Турист Маргарита Кушниренко (Margaritka)
Маргарита Кушниренко — была 2 января 2022 2:10
сейчас в Москве

Катманду — Непал Декабрь 2013

Для тех, кто не альпинист-разрядник и не спортсмен высокогорник, но кто мечтает увидеть Эверест собственными глазами в Непале имеется такая возможность и не одна…

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Так сложилось в моей жизни, что не стала я альпинисткой и даже не собиралась никогда!!! А здоровье не позволяет даже мечтать о том, чтобы собственноножно прогуляться на какие-нибудь 7 — 8 000 км над уровнем моря хотя бы к подножью Джомолунгмы.

Но при этом с самого детства меня гипнотизировали эти два слова Эверест и Джомолунгма!!! Уже став повзрослее, я узнала, что это два названия одной и той же — самой высокой точки земли — Крыши Мира, так тоже называют эту самую-самую гору из всех гор на планете!

В этот раз нежданно-негаданно оказавшись в Непале, я естественным образом вспомнила про свою детскую мечту увидеть Эверест! Незамедлительно отправилась на поиски вариантов! Каждая тур фирма готова была предоставить мне такую возможность и почти за одну и ту же самую цену с разницей долларов в 5 американских зелёных!!!

О коммунизме в отдельно взятой стране — это будет специальный рассказ, а сейчас о визите к Джомолунгме.

Непальский туристический рынок предлагает два вида авиа-прогулок к Джомолунгме.

Одна на вертолете, а вторая на самолете.

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Первая прогулка на вертолете у всех туроператоров предполагает продолжительность порядка 3 часов и 4 посадки на промежуточных посадочных площадках.

Первый отрезок пути начинается из местного аэропорта Катманду и до небольшого аэропортика Лукла, который располагается на высоте 2.700 метров над уровнем моря. Время лёта ≈ 35 мин.

Второй отрезок от Луклы до Sangbochе 3 600 км над уровнем моря и время в пути ≈ 10 мин.

От Sangbochе до Kalaguthar 5 300 км над уровнем моря, время лета ≈ 15 мин. Здесь находится самый высокогорный кемпинг в мире с соответствующим названием — Best Camp. Сюда же, на обратном пути от TOP вершины мира возвращаются не только с посадкой, но и для продолжительной пешей прогулки по желанию, для фантастического завтрака вместе со сногсшибательной фотосессией на фоне заснеженного пика Эвереста.

Я конечно, загорелась именно этим вариантом, так как второй — на самолете мне не показался столь привлекательным. 21 человек в течении 1 часа беспосадочного полета созерцают весь гималайский хребет вместе с Эверестом на приличной высоте и на ещё более приличном от него расстоянии. На обратном пути так же созерцают тот же самый хребет, но уже при более высоком солнце и, соответственно, другом освещении.

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Мои пыл и страсть к вертолетной прогулке поостыли вместе с ценой и возможностями! Так как цель моего визита в Непал была другая — выжить после неудачной панчакармы в Индии, то все силы и средства направлялись именно в это русло.

А стоимость вертолетного путешествия на Джомолунгму не входила изначально в мои планы, так что пришлось успокоится и довольствоваться самолетом.

Вертолет стоит в низкий сезон 7 500 $ USA. Эту сумму можно разделить на группу в 5 человек — это максимальная грузоподъемность вертолета. В горячий сезон он стоит от 5 000 $ USA до 5 500 $ тех же самых зелёных USA.

Самолет же стоит 180 $ USA за час удовольствия лицезреть высочайшую вершину вершин мира — Эверест!

Я прикинула, что к чему, и решила самым простым образом. Для начала взять самолетную прогулку к Эвересту и во всех без исключениях турагенствах, что попадались на моём пути, записалась на вертолетный тур на тот случай, если за 10 дней моего пребывания в Непале появится группа в 4 человека, кому не будет хватать для полноты счастья только моей компании, чтобы заплатить за вертолет на 1 200 $ USA меньше!

И так, завтра рано утром я лечу на самолете к Эвересту!!! Гостиница выделила мне водителя с машиной и меня ни свет ни заря отвезли на местный аэродром, который в Катманду отделен металлической сеткой-рабицей от международного аэропорта.

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

После регистрации билета на рейс, как на взаправдашний внутренний перелет, нас направили на проверку багажа. Ну какой там багаж??? Только фотосумка и документы! Но именно тут меня ждала засада…

Так как мой кофр — это универсальная сумка, в которой можно найти не только фото-принадлежности от запасных батареек, карт памяти на разную ёмкость, светофильтры и т. д. и т. п., но и прочие женские необходимости типа зеркальца, губной помады и прч.! Но и … и… …керамический ножик специальной уникальной формы для более удобной нарезки фруктов!

Именно он и не понравился …никому!!! …ни механизму досмотра багажа и не его сотрудникам, что заставили меня выпотрошить весь кофр!!! Все мои попытки что-то вразумительное объяснить о его истинном предназначении натолкнулись на неприступную стену блюстителей авиа-безопасности.

… ну и ладно!!! … и не собираюсь я есть папайю в полете, да и нет её при себе! Делать нечего оставляю свой бесценный ножик им на хранение. Меня заверили, что по возвращении он меня будет ждать здесь же!

Время в отстойнике-накопителе пролетело незаметно и вот он наш 201 рейс на Эверест!!!

Народу набралось не много ни мало, а ровно 21 человек!!! Основная масса это индусы, моего возраста скандинав и две молоденькие девчонки-австралийки. Мы, белые, быстро друг с другом перекинулись кто от куда. А индусы создавали такое впечатление, что это вообще одна компания.

Хотя при индусской общительности и болтливости оно и не мудрено так их воспринимать. И даже, если это были совсем незнакомые между собой люди, они уже в накопителе успели так перезнакомиться друг с другом, чтобы стать, как родные на этот час полета, с тем, чтобы по его окончании тут же забыть друг о друге.

Небольшой автобусик с логотипом компании перевез нас к стоянке самолетов в пяти шагах и остановился. Сидеть на рассвете ещё до восхода солнца в автобусе с выключенным двигателем было довольно свежо, если не сказать откровенно — очень холодно!

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Даже обычно шумные индусы пристыли и сонно молчали! Первый сообразил скандинав, что нечего ждать с моря погоды и выскочил из автобуса поразмяться и согреться!

Мы все дружно последовали за ним. Здесь на аэродроме Катманду я встречала очередной восход, который почему-то запомнился мне чуть ли больше всех остальных!

Индусы стали с гомоном и суетой фотографироваться на фоне самолетиков. А я, чуть удалившись, занялась попытками заснять восходящее солнце.

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Я так увлеклась, что не услышала, как нас позвали на посадку. Заботливый скандинав взял надо мною шефство и был в этом последователен до конца нашего путешествия.

Он занял мне предпоследнее место в самолете напротив него. Сзади были только девчата австралийки.

Самолет быстро набрал нужную высоту и мы начали двигаться вдоль основного гималайского хребта на юго-восток.

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Поднимающееся солнце окрашивало заснеженные пики небывалыми цветами, какие я встречала только на картинах Николая Рериха. Еще в прошлые свои визиты в Гималаи я убедилась, что его нереальные краски на полотнах лишь слабо отражают истинную фантасмагорию цветов как в предгорьях Гималаев, так и на их высокогорье! Такого не возможно придумать даже гению. Но оказавшись в Гималаях сразу становится ясно, что своё вдохновение Н. Рерих черпал именно здесь!

Восторгу не было предела!!! Я не переставая благодарила про себя скандинава, что он занял мне место именно по этому борту самолета, что я могла вдоволь любоваться богатой палитрой высокогорного восхода!

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Я бы щелкала затвором без устали, столь величественными были виды горных вершин в первых лучах солнца, но качество иллюминаторов оставляло желать не только лучшего, но и много-много лучшего.

Как я успела увидеть в обозримом окружении — практически все стекла иллюминаторов были странным образом испачканы и покарябаны, причем где-то внутри! Так что спасибо такому их отвратительному состоянию, что позволило мне налюбоваться восходящим солнцем вживую, а не через видоискатель фотоаппарата.

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Скандинаву, напротив, досталось место с видом на долину и ему было скучно и грустно смотреть в упор на восход, при этом сильно щурясь.

Он от тоски предложил меня сфотографировать. Трудно представить себе что-то более неудобное чем фотографирование в таких стесненных условиях.

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Я в знак благодарности предложила заснять его в этом историческом полёте. Он кисло улыбнулся, но возражать не стал и в ответ дал мне свою камеру. На моем фотике он был с закрытыми глазами, а на своем он остался очень довольным моими кадрами.

Впрочем, сильно развлекаться фотографированием друг друга особо не было времени да и желания, так как билеты на Эверест совмещали в себе - собственно билет, посадочный талон и схему самого высокого Гималайского хребта, вдоль которого мы летели к Эвересту. Наиболее практичных и познавательных посадочных талонов мне в жизни ещё не приходилось встречать!

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

на обратной стороне билета - посадочного талона, как обычно водится, была схема маршрутов компании SHIMRIK непальских внутренних авиалиний

А вот на развороте билета - по совместительству посадочного талона, изображена схема хребта, которая была вся тщательнейшим образом подписана у каждого пика с указанием его названия и высоты! Так что не составляло никакого труда их сличать при взгляде в иллюминатор

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Следуя схеме эта вершина CHAMLANG 7 319 м или 24 012 FT!!! От наличия такой информации мозги начинают плавится и в полете прошибает сумашедший драйв! Да вот как оно выглядит на самом деле на подлете к Крыше мира!!!

...в салоне царит возбуждение и только и слышны возгласы и восторженные охи и ахи без отличия пола и возраста пассажиров!!!! Мы все превратились в детский сад, штаны на лямках с мамой воспитательницей - стюардессой, которая заботливо и с пониманием наблюдала за порядком своих очумелых подопечных!!!

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

...тут в самолете началась движуха…

Стюардесса приглашала каждого поочерёдно в кабину к пилотам полюбоваться через их окно обзора на виды лежащей внизу долины и сопровождавших нас гор. Скандинав упаднически сказал, что мы-то сидим в самом конце…

А я от одного сознания, что скоро увижу Эверест была в состоянии такой эйфории, что мне все было едино и я точно знала, что моё счастье мимо меня не пролетит, независимо от того где я сижу!

Поэтому, когда стюардесса подошла к нашему со скандинавом ряду, я с радостью пропустила его вперёд себя. Чему, мне кажется, он несказанно обрадовался, но виду не подал!

Когда он вернулся и настала моя очередь я от захлестнувших меня эмоций не чувствовала под собой ног! Проползая на полусогнутых мимо индусов, я видела такие же обезумевшие от восторга лица. Они напропалую фотались своими мыльницами не мало не задумываясь о том, что ничего не будет видно в иллюминаторах.

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Когда я добралась до кабины пилотов меня оба летчика почему-то встретили как национального героя! И мгновение спустя я поняла почему!!!

…самолет как раз закладывал крен на разворот максимально приближаясь к Джомолунгме!!! То есть я попала в самый ответственный и самый интересный момент!!!

Какая же красота была вокруг!!! Мое маленькое сердечко, казалось, не выдержит потока такой силы, что захлестнул меня в кабине пилотов!!!

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Не знаю, что видели до меня остальные пассажиры, а перед моими глазами, явно, открылись САМЫЕ лучшие виды Гималаев вокруг Эвереста

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Слезы счастья хлынули из глаз, заливая лицо и одежду! Пилоты радостно и с пониманием смеялись, глядя на меня. Видимо, они не единожды наблюдали подобное зрелище среди обалдевших туристов!

Второй пилот предложил заснять меня на камеру в их кабине. Я была в таком состоянии психологической невесомости, что не сразу поняла, чего он хочет, протягивая ко мне руку! Пока он сам уже не взял из моих рук камеру и не показал мне жестами утереть лицо от слез!

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

И он же сделал фотографии гор через стекла кабины, видя, что я ни одного раза не навела на них объектив!!! Стюардесса всячески давала мне понять, что пора отчаливать и уступить место девчонкам-австралийкам, но я растекшись по кабине пилотов, никак не могла себя отскоблить, ноги меня не слушались и я никак не могла отползти к своему месту.

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

В дело пошли индусы. Они поддерживали меня, как хрустальную вазу, и передавали из рук в руки, пока не вручили скандинаву! Слава Богу, самолет развернулся и теперь с моей стороны была долина, залитая взошедшим солнцем настолько, что ничего не было видно в его ярких лучах!!!

Я растаяла и не хотелось двигаться и шевелиться. Какое-то невероятное тепло затопило меня всю до самых кончиков волос! И скандинав теперь тоже был абсолютно счастлив, так как с его борта проплывали хорошо освещенные горы

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Неожиданно Стюардесса каждому вручила сертификат о том, что мы теперь тоже Эверестнутые и причисленные к сонму таких же счастливчиков! Сертификат настоящий с указанием ФИО, даты и за подписями капитана, второго пилота и самой стюардессы, самолично удостоверяющих наше наличие на борту эверест-лайнера

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Девчонки-австралийки визжали от восторга громче индусов. Только я пребывала, как в вате, что уже никакая даже самая острая радость не могла переполнить и без того переполненную меня!

Далее стюардесса понесла по салону фото книгу про высочайшие вершины Гималаев. Я бы её купила в этом полете на память, но была не в состоянии ни быстро соображать и реагировать и тем более активно шевелиться!

Когда мы приземлились, индусы вывалившись гурьбой из самолета, продолжали шумно и суетливо фотаться на фоне самолетов со своими сертификатами причастности!

Австралийки ни чем не отличались от индусов, позируя не только на фоне самолетиков, но и на фоне своих сертификатов. Скандинав, будучи захлестнутым общей волной безудержной радости, попросил меня пофотать его в разных видах с сертификатом.

И в ответ на его предложение заснять и меня, я только и смогла, что еле-еле вяло покачать головой, что, мол, спасибо в другой раз!

Как в тумане минуя выход, я попала в заботливые руки своего таксиста, который уже встречал меня тут как тут! Конечно, не окажись его на месте, я бы не за что не нашла своей машины, так как в Непале не привычные нам цифры, а непальского письма. И на номерных знаках машин, они для нашего глазУ и менталитетУ более чудны, чем арабская вязь!

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Позже я пыталась записывать номера своих такси, чтобы потом отыскать их самостоятельно, но это, уверяю вас, совсем бесполезное дело! Видимо, таксисты, по опыту зная, как мы тупим в этом деле, всегда ждут и выглядывают своих клиентов — это их ответственность, чтобы вы не потеряли свою машину!

Когда после полёта на Эверест, таксист привез меня полностью обалдевшую от встречи с этой Крышей Мира в старинный город Бахтапур, где я собралась пообедать очередным манго, отсутствие моего керамического ножа стало более чем очевидно и резко дало о себе знать!

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Смешная я отправилась на поиски подобного ножа! Каких только ножей не попалось мне на глаза, но настоящего керамического не говоря уже о такой форме, конечно, нигде в Непале невозможно купить.

Впору было хоть возвращайся в аэропорт за оставленным там своим ножом. Посоветовавшись с таксистом, я поняла, что будет потерян весь остаток дня, так как трафик в Катманду — это сущая катастрофа, по сравнению с которой даже Московские пробки — детский лепет на лужайке!

И тогда я решила, что все равно завтра утром буду в аэропорту, так как лечу в Покхару и той же самой авиа компанией! Вот тогда и заберу свой ножик! Наивная я!

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Зная неторопливость индусов (вначале непальцы казались мне ОООчень похожими со своими соседями индусами) наутро я специально приехала в аэропорт на целых полтора часа раньше от положенного времени! И как оказалось — совсем не зря!!!

Сначала я подошла к службе безопасности, где вчера оставила свой керамический нож. Надо мной откровенно посмеялись! Эх, зря они так со мной обошлись! Ох, и зря разбудили во мне принципы!!!

Вот так включились все мои дремлющие до поры до времени инстинкты борьбы за справедливость и правду! И я ради пресловутого принципа стала «сворачивать кровь» без разбора всем по очереди сотрудникам аэропорта, начиная с моих насмехателей и высмеивателей под весьма справедливым предлогом возврата своего редчайшего керамического ножа!

Поставив багаж на ленту, и, отдав документы на регистрацию, настойчиво и безапелляционно потребовала старшего службы безопасности и начала излагать свою проблему про оставленный здесь вчера утром нож! А у старших безопасников как раз началась пересменка, поэтому он слушал меня вполуха… не на ту напали!!! Я дошла до начальника аэропорта — ох и не легким оказался этот путь, но чрезвычайно увлекательным!

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

А что было делать? Если бы я вчера вернулась к той же самой смене, у кого оставила свой нож, то и проблем никаких бы и не было. А так из-за собственной впечатлительности (читай — рассеянности) мне предстояло все это веселье, которое не выдержат никакие закаленные в горниле миазмов цивилизации западные нервы!

Изначально предполагая, что меня ждёт, я с удовольствием упражнялась в общении с чиновниками всех структур и уровней аэропорта Катманду диву дивясь тому, насколько это качественно иной мир! Был момент, когда мне оставалось либо впасть в истерику от безысходности и отчаяния, либо отстранившись веселиться! Я выбрала второе!

Смешнее всего в этой ситуации выглядела я сама! Те, с кого началась вся эта эпопея поиска ножа не дин раз пожалели, что они меня обсмеяли и уже готовы были на меня молится всем богам мира, только бы я наконец-то исчезла из их жизни, как страшный сон.

Весь аэропорт стоял на ушах!!! Бедные непальнцы не понимали, что это за такой бриллиантовый нож в платиновой оправе, что из-за него весь этот вселенский сыр-бор??? Если честно, то уже и я сама не очень понимала, зачем добровольно ввязалась во всю эту заварушку? Но во мне обычно все аргументы разума молчат, когда поднимает голову Его Величество ПРИНЦИП!

В общем, не буду рассказывать все свои хождения по кругам ада, то есть чиновничьим лестницам аэропорта Катманду, но в итоге в миллион сто первый раз повторив свою историю и всю важность этого редкостного ножа для себя очередному сотруднику(це) летательно-перевозчиской конторы, я наконец-то нашла благодатные уши очень исполнительной начальницы новой смены той авиа компании, которой мне предстояло лететь в Покхару.

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Её ответственность в данный момент подстегивалась уже истекающим временем — наш самолет с минуты на минуту должен был вылетать, а мои вещи все ещё стояли на транспортере и билет хоть и зарегистрированный, тоже все ещё не знал своего места.

Ураааа!!! Наконец-то меня услышали и поняли!!! В итоге эта очаровательная непалка пообещала мне, что к моему возвращению мой ножик будет меня ждать! Она взяла мой местный номер моб телефона! И с чувством исполненного долга перед своим ножом улетела в Покхару.

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Там на курорте ни один раз за день вспомнив самым добрым словом свой любимый и уникальный ножик, вечером получила СМС от этой замечательной девушки, что мой нож у них в канторе и что я могу забрать его в любой момент!

Я, конечно, рассыпалась словами благодарности в ответном СМС. И вернувшись в Катманду спустя много дней, без промедления забрала нож, подойдя ко внешнему окну авиа-компании и всего лишь двумя словами озвучив предмет моего визита!

Ну и последнее… мои ожидания вертолетной прогулки к подножью Эвереста на высоту 5 300 м не оправдались, так как за все это время ни в одной туристической канторе не появилось желающих, кому не хватало одного человека для наполнения вертолета! И, может быть, оно и к лучшему! Потому что я и так была переполненная через край впечатлениями даже от самолетной прогулки!!!

Ура, Джомолунгма! Hi, Everest!

Делать нечего — вертолетное удовольствие оставлю на следующий раз!

Непал меня невероятно удивил и порадовал, как своими природными чудесами и красотами, так и своим уникальным буддисткско-коммунистическим человеческим фактором.

Однозначно я ещё сюда вернусь и хотелось бы не один раз!!!