Эксперт Анна Ларус (larus)
Анна Ларус
была 18 апреля 23:40

Лос-Анхелес — Чили Январь 2014

Живя в стране единственных индейцев Южной Америки, которые до сих пор считают себя непокоренными испанскими завоевателями, в стране, освободившейся от колонизации первой на Тихоокеанском побережье, трудно не заинтересоваться, кем же были (и кто есть) эти гордые люди — мапуче.

Мапуче: видение вселенной

Территории предгорья Анд, начиная с восьмого региона Чили, Био Био, еще недавно были зонами коренных индейцев постоянно конфликтующих за свои территории с потомками смешанных с испанцами кровей, современными чилийцами. Со временем, гражданские столкновения перешли в полемику и претензии к государству, которое сейчас старается загладить свою вину перед жителями «холодного предела» (перевод названия страны с языка инков — с кечуа).

При помощи социальных программ, пособий и льгот, поддержки в открытии собственного дела, строительства жилья и бесплатного медицинского обслуживания правительство Чили намерено изменить в сознании арауканов образ Чили, примирить их с тем, что землю, которая когда-то принадлежала их предкам, разделили на куски и ввели на ней чужие им правила…

Будучи приглашенными на конференцию представителей туристического бизнеса и министерств культуры и туризма Чили, мы с моими чилийскими коллегами побывали в глубинке региона Био Био, в поселении Ралько, на самой границе с фермами Мапуче, у подножия зеленых холмов, похожих на уральские горы.

Мапуче: видение вселенной

После теплой встречи с традиционным once (фуршет с местным напитком моте, фруктами и легкими закусками), мы отправились в гости к представителю древнего гордого народа арауканов. Он и его семья участвуют в программе развития туризма, которую продвигает правительство.

Диего (да, имена у индейцев латинской Америки в основном испанские, наследие колонизаторов) проводил нас в реконструированный им на его участке традиционный дом для встречи гостей, рассказал о себе, о своей семье, поприветствовал мотэ (заваренной пшеницей) со свежим медом и ледяной водой, и повел вверх, на холм. Раньше лес вырубали, травы выжигали и склоны холмов возделывали: здесь растили зерно и картофель. После нескольких засух, такие преднамеренные поджоги стали опасны, их было сложно контролировать, и крестьянам запретили традиционный метод расчищения земли под пашню.

По дороге к нашей цели (водопаду духов) мы несколько раз останавливались отдохнуть, и Диего занимал нас притчами и поверьями своих предков мапуче, о традиционном гостеприимстве, о взаимовыручке, о том, как они воспитывают своих детей, о ценностях и традициях его народа.

Мапуче католики, но не забывают свою культуру и верования, чтят известные нам вечные вселенские законы, живут в гармонии с природой родного им края… Легенды мапуче показывают мужественных людей, уважающих старших, созерцающих и оберегающих красоту мира…

Мапуче: видение вселенной

Достигнув конечной точки маршрута, все умылись и набрали холодной чистой воды. Вода в этом водопаде ничуть не уступает лучшим родникам России!

После, мы спустились через эвкалиптовую рощу к ферме, отведали простой и безумно вкусной жареной ягнятины с картофелем, попробовали домашнего вина, и, усталые и обновленные, отправились в обратный путь, с четким осознанием того, что еще вернемся!