Турист Елена Э (lady_travel)
Елена Э
была 8 апреля 14:22

Псков — Россия Июнь 2010

Псковская земля малолюдна и зелена. Умыта летними дождями, одета сочной зеленью и изукрашена яркими цветами. Воздух чистый настолько, что голова кружится. Погода меняется каждый четверть часа: то пасмурно, то солнце, то ливень. Программу путешествия мы выбрали сами, и выглядела она следующим образом: в первый день (точнее в первое же раннее утро после прибытия фирменного поезда на железнодорожный вокзал) началась обзорная экскурсия по Пскову. Древние церкви, храмы и монастыри смотрели целый день.

В Мирожском мужском монастыре попали на утреннюю службу. Почти все псковские храмы устроены таким хитрым образом, что нужно многократно подниматься и спускаться по стертым каменным ступенькам, прежде чем попадаешь собственно в храм. Иногда присутствуют трогательные указатели: «В храм» и стрелочка. Прихожан мало. Монахов всего 7. Восьмой житель — очаровательный кот Сявка с правильным геометрическим узором на спине. Послушник сказал, что в иконописной мастерской котик к чему-то прислонился и случайно окрасился.

Снетогорский женский монастырь, также стоящий на берегу реки Великой, более многолюден, но также зелен и даже еще более деловит. В центре двора — кирпичные останки взорванной в безбожные времена башни. Храм также сложно утроен, с лесенками и переходами. Тут же живут монахини. Пахнет свежим хлебом. Нам дали буханку только что испеченного — очень вкусного белого хлеба. Разломали и тут же съели, нахваливая " вкусный хлеб!», на что пожилая женщина строго сказала: это не хлеб, это булка. Для москвичей все, что из муки — хлеб, оказывается неправильно. Черный — хлеб, белый — булка.

Псковский Кремль оказался цел и невредим вопреки ожиданиям (о пожаре было сообщение в Интернете и новостях). Сгорели только две деревянные крыши на внешних башнях. Следов пожара не заметно, просто нет крыши… Судя по общей картине реставрации, появятся крыши не скоро. Внутри крепостных кремлевских степ пятиглавый Троицкий собор — он более официозен, не так трогателен и интересен как прочие крохотные псковские храмы. В прежние времена их в небольшом городе было 120, сейчас — на половину меньше.

Путешествие из Москвы в Псков...и обратно

Были еще остановки и прогулки на набережной, у храма Александра Невского, у древних крепостных стен, в живописном парке. Скульптурных памятников видели мало: Пушкину и княгине Ольге, уроженке этих мест. Один из них, цвета добротного средиземноморского загара псковитяне прозвали Ольга Зурабовна. Догадайтесь с одного раза, кто автор?

Огромное спасибо экскурсоводу Ирине (псковская турфирма Русский город). Ее эмоциональный рассказ и глубокие знания истории приятно поразили. В гостиницу попали только после 15 часов. Выбирали сами. Балтхаус. Чисто, уютно. На окраине города. До центра города на такси — 7 семь минут и 100 рублей. Рядом остановка автобуса. Половинку второго дня не было света и никакой воды, но ведь это не вина гостиницы. Авария в городе. Утром в баре не было никакого зернового кофе. Вот это странно. Завтраки континентальные — нормальные (в один из дней яблочно-коричная запеканка и творожники — просто вкусно). Кофе на завтраках — сами понимаете, растворимый, на любителя.

Быстренько отдохнули и по второй половине бесконечного дня покатили в Елизаровский монастырь недалеко от Пскова. Мы оказались там на 9-й день после кончины настоятельницы, чья могила, вся в цветах, посреди монастырского двора перед храмом. Людей нет совсем. Матушка, бывшая выпускница МГУ, построила новое здание для сирот и отремонтировала старые строения. Вообще монастырь произвел на нас странное впечатления: все новое, благоустроенное, а никого из людей нет. Случайно, уже на вокзале, садясь в поезд, купили газету, где оказалась большая статья про этот самый Елизаровский монастырь с обвинениями в захватнической политике и личном обогащении настоятельницы. Видимо, про смерть ее не было известно, когда печаталась статья, но все равно неприятное впечатление….

Путешествие из Москвы в Псков...и обратно

Возвращаясь в город, остановились и погуляли на горе Соколихе, где колоссальный памятник Александру Невскому… собственной оказались мы там в день 790-летия Александра Невского — 12 июня 2010 года. Но торжества уже закончились, мы были вечером. Если можно назвать вечером белые ночи, когда в 22 часа еще светло.

Второй день. Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь. Отстояли утреннюю службу в Михайловском соборе. Людей очень много. Был день Псковских святых (13 июня). Прекрасный хор в храме. На территории монастыря два источника. Есть пещеры-некрополь, куда водят экскурсии. Опять на территории очень много цветов — пионов, лилий.

Особо хочу сказать о житейском: об обеде в ресторане Планета в Печорах. Такого вкусного супа и тушеного в горшочке мяса не ели давно. В поездках по родной стране — вообще никогда…. Рядом с рестораном оказался местный рынок. Полюбопытствовали. Цены примерно вдвое ниже, чем в Москве. Купили меда нового урожая — лесной, душистый.

Путешествие из Москвы в Псков...и обратно

Далее посетили город Изборск. Кремль серого местного камня. Крошечный древний Никольский храм. Представление ряженых на горке возле озера.

Предупреждали, что много змей — не встречали, слава богу. Попробовали местной медовухи. Супер. Испили водицы из многочисленных Словенских чудодейственных ключей. Покормили лебедей и чаек на озере. На горке рядом с закрытым храмом древнее кладбище. На нем древний крест, по легенде — Трувора, который княжил в Изборске, современника и, кажется, брата Рюрика. На самом деле крест 15 века, но рядом каменные могильные плиты колоссальной толщины и с неистолкованным узором. Кто под ними — неизвестно. Почему то никогда не было археологических раскопок.

Вернулись в Псков и отправились ужинать с местным колоритом. Сначала прокатились на кораблике по реке Великой. Еще раз полюбовались храмами и монастырями с воды. Ужаснулись развалинам заводов и прочих сооружений по берегам. Новостройки обычные, безликие. Новых загородных домой немного, vip класса совсем … немного. Гид посоветовала ресторан Пожарка. Нашли. Людей полно, но столик для семи человек с приставным стулом организовали. Антураж: дерево и кирпич. Перед рестораном выставка иномарок с псковскими и московскими номерами. На семь тысяч рублей отведали: сумашедше вкусных драников; мужчины — жареное мясо, дамы — рыбу местную разнообразную. Моя запеченная форель останется в памяти навсегда)) Вышеозначенная сумма охватывает и напитки (изобильные) и десерт (из спортивного интереса весь список по меню — как раз семь оказалось, в том числе — молодильное запеченое яблочко). За 100 рублей такси до гостиницы. Что б я так жил. Шучу, конечно, средняя зарплата в Пскове 7 тысяч. Сами понимаете…

Третий последний день. Поехали в Никандрову пустынь, возникшую еще в Смутные времена. 60 км от Пскова. Хорошая дорога кончилась быстро. Благо обогнали наш минибас за время пути только три машины. Навстречу попались две. Пыли было как от колонны танков. Вдоль дороги пустые деревни, завалившиеся дома. Места грибные, богатые. Черничники вдоль дороги километровые. В деревнях же только кое-где огороды и машины рядом с домом. Людей вообще не видно. Зато вдоль дороги гуляют непуганые аисты.

Путешествие из Москвы в Псков...и обратно

Они же сидят в гнездах на телеграфных столбах. В самой Пỳстыне людей было поболее. Недалеко санатории. Приезжают купаться в источниках. Хотели и мы окунуться, но не решились. Хотя в марте в Дивеево проделали это весьма дружно. Причина проста: такого количества злых комаров не видели никогда. Роились стаями, кусались и жужжали. Не справились мы с испытанием, дошли 1,5 км до лесного источника, но только умылись. В другом ближнем источнике Петра и Павла набрали воды. Она там двух видов: живая и мертвая. Один источник замерзает зимой, другой — нет. Посетили очень красивый деревянный храм. Другой каменный закрыт на реставрацию.

Полюбовались молодыми козочками из монастырского хозяйства. Удивились дровнику местного производства. Опять надышались чистым воздухом до головокружения.

Вернувшись в город, посетили памятник псковским воинам-десантникам в виде парашюта.

И отбыли поездом в Москву.

Резюме. Настоящая русская земля. Названия деревень и местечек — необычные, неосовремененные (Гдов, Камно, Выбуты). Старый русский город. Война разрушила Псков до основания (80%) поэтому там нет исторических мирских зданий. Застройки утилитарные. Зато храмы и церкви своеобразны (многоуровневые, нет колоколен, только звонницы) и интересны. Съездите, не пожалеете.