Турист lamural (lamural)
lamural
была 12 ноября 2017 16:16

Трабзон — Турция Сентябрь 2013

В сентябре 2013 года мы с семьей решились на довольно длительное путешествие-автопробег Баку-Гянджа-Тбилиси-Батуми-Трабзон.

Из Батуми наш путь лежал вдоль берега моря, откуда открывались живописные пейзажи, поражающие своей красотой и феерической палитрой.

В моем рассказе речь пойдет о Трабзоне и Соборе Святой Софии (Айя-София). Город известен за пределами Турции, пожалуй, так же, как Стамбул и Анкара.

Трабзон — крупнейший порт на Черномоском побережье Турции. Играет значительную роль в экономической и культурной жизни региона. О богатом историческом прошлом города свидетельствуют многочисленные памятники античности и средневековья. Среди наиболее известных уроженцев Трабзона — великомученик Евгений Трапезундский, османский султан Сулейман I и пятый президент Турции Джевдет Сунай.

Краткая историческая справка

Трапезунд (так город назывался в античные времена) был основан как греческая колония в VI веке до н. э. Здесь пересекались караваны, следовавшие по Великому Шелковому пути из Китая и Персии. Старый порт Трапезунда существует со времен императора Адриана. Период расцвета Трапезунда начался после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году, когда двое сыновей византийского императора основали здесь Трапезундскую империю. Династия Великих Комнинов царствовала 258 лет и просуществовала дольше Византии. В 1461 году султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) занял Трапезунд. После распада Османской империи греческое население Трабзона пыталось установить здесь Понтийскую республику, однако армия Ататюрка воспрепятствовала им.

В городе сохранились грандиозные городские стены и стены крепости, в которой находятся развалины императорского дворца.

После ознакомительной экскурсии по городу мы направились на холм Бозтепе, откуда открываются прекрасные виды на город и море. В древние времена это место считалось священным — здесь находился храм персидского бога Солнца Митры. Сегодня Бозтепе — излюбленное место для отдыха и неторопливого созерцания умиротворяющих пейзажей. Повсюду разбросаны многочисленные уютные ресторанчики, утопающие в зелени, где можно полакомиться свежей рыбой и вкусными шашлыками, а также насладиться горячим ароматным чаем с турецкими сладостями.

Вид на город с холма Бозтепе

Путешествие в Трабзон или очарование Трапезунда

Одним из основных пунктов нашего маршрута был Собор Святой Софии (Айя-София), который считается главным украшением города. Старинный храм расположен на красивом холме, возвышающемся над берегом Черного моря.

Собор Святой Софии в Трапезунде — выдающийся памятник византийской архитектуры. Его возвели на месте, где когда-то находилось языческое святилище. Здесь сохранились уникальные фрески, пол из цветного мрамора и великолепная напольная мозаика, относящаяся к византийской эпохе.

Строительство храма было завершено в 1263 году Трапезундским императором Мануилом I Комнином. В 1461 году Мехмед II захватил Трапезунд и превратил церковь в мечеть. После реставрации, проведенной в храме в 1958–1964 годах при содействии специалистов Эдинбургского университета, собор был переоборудован в музей.

Вид на Собор Святой Софии — один из красивейших храмов Трапезунда

Путешествие в Трабзон или очарование Трапезунда

Южный портал храма. На барельефе можно увидеть изображение орла - символа династии Комнинов

Звонница XV века

Путешествие в Трабзон или очарование Трапезунда

Вид на море со стороны храма

Вид на храм с разных ракурсов

Путешествие в Трабзон или очарование Трапезунда

В музейном дворике можно увидеть различные фрагменты византийских строений

Путешествие в Трабзон или очарование Трапезунда

Превосходные фрески, датированные XIII веком и по праву считающиеся шедеврами византийского искусства, отображают библейские сюжеты. Всего в храме найдено 55 фресок.

Дева Мария

В одном из помещений храма

Путешествие в Трабзон или очарование Трапезунда

Старинная пушка — свидетельство былого величия

Напоследок хочется отметить, что Трабзон очаровал меня своей красотой. Здесь ощущаешь невероятный прилив жизненной энергии. Город, пронизанный солнцем и светом, обласканный морем и теплым ветром, увенчанный синим небесным куполом, навсегда остался в моем сердце.