Турист Олег Сарапулов (Oleg_Sarapulov)
Олег Сарапулов
был 26 июля 2022 15:56

Стамбул — Турция Январь 2014
Чем занять себя в новогодние праздники

Мы предполагали, что январь в Хабаровске опять будет холодным и сидеть все праздники, не высовывая носу из дома, в эти новогодние каникулы совсем не хотелось! Поэтому решили махнуть туда, где достаточно тепло и интересно! Почему выбрали Стамбул на Новый год? Не было 100-процентной уверенности, что в мусульманской стране празднуют Рождество и Новый год, и мы оказались не сильно далеко от истины. Но это не было главным при выборе места для отдыха в новогодние каникулы. Мы с женой посчитали, что в древней столице четырех империй (Римской, Византийской, Латинской и Османской) будет, чем заняться и на что посмотреть. Важным оказалось и то, что в Стамбуле полно комфортных отелей и по версии пользователей Booking.com Стамбул на первом месте среди крупных городов в мире по количеству отелей с оценкой 9+ Вот небольшой обзор на эту тему. Ну не последний довод в пользу поездки — побаловать себя турецкими «няшками» в праздники, понежить свое тело на теплом мраморе, отдаться в заботливые руки хамамщика и отмыть прошлогоднюю грязь — вкусная еда тут на каждом шагу, а бани при каждой мечети.

Новогодняя елка в Pera Palas hotel
Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

К тому нашлась удобная стыковка рейсов Аэрофлота в Москве! Так что, отработав последний день года до обеда, можно было сесть в самолет в Хабаровске, встретить Новый год по хабаровскому времени в Шереметьево, а к 9 вечера по стамбульскому времени уже быть в Стамбуле и встретить новый год на Босфорском мосту, стоя одной ногой в Азии, другой в Европе. Таков был план, а теперь о том, что удалось, а что было с успехом заменено на другие не менее интересные моменты.

Отелей бронировали два, один на первые три новогодних дня, специально европейского типа в новом городе, с елкой, рождественским и новогодним антуражем, хорошим рестораном и СПА. Нашли даже лучше того, что ожидали: Pera Palace Hotel, Jumeirah — шикарный европейский отель, настоящая легенда Стамбула, он насквозь пропитан историей, духом путешествий и роскошью. Отель был построен в конце 19-го века для пассажиров «Восточного экспресса» — пассажирского поезд класса «люкс» частной компании Orient-Express Hotels, курсирующего между Парижем и Стамбулом с 1883 года. Пассажирами этого поезда являлись состоятельные буржуа, европейская богема и знать, соответственно отель построен с размахом и роскошью. В нем написала свою книгу Убийство в Восточном экспрессе Агата Кристи. Отзыв об отеле здесь.

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле
за новый год по Московскому времени

На оставшиеся четыре дня выбрали небольшой уютный отель в центре старого Стамбула в нескольких шагах от Голубой мечети, для прогулок по старому городу и экскурсионной программы. Не знаю, почему по версии tripadvisor.ru Hotel Amira Istanbul считается отелем № 2 в Стамбуле, просто хороший маленький чистенький отель, без особой роскоши, но в тоже время приятный сервис и уют! Хорошее соотношение цены и качества, даже для новогодних каникул. Отзыв об отеле здесь.

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Но давайте уже о самом Стамбуле! Нам показалось Стамбул крайне интересный для посещений город, в нем найдется все, что может искать пытливый путешественник. История и культура разных веков и разных правителей сохранилась и переплелась здесь со свойственной востоку изящностью и яркостью. Чего здесь не найдете в большом количестве, так это скульптуры и скульптурных композиций с изображением человека, ну нельзя мусульманам этого делать. Единственный памятник на площади Таксим с изображением Ататюрка в компании с Ворошиловым и Фрунзе. Так же вы не найдете здесь рождественских и новогодних базаров и ярмарок, как во всей Европе в праздничные дни.

Европейская часть Стамбула делится бухтой Золотой рог на Старый и Новый город и, не смотря на то, что их объединяют два моста, они действительно очень сильно различаются, просто разительно. Отели в Старом городе — это в основном старые, иногда деревянные особнячки в 3–4 этажа, а в новом городе больше современных роскошных отелей.

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Если в старой части города большинство магазинов торгуют чисто восточной экзотикой (шелковые ковры, украшения, сувенирка), то в новом городе полно торговых центров и брендовых магазинов, есть даже целая улочка музыкальных инструментов. Наверное, не надо говорить, что большинство достопримечательностей Стамбула, связанных с историей и культурой Стамбула (Константинополя) находятся в Старом городе, но и Новый город не лишен своей прелести: башня Галата, Дворцы Долмабахче и Чигаран… Большинство мечетей Стамбула находиться в Старом городе, а в Новом можно наткнуться и на католический храм, и на синагогу.

и не фотошоп :)

Набережная в Старом городе хоть и имеет пешеходную зону, но ничего интересного, кроме котов вы здесь не встретите, а крепостная стена очень быстро надоест своим однообразием. Набережная в новом городе — красивая парково-пешеходная зона, перемежающаяся территориями дорогих отелей и видовых морских ресторанов. Хотелось бы отметить, что прогуливаясь здесь первого января, мы не нашли ни одного ресторана, где нам могли бы предложить вино или пиво — только чай или кофе. Зато на площади Таксим или по всей улице Истикляль, а так же у башни Галата полно заведений европейской направленности с приличной винной картой и столиками на тротуаре на французский манер.

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Свежевыжатые гранатовый и грейпфрутовый соки вы будете встречать на каждом шагу в Новом городе, зато разносчиков турецкого чая и лавки где, готовят турецкий кофе традиционным способом на песке, скорее встретите в Старом городе.

Pepsi отдыхает :)

О кухне и о вине: не знаю кому как, мне показались мифом рассказы о дешевизне питания и отдыха в Турции. Или это так, если вы готовы питаться на ходу тем, что продается на улице: баранки, различные булки, донеры, шаурма, рыба, уложенная в половинку батона и прочий фастфуд. Но если вы зашли в ресторан и заказали по меню и готовят специально для вас, то это обойдется так же как во Франции в 35–50 евро с человека за ужин без вина. Местное турецкое вино будет уступать по качеству французскому, но по цене обойдется так же или даже дороже, чем во Франции. Но обслуживание будет на высоте: с байками, расспросами и обязательным «Привет Москве и родным» перед уходом и вы уйдете довольным и сытым, как от родителей или друзей.

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Особенно нам понравилось атмосферное местечко Barbecue House, что немного выше по улице от знаменитой Базилика Цистерна. Наткнулись случайно, гуляя по лавкам. Так же как у многих стамбульских заведений у входа стоит русскоговорящий зазывала, но этот как-то сразу расположил к себе. Зал достаточно уютный, атмосфера национальная, немного тесновато, как и во многих недорогих ресторанах. Русских здесь ценят и наверное даже любят. Администратор отлично говорящий по-русски. И он не просто усаживает и принимает заказ, а пытается расположить к себе и поддержать разговор. Почти у всех узнают, откуда они приехали.

Выбор блюд неплохой, есть баранина и говядина, очень крупные тигровые креветки, рыба, неплохой выбор местного вина. Лепешки пекут прямо здесь в печи и подают их горячими. Если не смогли определиться по названию и фотографии блюда — официант подскажет, насчет рыбы он сказал «почти всегда из замороженной, лучше не брать».

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Далее о том, что, я считаю, стоит посетить в Стамбуле, с картой:

Айя София — один из древнейших православных храмов, один из самых больших и самых поражающих своей красотой и величием. Во времена Османской империи храм стал мечетью и теперь ведутся восстановительные работы — из-под раскрашенной восточным орнаментом и арабскими письменами штукатурки выскребается древнейшая золотая мозаика с изображением православных святых. На сегодняшний день здесь можно наблюдать такое соседство христианских и мусульманских святынь, что крышу сносит;

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Голубая мечеть — самая большая мечеть Стамбула, 6 минаретов, без посещения этого места трудно представить масштабы религиозности турок, а так же их умение строить. Как и положено на востоке вокруг Голубой мечети большое количество лавок и восточный базар. Кстати сказать, в отличие от Гранд базара, находящийся позади Голубой мечети Arasta Bazaar хоть и не велик, но представляет все самое лучшее (ковры, шелка, кашемир, керамика, украшения);

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Цистерна Базилика — невероятное место, такого, наверное, нигде не увидишь — большое древнее подземное водохранилище. Обязательно найдите колонны, опирающиеся на голову медузы-горгоны- — настоящий квест для детей и взрослых.

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Дворец Топкапы и султанский гарем — рекомендую к посещению в хорошую погоду и желательно с хорошим гидом. Помещения гарема — сумрачные, холодные голые стены и каменные полы. Аудио-гид не развлечет вас рассказом красивых восточных сказок и загадочных историй, чистое перечисление мест и помещений. Дворец немного интереснее, особенно более современные сооружения в восточной части. Но самое потрясающее — сокровищница дворца — вот где по-настоящему понимаешь слова из детских сказок о несметных восточных сокровищах! Вес камней в украшениях измеряется не каратами, а граммами, количество камней в украшении — не штуками, а сотнями и тысячами, размер одежды не какими-то условными S,M,L, а квадратными метрами шелка и бархата….

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Оставьте себе время после просмотра на посещение кафе-ресторана Konyali на открытой веранде за дворцом Топкапы, отсюда замечательный вид на Мраморное море и вход в пролив Босфор.

Церковь Святой Ирины — один из древнейших христианских храмов Константинополя, являлась главным храмом до постройки Айя София. Во времена Османской империи не перестраивалась в мечеть, поэтому сохранила свой первозданный вид. Находиться рядом с дворцом Топкапы, но мы не нашли способа попасть внутрь. Пишут, что сейчас она является концертным залом, видимо надо смотреть расписание работы на сайтах, торгующих билетами на концерты.

Церковь Святой Ирины

Дворец Долмабахче — последнее пристанище османских султанов, более современный и более европейский снаружи, выполнен в стиле барокко с привнесением восточных орнаментов. Один из немногих дворцов в мире, расположившихся на отсыпанном искусственно берегу моря. Внутри поражают очень красивые интерьеры 19-го века в стиле барокко, большое количество серебра, фарфора и хрусталя. Перекрытия и полы деревянные, поэтому вход с целью сохранения дворца очень ограничен, только в сопровождении гида или с группой. Вокруг дворца очень красивый, во французском стиле парк с фонтанами, очень приятно прогуляться в хорошую погоду. Стоит остаться и понаблюдать смену караула у главных ворот. Примерно раз в полчаса караульные меняются будками: правый переходит в левую стеклянную будку, левый, соответственно, в правую!

он же дворец!
Долмабахче сарай
Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Галата — башня, насколько привлекательная снаружи, настолько же неинтересная внутри, лифт, кафе, ресторан. Стоит отстоять очередь только для того, чтобы полюбоваться на крыши Нового города и на Галатский мост.

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Галатский мост — именно здесь мы встретили новый год по Стамбульскому времени, много людей высыпало сюда к полуночи с фейерверками и даже с шампанским. Рестораны под мостом были полные, но после 3-х ужинов (в самолете, в Шереметьево и снова в самолете) есть уже не хотелось. Прогулялись, поглазели (из новогодней торговли только продавцы сандвичей с жареной ставридкой) и спать!

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Ортакей — большой нетуристический район, на берегу Босфора есть небольшой скверик с видом на мост через Босфор — место отдыха местных жителей. Если вы сюда попадете в выходные, вы поймете, что любимое блюдо местных жителей вовсе не кебаб или долма, а огромного размера печеная картошка, завернутая в фольгу и начиненная какой-то смесью из овощей.

Здесь рыба ловиться везде. Вопрос какого размера?

Kervansaray — ресторан с национальной программой, этакое турецкое кабаре, совсем не Мулин Руж, но очень стараются! Пошли не ради ужина, а ради развлечения предлагаемого как этническое турецкое шоу! Повеселились от души! Персонажи программы один забавнее другого, но работают с душой и выкладываясь на все сто, если можно так сказать про турок. Очень понравилась грудастая шатенка Asena и ребята, исполняющие осетинские танцы! Давно хотел посмотреть вживую любимую «Отцом народов» лезгинку и танец с кинжалами, было неожиданностью увидеть это в Стамбуле! Воистину Стамбул город контрастов.

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Кухня совершенно невкусная, вино местное посредственное, в менее дорогих заведениях пил лучшее местное вино. Снующий во время программы официант только мешал, а потом откровенно намекал на чаевые, демонстрируя лиры и спрашивая «как сервис?» В общем, годиться только в хорошем настроении и выпив и поужинав накануне!

Гранд базар — большая турецкая барахолка, квартала ненужного хлама в котором можно найти жемчужину:) Нужно ли посетить, решайте сами или только если по дороге в мечеть Сулеймани.

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Сулеймани мечеть — чисто, красиво, большая зеленая территория, 4 минарета. Одна из самых высокорасположенных мечетей в Стамбуле, видно ее отовсюду. Внутри тихо и спокойно, очень приятно зайти после Гранд базара. Не торопитесь ее покидать, от задней стены отличный вид на Галатский мост и на Босфор, а в одном из двориков мусульманское кладбище, сильно отличается от христианских — строго, спокойно, тесно.

Сулеймани мечеть
Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Египетский базар или рынок специй — сколько не произноси «халва», во рту слаще не станет! Обязательно и лучше в первые дни посещения Стамбула и лучше с гидом. Но даже без гида, только пробуя и расспрашивая о товаре, вы лучше поймете турецкую кухню и торговлю. Вы узнаете, что не стоит покупать в случайных лавках на улицах города турецкие сладости в красивых коробках «3 по цене 2-х», вы поймете, что хорошая свежая вкусная нуга стоит недешево. Вас угостят турецким чаем и изнасилуют предложениями попробовать все новые и новые угощения, халва, лукум, баклава, грильяж, козинаки, пишмание, нуга, курага, финики, инжир и орехи, орехи, орехи… Вы обязательно купите какую-нибудь вкуснятину, которая дома вам будет напоминать о гостеприимстве Стамбула. Кстати турецкие сладости на самом деле не такие уж и сладкие! Наши российские производители «восточных сладостей», кажется, перекладывают в свою продукцию дешёвых ингредиентов типа сахара и крахмала.

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле
Египетский базар (рынок специй)
и не только специй

Hafiz Mustafa 1864

Небольшая сеть кондитерских по Стамбулу, одна на улице Hamidiye Cd, что недалеко от Египетского рынка и Новой мечети, но лучшая находится на площади Таксим. Во-первых она больше и удобнее, во-вторых только здесь в Стамбуле я получил настоящий эспрессо. Даже в Lavazza у Галатской башни он был не так вкусен. Здесь он был настолько хорош, что я выпил 3 чашки подряд! Кофе по-турецки здесь тоже хорошо делают, по-настоящему густой, горячий, с шапкой пены и в меру сладкий.

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Говорить о том, что здесь большой выбор сладостей, наверное не надо, это по всему Стамбулу так. Но если вы хотите что-то взять с собой домой в Россию, покупать стоит именно здесь! Оригинальная упаковка, быстрое обслуживание, аккуратный и внимательный персонал, упаковка в вакуумные пакеты, кофейные аксессуары и чашечки на любой кошелек и вкус! Можно все взять в одном месте, вам упакуют и положат в фирменную сумочку.

Что далее? Ну конечно же хамамы, все какие найдете, или все, что будут по карману. Один из самых красивых и самых дорогих Haseki Hurrem Sultan Hamami, что напротив Айя Софии. В Новом городе один из лучших Kilic Ali Pasa Hamami. Но поделиться впечатлениями о посещении оных не могу: после хамама и мыльного массажа сделанного в СПА при отеле Pera Palace, спина чесалась и болела несколько дней, поэтому повторять этот опыт не захотелось. Веничек дубовый моей спине как-то привычнее, к тому же теплынь стояла в Стамбуле такая, что отогреваться в хамаме не требовалось.

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

Ну и что же в итоге: замечательная поездка в замечательный Стамбул. Конечно новогодняя атмосфера только в душе и в отеле Pera Palace, но если хочется провести новогодние каникулы как то необычно, то вполе себе даже интересно может получиться! Погода теплая, еда вкусная, сок гранатовый просто великолепен и гранатов на него не жалеют, обслуживание у турок даже лучше, чем в ЮВА, гид хороший с нами провел целый день спасибо Ведат!

А елка в Стамбуле таки нашлась - в парке перед дворцом Долмабахче :)

Новогодние каникулы в неновогоднем Стамбуле

До свидания Стамбул и спасибо за подарок!

Приятных всем путешествий и новых всем хороших впечатлений! Наслаждайтесь!

Теги: Шоппинг, Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм