Турист Оксана Букреева (kusena)
Оксана Букреева
была 8 июля 2021 8:25

Северные Марианские острова Декабрь 2013

Я так долго пишу этот отзыв, что фраза про привлекательность США на фоне российско-американских экономических санкций приобрела сомнительной звучание. Может удалить, подумалось вдруг? Но мысль эту я отбросила, в конце- концов мы же не из политических соображений на поездку эту клюнули. Оставляю, как есть. ИТАК…

Вообще-то мы склонялись к поездке на более экзотичные для нас Филиппины, рассматривали Вьетнам, по причине гастрономической бюджетности, обилия любимых нами морепродуктов, но…. Прилетевший откуда ни возьмись тайфун Хайян потрепал Филиппинское побережье очень основательно, а недавно вернувшиеся из Вьетнама друзья «порадовали» фотографиями чудных трехметровых волн, что для данной страны почти повсеместно. В общем, при наличии годовалой нашей крохи, руководствуясь прежде всего принципами: 1) безопасность, 2) чистота, 3) хорошее и интересное море, 4) недлительный перелет — не колеблясь купили тур на Сайпан. Сразу же поясню, для тех, кто презрительно скривится: фу, мол, организованные туры, какая скука… Просто, мы все не чужды экономии, а чартер из Хабаровска в 3раза дешевле регулярных рейсов, а прямых вообще нет, только стыковки, что в нашем случае, сами понимаете, не есть хорошо.

Ехали: я с супругом, детеныш наш годовалого возраста и бабушка, которую мы корыстно собирались эксплуатировать в качестве беби-ситтера. Отель выбирали по отзывам туристов в недрах интернета, которых, к слову, не так и много. Достаточно активно русские поехали наострова 3 года назад, когда московский туроператор Авиачартер- ДВ открыл для нас, несчастных жителей Дальнего Востока это направление. А раньше только отдельные крышоманы сюда добирались.

Нутак вот, про отель. Выбрали Kanoe resort 3*. Мы не избалованы. Нормальная трешка, главное для нас было интересное море на пляже отеля. По отзывам прямо напротив отеля, в воде торчит какая-то железяка, которую облюбовали местные тропические обитатели. Гости отеля кормят рыбок с руки, вынося булки с завтрака. Сразу подтверждаю, что все чистая правда.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

вот здесь утром все желающие могут поглазеть на рыбок

Вот и видео как кормим. Главное, железяка эта совсем недалеко от берега, и даже не умеющие плавать вовсе утром все-равно имели шанс увидеть все своими глазами, так как во время утреннего отлива эта банка обнажалась, на нее можно было взгромоздиться и вот оно- рыбье раздолье-разноцветье. Я туда даже свою Варюху на плечах таскала, так она там верещала от восторга.

рыбки возле отеля

кормим рыб

Отель из двух зданий, все окна на море. Для нас, прилетевших в конце декабря, аккурат к рождеству, любоваться на синее-синее море, белые-белые облака, и невозможно-ослепительное солнце уже было синоним СЧАСТЬЯ. А пальмы, горки, бассейны — еще и дополнительные слагаемые этого невесомого состояния

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Но вернемся к полету и самому собственно острову. Летели чартером, Якутские авиалинии. Нормально, без задержек, сбоев, все чисто, аккуратно. Стюардессы вежливые, ТЕРПЕЛИВЫЕ!!!. Еда обычная. Про стюардесс особо выделила, потому что в полете требовалось заполнить пару прилетных форм на английском. Ничего особенного, типа, кто вы, что-вы, куда летите, сколько будете находиться и т. п. Так эти добрые женщины (стюардессы) по нескольку раз вежливо и с улыбкой отвечали на все идиотские вопросы наших граждан, бросаясь от одного пассажира к другому. Я бы наверное, озверела на их месте.

Командир тоже был на высоте, летели очень ровно, без трясучки, ожидаемой нами, так как летели в основном над океаном. Над Японией сообщил по громкой связи что под нами Токио и священная гора Фудзияма. Грандиозное, скажу вам, зрелище, жаль фотоаппарат глубоко в сумке лежал, не запечатлела.

И вот он, долгожданный момент, когда на гладкой, блестящей, аквамариновой поверхности океана появляется такой маленький, такой бархатно-изумрудный, чудный островок. Появляется он, кстати, как-то сразу, уже на малой высоте, а потому все что на острове есть видно во всех деталях. И что же мы видим? Какие-то ангары, пустынные дороги, забор и вышки… И все???

Сайпан или наша Марианская возвышенность

И тут мы понимаем что остров кончился, а мы летим дальше. Облегченно вздыхаем и через пару минут: вот он изумрудно-бархатный. Ну, вы уже поняли.

Теперь все как надо: акации, строения, цветы, машины, крутой разворот, короткая посадка — и вот мы уже на земле. Сайпан, почти Америка, а все такое неожиданное. Небоскребов нет, смога нет, грязи нет, ЛЮДЕЙ НЕТ!!!. Но и небо какое-то не очень уж радостное. В голове мысль — может надо было все же в Таиланд? Аэропорт- одноэтажное здание, на площадке перед аэропртом пара крохотных самолетиков, видимо для полетов на соседние островки — Тиниан, Рока, Гуам.

Выгрузка по-взрослому, через рукав, не то что в аэропору Хабаровска, где в минус 20 бегом от самолета в здание аэровокзала даже без автобуса не редкость (сама так из Тая возвращалась). На выходе из рукава смуглолицые улыбчивые люди — Hafa adai! — приветствуют на местном. Очередь на паспортный контроль выстраивается длинная, но тройка таких же смуглых девушек не при форме, но, видимо, при исполнении, быстро просматривают заполненные прилетные формы и перенаправляют к погранцам. Те тоже очень милы, не придирчивы, просят посмотреть в " глазок» (видимо делают отпечаток сетчатки, а может просто фото), положить пальцы на какую-то фиговину для снятия отпечатков, и вуаля — мы долго идемпо каким-то гулким пустынным коридорам с редкими вкраплениями рекламных постеров местного характера. Приглашают на подводную лодку, кораблик с прозрачным дном, дайвин, шоу иллюзионистов, Галерею дьюти фри… И наконец мы на улице.

А на улице — сказка. Акации цветут, травка цветет, солнышко греет, птички поют. У нас случился климатический коллапс после хабаровских декабрьских морозов. Дочь моя годовалая в цветы вцепилась, лепестки обрывает, на нас вопросительно смотри, ждет что мы ее останавливать будем. А мы молчим, улыбаемся. И местный из аэропорта, с метлой и тележкой, смотрит на эту картину и тоже молчит, улыбается. Мы ему машем, мол сорри, хафа адай. Он кивает, улыбается. Вот здесь мы поняли, что правильно прилетели отдыхать. Здесь нам рады, хоть с нами и не знакомы.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Потом, кстати, мы не раз сталкивались с непритворным радушием местных, все они улыбались нам и нашему ребенку. Обслуга в отеле и вовсе развлекалась-то танцевать возьмется возле дочи, то шляпы из банановых листьев наплетут и папе на голову оденут: типа ты тут банановый король. Спасатель на вышке тоже сиднем не сидит. Ему как сильно голову начинает припекать, он на свое место коллегу из проката садит, а сам в бассейн к купащимся и давай мяч в баскетбольную корзину бросать на счет. К девчонкам постройнее подкатывают со смехом, ну вроде как вы мне проигрываете — тогда вечером ужином кормите, идет? Девчонки визжат, не соглашаются, но свою порцию внимания получили, приятно. Как-то сразу понятно, что работа островитянам не наказание, и отнюдь они ее не прочь разбавит изрядной порцией развлекалова и для себя и для нас, гостей их дорогих! Вот почему наши работники в гостиницах не выплясывают перед отдыхающими?

Сайпан или наша Марианская возвышенность

вот такие они, веселые чаморро

Но что это я все про отель пишу, цель-то вроде про остров рассказать, каким мы его увидели. Ну вот значит, про сам Сайпан. Лежит прямо в центре Тихого океана. С запада омывается Филиппинским морем и имеет рифовый барьер, о котрый разбиваются волны. По этой причине с этой стороны расположены отели со спокойными песчано коралловыми пляжами. Глубина до рифов небольшая, можно смело плыть, но если вы гость отеля и заплываете с его территории, то сделать сей необдуманный поступок вам не даст совершить спсатель. Плавать можно только в пределах огороженной территории. С востока на берега острова набегает настоящая океанская волна. Отелей на этой стороне нет, а вот шикарных пляжей, горячо любимых местными, а также дайверами всех национальностей и возрастов хватает. тихий океан формирует с этого берега совсем другой пейзаж -виды более грандиозные что-ли: волна шумит, на берег наматывается, о валуны разбивается, берег крутой, обрыв истый, облака кучные, перистые. Людей не видно: в душе борются смешанные чувства восторга и жутковатости- как будто один на один с океаном.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Здесь, кстати на одном из пляжей, мы увидели в воде странных рыб, карабкающихся по вертикальной каменной стене из пены прибоя- илистые прыгуны, кажется так их называют. прямо детский восторг захлестнул от этого зрелища.

Передвигаться по острову, если вы не любитель сидеть в отеле, возможно только на автомобиле. Существует, правда бесплатный автобус, а точнее 2, но движутся они по маршруту только вдоль линии отелей до местного магазина дьюти-фри. один с северной стороны к центру, другой, соответственно с южной. На этих автобусах вполне удобно предвигаться в центр туристической жизни -городок Гарапан, где множество кафешек, ну и упомянутый дьютик. Можно приспособиться так ездить в нужный отель. Мы, кстати, так развлекались — ездили осматривали территории различных отелей, купались на их пляжах, присматривались на будущее. На Сайпане вход во все отели и территорию свободный, ненаказуемый и даже в чем-то приветствуемый. Но вот если возникло желание углубиться в сердце острова, только автомобиль. Такси, либо аренда. Прокатных контор много. Кажется крупных 2, остальные филиалы. Но не суть важно. Мы брали авто трижды. Первый раз муж возбудился при виде шикарного Форда Мустанга. Ну как же, легенда американской истории.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Работники прокатной конторы снисходительно улыбаются. Ограничения скорости на острове (35 миль в час не более!)не позволяют оценить весь кураж от рулежа этим Зверем. Местные на таких машинах не ездят, только туристы. Показали нам где какие кнопки, на всякий случай интересуются водим ли мы в России машину (хотя права при оформлении мы предъявляем) Все очень удобно и душевно. Цены не сильно кусачие, за форд 3 часа — 100 дол, больше катаешься — меньше платишь. Никто не цепляется к опозданию, разрешили оставить машину в другом филиале рядом с отелем, чтоб не будить спящего ребенка. К слову, в следующий раз, мы не стали брать " американскую легенду» так как побоялись его сильно " покалечить» на крутых и довольно непролазных восточных дорогах и пересели на надежного " жиппа». После чего в него влюбились и теперь хором хотим в постоянное семейное владение. Но это так, мечтательное лирическое отступление.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Вон он, джип нашей мечты на пригорке притаился.

Остров, как уже упоминалось небольшой, но очень живописный, зеленый, цветущий и благоухающий. Нет смысла сюда ехать, если вы не мыслите свой отдых без серьезной исторической и культурной начинки. Раздолье только для любителей моря, солнца, одуряющей природы. ПРавда есть где разгуляться отдельным ценителям новейшей истории нашей, Второй Мировой Войны. Здесь об этой войне рассказывают много, есть музей (неплохой очень даже по отзывам), мемориальный парк, памятники погибшим. Причем война эта показана с интересной для нас стороны, со стороны японского, корейского, местного чаморронского и американского противостояния. Для нас это непривычно, так как мы привыкли видеть Вторую Мировую прежде всего как Великую Отечественную, соответственно и участниками обычно подразумеваются фашисты со стороны Германии и русские с нашей. Здесь на Сайпане эта война предстает перед нами совсем в другом свете. Вообще, этот период был очень тяжелый для островов. В воде до сих пор торчат башни танков, которые десантировались американцами со стороны моря. Видать не все удачно.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

От бомбежек и постоянных нападений пострадали почти все постройки того времени. Было очень много погибших среди местного населения. Соответственно сегодня мало признаков двухсотлетней колонизации испанцами, даже язык не знают и не используют. Архитектура не поражает, говорят в войну весь остров был разрушен, и только участок в центре с единственным на острове источником пресной воды- Святой Лурдес, сохранился. Не знаю, есть ли в этом Божий промысел, или просто случайность. К источнику мы конечно, прокатились. Уже в сумерках, а темнеет на острове рано, возле воды было тихо и как-то благодатно. Рядом строеньице, типа часовни. Зашли внутрь. Свечи горят, святые пророки на стенах расписаны. Скамейка, фонтанчик. Охраны нет, денег не берут. Все чисто. Вот от чего это зависит?!

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Возвращаясь к теме архитектуры, в центре острова много красивых построек в стиле а-ля фазенда рабыни Изауры. Видать испанские корни сказываются. Красивое озеленение, не всегда понятное само растет или ухаживают так талантливо.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Мы пытались музей местный краеведческий найти (Музей истории и культуры Северных Марианских островов), где, как нам рассказывали золото испанских галеонов утонувших и поднятых затем выставлено, но местные и гиды толком не смогли объяснить где он находится. А может мы просто были не очень настойчивы.

С соседнего острова взлетали самолеты с ядерным зарядом бомбить Хиросиму. Здесь совершили массовый суицид японские и корейские военные, что не пожелали сдаваться врагу. На память об этом есть Банзай Клифф — место откуда они прыгали со скалы. Одуряющей красоты место, надо сказать. Отвесная скала, зеленый ковер травы, океанские волны бьются о камни, поднимая фонтаны брызг, вода под ногами просто невероятной синевы, и там в воде плавают огромные морские черепахи, различимые даже сверху.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

я застыла на этом месте. Слезы навернулись помимо воли. Умирать в таком месте?

Сверху обустроена площадка — мемориал. Для японцев место священное. Они приезжают сюда поклониться. Я восхищаюсь силой духа этих людей. Там наблюдали такую картину. Малыш лет семи кричит, видимо вредничает, рядом мама гневно что-то внушает ему на своем японском, кивает на могилы. Мы решили, что воспитывает в духе патриотизма. По всему острову сохранились остатки военных укреплений, местные не делают из этого ни тайны, ни рекламы. Просто замуровали подземные ходы, чтобы особо любопытные туристы, а в особенности ТУРИСТКИ, глубоко не заглядывали, а ограничивались лишь " беглым поверхностным осмотром»

Вообще, что касается истории острова, кончно же, проще и правильнее всего взять обзорную экскурсию, где вас быстренько по всем туристическим точкам провезут и что-то про них расскажут. Но обзорка длится 6 часов, стоит если не вру 70 дол с лица. НАс не устроила ни цена, ни продолжительность с нашим капризным ребятенышем, а цена многих туристов и без детей отпугивает. Короче говоря, организованными экскурсиями мы не заморачивались. Катались на арендованном джипе, когда удавалось ходили пешком, удивлялись местной флоре с фауной, любовались закатами (некоторые утверждают, что красивейшими в мире.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

С последним утверждением, наверное, можно и поспорить, но нам не хочется-закаты и правда очень красивые, я так ежедневно всматривалась в небо, провожала за горизонт солнечный диск.

Есть даже тематическая экскурсия посвященная закату, называется " закат на яхте». Мы с мужем накануне отъезда поучаствовали. Мероприятие смешное, но жутко позитивное. Привозят вас на яхту в порт, откуда планируется выход в море. Собирают народ. В нашем случае, довольно долго. Ждали какую-то свадьбу, похоже китайцев. В это время гвоздь экскурсии — веселый филиппинец Роджер-развлекает прибывающих гостей песнями на родном языке гостей. Сначала я, наивная девушка, восхищалась неподдельными лингвистическими возможностями Роджера, а потом, внимательно понаблюдав, рас смеялась: песни на русском он воспроизводил фонетически, т. е. как мы с листочка русскими буквами абракадабру иностранную заучиваем. Про остальные языки врать не буду, похоже Роджер ими все-таки владеет. С японцами-китайцами-корейцами он общался свободно. А русских он, похоже, просто беспричинно любит- внимание и особон душевное расположение чувствовалось. Усадил на хорошие места, подходил часто, разговоры за жизнь вел. Позитивный очень человек. Конкурсы " а-ля- корпоративка» устраивал с переодеваниями и шутками слегка ниже пояса, но все в рамках и очень по- доброму. Для русских поет традиционно Макаревича " Поворот», но мы его сориентировали на новый безбашенный хит " О боже, какой мужчина». Наверняка разучивает. В общем, если не хватает просто яркого беспричинного драйва — Вам сюда, очень рекомендую. Закат, кстати, был хорош, но меркнет перед обаянием Роджера и его помощника Бабы

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Я на яхте, закат уж близок.

Впечатления получили яркие, фотки забавные.

Рассветы, тоже стоит увидеть. Они нежны, как-то очень робки, розовеют несколькими волнами. Сначала совсем несмело, потом чуть отчетливее, в конце уже совсем стремительно и отчаянно ярко. И тают.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Я однажды так засмотрелась, что на последних секундах пока фотоаппарат включала — погасло. И больше такого не видела. Вставать надо рано для рассветов часов в пять. Мы же урывали драгоценные минуты сна. Ну, кто был молодым родителем — поймет.

ПРирода Сайпана удивительная. Зелень буйная, все цветет. Население местное, мне показалось, не очень любят вкалывать. Все, как на подбор, упитанные. Видимо фаст-фуд трескают. По поводу размеров не парятся. Девахи с размером ХХXXL, в коротких юбках — пачках и бюстье только так рассекают. Мужичье вообще не заморачивается — лучшая одежда на острове — длинные трусы и безразмерная рубаха.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Многие пишут про отсутствие на острове фруктов. Я, начитавшись, перед поездкой по этому поводу очень расстраивалась. На самом деле все не так печально- а скорее, наоборот. Местное население, конечно, нифига не выращивает, ну кроме того, что само растет. По этой причине местного разлива ели множество видов бананов — размер от спичечного коробка, до обычных привычных нам 25–30 см. На местном рынке, который по субботам работает в местечке Сусупе прямо рядом с отелем World resort 4* бананов этих продавали великое множество. А так же разные виды каких-то корнеплодов, похоже батат, много зелени, местные экзотический фрукт star fruit (не знаю как он правильно называется, но на разрезе получается звездочка), грейпфруты, мандарины. Последние, кстати, весьма неприглядны на вид — зеленоваты, неровные какие-то. А на вкус ничего, терпимо, только кисловаты. Наверное, им просто дозревать не дают. Как-то в очередной дороге на дикие сайпанские пляжи мы наткнулись на торговую лавку с фруктами. Где-то в глубине острова полно плантаций, хозяева тут=же возле дома продают что выращивают. Дорога не сказать чтоб очень оживленная, цены показались копейками. Связка бананов- штук 15, старэплы 10 штук, пара грейпфрутов обошлась нам в 8 долларов. В магазинах фруктов множество, включая, клубнику. Ее импортируют из Кореи. Очень вкусная. Мы объедались. Цены, конечно, не копеечные, но любой кошелек потянет. Коробочка клубники, как на наших рынках, продается около 12 $. Мы ребенку праздновали симолический день рождения — 1год и 1 месяц — Юбилей!!! Ели клубнику, пили шампанское. Праздник в декабре!

Ведерко со льдом попросили в отеле. Принесли какое-то, похоже из-под краски использованное. Извинялись, другого не нашли. Мы посмеялись, но приняли. Отель не 5 звезд, но люди отзывчивые.

Возвращаясь к теме отеля, еще несколько замечаний, может кому и пригодится. Отель раньше назывался Grand. два здания: пятиэтажное и башня. Комнаты в башне считаются престижней. Размер их больше, балкон и окна панорамные. Но башня близка к соседнему отелю с аквапарком, поэтому днем там шумно. В основном здании номера не очень большие — пишут 28 м.кв., я с рулеткой не меряла, но кажется привирают. Места хватает, но не в избытке. Что плохо, так это свет. Освещение в номерах отвратительное. У нас было 2 номера, потому делаю вывод, что это не случайность. Свет тусклый, местный. Люстра в одном номере была, но почему-то с красными лампами. В общем, полумрак. С учетом ранних закатов, нам было некомфортно. Причем замена ламп более мощными не сильно улучшила атмосферу. Может дело в низком напряжении? У них там принят японский стандарт — 110 Вольт кажется. Завтраки в отеле не фонтан. Если вы планируете пробыть там 3–4 дня все ОК, но больше надоест. Европейская еда вся жареная, жирная, а азиатская нас не зацепила. Правда вкусный сок, показался свежевыжатым, зеленый чай на высоте, кофе тоже можно приспособиться готовить вкусно из предложенных пакетов сливок, сахара и заменителей. Кофе в кофейнике стоит на плите. Очень неплохая выпечка 4–5 видов. Завтракать можно в помещении, но кондиционирование нещадное, мы предпочитали с ребенком занимать столик на улице. Пока наслаждаемся булками и кофе, дочь изучает местную фауну: раков-отшельников выковыривает, жуков останавливает, муравьев пальцем тычет. Кстать, муравьи единственные кусачие твари на острове, отальные представители зоомира безобидны. Еще можно побегать по площадке для минигольфа рядом, там много занимательных мини-гольфовых мячиков, дорожки ровные, извилистые. Очень удобно бегать и ползать. Иногда детвора там даже массовые забеги совершала, все равно среди наших соотечественников в минигольф никто не играл, а японцы очень вежливые, всегда уступают нашим детям. В общем, всем хорошо.

Варвара изучает рака-отшельника.

ПРО море. Хоть я тут выше и писала, что море замечательное, есть масса, но… На Сайпане запрещена всякая промышленная деятельность с целью сохранения местной эндемичной флоры-фауны. По этой причине в воде масса отвратительных на вид огуречнообразных (где-то я встречала не только ботанистические сравнения) существ. По всей видимости это трепанги. Размножаются и живут они здесь без устали, соответственно под ногами везде. Достигают пугающих размеров, вон какой у меня на тапке лежит:

Сайпан или наша Марианская возвышенность

На территории примыкающей к отелям служащие вычищают этот животный. беспредел и выкидывают в море подальше, а то ходить как-то неприятно. Ну и мелкую травку специальными граблями причесывают и прореживают, опять же для нас гостей острова, чтоб мы улыбались. А вот на свободных общественных пляжах этого добра, хоть ведром черпай. Одно я так и не поняла, если это те же трепанги, что и в наших морях, почему они не подвергаются гастрономическому уничтожению со стороны всеядных китайцев? Да и японцы не брезгуют дарами моря для поддержания тонуса. Что-то тут не то.

ПРо еду. Будет преступлением не поробовать японской кухни в местных заведениях. Тут она изумительна, я думаю, не хуже чем в самой Японии. Разгодка проста — большинство отдыхающих прибывают из Страны Восходящего солнца. На острове живет немало японцев на постоянной основе, им ли друг-друга травить? Да и сарафанное радио не у нас придумали, а порядочный японец просто обязан харакири и сеппуку совершить, если накормил соотечественника дрянью (шутка, но с долей истины). В общем, рекомендуем. Здесь просто нет заведений японской кухни, где кормят некачественно. Суши, роллы, рамены-мисо выше всяких похвал. Муж мой по сашими из тунца отрывался не на шутку.

Цены в среднем, 20–30 долл. Порции приятно удивляют.

Есть на Сайпане специфическое развлечение: съездить на ужин в отель Aqua resort. Первый раз ездили из любопытства. Второй целенаправлено — налопаться от пуза. Сам отель уже развлечение. Находится на севере острова. Там пляжной инфраструктуры никакой, зато сама территория утопает в зелени, цветах, огромная и ухоженная. Номерной фонд в бунгало, бунгало в саду, между ними искусственные ручьи, озерца, рыбки, бассейны. Пляжная линия длинная, вдоль нее беседки с татами, между беседками кусты цветущих кустов, типа бугенвиллий.

о принципу, релаксируй, мы тебе не помешаем. Нам очень понравилось: и гулять, и то как накормили. ПОтому и поехали второй раз. Рядом, кстати, в ресторане сидели местные, праздновали День Рождения. Видимо им тоже в этом месте нравится. По поводу кухни только скажу: несколько поваров, каждый специализируется на своем направлении(индийская, японская, корейская, европейская) втечение вечера кормят приготовленными ими вкусняшками. Шведский стол, соответственно, сколько в тебя влезет ты сам решаешь. Пиво, чай, кофе входит в стоимость 33 долл. Вроде, там есть дни и с шампанским и стейками, но мы не напрягались поробовать все, ездили на морепродукты.

Вот он, Сайпанский-тульский пряник

Про то как можно сэкономить на еде. Каждый вторник и четверг в общественном парке на набережной, между Сусупе и Гарапаном (это местные районы) проходит местная чаморрская ярмарка: съезжаются в одно место на выездную торговлю местные кафешки- ресторанчики и продают приготовленное здесь же на месте сетами. Один сет- это контейнер, который при тебе наполняют несколькими видами еды, как правило каждый вид стоит 1–2 $,обычно в коробку входит 2–3 мясных, 1 рис, 1 салат — все от5до10 $. Но можно набрать и одного мяса, местных пельменей (м-м-м, вкусненькие), келагуена. Последнее блюдо- местный продукт, я правда не совсем поняла, существует ли точный рецепт, каждый раз новый вкус. Принцип-мясо обжарили в маринаде с овощами протушили, приправами местными присыпали. какие ингредиенты неизменны сказать не могу, но похоже на наше рагу. Кстати, мясо на местный вкус почти всегда сладковатое, нам порядком за 2 недели надоело, мы не любители, а вот рыба была действительно хороша. Мероприятие это популярно не только у туристов, но и местное население весьма активно участвует, сооружается сцена, где вечером выступают местные коллективы, школьники, ведущий что-то шутит. Жаль что мы не владеем языком в достаточной степени, чтобы оценить культурную и юмористическую составляюшую, но поглазеть — разнообразить отдых очень кстати. Начинается ярмарка часов в шесть вечера, но приходить можно и раньше. Столы начинают открывать где-то с пяти, стоянка активно заполняется автомобилями с местными уже с обеда. Кроме застолья на любой вкус и аппетит, здесь же активно продают различную туристическую сувенирку, иногда очень даже эксклюзивную. Так наряду с разной мелочью из кокосовых и ракушечных материалов, продаются вполне приличная бижутерия из камешков, ракушек. Я не удержалась и прикупила коврик на стену ребенку с четырьмя слониками. Вещь абсолютно уникальная, ручной работы, продавал какой-то парень, похожий на индуса. Сторговались на 35. смотрю теперь на слонов и не верю что такую красоту за тыщу рублей урвала. А память какая!!! В общем, прогуляйтесь, один раз посещения чаморронская ярмарка однозначно стоит!

Чтобы уже закончить тему удовлетворения гастрономических потребностей добавлю что в нашем отеле 2 дня в неделю — пятница и суббота, кажется, проходила так называемая социальная торговля (кормежка, то есть). ПРинцип тот же: сет из 5 блюд 5–7 долларов. Отличия от уличной ярмарки в размерах. В холле ставят 5 тележек: 3с основными и 2 с десертами. На ресепшне меняешь наличные на талоны, с талонами идешь к телегам и выбираешь что на тебя смотрит. Все вкусно и недорого. В чем суть социальности с талонами, я не очень ясно поняла, но может оно нам и не надо.

А в остальном, идите в местные едальни, чтоб набраться местных вкусовых впечатлений их тут множество: чаморрские, корейские, японские, китайские, традиционные американские, включая фаст-фуд. На любой вкус и кошелек. Мы посетили несколько, но больше всего полюбилась нам ничем не примечательное заведение недалеко от отеля, рядом с католической церковью на площади в Сусупе. Называется " Shyrlys Coffe Shop».Кафешка очень любима местными жителями, в меню и традиционная чаморрская еда и, что называется азиатско-европейский фьюжн, шикарные десерты (я с ума сходила по крепсам с мороженным). Цены ну очень демократичные, обслуживание быстрое и радушное. Рекомендую. Сеть этих кафе раскиданы по всему острову.

Исталляция Рождества Христова перед храмом

В кафешке. Дети быстро сближаются.

Все острова, говорят профессиональные путешественники, похожи между собой. Пляж, море, неторопливые коренастые аборигены, пальмы и кокосы.

Наверное, так оно и есть. Но нам все эти составляющие «кабачкового» времяпрепровождения» доставили массу положительных впечатлений. Было так невыразимо приятно бездумно ехать по какой-нибудь незнакомой дороге и, неожиданно, выезжать то на шикарный гольф-центр (их там хватает, японцы любят это дело),то выезжать на удивительной красоты побережья, то утыкаться в непролазную гущь тропической зелени, приставать к местному населению с вопросами, исподтишка рассматривать их непривычный быт.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Мы ездили по острову и не переставали удивляться цветущим бананам, громадным листьям на еще более поражающих своим размером деревьях неизвестного нам вида, гроздьям разноцветных кокосов на пальмах, длиннющим иглам каких-то хвойных, типа сосен.

Нас удивляли и радовали пустынные и тихие пляжи с белым чистым песком, крабовые перебежки к полосе прибоя.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Мы, конечно, посетили все значимые туристические точки: и Запретный и Птичий остров, и спустились к пещере Гротто, самой красивой по утверждению каких-то там супер-профи дайвингового рейтинга.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Вот он, один из подводных выходов в открытый океан!

Запретный остров предстал пред нами суровым осколком скалы. Может дело просто было в том, что подъехали мы к началу тропы, ведущей к нему уже на закате.

Потом был быстрый спуск вниз по пряно-пахнущему тропическому лесу в сгущающихся сумерках.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Переходить по каменно-валунной тропинке на сам остров мы побоялись — волны били нешуточно, вокруг стремительно темнело. Красивое место, обязательно стоит посетить его, но с запасом времени. Знатоки утверждают, что среди камней, ведущих к острову плещутся такие РЫБЫ!!! Жаль, что нам не пришлось увидеть.

А вот Птичий остров открылся нам солнечным днем. Он радостно блестел-зеленел посреди аквамариновой волны и был таким симпатичным!

Сайпан или наша Марианская возвышенность

И смотровая площадка обустроена хорошо. Лесенки, скамейки, чтоб на фоне острова фотографииобязательно получились. Все для непритязательных, улыбчивых и фотогеничных японцев, которых привозят сюда множество. Здесь нам пришлось изрядно задержаться. Сначала дожидались пока японцы нафотографируют себя любимых, потом они увидали нашу глазастую дочь и понеслось все сначала!!!

НАдо сказать, что популярность у дочери была во время этой поездки невероятная! Под конец она уже профессионально позировала перед объективом, " делала ручкой» и прочее. ПРиятно, что врать-то. Любому родителю приятно, если его ребенок нравится окружающим. А азиаты, вообще млеют от большеглазых русоволосых малышей. Везде мы получали свою порцию внимания.

Изрядно поплутали, поднимаясь на самую высокую точку острова — гору ТАПАЧАО. Самые красивые увиденные нами виллы находились именно на этой дороге, что само по себе было любопытно. А сверху — Виды! Пейзажи! Чуть не написала, Натюрморты!

Но, действительно, очень красиво. Океан такой синевы, что и краски такой не найдешь описать, отели, как на ладони, заповедный остров Манагаха, маленький и круглый как пятак красуется весь на виду!

Сайпан или наша Марианская возвышенность

Про этот осторв немного напишу отдельно. Является вроде как местной достопримечательностью. Заповедная территория, вход 5 долл с человека для поддержания экологии (ну это дело святое, не жалко). Сюда приезжают отдохнуть и туристическая любопытная братия, и местные жители, кторые считают, что там " море чище» (!!!!!?????) (Интересно, они вообще видели когда-нибудь грязное море?)

Добираться проще и разумнее всего с территории Хаятта на водном трамвайчике. Идет он неторопливо, можно с удовольствием наблюдать за подводным миром, благо глубина небольшая, а море такой прозрачности и синевы — что это дополнительное удовольствие. Проезд 15 долл туда и обратно. Сам остров очень зеленый и живописный. В принципе, весь Сайпан тропический рай, но Манагаха особенно — крупные кокосовые пальмы, мангровые заросли, особенно синее море, особенно яркие непуганные рыбки.

вот оно, синее-синее море

сюда очень любят приезжать и небедные китайско-японские молодожены. Видимо фото получаются особенно яркими. Нанимают катера и устраивают фотосессии.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

На это любопытно поглазеть, чем мы беззастенчиво и развлекались. Ценник на маленькие комфортные радости на Манагахе как водится безоблачный — лежак 50 долл, зонтик — 50 долл. и т. д. Люди умные привозят с собой циновки и прочие атрибуты " сладкой пляжной жизни». Воду и еду тоже неплохо захватить с собой, если вы не мечтаете поднять местную экономику. Закусочная одна и она негуманна для простых смертных. Нам это было не принципиально, так как провели в этом замечательном месте от силы пару часов, а вот любителям потюлениться на песочке целый день стоит основательно подготовиться. Ну или захватить круглую сумму, это кому что предпочтительней.

Мы добирались на скоростном катере, который нам " реально впарил» случайно встреченный на берегу индус. Разговорились. Рассказал что более 20 лет живет на Сайпане, женился, детьми разбогател, в общем, дом уже мол у него тут. Ну и навялил катер до острова, не растерялся мужик. Заплатили по двадцатке с носа, загрузили нас с какими-то хихикающими японками и вперед, носом по волне.

Трясло нещадно! Вымокли как цуцики. Но весело! В связи с тем, что времени у нас пока дочь спит в обрез, по Манагахе пронеслись галопом. Целью было понырять, рыбок посмотреть. Они там действительно голодные и непуганые. Видели даже ленивого ската, жаль что фото не удалось сделать. Островок небольшой, мы его вплавь, не торопясь обогнули за час. Он стоит того чтобы посетить. Чистый, аккуратный, ухоженный, в глубине тишина, тень, тропинки. Надписи — по траве не ходить, чтобы не беспокоить гнезда птиц. Так и написано KIDS BERDS! в центре острова памятник какому-то местному энтузиасту, посвятившему этому месту свою жизнь. Жаль, время и слабое знание английского не позволило все прочитать.

Пальмы на острове такого формата, что твои секвойи, горы кокосов под пальмами, разных степеней зрелости. Мыочень хотели " свежей мякоти кокоса» как в рекламе, но так и не разобрались, в каких она спрятана. Хотя была одна парочка с аппетитом

разрывающая кожуру и уплетающая эту самую мякоть. Красота такая — солнечная, спокойная. Уезжать не хотелось, так хорошо!

это КПП на въезде — по 5 долларов на поддержание экологии

это мой любимый муж. Strong man называли его, смеясь, добродушные местные чаморро, намекая на его модельные размеры.

Мы пробыли на Сайпане 16 дней, за это время успев его полюбить и немножко узнать. Люди мы любопытные, путешествиями не избалованные, поэтому на берегу лежать не любим. Бродили по острову. Воспользовались возможностью посетить почти все отели, благо вход туда свободный. Понравились нам Fiesta resort в центре, PIC на юге и Aqua Resort на севере. В центре было хорошее вычищенное море и масса развлечений поблизости.

PIC находится на самом краю острова где побережье, защищенной рифом подходит вплотную к берегу и сходит на нет. В этом отеле кстати есть пляж с океанской строны, с волной значит. Территория у отеля шикарная, свой аквапарк — горки, река, искусственная волна, куча аттракционов, ресторанов и баров, своя система питания по клубным картам. Тем, кто с неугомонными детьми рекомендую ехать сюда и только сюда. Но недешево! Вот несколько фотографий с их территории.

Про последний отель я уже немного писала ранее, потому еще пара фотографий и хватит о нем.

мы были перед Рождеством.

Конечно же, поравился отель Хаятт. Ну как может не понравиться легендарный 5-звездочный отель с огромной ухоженной, продуманной шикарной территорией, с подсветкой, коваными скамейками, гамаками и качелями, белоснежным мелкокрупитчатым песочком, живыми цаплями и рыбками в водоемах и просто невероятной красоты ЕЛКОЙ на входе???

Может, как пишут некоторые «отель несколько подуставший…», возможно-возможно. НО это вы в наших хабаровских центральных гостиницах не останавливались. Они вообще мертвые. А ценник за ночь как в Хаятте. Но что это я о Родине… Речь ведь о хорошем.

Сайпан или наша Марианская возвышенность

САйпан производит двоякое впечатление на приезжего человека. Это как приехать «в деревню, в глушь." и обнаружить в центре станцию метро. Так и на острове — тишина, расслабленность, пустые белоснежные пляжи — а в центре всего этого " Галерея дьюти фри» с вещами, часами, ювелиркой, сумками и прочими бесполезными в данном месте атрибутами с ценами, от которых только у китайцев не случается истерический припадок. Остальные гости острова приезжают в этот приятный магазин посидеть в кондиционированной прохладе на удобных мягких диванах, покатать детей на забавных телегах, поглазеть на витрины, да и ехать дальше по своим неспешным прогулочным делам. Но магазин несомненно красивый, яркий, для женщин приятный наличием косметических штучек в умопомрачительном ассортименте. Но вот местных я там не встречала, а тех кого кстречала- рукой махнут, смеясь, обман тут, и дальше идут-едут. Не заморачиваются на брендах в общем.

Вот по прошествии времени пишу этот рассказ и пытаюсь определить, что же мне понравилось больше всего на Сайпане. Наверное, все-таки море. Общее состоянии неги, тишины и покоя.

А что не понравилось? Наверное тоже общее состояние неги, тишины и покоя. Тут кому-что. Возможно, тот кто любит постоянно бурлящую жизнь, леденящие кровь развлечения, здесь заскучают. Те, кто устал от суеты и любят белоснежные безлюдные пляжи, ласковое море, устойчивое солнце, багроые закаты — найдут тут все чтоб восстановить силы и душевное равновесие. Нам ПОНРАВИЛОСЬ! А тем, кто как моя мама, впервые вообще выехали в дальнее зарубежье эта поездка стала приятным порясением. И моря такого ласкового мы раньше не встречали, и солнца в меру палящего, и зелени такой сочной, и цветов таких ярких… А главное, людей таких улыбчивых на чистых улицах.

В заключение еще несколько фотографий из этого замечательного душевного места, которые мной тоже любимы, но котрым я не стала искать точное место в тексте.

в магазине сувениров

В общем, мы рады что у нас был этот САЙПАН. И мы сюда вернемся!

всем, кто будет читать этот рассказ большое спасибо за терпение и интерес, прошу снисходительно относиться к фотографиям — понимаю, качество многих удручает, но и фотоаппарат — Никон для подводной съемки взяли напрокат, пользовались чаще на автомате, видимо не дотягивает. А так все.