Турист Мария Уткина (zvezdamarusya)
Мария Уткина
была 18 июля 2019 14:54

Рига, Юрмала — Латвия Ноябрь 2013

Рига — в этом названии столько старосоветского, что переплюнуть в ностальжи о тех временах ее может только Юрмала с балтийским взморьем! Теряясь в догадках, с чем можно сравнить эти города, я примеривала на них и сдержанность Таллина, и размах Праги, и картинки с советских открыток и ч/б фотографий, и громогласное звездное эхо о Новой Волне.

Портрет тетушки по имени Рига

А оказалось — все не то! Люблю я дарить городам человеческие образы, так вот Рига — это ваша двоюродная тетушка, эмигрировавшая в Европу уже будучи в возрасте старой девы, когда вроде бы и привычки уже менять поздно, но погружение в атмосферу обязывает вести себя по-другому — сдержанно и неспешно, носить шляпу и жеманно хихикать, изображая коренную европейскую степенность.

Портрет тетушки по имени Рига

Первое и отличительное, что все говорят на русском. Английский я не использовала ни разу. Молодежь специально не говорит на русском, то ли в силу нежелания, то ли в силу протеста — не знаю, но буквально до недавнего времени русский был обязательным и в школах, отсюда и его знание, пусть и с акцентом, пусть и с непониманием некоторых, редко используемых слов. Так как моя поездка задумывалась, как вариант побега от усталости и людей, практикую такое в поездках в 3–4 дня, то мне была сделан срочный латвийский шенген с коридором в неделю на три дня (да, Латыши не испанцы!) , был заказан индивидуальный трансфер за смешные 50 евро в обе стороны и гостиница в старом городе. Билеты на самолет были найдены по бросовой цене и куплены отдельно, так как турфирма говорила, что самолеты все под завязку и пыталась отправить меня поездом. В итоге, самолет летел наполовину пустой — что и требовалось доказать. Летела я в самый разгар ноябрьских праздников и выходных, поэтому тур мне обошелся, считаю, за очень смешные деньги — что-то около 400–450 евро. Кстати, о евро, хотя в Латвию въезжать надо по шенгену — у них до этого года была своя денежная валюта -латы! С января 2014 года они постепенно изымаются из оборота и в силу вступают евро, так что я застала на последних месяцах исторический момент пользования старой денежной единицей, что доставляло мне кучу неудобств, потому что курс сильно разнился во многих обменниках, а вникать в нюансы " где выгоднее» было некогда.

Портрет тетушки по имени Рига

Латвия идеальна для «поездки выходного дня " или для автомобильного трипа " Латвия-Литва-Эстония», но так как я в Эстонии уже побывала, то мне был интересен первый вариант для неожиданной поездки на пару-тройку дней. Вечером, прилетев в маленький и скромный аэропорт Риги, который считается самым крупным в Прибалтике по объему перевозок, меня встречал личный трансфер с именной табличкой в виде мужчины модельной внешности на огромном джипе. В этот момент, мне в принципе, Латвия уже понравилась:)

Портрет тетушки по имени Рига

В Латвии все компактно, в силу ее скромных размером, через 25 минут я уже была в отеле Wellton Old Palace Riga Hotel в своем номере — гостиницу на окраине старого города могу спокойно вам посоветовать — ибо есть все, что душе угодно в скромном пространстве и плюс обходительный и вежливый персонал. Бонусом к wifi, полному банному набору во главе с халатом, утюгу и гладильной доске, постели с правильным бельем, будет еще и вкуснейшее шампанское на завтраках, которые тоже весьма и весьма разнообразны! Так как программа у меня была под названием " Никакой программы!» , я решила провести остаток вечера за коктейлем в самом высоком баре Риги Radisson Blu на 26 этаже, созерцая ночной город, окутанный неспешной гирляндой разноцветных огней. Коктейли не совсем дешевые, но это является своеобразной платой за вид на город, работает бар с 16.00 вечера и до утра.

Портрет тетушки по имени Рига

Прогулявшись по пустынным улочкам вечернего старого города, можно понять всю глубину провинциальности этого местечка — после 8 вечера поток людей резко спадает, а к десяти в закоулках -аппендиксах old town и вовсе порой не встретить живой души. Можно гулять по Риге строго по несложной карте с указанием основных достопримечательностей, которую выдают на ресепшен любого отеля, либо наобум — изображая из себя неспешного и свежеиспеченного местного жителя, который познаёт город, например, переехав сюда из России. Я этой поездкой хотела убить двух зайцев -не только преследуя туристическую цель, но и прощупывая Латвию, как вариант покупки недвижимости. Это один из лучших вариантов в Европе, с точки зрения цена и условия получения вида на жительства.

Портрет тетушки по имени Рига

Первый день ознаменовался именно таким «наобум» и противнейшим дождем, но, стащив гостевой бордовый зонт из отеля, я направилась в сторону вокзала на электричку в сторону Юрмалы. В коллекцию о " первом разе» : я никогда в России не ездила на электричке — не приходилось. Благо, я заранее озаботилась информацией, что как таковой станции с названием «Юрмала» не существует в природе, а есть несколько станций с названиями районов, на которые делится Юрмала, центральный — Майори. Ехать от Риги километров 60, поэтому вы комфортно в полдня сможете уложиться в прогулку к морю -это если в не сезон, в сезон я бы остановилась там на пару дней. В электричках ходят контролеры и штампуют ваши счастливые билетики — есть в этой процедуре что-то магическое: они делают это с такой важностью, что кажется, будто они выдают вам пропуск на море…)

Портрет тетушки по имени Рига

По каким-то фантастическим обстоятельствам, небесная канцелярия стерла дождливую картину дня, и когда я вышла из электрички в Юрмале, наперевес с зонтом, выглянуло солнце и облака, кучерявыми барашками, побежали наперерез к морю. И тут меня ждало смешанное чувство: я, конечно, подозревала, что Юрмала -это нечто маленькое и провинциальное, но чтобы настолько?! Причем, этот факт не стал фактом с привкусом разочарования, а наоборот!

Портрет тетушки по имени Рига

Я с таким удовольствием гуляла по этому дачному поселку, времен прошлого столетия, вдыхая воздух высшей пробы с примесью сосен и прибоя, что осталась просто влюблена в это местечко. По главной пешей улице, которая в ноябре покрыта отчужденностью и едва встречающимися случайными гуленами, хочется идти неспешно и спотыкаясь взглядом о свое отражение в витринах, рассматривая кафе с полупустыми столиками, а ведь летом здесь точно негде яблоку упасть…!

Портрет тетушки по имени Рига

Здесь все вальяжно: от толстых лохматых котов до Карлосонов, которые прилетают, по утверждению хозяина кафе, только в солнце — и тут тебя накрывает волна спокойствия, и ты отчетливо понимаешь истинные намерения звезд, которые покупают тут дачи. Юрмала — идеальное место, чтобы сбежать от суеты, погрузиться в атмосферы советских дач Подмосковья элитного поселка советских ученых, политиков и прочей элиты СССР — тут рыхлые, от времени двухэтажные деревянные, некогда бывшие прекрасными, дачи соседствуют с апартаментами и дворцами по типу современных рублевских. И мирно так соседствуют, вполне себе органично, не вызывая диссонанса в восприятии общей картины уютности. Здесь можно примерить янтарные бусы или услышать шутливое, чуть ли не одесское:" Меняю поцелуй на банку с медом!», здесь можно наблюдать за сарделечными таксами и юными велосипедистами, разглядывать плакаты дам в советских высоко этических купальниках и чувствовать себя в приподнятом расположении духа, таком, как в деревне у бабушки, когда тебе шесть, пахнет молоком и деревней, а впереди вся безоблачная жизнь.

Портрет тетушки по имени Рига

Конечно, в Юрмалу едут к морю и за морем, и это в первую очередь. " Куда к морю?»,-плохо скрывая волнение, спрашиваешь нелепо у прохожего ты. Наотмашь и с недоумением машет в сторону многочисленных проулков и выходов к Балтийскому. За год в моей жизни второе холодное море — монетка, брошенная под Таллинном, с желанием вернуться, не обманула и вывела к осеннему Рижскому взморью, спустя одиннадцать, помноженных на тридцать календарных.

Портрет тетушки по имени Рига

Как же хорошо и холодно, как же ветрено и безлюдно, как же, казалось бы, неприветливо и одновременно свежо море в это время года! Закрываешь глаза и представляешь это место летом, а лучше даже не летом, а отмотав воображение на несколько десятилетий назад — кисть фантазируемого художника рисует рай по сознанию советского человека. Совершенно в растрепанных чувствах я возвращаюсь в Ригу — более зябкую и неприветливую, нежели длинная, растянувшаяся на 20 километров вдоль побережья, Юрмала. В растрепанных от эмоционального релакса, который мне подарила Юрмала за пару часов и не дала Рига за несколько дней.

Портрет тетушки по имени Рига

Самое любимое место, которое мысленно теперь живет в моем подсознание обнаружилось в церкви Святого Петра — посетите ее на закате, чтобы застать охровую Ригу с обзорной площадки под куполом, откуда открываются знаменитые открыточные виды на 365 градусов по окружности.

Портрет тетушки по имени Рига

А потом неспешно прогуляйтесь по самому храму, увешанному орденами и гербами Средневековья, под мелодичную фоновую музыку и трест плавящегося воска, заглядывая в глаза Богу. Здесь живет то, чего вы не найдете во многих храмах мира — попадающее на душу бальзамом спокойствие… Уходить из этого места не хочется, хотя я не являюсь паломником или ценителем исторических и действующих мест веры разной направленности, но это волшебное и энергетически насыщенное.

Портрет тетушки по имени Рига

Хотя волшебство и сам город, разрезанный рекой Даугавой и соединенный несколькими мостами: здесь действительно красиво и разные стилевые решения в архитектурном ансамбле не портят его, а наоборот, придают яркий и узнаваемый образ. Сам старый город можно пробежать за какие 2–3 часа, причем, если вы будете его пробегать без целенаправленного замечания мест, отмеченных на карте — вы их можете просто не заметить. Этот город, как книжный шкаф с потаенными полочками: вы будете три раза проходить по близлежащей улице, но вы не свернете к нужному дому с котами на крыше, или не увидите, " припаркованного» во дворе за углом деревянного коня, или совершенно случайно проскачите мимо, того самого, исторически важного камня с лицом тролля!

Портрет тетушки по имени Рига

Что нужно сделать в Риге, кроме обязательного посещения достопримечательностей и поездки в Юрмалу? Обязательно надо встать в 7 утра и посмотреть, как город просыпается — побродить, по еще пустынным и сонным, улочкам, разглядеть интерьерные детали и посетить дизайнерских лавки и обязательно поболтать с хозяйкой одной из таковых, пообедать в Lido — рижская столовая с приятными ценами и действительно вкусной едой, поглазеть на местных жителей — их романтическую и неспешную вальяжность, и оценить их желание, ненароком попозировать для твоего кадра, улыбкой. Отведать латвийских лаймовских конфет — например, под часами, где встречаются влюбленные, и с этого же места посмотреть, как меняют караул у рижской " статуи свободы» . Кстати, с этой скульптурой произошел забавный исторический спор: ее построили на деньги местных жителей, как символ свободы, но в оккупационный период (Латыши многие именно так воспринимают тот исторический момент, когда Латвия входила в СССР) советская власть не стала сносить этот памятник, а переиначила этот образ, как девушка — это сама советская власть, держащая три звезды, символизирующие три дружественные республики: Латвию, Литву и Эстонию… Так вот откуда пошел ассоциативный ряд этих трех стран, которые все время в уме всплывают неразрывно вместе!

Портрет тетушки по имени Рига

Говорят, прибалты не любят русских: это вторая страна, где меня должны были " не полюбить» и я всеми фибрами души подсознательно ловила эти моменты, но отчего-то не поймала, к счастью и опять уверовала в предвзятое отношение, которое преследует тех, кто так думает.

Портрет тетушки по имени Рига

На самом деле, Рига — уникальна в сочетании стилей — здесь есть и средневековье, и дух уже более поздней Европы, пропитанный модерном 19–20 веков, и современный переходный антураж зданий, умело сочетающийся со всем этим великолепием. Особью стоит район Югендстиля — вот, где рот открывается от этих плотностоящих изящных домов с головокружительными скульптурами, деталями, балконами и башенками, фасадными львами и цветовой гаммы в стиле не кричащей радуги Арт -нуво. Есть города комфортные и не комфортные для туризма, так вот Рига — это тот самый случай, когда пешеходная прогулка становится идеально выбранным способом передвижения по городу, для личного знакомства с ним. Из-за своей компактности, размеренности и грамотной укомплектованности Старого города — это прекрасный образец удобства в туристическом смысле. Плюс сюда не страшно отправить людей, не владеющих языком, например, я бы спокойно сюда отправила родителей.

Портрет тетушки по имени Рига

Вы спросите: «Почему я не упомянула о трех братьях, Домском соборе, Доме Черноголовых, который является визуальной визитной карточкой города, о рынке, который расположен в ангарах для самолетов, о Рижском замке и Пороховой башне?» , -да потому что этим пестрят все путеводители, и в рассказе о них не будет того истинного мнения о городе, которое присуще каждому туристу. Ведь приезжая в тот или иной город, не важно что мы о нем знаем и слышали, мы берем свой девственно чистый холст сознания и начинаем рисовать портрет, делая свои субъективные заметки на полях и видя тот образ, который нам показался присущим этому месту здесь и сейчас …