Мурманская область — Россия Июнь 2002

Лет десять назад занесло меня в «поход с ночевкой» в Хибины. Стартовали от Кировска, дальше в сторону природы, более точных координат и географических названий не помню, уж извините, но местность красивейшая!

Три медведя

Вот только у руководителя нашего похода была странная особенность: зачем-то он нас водил по следам человеческой жизнедеятельности… Т. е. нормальные люди в горном походе ходят по горам, а мы ходили преимущественно по терриконам, карьерам и прочим следам массовых промышленных взрывов.

Но однажды мы все-таки покинули обжитой район и выбрались в условно девственные места, где и произошла встреча с дикой природой буквально лицом к мордам. Предыстория такова: уже дней десять бродим мы по горкам и карьерам, переходим вброд ледяные местные речушки и всячески наслаждаемся полярным днем.

Полярный день — это такая гадость, что врагу не пожелаешь! Начать с того, что приближаться к горизонту в планы солнца не входит. Т. е. совсем не входит. Светило нарезает аккуратненькие круги по небу и гнусно хихикает над несчастными туристами, которые наивно пытаются ночью спать. Освещенность ни днем, ни ночью интенсивности не меняет. Первые 2–3 дня похода спать практически не удавалось, потом начало срубать не зависимо от того, бьет солнце в глаза или нет. Усталость имеет обыкновение накапливаться. Кроме того, продуктовая раскладка горная. Переводя на русский — жрать нечего. Все точно взвешено в граммах, больше чем рассчитано никто еды не даст. Если учесть, что часть продуктов, которые я в принципе не употребляю, отдавалась страждущим… В- общем, ходим грязные, голодные и усталые.

Три медведя

На следующий день после штурма перевала, который повышал категорийность по мере приближения к нему (это совсем другая история, как-нибудь потом расскажу) решили увеличить скорость движения, брать уже не по 2, а по 3 перевала в день. Состав участников к тому как раз располагал: три, не побоюсь этого слова, лося, которым весь этот поход — прогулка в парке; не молодой уже, но весьма умудренный опытом руководитель, который когда уставал начинал травить байки про свои травмы разных частей тела, а когда забывал, что тяжко травмирован, чесал еще и побыстрее граждан лосей; мой тогдашний начальник — молодой человек с каким никаким, но опытом горных походов, и я, которая в горных походах была аж два раза, один из них в Крыму, другой на Памире (что тоже отдельная история на потом), вот только последний мой экстремальный выход на природу состоялся до этого лет за десять. Соответственно, к какой-нибудь точке отдыха, если конечно веревками не связывались и по перевалам-кулуарам не лазали, подходили смешно: сначала влетает группа из трех орлов, останавливается и начинает ждать, пока остальные появятся. Затем появляется Руководитель, усаживается рядом. Минут через десять подходит мой начальник, мокрый как мышь, и падает почти замертво. И еще минут через пять после него на границе видимости показывается мой силуэт. Силуэт медленно переставляет ноги в ботинках и громко матерится на тему: «Какой черт понес меня на этот Монблан» (естественно, в поход я напросилась сама). Как только я подхожу к стае товарищей, руководитель командует, что отдыхали уже достаточно и можно продолжить движение. Я матерюсь и норовлю двинуть ему в челюсть ботинком, на это сил хватает. Он уворачивается и радует меня сообщением, что так уж и быть, только ради дамы еще пару минут посидим. Такой вот веселый юмор.

Так вот, усталые и голодные отстегиваемся после второго за день перевала, но наш руководитель принимает героическое решение — идем третий, раз солнце еще высоко (это тоже шутка юмора). Ну, идем, так идем, все идут, и я иду… Идти надо по сыпухе. По сыпухе я ходить не умею и явно не люблю. Пытаюсь скакать с камня на камень. Получается плохо. Может все бы и обошлось, но каждый участник похода посчитал своим долгом поучить меня великому искусству хождения… Основной смысл в том, чтобы наступать на устойчивые камни. Логично предположить, что более устойчивыми камнями являются более крупные. И очень жалко, что в моем случае логика часто не срабатывает…

Три медведя

Не пройдя и пяти метров после инструктажа, наступаю на самый большой камень, имеющийся в прямой видимости. И, естественно, эта сволочь оказывается пирамидой, стоящей на своей вершине. Вот так, стоя на месте, лечу вперед головой в другие камни. В руке у меня фотоаппарат, бить его не хочется. За спиной рюкзак. Ну, в общем, фотоаппарат я спасла… Вошла башкой в камень, смягчив падение только одной рукой, а сверху еще и рюкзаком накрыло. Успеваю лишь жалобно курлыкнуть. На пару секунд теряю сознание, любуюсь звездочками, после чего все-таки сажусь и пытаюсь оценить масштаб полученных разрушений. Бровь рассечена, один глаз заплыл, кровищща и небольшое сотрясение. Фотоаппарат цел, ноги в шортах не поцарапаны, могло быть хуже. Тут и народ набежал, начали меня лечить всячески, кровь останавливать и все такое.

Но идею штурмовать еще перевальчик было не убить. Решили разделиться: трое пойдут на перевал, а двое оставшихся будут транспортировать пострадавшую меня к месту предполагаемой дневки, куда и отважные альпинисты на следующий день подойдут. Дали нам с собой кусок карты, на котором была обозначена точка встречи и место нашего нынешнего нахождения. И ушли…

Пинать раненого в сторону озера доверили моему начальнику и одному из сильных и здоровых. Полчасика посидели, разгрузили мой рюкзак, после чего медленно пошлепали… Пройти надо было всего километров двенадцать вдоль речки, огибая гору, после обнаружить озеро, на котором и заночевать. Идем, значит. Идем медленно. Я смотрю под ноги, голова болит и кружится, глаз залеплен, видимость плохая, расстояния до предметов при моно зрении оцениваются неправильно… Короче, плохо мне. Вдруг слышу, как на ухо мне кто-то очень-очень тихо, но очень-очень отчетливо говорит: «Уходим». Только матом. Поднимаю глаза — метрах в пятнадцати медведица с двумя медвежатами на ягеле пасется… Т. е. расклад трое на трое… Дальше со временем начали происходить какие-то фокусы: одномоментно мы втроем оказываемся на вершине горки, траверсом которой шли. Мгновение старта я отчетливо осознаю, после чего раз, и мы уже на вершине. Даже рюкзаки никто не снял. И все происходит в абсолютной тишине, звука нет. Смотрю вниз — медведи улепетывают в противоположную сторону. Ну не то, чтобы улепетывают, медвежата бегут, снег лапами загребая, а мама не торопясь трусит следом. Мне резко становится лучше: голова проходит, резкость наводится, появляется звук. Продаю идею — адреналин в кровь как метод лечения сотрясения мозга:) Безумно жаль только, что свой фотоаппарат я нашим покорителям перевалов отдала, он один на команду был.

Стоим, значит, на голой вершине, кругом только камни, поросшие мхом, ни тебе деревца, ни кустика, зеленка ниже. Медведи отбежали метров на пятьдесят и начали там играть. Резвятся, сволочи, кувыркаются, бегают, морошку жрут. А мы как три идиота не знаем, что дальше делать. В чьем-то воспаленном мозгу рождается Мысль (именно с большой буквы М, потому что мм…чудацкая): чего-то эти звери должны бояться! Ага, хищники боятся огня!!! Значит, жжем мох!!!!! Набрали мха, развели костер, сами за камушками попрятались — сидим, ждем, когда медведи испугаются. Минут десять ждем, костер уже тухнет, медведям искренне не до нас… Как-то замечаем, что дым-то в нашу сторону, и плевать вообще медведи на наш костер хотели. Но что-то делать надо. Может эти гады живут здесь? Сели за большой камень совещаться, Пока мы совещались, так ничего и не решив, мишки перебрались на соседнюю гору (внизу между горами река) и начали уже на той горе резвиться. Их прекрасно видно, так что особо нарываться не хочется, но из-за камня вылезать уже можно.

Маленькая проблемка состоит в том, что медведи пасутся приблизительно в центре того куска карты, который нам Руководитель пожертвовал. И маршрут прохода к точке встречи пролегает непосредственно вдоль реки, нас разделяющей. Но что делать, идти то надо, и так уже больше часа потеряли, хорошо хоть не темнеет. Вылезаем из-за камня и, не теряя зверье из вида, начинаем двигаться в интересующем нас направлении. Но хищник не дремлет! Мишки, как будто издеваясь, начинают идти в ту же сторону, параллельно нам.

Пару часов мы с медведями шли вдоль реки, потихоньку спускаясь к воде. Все бы ничего, но начинался лес, а терять хищников из виду не хотелось… Мало ли что в их зверскую башку придет. И вот в этот-то критический момент нас посетила Мысль № 2. Медведи должны бояться геологов! Почему должны — тайна, но в тот момент идея показалась нам здравой. Эмулировать геологоразведочные работы мы стали при помощи постукиваний ледорубами по всем выступающим предметам, как-то камни, стволы деревьев и прочие пеньки. Звуку действительно было много, но вряд ли мы им кого отпугнули. Фигня, прорвемся! Зайдя чуть поглубже в лес, мы осознали-таки, что геологов медведям боятся не с чего. Думаете, мы угомонились? Неа! Медведи должны бояться лесорубов! Как прикинуться лесорубом? Правильно, нужно долбить ледорубом по камням и деревьям! Еще минут через несколько посетила чью-то просветлевшую слегка голову идейка: «А может просто убежим?». И мы побежали!

Что там лоси, лоси это образец аккуратности и грациозности. Мамонт — вот более-менее достойный зверь, с которым можно нас было сравнить. Нет, не просто мамонт, а три мамонта, причем весьма перепуганных! Неслись ломая ветки, вперед и только вперед, не замечая преград! При этом не забывали и о том, что мы лесорубы, поэтому на всякий случай долбили ледорубами по всему, что встречалось. Не скоро местные обитатели забудут этот день…

Наконец, вывалились на дорогу. У меня к тому моменту уже и не болело ничего, даже азарт какой-то появился. Особенно радовало, что мои вещи распиханы по чужим рюкзакам, а я налегке лесоруба изображаю. Так вот, дорога на карте была. Другое дело, что было совершенно не понятно, в каком направлении нам по этой дороге двигаться. Выбежали-то из леса мы отнюдь не там, где планировал руководитель… Некоторое время пытались сориентироваться на местности, потом забили и пошли просто «на удачу». Идем-идем, а озера все нет и нет. Вдруг видим чуть в стороне от дороги большую лужу. Хорошая такая лужа, глубокая. Некоторое время решали, может ли эта лужа являться искомым озером. Руководитель наш такой, с него станется лужу на карте нарисовать. Решили все-таки поискать другое озеро получше, у лужи и встать-то некуда было… Лихорадочное веселье потихоньку отпускало, усталость наоборот наваливалась. Идем-идем, а озера все нет и нет… Уже почти решили вернуться к луже, но в последний момент установили себе финальную точку, от которой возвращаемся. Естественно, с этой-то точки и открылся вид на озеро. Вот оно — счастье!

Три медведя

Но это еще не конец медвежьей истории. С горем пополам поставили палатку и приготовили еду. И тут встал вопрос: «А что, если медведи нас выследили и нападут ночью?» Надо как-то обезопаситься. Вот тут-то и появилась Мысль № 3: «Надо снять носки и разложить их по периметру палатки. У входа — сегодняшние, вокруг — те, что из рюкзака, благо не первый день идем. А чтобы медведи к нам в палатку за едой не полезли, мы еду в пакетик сложим и на дерево повесим — подальше от места ночевки». Это сублиматы-то да супы из пакетиков. Сказано — сделано! Не прошло и получаса, как дивную картину представляло из себя место нашей стоянки: палатка, стоящая в центре круга из грязных носок, вокруг сухие веточки, чтобы под медвежьими лапами трещали, все вещи любовно сныканы, только одинокий пакетик с едой качается на тонкой ветке… Ну и ледорубы у изголовья и у входа, для обороны, на случай, если медведи-извращенцы прорвутся-таки через ароматическую завесу. На том спать и легли…

Утром пришли покорители перевала. На их недоумевающие взгляды мы таинственно молчали и заговорчески друг другу подмигивали. Конечно, у них появились некоторые подозрения, что за время их отсутствия не только меня по голове били, но мы все равно не кололись… Тут прибежал руководитель, который взахлеб начал рассказывать, что прямо вот тут, на противоположном берегу озера, он видел совсем свежие медвежьи следы! Как мы его не убили — загадка, мы пытались. Но уж когда мы все рассказали, отважные восходители своим богатырским гоготом наверняка распугали всех медведей в радиусе пяти километров. А перевал у них, кстати, оказался скучный. Они его пешком прошли, даже кошки одевать не стали.