Турист Галина Челышева (gal-ka)
Галина Челышева
была 17 февраля 2021 12:13

Марокко Декабрь 2013

Марокко — уникальная страна. Расположенная на стыке исламской и европейской культур, населенная древними арабскими и берберскими племенами, лежащая на границе самой большой пустыни мира и самых зеленых гор Африки, омываемая водами Атлантики и Средиземного моря, эта достаточно небольшая территория может похвастать самыми разнообразными достопримечательностями и природными красотами…

Марокканские хроники

Попасть в эту страну я хотела давно, но все как-то не получалось. Основной вопрос: С кем??? Ведь успех любого путешествия напрямую зависит от компании единомышленников. Интересы и предпочтения должны сходится практически на 100%. БОльшая часть моих друзей и знакомых: любители отельного ленивого отдыха… Поэтому я периодически просматриваю раздел поиска попутчиков на Винском… И именно там в сентябре я увидела предложение одной девушки из Питера присоединится к их компании из 3-ех человек и отправится в эту удивительную самобытную страну. Билеты у них уже были куплены по акции у Royal Air Maroc прямой перелет Москва-Касабланка.

наша дружная команда

Помониторив билеты, для себя подобрала наиболее подходящий вариант и по цене и по времени у AirFrance: 25 ноября-10декабря с 3-ех часовыми стыковками в Париже Москва-Каса за 12000 руб. На раздумья времени практически не было… Пообщавшись с Наташей о программе поездки, поняла, что наши интересы сходятся, решила вопрос с отпуском на работе и через 2 дня билеты уже были куплены… Забегая вперед, скажу, что все получилось замечательно!!! Отличные попутчики, ставшие мне теперь друзьями… В течении всей поездки нам встречались потрясающие люди: местные помогайки, которые нам действительно помогали и с поиском отелей, и с покупкой билетов на автобусы и во многих других вопросах, дружелюбные хозяева отелей и риадов…

Разработкой маршрута занималась Наташа, мы обсудили наши пожелания и решили не пытаться объять необъятное за 2 недели, без особой спешки, но зато с чувством, толком, расстановкой…… Наш маршрут по ходу поездки немного изменился, планировали еще Тафраут и Эссувейру (в итоге решили оставить на следующую поездку) В окончательном виде получилось вот так: Касабланка (2 ночи)-Марракеш(проездом)-Варзазат(2ночи)-тур на 2ночи-3дня с ночевками в ущелье Дадес и пустыне рядом с Мерзугой-Варзазат (1 ночь)-Марракеш (3 ночи)-переезд через Агадир и Тизнит до Легзиры-Легзира (3 ночи)-переезд обратно в Марракеш(2 ночи)-ночной переезд в аэропорт Касы-утренний вылет домой… Не обошлось без сюрприза от марокканских авиалиний для моих друзей в виде отмены обратного рейса и альтернативного предложения задержаться в Марокко еще на 3 дня (правда за свой счет). Мои друзья воспользовались этим предлжением, остались еще на 3дня в Марракеше, после возвращения домой отправили авиакомпании претензию с требованием хоть какой-то материальной компенсации… пока ответа не получили…

Отель забронировали заранее только в Касе, остальные искали на месте (с помощью помогаек). Так как ноябрь—декабрь это уже невысокий сезон, то в каждом отеле торговались… По возможности заселялись в большие номера, рассчитанные на 4-х. Отель в Варзазате нам обошелся 24 евро за ночь на 4-х без завтрака, в Легзире с завтраком большой номер с 2-мя спальнями и террасой с панорамным видом на океан за 35 евро

на Легзире выбор отелей небоьшой и они все практически одинаковые

вид из нашего окна

Марокканские хроники

в Марракеше жили в традиционном риаде в 5-ти минутах от Джемы Эль Фна за 80 евро ночь с завтраками за 4-х. в прайсе цена за номер была 105 евро. (Цены буду указывать в переводе на евро, курс примерно 1 евро=11дирхам).

приветственный чай в риаде

внутренний дворик нашего риада

в номере

В каждом отеле были какие-то мелкие недочеты: то Wi Fi не работал совсем, то проблемы со сливом воды в душе, то вообще вдруг вода пропадала из кранов и всякие другие мелочи… Но везде мы чувствовали себя как дома, благодаря дружелюбию и гостеприимству хозяев и менеджеров отелей.

ребята из отеля на Легзире каждый вечер нас бесплатно кормили ужином, салат с осьминогами, таджин, спаггети с морепродуктами… мы были их единственными постояльцами…

Марокканские хроники

По стране перемещались на поездах, автобусах. Поезда ходя по расписанию, автобусы иногда задерживались на 15–20 мин. Стоимость проезда в поезде Каса-Марракеш 9 евро, автобусы Марракеш-Варзазат 8 евро, Марракеш-Тизнит (через Агадир) 11 евро, билеты заранее не покупали и не бронировали… Один раз воспользовались гранд-такси, чтобы доехать от Тизнита до Легзиры. Ехать около 70-ти км, заплатили 25 евро. По Марракешу и Касе ездили на петит-такси (машина максимум на 3 пассажира). Средняя стоимость поездки по Марракешу 2 евро, хотя изначально таксист озвучивал цену в 4–5 евро, мы сразу же отказывались, таксист тут же соглашался))) Счетчики включать категорически отказывались…

Так как я прилетела на день раньше всех, то этот в день я решила немного погулять по Касабланке и доехать до Рабата. Отель Central, в котором я остановилась, и в который потом приехали мои друзья, находился рядом с мединой. Утром, позавтракав, я отправилась пешком к главной и самой большой мечети страны мечети ХасанаII. Вход в мечеть платный 11 евро, осматривать мечеть можно только группами с местными гидами в строго определенное время в 9.00, 10.00, 11.00 и 14.00, группы собираются языковые, русскоязычных гидов там нет…

мечеть Хасана II, 2-ая по величне в исламском мире

Марокканские хроники

Из Касы в Рабат каждые полчаса ходят поезда, билет стоит 35 дирхам, ехать 1 час. В Рабате я первым делом на такси отправилась в крепость Касба Удайя. У ворот крепости меня перехватил местный помогайка и предложил мне услуги гида… Я решила не отказываться, так как времени у меня было мало, единственно сразу не обговорила цену. По окончании он с меня запросил 350 дирхам, на что я ему сказала, что за 40 мин прогулки и за одного человека это будет дороговато. В итоге мы с ним сошлись на 150 дирхамах. В крепости понравилось, красивые бело-голубые дома с потрясающими резными дверьми, узкие улочки, жаль времени было маловато там побродить…

на смотровой

Марокканские хроники

вид на касбу с набережной

Марокканские хроники

Из касбы я вдоль набережной дошла до остатков мечети Якуба аль-Мансура с башней Хасана

Марокканские хроники

Вечером я вернулась в Касу, встретилась со своими новыми друзьями… На следующий день нас ждал долгий переезд из Касы в Варзазат. Сначала из Касы на поезде мы доехали до Марракеша, затем сразу же на автобусе компании Супратурс уехали в Варзазат, куда мы приехали около 9-ти вечера. Дорога от Марракеша до Варзазата впечатляет и пугает своими горными серпантинами. По пути была получасовая остановка на перекус-отдых.

Марокканские хроники

Варзазат, небольшой провинциальный городок. Туристы прибывают туда в основном, что бы оттуда отправиться в трекинг по горам или в пустыню. Наши помогайки, сразу же нам предложили программу на индивидуальном джипе по каньонам и пустыне. Программа на 1ночь-2дня за 90 евро с человека с кормежкой, на 2ночи-3дня за 140 евро… Нас цена не очень устроила, мы решили не торопиться, на следующий день погулять по городу, осмотреться и поспрашивать цены в других агентствах. Помогайки отвели нас в местную едальню, где мы потом и питались, все очень вкусно и очень дешево, таджина за 20 дирхам мы потом нигде не ели, обычная цена от 45 дирхам… На следующий день с утра пораньше (разница во времени минус 4 часа) мы отправились гулять по городу. Тихий, спокойный и чистый городок, людей мало, широкие улицы…

Марокканские хроники

Зашли в 1-ое же агентство, поговорили, обсудили, в итоге выбрали программу на 3 дня-2 ночи на инд. джипе с ночевками в отеле в ущелье Дадес и в пустыне в шатрах недалеко от Мерзуги, включены завтраки-ужины, проживание, переезды, двухчасовой переход на верблюдах по пустыне к месту ночевки и обратно… Хозяин агенства сказал, что мы у него первые русские и за это сделал скидку. За 3 дня с человека обошлось всего по 80 евро, джип за нами должен приехать на следующий день рано утром прямо к отелю. Остаток дня просто гуляли по Варзазату, накупили с собой в поездку фруктов, фиников, вкуснейшей выпечки, ну и конечно же воды. Цены на воду кстати везде фиксированные: и в магазинах и в маленьких частных ларьках-7 дирхам за 1,5 литра, мандарины от 5 до 8 дирхам (т. е. на рубли примерно всего 20-30 руб за 1кг))), гранаты 8 дирхам за кило, финики от 20 дирхам…

Марокканские хроники

Утром за нами приехал джип с нашим водителем-бербером и мы отправились в путь…

По пути заехали в Касбу Амридил. Эта касба когда-то была изображена на денежной купюре. Встретил нас в касбе и был нашим гидом классный и очень обаятельный местный парень Реда. Рассказал на хорошем английском и показал много интересного. После посещения касбы остались самые положительные эмоции. За вход в Касбу платили отдельно: по 2 евро с каждого+5 евро со всех за гида.

Марокканские хроники

Поездка нам всем понравилась, водитель был наш не очень не разговорчивый, на все наши просьбы остановиться в очередном красивом месте реагировал спокойно. В 1-ый день мы заехали в гости к одной берберской семье, живущей в горах в пещерах. Не уверена, что они и сейчас так же живут, скорей всего спецом для туристов организованное место. Но там же были и загоны для домашнего скота с маленькими козлятами, и кормушки с едой и осликами… Берберская девушка напоила чаем, мы ее угостили сладостями, водитель рассказал нам немного о берберских обычаях…

Марокканские хроники

Так как обеды не были включены в стоимость нашей поездки, водитель нас завозил в едальни, попадавшиеся нам по пути. Цены там явно завышены и рассчитаны на таких заезжих туристов, но мы и там умудрялись торговаться… С собой у нас был стратегический запас напитков, закупленный в дьютике, всегда предлагали местным в кафе, некоторые не отказывались))) в итоге каждый обед проходил за интересным общением…

Вся дорога проходила по живописнейшим местам, качество дорожного покрытия хорошее. На дорогах часто встречались полицейские с радарами, как сказал водитель, штрафы за превышение скорости там высокие, поэтому так же как и в России, там принято моргать фарами другим водителям…

Марокканские хроники

К вечеру 1-го дня мы доехали до каньона Дадес. Здесь нам предстояла ночевка в одном из отелей. Серпантин, ведущий на дно этого каньона считается одной из самых опасных дорог в Марокко и одним из самых фотографируемых…

Марокканские хроники

Вечером нас ждал сытный ужин, а на следующий день не близкий путь до Мерзуги… По пути заехали еще в один красивый и известный каньон Тодра. Он более узкий, с более высокими скалами, но и туристов там было больше.

Марокканские хроники

Водитель нас завез в небольшую деревушку и один из местных за небольшую мзду устроил нам, как мы потом это действо обозвали, огородный трекинг))) Поводил нас по огородам местных…

Марокканские хроники

Подъезжая к Мерзуге, на горизонте появились Дюны!!! Высокие, красивые…. Было ощущение, что кто-то просто привез много-много песка и красиво его уложил… Я даже переспросила у водителя, что это такое???

Марокканские хроники

Нас довезли до отеля Тимбукту, мы взяли с собой теплые вещи, дальше нам предстояло добраться до места нашей ночевки в берберских шатрах на верблюдах… Это была незабываема поездка!!! 2 с лишним часа на верблюдах долго потом о себе напоминали)))) Никогда не думала, что длительная езда на верблюдах так тяжела….

До места мы добрались затемно. Встретили в пустыне верхом на верблюдах закат, потом восход Луны, постепенно небо засияло миллиардами звезд, а мы все шли и шли… Вдруг в темноте проявились очертания огромной дюны, у основания которого обнаружился небольшой оазис и несколько бедуинских стоянок, оформленных для ночевок туристов. В нашем лагере мы были единственными туристами, поэтому все внимание гостеприимных хозяев досталось только нам. Нам приготовили необыкновенно вкусный ужин. У нас была бутылочка виски, бербер не отказался от нашего угощения. Ужин прошел в замечательной атмосфере, при свете свеч за интереснейшей беседой о жизни берберов… В завершении берберы нам сыграли на там-тамах и даже попытались немного обучить нас… Утром мы попытались взобраться на дюну и встретить рассвет. Но дюна оказалась действитедьно высокой с крутыми склонами: делаешь 2 шага вперед и тут же сползаешь на один шаг назад… В итоге не дошли чуть-чуть, только взмокли, хотя было очень даже холодно. Посмотрели на рассвет и пора было спускаться, нам надо было так же на верблюдах возвращаться из пустыни.

рассвет… внизу видны лагеря для ночевки

Марокканские хроники

При солнечном свете мы рассмотрели нашу стоянку. Все застелено берберскими коврами, в шатрах, также завешенных коврами, лежат высокие матрасы с чистым постельным бельем и несколько теплых одеял из вербльюжей шерсти. Спать ночью было не холодно. Жалко было отсюда так быстро уезжать, хотелось здесь провести весь день, покорить все-таки дюну и просто послушать тишину…

Но нас ждали верблюды, надо было возвращаться в отель. Там нас ждал душ, завтрак и наш водитель с машиной… Взобравшись на верблюдов, я и Наташа поняли, что обратный путь на верблюдах мы уже не выдержим. Примерно через полчаса мы слези все-таки с верблюдов и пошли пешком. Оказалось, что полтора часа идти по песку тоже занятие не из легких, но других вариантов у нас не было. Смирившись с нашей нелегкой участью мы бегали вокруг нашего мини-каравана и сделали кучу фоток.

Марокканские хроники

Добравшись до отеля, сытно позавтракали и отправились в обратный неблизкий путь в сторону Варзазата… По пути произошло пару неприятных моментов: наш водитель сбил маленького козлика, который выскочил на дорогу прям под колеса; и подъезжая к Марракешу, опять же наш водитель немного разогнался на дороге и выскочив из-за очередного крутого поворота попал в лапы стоящего посреди дороги полицейского с радаром в руках… долго нащего водилу не мучали, составили протокол и отпустили, водитель сказал нам, что надо теперь оплатить штраф, сумму не назвал…

Вернувшись в Варзазат, заселились в тот же отель. Рядом с отелем приметели местный хамам и решили туда сходить, смыть с себя песок Сахары))) Посещение хамама обошлось нам в 1 евро с каждого+ я захотела. чтоб меня местная мама Чолли поскрабила, я купила необходимую мочалку за 1,5 евро и заплатила еще 5 евро самой банщице за её работу… Только в хамаме мы увидели, как местные женщины проводят свободное время. Ведь в кафе они не сидят, как мужчины, но где-то им общаться надо… Вот как раз в хамаме они и устраивают девичники: натирают друг друга мочалками и болтают, никуда не торопятся…

Вот так и прошла наша первая неделя в Марокко. Впереди нас ждал Марракеш и Легзира. Продолжение следует…