Турист Елена Э (lady_travel)
Елена Э
была 22 июня 2023 14:07

Будапешт — Венгрия Март 2010
Мартовский Будапешт

Что Вы знаете о Венгрии? Дунай… Балатон… Ференц Лист… Токайское вино… Гуляш… Племена, тысячу лет назад пришедшие откуда-то из-за Урала… Язык, родственный ханты-мансийскому… Это мой незатейливый стереотип, ради коррекция которого я, собственно, и брожу по свету. А в насущном настоящем страна эта совершенно не входила в мои мечты и планы. Посему Будапешт был выбран практически случайно: испанский мультишенген жег карман и предстояли длинные мартовские выходные.

В интернете быстро нашлось предложение «Паннон тура» «8 марта в Будапеште» 5–9 марта.

Из предлагаемых отелей заинтересовал «Эржебет Сити***+« — местоположением (центр, Пешт), ценой, wi-fi в номере. Скажу сразу, что wi-fi оказался платным. Карточка на сутки 5000 форинтов (где-то 700 рублей). Если вы не собираетесь сидеть в инете дни напролет, карточку приобретать бессмысленно: за 1500–2000 форинтов в находящееся по соседству (метрах 50 от входа в отель) кафе Централ, радующем посетителей с 1887 года, можно перекусить/выпить кофе и поиметь wi-fi в виде бесплатного приложения.

Еще достоинства отеля: в номере тепло, удобные постели, ТВ с российским 1-м каналом, окно на узенькую улочку и соседний жилой дом (окна которого закрыты деревянными жалюзи). Завтраки с 7 до 11 — хорошие, обычный добротный набор с элементами национальной кухни. Кофе-машина. В баре, видимо, можно заказать кофе получше, но в 7 утра бармена не видела ни разу. Из окон ресторана утром можно наблюдать местных жителей, спешащих по делам: разносчик с пакетами свежей выпечки (каждое утро видела!), бегунов, школьников с рюкзаками, «собачников» — громадное количество. Аборигены одеты большей части по-спортивному, без мехов, каблуков и прочих изысков. Каких-то внешних национальных особенностей — в виде преобладающей черноволосости и кареглазости — также не обнаружено. Глобализация, однако…. Но европейская, из стереотипно настораживающих национальностей никто не «понаехал».

Вояж начинался 5 марта. Турфирма предлагала явиться в аэропорт за 2,5 часа — этому совету последовала напрасно. Железные ворота с левой стороны зала вылета в Шереметьево, крепко завязанные красной лентой, открыли только за 2 часа. Быстренько зарегистрировали послушно выстроившихся в длинную очередь (советская ностальгия!) законопослушных туристов. Облили кремового цвета жидкостью самолет с пассажирами на борту. Вылетели в 14 часов, в 14.30 были уже в Венгрии. Приятно лететь навстречу времени. Перелет же венгерской авиакомпанией «Малев» оставил только приятные впечатления. Самолет небольшой на 21 ряд кресел (обратно — на 19). На экранах, автоматически появившихся из панели над креслами, сначала демонстрировались правила поведения в полете, а затем вычерчивался схематический путь самолета из Москвы в Будапешт, с указанием времени в пунктах вылета и прилета, высоты и скорости движения. Что, несомненно, способствовало ориентации во времени и пространстве… Предложенный обед был вкусен, напитки (венгерское вино, соки, вода) наливались полными стаканчиками. Можно было взять любой набор напитков и еще попросить добавки. Потом еще чай/кофе предложили. Стюардессы улыбчивы и доброжелательны. В их дресс-код входил пестрый бант и, видимо, светлые мелированные волосы…

Встречавший в аэропорту гид — пожилой венгр — загрузив в минибас семерых российских туристов, домчал нас до города быстро, по пути ответив на все вопросы и осветив некоторые аспекты венгерской действительности (высокие налоги, очень дорогая коммуналка, безработица; литр бензина 60 рублей, сигареты — 80; но кофе с пирожным в центре города — до 200 -это уже эмпирически…).

Первое впечатление от страны остается навсегда. Потом оно дополняется, уточняется, сглаживаются углы и занозы, но изменить его нельзя. Венгрия встретила нас тускло-голубым небом, солнцем, теплом, а также неприветливыми развалинами вдоль дороги, уже не спящей, но еще не проснувшейся от зимы природой… безлюдными улицами, тишиной, закрытыми решетками магазинами… подумалось о карантине или комендантском часе…. Пятый час субботнего вечера, господа! Опытный гид подвез нас к одному из открытых обменников напротив отеля Ля Меридиан, меняющему деньги по приемлемому курсу (270 форинтов за евро, в аэропорту — 240). Собственно для нас эта точка — отель Меридиан — была указана как стратегически важная — начало всех экскурсий. По ходу следования далее мой отель был первым. По разбомбленной капитальным ремонтом улице от вышеуказанного отеля (слова венгерского языка, не имеющие общих корней с русским, тем более с английским, — запоминаются сложно, название улиц — естественно-то же самое; ориентировалась по карте и чисто визуально, но город невелик — это достаточно легко) мимо знаменитой синагоги, за считанные минуты добрались до отеля «Эржебет». Гид посоветовал приходить на экскурсии той же дорогой. Вечером чуть позже, проделав путь в обратном порядке, наткнувшись на пять-шесть лежбищ ночующих бомжей и испачкав сапоги так, будто лазила по стройке, отказалась от этой идеи и в дальнейшем ходила по-другому. Из отеля — налево, светофор, и вот она — улица Ваци. В одну сторону по ней — метров 500 — центральный рынок, в другую — может километр — центральная площадь, где пересекаются все линии метро и, собственно, находится отель Ля Меридиан.

Первый будапештский вечер (Масленица…): вышла на набережную, случайно сразу к скульптуре Маленькой королевы, больше похожей на забавного мальчика-шута. До площади Рузвельта, чуть-чуть поплутала в сумерках по улочкам близлежащим, вышла к монументальной базилике Святого Иштвана.

Мартовский Будапешт

Зашла внутрь. Стремительно стемнело. В 6, кажется, часов включалась аудиозапись — очень громкая, но немелодичная — колоколов на башне. Ночное освещение исторических зданий в Будапеште — очень и очень красивое.

Мартовский Будапешт

Нашла — по дивному запаху — булочную, купила вкуснейшую выпечку, отпраздновав христианский праздник…. По Ваци дошла до ее разделения на две неравные части подземным переходом. Свернула левее, понимая, что мой отель где-то совсем рядом. Постояла у перехода, посмотрела в неприветливую темноту. Подозрительного вида молодые люди со скейтами… Махнула рукой, вернулась обратно в отель той же дорогой, что и пришла. Не поленилась, от отеля прошла в другую сторону и …. увидела ту же улицу, где была минут 40 назад только с другой ее стороны. Забавно. Времени, собственно, было не жаль — куда-то девать его было надо. После этого вояжа географических вопросов в Пеште у меня уже не возникало.

На обзорную утром пришла правильной дорогой. В 8 часов на месте сбора присутствовало пять-шесть недоумевающих туристов. Несколько позже подъехал автобус, и подошла гид. Настроение у нее было не очень. Представляться поэтому, видимо, она не стала. Уже в автобусе устроила перекличку. Не хватало человек 10. 15 минут ждали. Никто не пришел. Поехали к следующему пункту сбора на площади Героев. Там была засада. Именно в этот день господин венгерский премьер-министр пожелал лично присутствовать на праздничном мероприятии присвоения очередных чинов полицейским. Засим площадь была перекрыта. Как выяснилось позже, некоторые туристы кружили по окрестностям на такси, пытаясь пробраться, и не смогли этого сделать. Автобус с горем пополам пришвартовался чуть поодаль. Пешочком недалеко прошлись. Поискали туристов, которые должны были к нам присоединиться. Нашли не всех. В пол-уха прослушали повествование гида. Иногда к нам подбегал кто-то русскоязычный, ища своих. Подойти к памятнику посреди площади и красивейшей крепости справа от нее (с непроизносимым названием, уж извините) возможности никому не дали. Некоторые туристы выказали неудовольствие напрасной тратой времени. Взаимное раздражение нарастало. Город накрыло черной тучей, дождя не случилось, но солнце все оставшееся время неудачной экскурсии не показывалось. Побывали в базилике Святого Иштвана, Рыбацком бастионе, на горе Геллерт, осмотрели Королевский дворец, вдоволь нафотографировались, замерзли на холодном ветру. Вернуться на площадь Героев, дабы таки ее осмотреть не удалось. Празднование все не заканчивалось. По окончании экскурсии наше общее эмоциональное состояние было вариацией на тему «ну не мой день сегодня»…

Мартовский Будапешт

Вторую половину незадавшегося дня провела на проспекте Андраши. Кстати, вышло солнце, потеплело. Посетила кафе Каллас рядом с Оперой. Прекрасный капучино с правильной молочной пеной наверху, да еще шоколадное пирожное… Ммм… Затем по пересеченной местности добралась таки до Синагоги. Крупнейшая в Европе, но как-то… из красного кирпича…. Старо-новая в Праге поинтереснее будет…. Людей по-прежнему немного. Воскресенье. Мертвые автомобили вдоль проспектов и улочек. Чуть-чуть шопинг сувенирный. Сотня фото. Вечерний Дунай прекрасен. Вечером сеанс интернет общения в упомянутом выше кафе рядом с отелем. Попробован венгерский бальзам «уникум». Падают оригинально: в толстостенной очень холодной стопочке вместе со стаканчиком воды. Весьма…

8 утра следующего дня на том же месте. Замечательный гид Светлана. На этот раз полный автобус собираем с 4–5 площадок. Едем в Эстергом — старую столицу Венгрии. Природа за городом просыпается понемногу. Маленькие городки по пути следования очаровательны и уюты. Светлана рассказывает очень эмоционально про страну, Дунай, горячие источники, слегка — о политике и устройстве жизни…. С интересом воспринимаем информацию об изобилии даров природы, в частности, грибов рыжиков — венграми в пищу не употребляемых, и об опасности встречи диких кабанов при грибной «тихой» охоте… Быстренько посещаем Словакию — любуемся на базилику на горе, возвращаемся по мосту в Венгрию и смотрим на противоположный берег, где только что побывали. Базилика Девы Марии, если правильно запомнила название, в отличие от базилики Святого Иштвана (темной, торжественной, замершей) — светлая и радостная, наполненная воздухом, с интересными картинами.

Мартовский Будапешт

Едем в Вышеград. Живописная крепость в излучине Дуная. Слушаем с интересом, фото изумительные с высоты получаются. Любопытные музеи. Снег с северной стороны крепостных стен — единственный увиденный в Венгрии. Рядом абсолютно зеленое на солнце дерево…

Обед. На подъезде к ферме автобус встречает наездник в ярко синей накидке, похожей на монгольский халат. Театрально взмахивает хлыстом. Едем за ним по не асфальтированным ухабам.

Музыкальное трио в ресторане. Живописные интерьеры. Два белых довольных жизнью кошака встречают туристов на входе. Также на входе — рюмку палинки и теплую хлебную булочку каждому туристу. Оценили. На столе по бокалу белого и красного вина (белое просто супер!), хлеб, перечная запуска — очень вкусная. Густой суп в глиняной супнице на каждую половину стола. Чуть позже — большое блюдо с тающим во рту мясом, тушеной квашеной капустой (вещь!) и картошкой. Взяли предложенные одеяла, укутались, пошли смотреть конное шоу. Действительно красиво и зажигательно. Российские дамы отличились — 8 марта на носу. Звали мужчину дабы поучаствовать в аттракционе: кнутом попасть по бутылке, стоящей на полене. Щас. Вышла дама — и все сделала. Получила бутылку вина в подарок. Предупрежденные гидом, напитки и сувениры здесь не покупали, а закупились только колбасой местного производства. Черного цвета палочка колбасы, при приобретении приятно пахнувшая дымом, при распаковывании чемодана — уже дома пару дней спустя — сразила ароматом так, что все мои коты, колбасу в принципе не потребляющие, сбежались понюхать-посмотреть.

Сентэндре. Музей марципана.

Мартовский Будапешт

Ну, в каждой стране он есть… Зачем продукты дорогие переводить на то, что никто и никогда есть не станет. Например, букет цветов. Или фигура леди Дианы, господи, помилуй… Зато сумочки кожаные на торговой улочке были хороши, коврики тканые, шарфы, льняные салфеточки, складывающиеся в вазочку с помощью шнурка. Ну и конфетки марципановые, собственно… Рай для туриста-шопоголика.

Вечером, в Будапеште, в смешное вечернее время — часов 8 -9 — догуляла по абсолютной пустой набережной до Парламента, а обратно поехала на трамвае вдоль набережной, ибо было страшно. Сознательно проехала свою остановку, доехала до следующей абсолютно безлюдной зоны, вышла, пересела и вернулась в центр. 6–7 остановок в одну сторону и в другую…

Свободный день. Собиралась по рекомендации прочитанным в инете посетить купальни Рудаш, находившиеся недалеко от отеля, через Дунай по мосту Эржебет… Но засомневалась, увидев здание снаружи. Засим с 8 до 10 догуляла пешком от отеля до купален Сечени. О, да! Теплые бассейны, некоторые с явственным серным запахом. Разнотемпературные сауны и парные, шедевр — парная, наполненная мятным дымом. А бассейн под открытым небом, где периодически бьют ключи, а в серединке — водоворот, крутящий купающихся с такой силой, что остановиться, даже держась за бортик, невозможно. Крупный мужчина с упреждающими извинениями, увлекаемый центробежной силой, снес меня так, что я вылетела из кипящего круга аки пушинка… Три часа как единый миг. Затем крепость Вайдахуняд. Название, конечно, подсмотрела — как запомнить такое. Копия трансильванской.

Колоритная статуя Анонимуса — легендарного венгерского летописца. Парк изумительный за ансамблем крепости. Представляю, как там летом замечательно. Вернулась по улице, параллельной Андраши, фотографируя особняки и храмы. Опять центр, Ваци.

Мартовский Будапешт

Наконец-то центральный рынок! Колбасно-перечно-фруктово-сырное изобилие! Даже попробовать все не успеть. Приправки и перец домой — обязательно. Ну, еще вот эту колбаску маленькую. Сушеные грибы! Запах… Мимо не пройти. На мед уже не хватает чемодана. Ну, ладно, орешки в меду — дочке. Ну, еще маленький камамбер — только попробовать…

Последний день.

Мартовский Будапешт

Отъезд в 12 дня. В 9 часов утра я уже догуляла от моста Эржебет по набережной со стороны Буды до Рыбацкого бастиона. Безлюдный — он еще красивее. Вообще эта часть города мне понравилась больше. Церковь Матиаша. Древнейшее здание в Будапеште — Ратуша. Пешком через Цепной мост обратно. Последний кофе с вкуснейшим пирожным. Едва успела забрать собранный заранее чемодан. Быстрый трансфер. Дьюти фри («Уникум» и «Уникум некст»!). Спасибо компании Малев, быстрый перелет домой.

Субъективное резюме: побывать в Будапеште хотя бы раз в жизни обязательно. Он красив. Любителям музеев есть приличный плацдарм. Любителям бродить и глазеть, вроде меня, ограничений также не наблюдается. Здесь вообще уникальное сочетание: исторически интересная европейская столица и возможность практически курортного отдыха в источниках и купальнях. Помимо города, есть куда съездить. Излучина Дуная. Балатон. Вена же очень близко. Пожалуй, лучше приезжать в апреле, до наплыва туриста, но уже по совсем не зимней природе. Кухня венгерская не для гурманов, но — для чревоугодников. Мясные наваристые густые блюда. Мне особо острыми они не показались. Напитки опять же есть интересные….

Лично меня эта страна «не зацепила», но у каждого же свои «тараканы». Мои, например, оживают в Праге и Барселоне, даже Италия их не проняла…

PS Это действительно старый отзыв уже и не помню точно какого года. Нет уже компании Малев, а жаль)

Перетаскиваю личный архив с умершего сайта….