Турист Андрей Смирнов (tripstyle)
Андрей Смирнов
был 11 декабря 2014 18:03

Андорра-Ла-Велла — Андорра Февраль 2011

Так незаметно въехали в маленькую горную страну. Маленькую, но удаленькую, но об этом позже. Местная архитектура особенная. Во-первых, серые с белыми пятнами стены и черные крыши. Это особенность местного камня. Во-вторых, во всем невероятная строгость. Нет даже намека на забавные украшения как в Италии, или росписи стен как в Австрии. Кажется, что с местным населением шутки плохи. Одно слово горцы.

Окружающие пейзажи напоминали местами декорации из фильмов Джорджа Лукаса. Неровная местность, поля и горы, привычный лес отсутствует, мало деревьев, поэтому дома каменные. Возможно летом здесь растительность буйствует, но в феврале чего-то не хватало, чтобы почувствовать себя как дома.

Княжество в Пиринеях

При этом все очень современно и стильно. Не скажешь, что в середине прошлого века страна была отсталым придатком соседей. И управляли ей совместно Испания и Франция. Но не только. Недавно узнали, что княжество Андорра короткое время возглавлял наш соотечественник. Этот случай заслуживает внимания. Не много есть на карте стран, где бы наши так себя проявили.

После октябрьской заварушки один нидерландский подданный, авантюрист родом из России узнал, что место князя временно вакантно. Он нарисовал себе родословную и заявился с претензией на королевский трон. Был с позором изгнан, но вернулся и каким-то образом убедил общественность. Успел даже составить конституцию из 17 пунктов.

Мог бы даже удержаться на этом посту подольше, но видимо в планы это не входило. Очень быстро испортил отношения с епископом Урхельским, и даже объявил ему войну. Пришли шесть испанских гвардейцев и арестовали и.о. короля. Не получилось, как говорил один официант в анектдоте. Через какое-то время его освободили. Впоследствии биография авантюриста пополнилась годами, проведенными в советском Гулаге. Жизнь поинтереснее литературного вымысла.

В шестидесятые годы прошлого века случился экономический бум. Правильная политика и минимальные пошлины на товары вывели страну в лидеры региона. Тут еще прибавилась популярность горнолыжных курортов в Европе. Туристы хлынули и страна расцвела. А много ли надо, чтобы экономика заработала, просто не мешать ей. Таково свойство экономики. Работать не благодаря мерам правительства, а вопреки им. Кто бы это нашим правителям объяснил.

Княжество в Пиринеях

Въехали в Андорра ла Велла и по навигатору быстренько нашли наш Акта Флорида отель. Из парковочных мест только парочка мест для мотороллеров. Пока выгружались за нами уже желающие проехать выстроились. Но такие терпеливые все, никто кипятном не обделался.

Я спросил у портье где можно бросить авто. Он показал за углом местечко размером с развернутую газету и сказал, что временно здесь можно оставить наш Ситроён. Как я туда заезжал, не знаю. Миллиметраж на уровне нанотехнологий. А поскольку нет ничего постояннее временного, то наша машинка простояла там три дня.

Вообще в Андорра ла Велла нет свободных парковочных мест. Точнее есть, но они все под землей. Поэтому утром мы уезжали кататься на лыжах, а вечером ставили авто опять за угол. Может никому из местных в голову не приходило, что там может поместиться автомобиль. Но однажды наше место было занято. Значит кому-то еще пришла эта мысль. При том, что мы нигде не хвастались этим.

Княжество в Пиринеях

Пришлось поставить средство передвижения в подземный паркинг на оставшиеся четыре дня. И дорого, и неудобно идти с ботинками через весь город вверх-вниз по крутым улицам. Лыжи мы в машине оставляли. А ботинки просушить надо было.

Андорра ла Велла представляет собой городок размером с наш райцентр. Только все плотнее застроено. Дом может стоять на двух параллельных улицах, причем вход с одной улицы будет на первый этаж, а со второй на третий. Такие перепады высот.

Шоппинг в Андорра ла Велла не поражает воображение разнообразием. Как и низкими ценами. Слухи о беспошлинной торговле сильно преувеличены. Цены и выбор обычные европейские. Единственное исключение напитки. Цена на виски начинается от пяти евро литр

Княжество в Пиринеях

На границе при выезде именно эта категория товаров под пристальным вниманием таможни. Мы видели, как люди выставляли бутылки из машины. Конечно, все везут с превышением нормы. Но не у всех хватает наглости сказать, всего одна бутылка на всех. У нас хватило.

Что касается условий катания, то они великолепны. Трассы широкие как футбольные поля. Полно крутых гор, но тоже прямых и ровных. Если не хватит шарма, можно переехать во Францию, она в нескольких километрах через перевал, и там полно мест для отличного катания.

Мы ездили кататься и в Сольдеу, и в Пал-Аринсал, и в Пас-де ла Каса, и в Ордино. Везде примерно одинаково. По отдаленности от Андорра ла Велла выделятся Сольдеу и Ордино. Не могу сказать, чтобы мы сильно привязались к одной горонолыжной станции. Они все хороши и предоставляют полный спектр услуг, как сейчас принято говорить. В наш любимый Пал-Аринсал мы ездили трижды, тогда как в остальные по одному разу.

Мы не спортсмены и поэтому делали себе выходные дни. Однажды поехали по Францию. Преодолели горы по серпантину и остановились в городке, где заметили необычную крепость. Оказалась действующая база НАТО. Вышли и обозрели окрестности. Было солнечно, но дул сильный ветер. Поэтому экскурсия быстро завершилась и мы поехали в глубь Франции.

Разницы в окружающей обстановке мы не заметили. Горы те же, люди те же. Городки похожи друг на друга. В одном мы остановились пообедать. Там был замок, огороженный городской стеной. А внутри улицы, дома, магазинчики и рестораны. Похоже на декорации к фильму. Все такое ненастоящее.

Княжество в Пиринеях

Только обед был настоящий. Неплохой стейк с гарниром. Сказать, что мы были в восторге от высокой французской кухни, не могу. Видимо, это было обычный туристический общепит, где все блюда на один вкус.

Я преувеличиваю просто потому, что ждали чего-то особенного от французов, а они поддались глобализации, и не захотели усложнять себе жизнь. Если есть время и желание, всегда следует искать то заведение, где питаются местные. У нас не было ни того, ни другого, поэтому мы продолжили свой путь по французской стороне.

Въехали в город Тараскон, нашли паркинг на площади и сделали кург по городку. Симпатично и мило. Тишина и безмятежность. В местном костеле проходил детский конкурс пения. Мы вошли во время награждения. Все очень торжественно и видно было, что детям нравится.

Княжество в Пиринеях

Снаружи чисто и ухоженно. Зеленые платаны густо усеяли площадь. Кое-где цветы. Не скажешь, что разгар зимы. Народ в легких курточках. Тепло и безветренно. Жаль, что нам надо уезжать обратно. Вполне можно было здесь провести пару дней, отдохнуть от катания и снега.

Обратная дорога запомнилась бесконечными серпантинами. Границу проходили уже в темноте. Рядом светились огни городка и курорта Пас-де ла Каса. Дороги пошли узкие и извилистые, а за нами приклеился кто-то и не отставал. Обычно мы всех догоняли, а этот на хвосте сидит. Я врубил пятую, гонщик тоже. Наконец-то родственная душа.

С удовольствием бы погонялся, но надо соблюдать правила, тем более темно и много встречных машин. Но дороги хорошие, гонять одно удовольствие. Никто не лихачит и не нарушает правила. День прошел можно сказать в дороге. Но мы отднохнули и много чего посмотрели за долгий зимний день. Вернулись в Андорра ла Велла ночью и сразу в люлю.

Княжество в Пиринеях

На следующий день встали поздно, позавтракали в отеле и поехали кататься на лыжах в Пал-Аринсал. Как всегда приехали после полудня, купили скипас на пол дня за 25 евро. Получается четыре часа катания. Для нас достаточно.

Переобувались прямо в машине, оставляли там свою обувь и шли в горнолыжке кататься. Это очень близко. Вспоминаю Австрию, где от стоянки на тысячу машин надо пройти километр до подъемника. А здесь масштабы поменьше. Можно подъехать вплотную к подъемнику, всегда есть место.

И вообще все очень продумано. Нет ненужных ограничений. Обслуживающий персонал заботится в первую очередь о себе об удобстве посетителей. Спокойно и без истерики. Люди тоже себя ведут со спокойным достоинством. Даже детвора не издает привычных воплей, и не лезет на красные трассы с такого же цвета пылающими глазами. Как удалось такого добиться — загадка.

Княжество в Пиринеях

Я понимаю, что есть спортсмены, кому экстрим нужен. Им все равно, что вокруг делается. Они покоряют вершины. И такие люди есть везде. Но в некоторых странах в раннем детстве им объясняют, что кроме них есть еще люди, которые приезжают отдыхать. Именно в раннем детстве. Потому что потом уже говорить бесполезно.

Если вы ищете экстрима и шумных гулянок, Андорра не подходит. Здесь скорее спокойный созерцательный отдых с элементами катания с гор на лыжах. Причем отдых очень неплохого европейского уровня.