, приятный и дорогой. Через день решили испытать бани Чемберлиташ, построенные Мимар Синаном в 16 веке. Здесь чувствовался дух старины, температура мраморной плиты в хамаме была комфортной, дышалось легко — видимо какая-то особенная система вентиляции, самочувствие и кожа после процедур на высоте, вкусный фруктовый фрэш и цены помягче. Напоследок съездили в ТЦ Форум с Аквариумом, посетили огромный соседний магазин Икеа с шоу-румом и удобным складом, где сам подбираешь акссесуары по коду. Хороший выбор товаров, цены и отличное стильное кафе самообслуживания.

Ода Стамбулу

Вроде бы столько всего посмотрели в Стамбуле, а всё равно жажда приключений не утолена и список достопримечательностей не завершён. У экзальтированных путешественников желания неиссякаемы, так пусть же наши желания совпадают с нашими возможностями! А сколько всего не успела рассказать — про Капалы Чарши, Мисир базары, Истиклаль, костёл Сан-Антонио, Сулеймание джамиси, Галата кулеси… Не прощаюсь с тобой Стамбул, говорю до свидания, мне будут сниться твои переулочки-сокаклар. Синь тюркская до скорой встречи!