Турист Андрей Смоляков (Andrejj_Smoljakov)
Андрей Смоляков
был 26 февраля 2020 2:55

Мардин, Диярбакыр — Турция Март 2013

21 марта курды Турции отмечают Ноуруз — курдский новый год. Этот праздник не является в Турции официальным, и, тем не менее, в непризнанной столице турецкого Курдистана — Диярбакыре праздник отмечается с невиданным размахом. Специально под торжества выделяется огромное лётное поле за аэропортом. В этом году здесь собралось около миллиона человек, приехавших практически со всех восточных провинций Турции Только здесь, во время праздника разрешается вывешивать курдские флаги: всё остальное время использование курдской символики находится в Турции под запретом. Ноуруз (который отмечается не только курдами, но и многими другими народами Ближнего Востока и Кавказа, в основном, шиитами) традиционно символизирует рождение нового солнца, а солнце («рож») — это символ курдов. На Ноуруз принято разводить костры и бросать в них старые покрышки, чтобы было побольше чёрного дыма. Это выглядит жутковато, но обычаи диктуют свои правила: «на праздник нужно воткнуть шест в небо». Так и происходит.

Путешествие в турецкий Курдистан

Ноуруз в Турции имеет еще одну специфику: он символизирует рождение несуществующего курдского государства и тесно связан с идеей курдской независимости. Поэтому в Диярбакыре митинг во время Ноуруза всегда носит политический характер: здесь очень много курдских флагов и знамён Курдской рабочей партии, запрещенной в Турции, поскольку они считаются сепаратистами.

Очень много женщин, которые приходят на праздник в форме курдских партизан. В этом году во время митинга было зачитано послание из тюрьмы лидера КРП Абдуллы Оджалана и объявлено окончательное перемирие курдских партизан с турецким правительством. Теперь борьба за курдскую автономию будет вестись только в мирном политическом русле. Подробнее в моем видео:

TURKEY. DIYARBAKIR. Kurdish New Year Newroz (2013)

Продолжу рассказ о путешествии в Турецкий Курдистан. . Далее мы почерпнем информацию, о которой не ведают ни гугл, ни даже Викпедия. Пещеры над Тигром считаются местом зарождения первых неолитических обществ, которые дали старт нашей цивилизации. Согласно современным представлениям, здесь, в долине реки, произошла доместикация пшеницы. Север Месопотамии в свое время стал центром великой «неолитической революции», заложившей основы современной цивилизации.

Путешествие в турецкий Курдистан

Еевропейские анархисты и турецкие левые интеллектуалы идут дальше — они считают этот регион местом первой в истории социальной революции, произошедшей в 7300 г. до н. э. Смысл ее заключался в том, что местные жители свергли своих правителей и в течение полутора веков жили единой комунной, в которой не существовало классового разделения, правителей, господ. Жителям, в принципе, повезло с жильем: они обитали в довольно удобных теплых пещерах, по каждой — на отдельную семью. Плодородная пойма Тигра кормила их, а свободолюбие долгое время не позволяло подчиниться южным властителям Месопотамии (Вавилону). Северную часть стали позднее называть Аль-Джазира (араб. «остров», арам: Джизре) подчеркивая свободолюбие и независимость этого региона. (Кстати, именно это значение имеет одноименный новостной телеканал Катара).

Однако в наши дни в результате строительства плотины на реке Тигр древние стоянки на берегах Тигра могут быть затоплены — как и сам Хасанкейф — удивительно живописный город из фентезийной сказки. Маленький древний город, законсервировавший в себе дух целой череды сменявших друг друга эпох, стал курдской Герникой — и борьба за его спасение сразу приобрела политический смысл. Демонстрации против уничтожения города прошли в Европе, США и в странах арабского мира, Хасанкейф выдвинули на соискание статуса объекта всемирного культурного наследия, его предлагали сделать культурно-историческим центром. Древний центр развития нашей цивилизации, где встало на ноги человечество, превратился сейчас в ее глухую периферию. Но судьба затерянного во времени Хасанкейфа, который неожиданно стал актуальным символом социальной борьбы, демонстрирует — сегодня история продолжается даже там, где все вокруг, казалось бы, давно стало историей…