Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Ярославль — Россия Март 2014

Первая церковь Ярославля была заложена, по преданию, Ярославом Мудрым в момент основания города. Ярослав Мудрый после победы над лютым зверем повелел строить в этом месте церковь пророка Илии и »град созидати». Произошло это 2 августа — в день святого Ильи Пророка, отсюда и название церкви. Деревянная церковь во имя пророка Ильи, самый древний храм города. Много раз она горела или была разрушена, но вновь на этом месте строили храм. Ильинско-Тихоновская церковь знаменита именно своей древностью. Ныне существующее здание церкви было построено в 1825—1832 гг. на средства купцов М. А. Ленивцева и А. И. Отрыганьева. В 1924 году городские власти решили открыть в храме дом-музей Ленина. Здание отдали под склад, затем здесь было общежитие мединстиута. Сейчас в храме располагается контора реставрационной мастерской. Здание частично реставрировали в 70-е годы XX века, и видимо еще раз совсем недавно. В прошлый наш приезд эта церковь была весьма с обшарпаным фасадом.

В 13 веке ростовским князем Константином Мудрым были заложены две первые каменные церкви Ярославля. Это Успенский собор в Кремле и Cпасро-Преображенский собор в Спасском монастыре. На месте обветшавшего Спасо-Преображенского собора в начале XVI века возвели новое каменное здание храма. Сейчас Спасо-Преображенский собор в бывшем мужском монастыре — самая древняя сохранившаяся церковь Ярославля.

Город тысячи церквей

Про соседствующую вплотную с ним церковь Ярославских Чудотворцев, которую еще называют церковью Входа Господня в Иерусалим я писала подробно в рассказе о Ярославском Кремле. https://www.tourister.ru/responses/id_8515

Успенский собор много веков был главным храмом Ярославля. Начинало ветшать и разрушаться одно здания собора — возводили другое. В 1937 году Успенский кафедральный собор был взорван. Долгие годы на этом месте только росли деревья и только к 1000-летию Ярославля вновь возводится Успенский собор. На этот счет было очень много всяких разговоров и кривотолков. Видите ли он слишком роскошный, не вписывается в древний центр итд. Ну не знаю. Красиво.

Город тысячи церквей

Вот он издалека, по мне так вполне вписчывается. А вот вблизи. Да, новый — но фундаментальный такой, роскошный.

Город тысячи церквей

Самые прекрасные каменные церкви Ярославля были построены в XVII веке. Ярославские купцы были одними из самых богатых. Вот они то и стали заказчиками каменных церквей, которые украсили Ярославль. И первым в этой прекрасной веренице возводимых один за другим каменных храмов сталацерковь Николы Надеина.

Освященная в 1622 году, она стала одной из первых каменных построек в Русском государстве после лихолетья Смутного времени. Раньше на этом месте стояла деревянная церковь Благовещенья. По традиции, при перестройке храма в честь какого святого она была названа — при перестроении так и принято было называть. Но эта церковь строилась на деньги богатейшего ярославского купца, Епифания Светешникова, но больше он известен под именем Надея. Он много путешествовал, отлучался по своим торговым делам. А Николай Угодник считается покровителем путешествующих. Вероятно, поэтому главный престол храма освятили в честь святого Николая Мирликийского — самого почитаемого на Руси святого.

Следующей из сохранившихся церквей Ярославля на средства купцов Назарьевых-Гурьевых была построена церковь Рождества Христова.

Город тысячи церквей

Самая известная церковь Ярославля, тоже возведенная на средства купцов, — церковь Ильи Пророка. Этот живописнейший ассиметричный храм совершенно по-разному выглядит с разных сторон, с разных точек осмотра.

Город тысячи церквей

Строили церковь известные по всей стране ярославские купцы Скрипины, торговавшие жемчугом, драгоценностями и пушниной. К этим купцам особенно благоволил царь Алексей Михайлович. В знак особой милости им была прислана в дар часть Ризы Господней. Для хранения этой реликвии в церкви Ильи Пророка был построен специальный Ризоположенский придел. Для меня самым странным оказалось то, что этот храм стоит посреди Советской площади, и там вокруг такая типичная советская застройка — явно там раньше было что-то типа облисполкома или подобные заведения. И как только храм в таких условиях сохранился?

Во второй половине XVII века разбогатевшие ярославские ремесленники, посадские люди «в складчину» тоже начинают строить каменные храмы. На территории ярославского кремля на средства посадских людей — судостроителей, была возведена одна из самых изящных и поэтичных церквей Ярославля -церковь Николы Рубленого. (фото не получилось совсем — поэтому снимок из интернета).

Город тысячи церквей

Рядом с ней на торговой площади появилась монументальная церковь Спаса на Городу. Почему-то мне она больше всех понравилась.

Впервые деревянная церковь на этом месте была построена еще в XIII веке. Неоднократно она сгорала во время пожаров, затем возводилась заново. Последняя деревянная церковь Спаса не Городу в Ярославле сгорела во время пожара 1658 года. После пожара она восстановлена на деньги горожан — и стоит до наших времен. В 1926 году храм Спаса на Городу в Ярославле был закрыт и стал использоваться как склад, в июле 2003 года церковь передали Ярославской Епархии.

Город тысячи церквей

Чуть дальше вдоль берега Которосли на самой границе Земляного города прихожане построили В 1657 году на месте деревянной церкви нарядный храм Архангела Михаила. Сейчас это — храм ярославского гарнизона. Михаил Архангел издревле считается покровителем воинов.

Город тысячи церквей

Конечно же мы осмотрели далеко не все христианские святыни Ярославля, но хочу остановиться еще на трех. В первую очередь это Церковь Богоявления — это один из самых интересных и известных памятников архитектуры и живописи в городе Ярославле, построенный в 17 веке.

Храм строился за чертой города, где находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги. По преданию считается, что деревянная церковь была построена у реки Которосль — место, где крестили язычников.
Храм возводили монастырские крестьяне, а стенописи исполняли ярославские мастера.

Первое письменное упоминание о деревянной Богоявленской церкви было найдено в грамоте Василия Ивановича Шуйского Спасо-Ярославскому монастырю от 1606 года.

По легенде, церковь Богоявления освещалась не сразу вся, а постепенно, по мере строительства. Первая часть храма была освящена 24 сентября 1686 года, при митрополите Ростовском и Ярославском Ионе Сысоевиче.

Следующий объект — часовня Александра Невского, построена в 1892 году, но очень нарядная. Как раз рядом с ней и проводилась выставка масленичных кукол.

Город тысячи церквей

И последняя — Часовня Казанской Богоматери. Это самая современная постройка, открыта она в 1997 году, и именно она изображена на 1000-рублёвой купюре.

В часовне изображена икона Казанской Божьей Матери, покровительницы всех русских воинов.