Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 27 марта 14:06

Стамбул — Турция Март 2014

Итак, подъем, завтрак в отеле — и в путь вдоль трамвайных путей, теперь уже в правильную сторону, в сторону Султанахмета. Мимо ворот в парк Гюльхане,

мимо вот таких домиков,

прямо к храму Святой Софии.

Как нам правильно подсказали, в Айя Софию нужно прийти до открытия, поэтому были мы там в 8.35, впереди нас всего человек 30 и попали внутрь ровно в 9.00. Надо сказать, что в 9.00 очередь была человек на 200, не меньше. Купили билеты (25 лир) + взяли поз залог паспорта и дополнительных 15 лир еще и аудиогида на русском. Очень рекомендую — это кладезь ценнейшей информации.

Собор Святой Софии… Почти 1,5 тысячи лет эта постройка стоит там, где стоит. Второй по размерам храм после Собора Святого Петра в Риме. Еще император Константин Великий приказал построить здесь в 325 году первую базилику. С тех пор храмы на этом месте многократно уничтожались и возводились заново. Так же как и сегодня он выглядел в 15-м веке, если только прикрыть глаза и убрать минареты, которые достроил Мехмед II, захватив Царьград и превратив собор в мечеть.

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

Вход в храм начинается с маленькой двери, ведущей во внутренний нартекс (прихожая) или Вестибюль воинов.

В главный неф ведут императорские ворота.

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

С первого взгляда, создается впечатление, что внешний вид храма Айя-Софии, как бы несколько прост и не имеет каких-либо архитектурных украшений. Но… заглядываем в ворота.

И обмираем от мощи и великолепия; буквально перехватывает дыхание, когда видишь, как гигантских размеров масса кирпича и камня, оборачивается наполненной фантастическим светом, неповторимой церковью, мечетью — не важно.

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

Немыслимое сочетание христианства и ислама. Колонны и пол сделаны из мрамора, а так же из мрамора выложены и некоторые стены храма Алтарь находится в Апсиде, а над ним мозаичное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа.

На сводах по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела. Сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом.

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

Всю огромность можно оценить поднявшись на второй уровень.

Но там еще сюрприз: украшенные сусальным золотом мозаики 9 столетия, расположенные над бывшими царскими вратами христианского храма.

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

А здесь знаменитая «плачущая колонна», в ней есть небольшое углубление в которое нужно вставить большой палец и повернуть его на 360 градусов, вот тогда и исполнятся все желания. Палец я конечно засунула, для истории. Но желание загадывать не стала) Не верю)

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

Да, кстати, Святая София сейчас работает как музей, ни действующей мечетью, ни церковью она не является, поэтому нет требований к покрытой голове, плечам и т. д.

Возле западного входа в здание, с левой стороны, и сегодня можно увидеть руины старой базилики Святого Феодосия 5 столетия. Эта базилика сгорела в 532 году в период восстания «Ника». Руины этой церкви были обнаружены в 1936 году, когда производились раскопки на территории Софийского собора. В память об этом храме история оставила нам немного: несколько надписей и два фриза с высеченными на них фигурами овец и пальм.

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

Да, на осмотр Айя Софии закладывайте не меньше 2-х часов, если вы не искусствовед. Во дворе музея можно увидеть астрономичекий прибор,

какое-то чудо-дерево,

фонтан Мехмета II,

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

выпить кофе, или гранатовый сок. И полюбоваться кошками)

Напротив Святой Софии расположено не менее грандиозное и известное здание Стамбула — Султан Ахмет Джами (Голубая Мечеть). Великий султан Сулейман Великолепный приказал построить эту мечеть дворцовому архитектору Синану, когда повелителю исполнилось 30 лет.

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

Голубой эту мечеть называют, потому что во внутреннем интерьере преобладает голубой цвет.

Мечеть — это место не только для молитв, но и для отдыха. Она представляет собой целый комплекс, включая хамам. Туристов пускают на территорию мечети с бокового входа. При входе надо обязательно снять обувь сложить ее в предоставленный пакетик, а ноги прикрыть тряпкой-юбкой, которую дают при входе. Также дают и накидку на голову.

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

Вход в мечеть бесплатный. Внутри все богато украшено, в зоне для молитвы мужчин лежит ковер. Женщины же ютятся за перегородкой, на территории раз в десять меньше мужской. Это связвно с тем, что женщины редко приходят в мечеть из-за обилия домашних дел, и им разрешено совершать намаз дома. Голубая мечеть является действующей, поэтому вести себя в ней надо соответственно.

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

За 20 минут до призыва на намаз для туристов вход в нее закрывают. На осмотр вместе с очередью

ушло чуть больше часа.
После посещения Голубой мечети мы пошли в музей мозаики. Находится он в 5 минутах ходьбы: из мечети по ступенькам выходишь, направо в арку,

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

небольшой базар, где продают красивые и безумного дорогие вещи ручной работы.

Дальше по указателям. Вход прямо с рынка). Музей мозаики действительно совсем маленький, и будет интересен туристам — любителям истории.

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

После музея мозаик нас ждала Цистерна Базилика (Йеребатан), о ней я уже подробно рассказывала.

Это просто потрясающее место! Очередь да, тоже была, но двигается быстро, не больше 10–15 минут. В самом «затонувшем дворце» планируйте провести минут 30–40, если только вы не собираетесь там наряжаться в восточные одежды для фотографирования (есть такая услуга).

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

Выйдя из подземелья мы поняли, что завтрак был давно.)) Нам предстояло решить сложную задачу и найти ресторан с нормальными ценами, вкусными блюдами в районе Султанахмет. Задача сложная, потому что обычно в таких туристических местах еда ниже среднего уровня, а цены высокие. Мы прошли около 100 метров от Цистерны Базилика и увидели очень уютный ресторан — Алемдар.

Чуть подробнее о ресторане можно прочитать тут https://www.tourister.ru/world/asia/turkey/city/istanbul/cafe/17736/responses/745
На очереди нас ждали музеи. Музей истории Востока,

Археологический

и музей керамики.

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

Если хотите впечатлиться, то берите аудиогида. Расположены эти три музея в одном дворе, в них общий билет и общий аудиогид. Ходить по Археологическому музею Стамбула можно очень долго, у нас это заняло чуть более 3-х часов. Но я любитель. Мне очень понравилась коллекция саркофагов, которая здесь собрана,

и комментарии аудиогида, которые поясняют ценность каждого.

После хождения по музеям мы было собравлись во дворец Топкапы — но поняли, что не осилим и просто побродили по близлежащему парку Гюльхане.

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

Парк чудесный, зелёный, фонтанчики, цветочки, скульптуры — сплошной релакс.

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

Сидим на лавочке, беседуем, и тут я вспоминаю, что мы же не купили сувениры! И мы бегом помчались на Египетский базар!  за пахлавой, лукумом, чаем, чашечками и прочими диковинами.

Наш Стамбульский weekend, день 2-й

Кстати возле базара вот такая скульптура, показывающая древних торговцев.

В принципе, этим и закончились наши выходные. Нет, мы разумеется мы побродили еще по улочкам города, полюбовались жизнью и бытом, постараюсь еще сделать альбом с фотографиями улиц, не вошедшими в рассказ. Очень колоритно. Был еще и ужин в близлежащем ресторанчике — но уже тихий и семейный, не праздничный)) Кстати там увидели интересное действо: официант под музыку вынес два кувшина объятых пламенем,

Наш Стамбульский weekend, день 2-й
потом пламя погасили, кувшины разоубиди поперёк одним движением острого длинного ножа (может и кинжала), и из кувшина высыпали в тарелку тушеную в этом кувшине баранину с какими-то специями-овощами. Очень эффектно.

Ну, а завтра утром домой, к детям! Соскучились!