Турист Игорь (KID)

Часть 1 — Начало знакомства с Сингапуром

Часть 2 (вы её читаете) — Этнические кварталы Сингапура

Часть 3 — Ещё немного о Сингапуре

Вторая часть рассказа объединяет в себе две самостоятельно разработанные пешеходные экскурсии по этническим кварталам Сингапура. Если на первую — по китайскому кварталу — можно закладывать до половины светового дня, то на вторую — Маленькой Индии и малайско-арабскому кварталу Кампонг Глам — не менее двух третей светового дня (с перерывом на обед и отдых). Также при желании можно с лёгкостью разбить вторую экскурсию на две, просто нам в целях экономии времени было удобнее смотреть всё сразу.

Этнические кварталы Сингапура являются тщательно оберегаемым историческим наследием страны и островками культуры основных народов, населяющих город-государство. Своим возникновением этнические кварталы (да и колониальный квартал, описанный в предыдущей части рассказа) обязаны английской колониальной администрации, которая предпочитала селить выходцев из разных стран в обособленных частях города. Белые колонизаторы из Великобритании селились, в основном, в колониальном квартале, выходцы из Китая — в китайском квартале (или «Чайна-тауне») на противоположном берегу реки Сингапур, тамилы и другие выходцы из Британской Индии — в Маленькой Индии, малайцы и арабские купцы — в мусульманском квартале Кампонг Глам. В этой связи совершенно естественным является тот факт, что в Сингапуре в настоящее время четыре официальных языка: английский, китайский (путунхуа), малайский и тамильский. И хотя большинство населения страны в настоящее время составляют китайцы (более 70 процентов), культура остальных народов также бережно сохраняется и поддерживается.

Постепенно, ещё в колониальные времена, различные группы населения начали территориально перемешиваться между собой. Поэтому в китайском квартале зачастую можно встретить индуистский храм, а неподалёку от Маленькой Индии — буддийские или даосские храмы. После обретения независимости от Великобритании и Малайзии в 60-е годы XX века в молодой (и на тот момент весьма бедной) стране начались серьёзные конфликты на национальной почве. Правительство было вынуждено изменить национальную политику и перейти к принципу гармонии, предполагающего смешение различных групп населения (как территориальное, так и в рамках различных государственных органов и организаций) с обеспечением государственной поддержки культуры и образования всех основных языковых групп. Новая государственная политика увенчалась успехом. Сейчас в стране всё спокойно в плане межнациональных отношений.

Начнем с китайского квартала. Ниже можно посмотреть кликабельную и зуммируемую карту с разработанным и пройденным нами маршрутом.

Просмотр маршрута непосредственно на Гугле (если кому-то так удобнее): тут.

Начинаем со станции MRT Raffles Place и идём в сторону улицы Филип Стрит. На пересечении улиц Филип Стрит и Чёрч Стрит находится первый интересный объект на нашем пути — построенный в 1826 году даосский храм Wak Hai Cheng Bio, название которого можно перевести на русский язык примерно как «Храм спокойного моря».

После пересечения с Чёрч Стрит улица Филип Стрит заканчивается и переходит в Телок Айер Стрит, изобилующую различными достопримечательностями. Так, на пересечении с Кросс Стрит можно лицезреть двухэтажное серое здание ассоциации китайцев хакка Ying Fo Fui Kun. Субэтническая группа китайцев хакка (главным образом, выходцы из китайских провинций Фуцзян и Гуандун) в своё время представляла собой одно из самых сплочённых китайских сообществ города.

Далее мы проходим мимо маленькой, но весьма интересно выглядящей мечети Nagore Durgha, которая была построена мусульманами из Южной Индии. В её архитектуре гармоничным образом переплелись элементы как мусульманской, так и индийской архитектуры. К сожалению, у меня почему-то не получилось её прилично сфотографировать.

Сразу за зданием мечети расположен приятный тенистый скверик с лавочками и скульптурными композициями на тему китайской культуры, где можно спокойно передохнуть, продумывая дальнейший маршрут.

Этнические районы являются тщательно оберегаемым историческим наследием Сингапура. Своим возникновением они обязаны сэру Стэмфорду Раффлзу, который считал, что иммигрантам будет легче адаптироваться в новой для них стране, если они поселятся в районе, населенном людьми с родной им культурой. Вновь прибывшие поселенцы обживались, строили дома и, конечно же, храмы, которые помогали им духовно выжить на чужой земле.

Источник: http://vsingapore.ru/etnicheskie-kvartalyi-singapura/

К скверику примыкает великолепный даосский храм Thian Hock Keng, от потрясающей крыши которого я долго не мог оторвать свой взгляд — делал снимок за снимком. Это самый старый (построен в 1842 году) и важнейший в Сингапуре храм ещё одной китайской субэтнической группы — хоккиен (выходцы из прибрежной зоны китайской провинции Фуцзян и с острова Тайвань). На русский язык название храма можно перевести как «Храм райского счастья».

Далее проходим мимо ещё одной мечети — Al-Abrar, построенной в 50-е года XIX века выходцами с Коромандельского берега Индии.

Однако улица Телок Айер Стрит весьма примечательна не только своими храмами, но и яркой рядовой исторической застройкой в колониальном стиле с китайскими элементами экстерьера в виде вывесок и декоративных мелочей на фасадах.

Не менее интересны и открывающиеся время от времени взору путника глухие переулки, на которые выходят задние стены домов. Такие переулки весьма ярко контрастируют с многолюдными центральными улицами китайского квартала. Тут всегда царят тишина и спокойствие. Только в таких местах в воздухе все ещё витает атмосфера маленького колониального городка, которым когда-то был Сингапур.

На перекрёстке с улицей Амой Стрит сворачиваем направо и упираемся в весьма небольшой даосский храм Siang Cho Keong, справа от которого расположена неприметная деревянная арка — это вход в парк Ann Siang Hill. На территории этого маленького парка, испещрённого винтовыми лестницами и узкими дорожками, находится самая высокая точка китайского квартала. Осторожно! В парке, не смотря на его более чем скромный размер, очень легко заблудиться и выйти куда-нибудь не туда. Следите за указателями и табличками с названиями улиц.

Из парка нужно тем или иным образом выбраться на улицу Клаб Стрит, изобилующую историческими зданиями с красивыми фасадами и террасами.

На Клаб Стрит тоже очень легко заблудиться (что мы и сделали). Дело в том, что у этой улицы есть весьма нетипичное ответвление назад — в сторону парка Ann Siang Hill, завершающееся бескомпромиссным тупиком. Тем не менее, мы были даже рады, что заблудились, так как благодаря этому набрели на весьма симпатичный особняк в колониальном стиле.

В конце Клаб Стрит можно пешеходным переулком свернуть на улицу Эрскин Роуд и, миновав открытую парковку, добраться до огромного крытого сооружения, отдалённо напоминающего рынок. Но это не рынок, вернее не совсем рынок. Это Maxwell Road Hawker Centre — огромное крытое помещение со столиками по типу фудкорта в любом российском торговом центре. Только самого торгового центра тут нет — одна еда. Ларёчков очень много, и почти все они — не сетевые. Каждый специализируется на чём-то определённом. Тут вам карри, там — утка или курица с рисом, здесь — свежие морские гады, а вооон там — свежевыжатые соки из тропических фруктов со льдом. Всё очень дёшево и невероятно вкусно. Вообще, в Сингапуре довольно много подобного рода крытых едален — hawker centres. Крайне рекомендую питаться именно в них, не пожалеете.

Выходим с противоположного конца Maxwell Road Hawker Centre на улицу Саут Бридж Роуд. Начинает моросить небольшой дождик, но это даже хорошо — становится не так жарко. Неподалёку находится так называемый Храм-реликварий зуба Будды. Этот пятиэтажный новодел (открыт в 2008 году) по утверждению его строителей хранит в себе зуб Будды, вывезенный из Северной Индии. Впрочем, подлинность зуба оспаривается аналогичными храмами в Шри-Ланке, КНР, Японии и на Тайване.

В месте, где Саут Бридж Роуд раздваивается на две отдельные улицы — Нейл Роуд и Танджонг Пагар Роуд — располагается давно не функционирующая по своему изначальному назначению станция рикш Jinrikisha Station. Когда-то рикши составляли основу местной транспортной системы. По всему городу были расположены станции, где скапливалось сразу много рикш. Jinrikisha Station — самая большая такая станция из сохранившихся до наших дней.

Далее продолжаем движение по Нейл Роуд в юго-западном направлении. Многие путеводители советуют свернуть направо на улицу Кеонг Саик Роуд с очередной порцией исторической застройки. Но мы за разнообразие, поэтому вместо этого мы сворачиваем на манящую тенью и прохладой аллею, расположенную за домами по Кеонг Саик Роуд. Уже начинает смеркаться, и фонари, расставленные вдоль аллеи, передают усталому путнику расслабляющую атмосферу этого места.

Всё-таки выходим на улицу Кеонг Саик Роуд в месте её пересечения с Крета Айер Роуд и стоим перед входом в индуистский храм Sri Layan Sithi Vinayagar, посвящённый богу мудрости и благополучия Ганешу. Основное здание храма было построено в 1925 году, а многоступенчатая башенка над входом была добавлена совсем недавно — в 2007 году. В сей вечерний час храм был полон прихожан — буквально яблоку негде упасть.

С Кеонг Саик Роуд можно попасть, а Chinatown Complex — помесь рынка с торговым центром. Если вам нужен сувенир или китайский ширпотреб, то вам сюда. Выходим в сторону улицы Саго Стрит, на которой продолжается стихийная торговля.

Затарившись сувенирами, поворачиваем налево на Саут Бридж Роуд. Проходим мимо поворотов на Смит Стрит и украшенную множеством традиционных китайских фонариков Темпл Стрит.

В районе пересечения улиц Саут Бридж Роуд и Пагода Стрит расположено стазу два прекрасных храма. Чуть поодаль, ближе к повороту на переулок Мохаммеда Али располагается мечеть Jamae, построенная в 1826 году мусульманами-тамилами из Южной Индии.

На ближайшем к нам углу стоит один из крупнейших индуистских храмов города — Sri Mariamman. Это к тому же самый старый индуистский храм города — 1826 года постройки (башенку над входом добавили позднее — в 1930-х). Посвящён богине-матери Мариамман.

Внутри храм весьма просторный. Это, пожалуй, самый большой из тех индуистских храмов Сингапура, в которые я заходил.

Башня индуистского храма Sri Mariamman Temple

Поворачиваем на пешеходную улицу Пагода Роуд, заполненную уличной торговлей. На данной улице располагается Культурный центр китайского квартала. Судя по путеводителям, место весьма интересное, но мы, к сожалению не успели достичь его до закрытия. Так что он остался на следующий раз.

Усталые, но довольные, заканчиваем маршрут, спускаясь в кондиционируемые помещения станции MRT Chinatown.

Второй маршрут более сложный и продолжительный: ниже можно посмотреть его кликабельную и зуммируемую карту. Маршрут охватывает Маленькую Индию, арабо-малайский квартал Кампонг Глам, а также соседствующий с ними райончик Бугис с пешеходной улицей Ватерлоо Стрит.

Просмотр маршрута непосредственно на Гугле (если кому-то так удобнее): тут.

Внимание! Мы задумали столь длительный и насыщенный маршрут исключительно из-за желания посмотреть как можно больше интересностей за лимитированный отрезок времени. Если вы собираетесь провести в Сингапуре больше времени, чем мы, то нас маршрут можно смело разбивать на два. Всё-таки топать по изнуряющей жаре и духоте 7,5 часов среди узких улочек и толп снующих индусов — задача для крепкого малого. Даже мы в свои пока ещё молодые годы весьма притомились и последние километра полтора тащились к станции MRT Boon Keng практически исключительно на морально-волевых…

Итак, приступим. После выхода «в город» со станции MRT Little India сразу понимаешь, где очутился: вокруг снуют смуглые ребята и девушки в сари, а с окон и балконов жилых высоток свисает свежепостиранное бельишко.

Первый остановочный пункт на нашем маршруте — Tekka Centre — крупнейший хокер центр Маленькой Индии. Надо ведь подкрепиться перед длинной дорогой?! По своей структуре и организации сея едальня весьма похожа на ранее посещенный нами в китайском квартале Maxwell Road Hawker Centre. Плати небольшую денежку и хрусти вкуснейшей разнообразной едой за обе щёки!

После обильного чревоугодия выходим из хокер центра в сторону улицы Баффало Роад и продвигаемся вглубь квартала к ярко разукрашенному дому Тан, в котором располагается аптека с традиционными индийскими лекарствами.

В непосредственной близости располагается живая пешеходная улочка с множеством лавок и едален. За столиками сидят многочисленные местные мужчины: едят, пьют, общаются… Женщин тут почему-то не видно. Видимо они, в отличие от мужчин, заняты делом! :)

Далее переходим шумную улицу Серангун Роад и оказываемся на Данлоп Стрит: гестхаусы и рестораны, рестораны и гестхаусы… Маленькая Индия — определённо одно из лучших мест для бюджетного проживания и питания. Рай для бэкпэкеров и примкнувших к ним экономных людей.

Наша следующая цель — примечательная мечеть Abdul Gafoor на улице Майо Стрит. А примечательна она, прежде всего, тем, что её архитектурное исполнение является результатом ядерной смеси арабо-мусульманского и викторианского архитектурных стилей. Сие культовое строение весьма похоже на Королевский павильон а английском Брайтоне. Построена мечеть была в начале XX века, а названа была в честь её первого управляющего, который также по совместительству был главным клерком в адвокатском бюро (коллега-юрист!).

Выходим за пределы Маленькой Индии, пересекаем по мосту небольшую речку Рохор и двигаемся в сторону улицы Ватерлоо Стрит. Здесь опять явно преобладает китайское население. Кругом идет живая уличная торговля: предметы буддийского и даосского религиозных культов, сувениры, ширпотреб, уличная еда… Список можно продолжать долго.

Улица весьма многолюдна. Кто-то просто вышел погулять в компании членов своей семьи, а кто-то целенаправленно пришёл затариться у знакомого торговца. Самое большое впечатление на неподготовленного европейца, без сомнений, производят традиционные китайские аптеки, изобилующие различными ингредиентами, необходимыми для приготовления всевозможных снадобий от всех на свете болезней.

Традиционная китайская аптека на улице Ватерлоо Стрит

На Ватерлоо Стрит находится очень популярный среди китайского населения буддийский храм — Kwan Im Thong Hood Cho. Прихожан очень много, некоторые не помещаются собственно в сам храм, посвященный бодхисаттве Гуаньинь. Храм построен в 1884 году и, таким образом, является одним из самых старых в Сингапуре буддийских хамов.

Чуть поодаль расположен индуистский храм Sri Krishna — единственный индуистский храм Сингапура, посвященный исключительно Кришне и его супруге Рукмини. Основан в 1870 году.

Шли мы значит шли по Ватерлоо Стрит, никого не трогали… И вдруг нас настигает несусветная вонь. Пройдя еще метров двадцать мы поняли в чём дело: из грузовика выгружали ящики со свежими дурианами. Они настолько вонючие, что с ними запрещен вход в общественный транспорт (под угрозой большого штрафа), их нельзя продавать в супермаркетах и т. д. Мы так и не рискнули попробовать сей фрукт…

Через Миддл Роуд и Квин Стрит идём обратно в сторону улицы Рохор Роуд. Немного не доходя Рохор Роуд, от Квин Стрит отходит совсем небольшой проезд с просто шикарными винтовыми лестницами, прикрепленными к задним фасадам старых колониальных домов (передние фасады выходят на Рохор Роуд).

Наш дальнейший путь лежит по улицам Рохор Роуд и Норд Бридж Роуд в сторону красивейшего небоскрёба в стиле постмодерн, который вместе с обрамляющими его сооружениями образует комплекс по название Parkview Square. Сам небоскрёб, построенный в 2002 году, в настоящее время является одним из самых дорогих офисных зданий Сингапура. В нём расположены посольства сразу нескольких государств: Объединённых Арабских Эмиратов, Монголии и Австрии. Сразу видно, что здание проектировал американский архитектор: есть в нём что-то от нью-йоркских старых высоток в силе ар-деко. На едином стилобате с небоскребом расположена небольшая огороженная площадь с фонтанами и статуями известных политических деятелей, художников, композиторов, философов, ученых, писателей. Я насчитал 13 человек (возможно, кого-то пропустил): Эйнштейн, Данте, Платон, Черчилль, Рембрандт, Шекспир, Пикассо, Шопен, Ньютон, Дали, Моцарт, Сунь Ятсен и Линкольн. Приятное место.

Высотка комплекса Parkview Square

Двигаемся в сторону малайско-арабского квартала Кампонг Глам. Сворачиваем с улицы Норд Бридж Роуд на узенький и яркий переулок Хаджи Лэйн и сразу же окунаемся в местную атмосферу. Здесь полно маленьких магазинчиков, уютных кальянных и кафешек. Отличное место, чтобы расслабиться и передохнуть после долгого пути.

Квартал Кампонг Глам известен своими яркими граффити на арабо-мусульманскую и древне-ближневосточную тематику. Местами очень даже ничего. Иногда, впрочем, попадаются живописные произведения и на вполне современную или футуристическую тематику. При желании можно замутить небольшой квест (благо, небольшая площадь квартала это вполне позволяет): участники за лимитированный отрезок времени должны найти и сфотографировать как можно большее количество граффити. Кто нашёл больше граффити — тот выиграл.

Главная улица квартала — Араб Стрит — также, несомненно, стоит того, чтобы её посетить. Сделать это стоит хотя бы ради расположенных там магазинов: восточные ковры, лампы, керамика… Каждый при желании может найти вещицу себе по вкусу.

Пешеходный отрезок улицы Буссора Роуд запомнился мне благодаря забавному арабскому дядьке, продавцу (и, судя по всему, владельцу) небольшой лавки, торгующей камерами и прочим фотографическим стафом. Зашли мы в сей магазин банально за SD-картой, ибо моя к тому моменту оказалась забита фотографиями практически под завязку. Дядька в типичной ближневосточной манере начал предлагать мне различные аксессуары для моей камеры, делая при этом солидные скидки. Но мы были стойкими и купили только то, за чем пришли…

В квартале Кампонг Глам находится главный мусульманский храм города — мечеть Султана Хуссейна. Мечеть строилась в 30-е годы XVIII века на средства местных жителей. Чтобы найти средства на строительство, простые горожане сдавали бутылки. В память об этом основание огромного золотого купола сделано из бутылочных горлышек. Мечеть носит имя Хуссейна, султана Джохора, сдавшего Сингапур англичанам. В 1928 году мечеть была реконструирована и приобрела современный вид.

Обходим вокруг мечети Султана Хуссейна и, двигаясь по улице Араб Стрит возвращаемся в сторону речушки Рохор. Немного не доходя до реки, за автобусной станцией находится католическая Церковь Лурдской Божией Матери. Здание построено в 1888 году для тамильской католической общины по образу и подобию базилики Святого Розария в Лурде. Правда оригинал, конечно, гораздо более пышный.

Далее пересекаем реку Рохор и вновь углубляемся в недра Маленькой Индии с её яркими красками и типично индийскими запахами специй и благовоний. На углу улиц Кампонг Капор Роуд и Веерасами Роуд находится здание методистской Церкви Kampong Kapor, которая была основана в 1894 году как первая перанаканская методистская церковь в Сингапуре. Сначала церковь располагалась в здании на улице Миддл Роуд, прихожанами были в основном китайцы-перанакан. После переезда в 1930 году в новое здание в Маленькой Индии церковь открыла свои двери для верующих из всех этнических групп.

Продолжаем движение по Веерасами Роуд в сторону улицы Серангун Роуд. По пути любуемся многочисленными яркими домиками, кишащими магазинчиками с ширпотребом и дешёвыми едальнями.

На т-образном перекрёстке улиц Веерасами Роуд и Серангун Роуд расположен очередной на нашем пути индуистский храм — Sri Veeramakaliamman, построенный переселенцами из индуистской части Бенгалии в 1881 году. Храм посвящен популярной в Бенгалии кровавой богине Кали, а также супруге бога Шивы Парвати.

На углу Серангун Роуд и Норрис Роуд можно зайти в красиво оформленный (по крайней мере, внешне) индийский ресторан. Колонны, подпирающие нависающий над тротуаром второй этаж украшены полуобнажёнными статуями в индийском стиле.

Идём дальше по Серангун Ройд. В объектив камеры случайно попал китайский дедушка на такой вот велорикше.

Чуть дальше по Скрангун Роуд находится мечеть Angullia, построенная на средства одноимённого семейства в 1970 году.

Сворачиваем на Сайед Алви Роуд. Можно зайти в торговый центр Mustafa Centre. Он мне сильно напомнил торговые центры Москвы и Санкт-Петербурга 90-х годов: везде навалены буквально кучи дешёвого ширпотреба индийского, вьетнамского и китайского производства; узкие коридоры, толпы покупателей… Ностальгия, одним словом.

Далее поворачиваем на шумную улицу Джин Безар, а затем на тихую Петэйн Роуд. Мы сделали такой внушительный крюк, чтобы посмотреть на примечательные шопхаусы с длинной галереей на уровне первого этажа. Шопхаусы — это исторические дома, на первых этажах которых жильцы устраивали различные лавки. В наши дни шопхаусы на Петэйн Роуд утратили свою торговую функцию, но атмосфера старого колониального города здесь чувствуется очень хорошо.

Исторические шопхаусы, расположенные вдоль улицы Петейн Роуд

Опять выходи в Серангун Роуд и практически упираемся в индуистский храм Sri Srinivasa Perumal, вход в который украшен забавными слониками. Храм построен в 1855 году и посвящён богу Вишну.

Продолжаем движение по Серангун Роуд, однако делаем небольшой крюк в сторону улицы Рейс Крос Роуд, на которой практически друг напротив друга стоят два храма.

Сперва нашему взору открывается даосский храм Leong San See. Этот довольно неброский храм, построенный в 1917 году, посвящён богине Гуаньинь. Название храма можно перевести на русский язык как Храм драконьей горы. Во время нашего посещения в храме было довольно много прихожан. Место, судя по всему, пользуется большой популярностью у местных китайцев.

Напротив (а точнее наискосок через дорогу) находится буддийский храм Sakaya Muni Buddha Gaya, он же Храм тысячи лампад. В то время как большинство буддийских храмов Сингапура относятся к махаяне, распространённой среди китайцев, Храм тысячи лампад относится к буддийской школе Тхеравады, которая популярна, в первую очередь, в буддийской части Юго-Восточной Азии (кроме Вьетнама) и на Шри-Ланке. В храме сразу улавливаются, так сказать, «тайские нотки». Внутри восседает довольно крупная (15 метров, 300 тонн) разукрашенная статуя Будды. Храм основан тайским монахом в 1927 году.

Перед входом в буддийский храм Sakaya Muni Buddha Gaya

Снова выходим на Серангун Роуд и продолжаем движение в сторону от центра. По левой стороне дороги расположен последний на сегодня индуистский храм — Sri Vadabadhra Kaliamman. Согласно местной легенде храм возник ещё в 1830 году, однако в своём современном виде он существует с 1935 года. Как видно из его названия, храм посвящён богине Кали. Фасады украшены многочисленными яркими статуями различных индийских божков.

Идём дальше по Серангун Роуд в сторону станции MRT Boon Keng. Немного не доходя до станции, по левую руку находится центральный сикхский храм города. Храм молодой — всего лишь 1986 года постройки.

На этом наш маршрут подходит к концу.

Следующий (последний) альбом по Сингапуру будет посвящён некоторым из его природных достопримечательностей и острову Сентоса. А дальше… в круиз!

Теги: Свадебное путешествие, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Круиз