Елена Яхонтова Пользователь — была сегодня 20:20

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

13 декабря 2013 г. 22:47 Вена — Австрия Декабрь 2013

Каждая поездка — это судьба.

Не собиралась, не думала, не гадала, а все вокруг меня эту поездку готовило, предвещало, предчувствовало, созидало.

В сентябре получила первый привет — сын привез коробочку конфет «Моцарт» из Вены, где у него была всего лишь пересадка.

Позвонила подруге, чтобы поздравить с Днем рождения.

— Я в Вене, у родственницы. Надумаешь приехать — звони! Все расскажу!

Международная научная конференция в Петербурге. Сижу рядом с Ульрихом, когда-то милым австрийским студентом, а ныне уважаемым венским профессором, в любимом нами Малахитовом зале и смотрю в невыносимо знакомое окно на Исакий…

Говорим о Вене… Там тоже конференция…

Решаюсь! Через два дня — я там.

Венские классики, венский период жизни Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шопена…

Сколько я в своих лекциях по истории музыки рассказывала о Вене с «ученым видом знатока» и вот пришло время, ощутить, прикоснуться, приоткрыть дверь в такое знакомое-незнакомое…

Два с половиной часа полета прямым и привлекательно-дешевым рейсом Аэрофлота, и вот она — Вена, которая в последние два дня так внимательно изучалась по карте.

Самое трудное — начать рассказ. Поэтому попробую просто фрагментарно зафиксировать что-то мозаичное, светящееся, кружащееся, как та светомузыкальная партитура, что исполняется каждый вечер, на площади у св. Стефана и внутри собора.

Все летит, кружится, «пуншится».

Что это? Спрашивает коллега, заставшая меня за компьютером, когда я застреваю на одном своем, неудавшемся странном фото: удалить — или нет? Все размыто, ничего не видно. Тогда у Стефана все двигалось, пело, играло в симфонии огней, так что зафиксировать реальность не было возможности…

— Ах, как красиво! — Говорит она задумчиво. «Это же готовая картина! Какую музыку ты здесь слышишь? Я, пожалуй, слышу Штрауса! Назови свое фото! И все встанет на свои места. Что ты! Не удаляй ни в коем случае! Красиво…»

Соглашаюсь.

Кружим по Вене на туристическом автобусе. Из трех разных маршрутов (оплачиваются каждый отдельно), выбираю один — по историческому центру Вены и еду под аккомпанемент музыки Моцарта, Бетховена, Штрауса, внимательно вслушиваясь в рассказы русского аудиогида.

Вечером, после множества событий, не могу отказать себе в удовольствии, и вновь сажусь в автобус, чтобы еще раз проехать по знакомому кругу, наслаждаясь уже вечерней Веной.

Для меня эта поездка, конечно же, с музыкальным акцентом. Все наперебой советуют Шёнбрун, Альбертино, Бельведер…. Но я уже знаю, что именно хочу увидеть и услышать!

У меня, как всегда — своя тропа. Успеть бы походить по ней, подышать, вчувствовать то, что может быть откроется! Я знаю, что это может состояться только тогда, когда ты никуда не спешишь.

Я не спешу.

Мне не жалко время зайти в какой-то странный дворик и найти там кукольный театр, чтобы поговорить о проблемах зрителей с милыми девочками-артистками театра.

Другой дворик, где находится детский центр эстетического развития.

(Здесь другое название, но у нас обычно называется именно так) дарит мне добрые эмоции, которые вполне естественно умещаются в одну музыкальную партию с величественным звучанием сокровищницы Хофбурга.

Мозаика впечатлений? И да — и нет! Ведь я разглядываю каждое стеклышко мозаики. Мне ценен и блиллиант, что обвил шею красивицы, собравшейся на один из традиционных новогодних венских балов (венцы уже ждут их), и бутылочное стеклышко, что ребенок нашел на дороге и теперь через него разглядывает преображенный новым цветом, мир.

Какая разница! Может быть второе и ценнее…

От этого огромного аквамарина невозможно оторвать глаз.

Он запечатан в стеклянной витрине и ценность его велика, как велика ценность и этого самого большого в мире изумруда.

Нельзя фотографировать со вспышкой и изумруд получается не так четко, как хотелось бы. Но это артефакт, мимо которого невозможно пройти, не заметив.

Так жил Моцарт, понимая ценность драгоценных камней, которыми были украшены его модные камзолы, он радовался жизни, рассматривая этот черно-белый мир глазами так и не повзрослевшего ребенка, через разноцветное бутылочное стекло, блеснувшее на дороге.

Я хотела понять Моцарта здесь в Вене, понять как можно лучше. В Доме-музее Моцарта (Дом Фигаро) я искала ответы на мои простые и сложные вопросы. Но ответ прозвучал в Доме Музыки, куда так стремилась моя душа. В комнате, посвященной Вольфгангу, со стены на меня посмотрели глаза Моцарта. Два реконструированных фотопортрета композитора и его жены Констанции… Сначала я хотела охарактеризовать этот взгляд, как испуганный, чистый, наивный, глубокий, предчувствующий, но поняла, что он так же бездонен, как и музыка Моцарта, так же прост, как была проста и чиста его гениальная душа.

На «Дом музыки» я специально отвела время, которое не было бы ограничено каким-либо иным мероприятием. Я хотела «пожить» в этом доме и должна признаться, что не зря провела там много часов.

А еще я не стала стремиться в Венскую оперу так, как это «положено» делать.

Венский театр — сегодня один из лучших в мире, его труппа великолепна и я не раз убеждалась в этом, ведь сегодня, к счастью гастрольная жизнь и средства информации столь интенсивны и дотошны, что многое можно узнать о «заморском» и дома.

Я ограничилась лишь экскурсией по театру в большой толпе желающих прикоснуться к известному бренду, а театр для себя выбрала совсем иной. Мне по-моцартовски захотелось просто порадоваться жизни.

Захотелось увидеть в Вене настоящую оперетту, и, кажется, что оперетта Штрауса «Летучая мышь», в знаменитой Фолк-опере (один из трех главных театров Вены) подарила праздник.

А еще я позвонила русскому гиду по Вене — Татьяне и заказала экскурсию «Вена музыкальная». Это было «хорошее попадание» и совпадение.

Правильно оценивая наши с мужем физические возможности, она как ветер носилась с нами по Вене, стремясь показать то, что ей самой было так близко и дорого, старалась показать как можно больше, но без суеты и банальности.

Вена музыкальная в ее интерпретации не оказалась обособленным необитаемым островом, с какими-то избранными жителями. Это был и экскурс в историю, и размышления о современной жизни, и та импровизация, которую я постоянно сама провоцировала.

— Хотите зайдем в эту церковь? Это Августинкирхе — самая старинная приходская церковь в Вене.

— Зайдем!

Разговор о сердцах Габсбургов плавно переходит в сюжет о любимой дочери Марии-Терезы.

— Это была самая любимая дочь Марии-Терезы, поэтому только ей — Марии-Кристине было позволено выйти замуж по-любви. Когда она ушла из этого мира, ее безутешный муж — Альберт заказал этот надгробный памятник. Он пригласил известного скульптора Антонио Канова.

— Так это Канова!

Я замираю у памятника австрийской эрцгерцогине Марии Кристине в церкви святого Августина. Да! Это его необыкновенный живой мрамор!

Стою, боясь пошевелиться… Какое счастье! Какая встреча!

Когда-то еще в Ленинграде, устав от работы над текстом, я перебегала через Дворцовый мост и без преткновений бежала по уже пустеющим, перед закрытием, залам Эрмитажа в любимый зал Антонио Кановы, чтобы просто увидеть, рядом постоять…

Татьяна радуется моей радости, мы все счастливы!

Мы покидаем Вену. Мы благодарим Судьбу за прекрасную погоду, за солнце и тепло, которые сопутствовали нашему путешествию.

Конечно, мы пили пунш, рассматривали мимоходом мишуру ярмарки, заходили к Розенбергеру, чтобы заполучить пристнопамятные кружки с розочками — бонус за заказанный кофе.

Мы пробовали приторный торт Захер и составляли свое собственное мнение обо всем этом шумном и знакомом путешественникам сопровождении главной темы, которую нужно было услышать в разноголосице повседневности. Ненавязчивый сервис Вены, также манил предупредить своих друзей (когда приеду) о некоторых «особенностях современного сервиса» в Вене.

Я еще о многом-многом вам расскажу (обязательно честно), в том числе и о Вене музыкальной, но пока! Никакие странные или неожиданные «противосложения» не могут заглушить тот чистый голос города, в котором жила и создавалась музыка на все времена!

Просто однажды Вена посмотрела на меня удивительными глазами Моцарта и осталась в душе навсегда.

в Вене

13 декабря 2013 г. 23:16
Очень необычная Вена у тебя получилась Леночка! Когда читала и смотрела в голове почему-то возникла 40-ая симфония Моцарта.....
13 декабря 2013 г. 23:25
Милая Теона! Я еще напишу о Вене музыкальной. Пусть музыка звучит в тебе как можно дольше!!!
Maruna
13 декабря 2013 г. 23:22
Елена, у Вас как всегда все возвышенно и поэтично! Прелестно!
13 декабря 2013 г. 23:29
Когда дойдет до рассказов о сервисе будут и кислые моменты, но кислинка иногда тоже нужна для приправы.
В эту поездку я узнала много нового о... таком знакомом. Это прекрасно!
О! Вена! О! Моцарт!
Gala
13 декабря 2013 г. 23:30
Читала и представляла себя на улицах Вены.Удивительное послевкусье после прочтения.
13 декабря 2013 г. 23:33
Я так рада...
Maruna
14 декабря 2013 г. 0:05
Сервис - это быт, а собраться вот так за 2 дня! Я Вам завидую! Я обычно готовлюсь за полгода. А то все пролетает мимо.
14 декабря 2013 г. 11:09
Поскольку загодя можно купить билеты подешевле и взять более экономный вариант жилья - я тоже многие поездки планирую издалека. Но всегда страшно - вдруг не сбудется!
Перед долгожданной поездкой всегда начинаются проблемы большие и маленькие... Так что готовимся мы все заранее, но если вдруг "выскакивает" неожиданная возможность, зовущая в дальние края - как отказаться!
14 декабря 2013 г. 0:15
Лена,
Какие же мы все разные, но собрались в одном месте - на Туристере.
Каждый из нас видит мир под своим углом зрения и пытается донести этот взгляд до читателей.
Я бы набрался смелости и предложил бы альтернативное название Вашему рассказу
"Музыкальный взгляд на Вену в розовом свете"
14 декабря 2013 г. 11:11
Я бы набрался смелости и предложил бы альтернативное название Вашему рассказу
"Музыкальный взгляд на Вену в розовом свете"

Я бы согласилась...
Но разве можно поменять название после того, как рассказ уже размещен?
14 декабря 2013 г. 11:13
elenarossi писала 14 декабря 2013 г. 11:11
Я бы согласилась...
Но разве можно поменять название после того, как рассказ уже размещен?

Лена, это я так шучу...
14 декабря 2013 г. 11:57
14 декабря 2013 г. 15:29
Поменять можно, просто нужно сообщить об этом модераторам.
14 декабря 2013 г. 0:26
Очень одухотворенная Вена получилась в твоем исполнении, Лена. Высокодуховная, я бы сказала.
14 декабря 2013 г. 11:13
Рада такому созвучию впечатлений. Как сказал Сергей
vasilets писал 14 декабря 2013 г. 0:15

Здорово, когда твой взгляд оказался для кого-то понятным, интересным.
Ulysses
14 декабря 2013 г. 10:33
Очень нежно и мелодично у Вас получилось. Такое светлое признание в любви Вене! И я согласен с vasilets -
vasilets писал 14 декабря 2013 г. 0:15
Какие же мы все разные, но собрались в одном месте - на Туристере.
Я в этом году (в феврале) был в Вене и у меня другие ощущения, хотя тоже теплые. Но это и здорово, что здесь мы можем взглянуть на мир немного глазами друг друга.
14 декабря 2013 г. 11:15
Ulysses писал 14 декабря 2013 г. 10:33
можем взглянуть на мир немного глазами друг друга.

Это действительно очень ценно! Звучит банально, но именно это обогащает! Я очень благодарна моим друзьям за это дарение.
ulalana
14 декабря 2013 г. 11:31
Елена, у Вас получилась прекрасная фантазия, сочетающая строгие формы и поэтичность с глубокой эмоциональностью и тонким изяществом)))
14 декабря 2013 г. 11:46

Уж вот... как-то.... так...
14 декабря 2013 г. 12:55
Легкость и буря эмоций в этом вашем рассказе о прекрасной Вене! Думаю, что не обошлось без влияния оперетты Штрауса!
14 декабря 2013 г. 13:53
Да, музыка Штрауса там звучала часто: и в туристическом автобусе, и в Доме музыки, и в кафе, и в театре.

(смайлик говорит "нет", но я по-болгарски интерпретирую это как "да":) Мне тут нотки нравятся...
14 декабря 2013 г. 15:31
Лена, я очень рада за Вас , что удалось побывать в Вене, которую я очень люблю и что она Вам понравилась!! Рассказ получился чудесный, легкий, музыкальный, в духе Вены
14 декабря 2013 г. 16:14
Спасибо, Мариночка! Если знатоку Вены это понравилось - я особенно рада, ведь перед поездкой я более всего читала рассказы Keisi!
Впечатления разные (так и должно быть), но поездка была очень содержательной и удачной и Вена все же открылась мне, я бы сказала... дочерчиво.
14 декабря 2013 г. 17:24
elenarossi писала 14 декабря 2013 г. 16:14
знатоку Вены
Ой, да какой я знаток... я так любитель-самоучка
14 декабря 2013 г. 18:45
Марин! Я почувствовала - как ты любишь Вену. Это вызывает уважение!
14 декабря 2013 г. 22:55
15 декабря 2013 г. 11:55
Вот и еще одна Вена! Холодная...укутанные лошадки. И конечно конфеты Моцарта!
Я накупила их всем- детям, подружкам и конечно себе. Приехав к папе в Нижний Новгород, увидела такие коробочки в большом сетевом магазине. Вот незадача!
15 декабря 2013 г. 12:38
Милая, Мариночка! Не огорчайся! Мы ели не те конфеты! (Но сделаем вид - что те!)
Настоящие конфеты "Моцарт" ручной работы можно купить только в Зальцбурге и они в синей упаковке. Еще одно отличие. Там должно быть отверстие для палочки, на которую конфеты сажают, чтобы опустить марцепан в шоколад. Это отверстие так и остается - по нему можно узнать истинность продукта.
Но я тоже купила красные коробочки в Вене (там других нет) и была вполне счастлива. Две берегу на Новый год и Рождество. Праздник - он все равно Радость (с любыми конфетами и даже "без")
16 декабря 2013 г. 11:23
Вот казалось бы,о конфетах я знаю всё...а оказывается,не всё)))Всё время ела эти красные конфетки с Моцартом и думала, что это и есть символ Австрии))Не то ела))
15 декабря 2013 г. 16:34
Честно говоря, еще и бренди привезла в бутылочке-скрипке. Придумала себе такую забаву- где это возможно, покупаю какой-то местный продукт, упакованный в тару- местную достопримечательность. Эйфелеву башню с оливковым маслом, сангрию в стеклянном быке, чай в Биг Бене и т.д. Сейчас мучаюсь по поводу Германии и Португалии??? Может что подскажите?
15 декабря 2013 г. 17:08
А и не была! Ни в Португалии, ни в Германии.
Скрипочку с зельем я тоже из Вены привезла (и большую скрипочку и маленькую:)
А традиция хорошая. Жаль, что продукт (масло, например) все же имеет срок годности. А "тара" без продукта все ж не то!
Но мне идея нравится. Так держать!!!
15 декабря 2013 г. 21:10
В Португалии огромный выбор прекрасных сувениров,я больше нигде не видела такого количества вещей ручной работы!Символом этой страны является плитка-азулежу,очень, правда, на нашу гжель похожа,вот с её участием полно сувениров.Но мне особенно понравилась вышивка.Выбор вышитых изделий просто с ума сводит
15 декабря 2013 г. 21:38
Надо съездить... за сувенирами
15 декабря 2013 г. 22:27
Не пожалеете
16 декабря 2013 г. 8:30
sheftaliСпасибо, Настя за совет! Думаю, портвейн в керамической бутылке с голубеньким рисунком (азулежу) это самое то!!!
16 декабря 2013 г. 11:20
Всё думала, что же я такого важного упустила И вспомнила,другим символом Португалии является петушок,португальцы на нём буквально помешаны,вот с этим самым петушком полно и бутылок,и штопоров и всего остального,предназначенного для винопития.Ещё есть пробковое дерево,соответственно,из него много чего делают,и есть Фатимская Богоматерь..Кощунство,конечно,на мой взгляд,но сувениров с этим символом полно.Паломники с удовольствием раскупают и бутылки в форме этой статуи и кружки
16 декабря 2013 г. 12:06
sheftaliДа, Богоматерь, пожалуй, оставим в покое. А за петушка еще одно спасибо...
Мне бы еще так же с Германией разобраться?
16 декабря 2013 г. 12:14
Вот в Германии я не была,ничем не могу Вам помочь
16 декабря 2013 г. 15:03
marysarsheftali!
Какая драматургия! Рассказ имел некий образ "розовое стеклышко от бутылки", что блестит на дороге... А разговор заканчивается размышлением о бутылке!
Здорово! Метод индукции в действии!!!
16 декабря 2013 г. 19:47
Вы же нас простите?)) У Вас на страничке так хорошо,что мы засиделись,заболтались тут...Да и погода, по крайней мере, в Краснодаре, так и шепчет-Займи и выпей)))Во и дошли мы до бутылки)))
16 декабря 2013 г. 20:30
Да и не уходите!!!
С вами хорошо!
17 декабря 2013 г. 0:32
Часто что-то на Туристере об Алко стали вспоминать...Может, зима, таки-наступила???
104vlad
19 декабря 2013 г. 12:51
teona писала 13 декабря 2013 г. 23:16
Очень необычная Вена у тебя получилась Леночка

Да, сколько мы про Вену ни писали, а каждый рассказ - удивителен.
И хочется туда вновь и ....
Новых поездок!
20 декабря 2013 г. 14:31
Да! В преддверии Нового Года мы еще не раз будем желать друг другу всяческих БЛАГ, но поскольку у нас знакомство через этот БЛОГ:))) Особенно желательно исполнения мечтаний в постижении новых стран, городов, весей...
И очень здорово, если каждый из нас сделает другого чуть-чуть богаче, от ПРИобщения к ЛИЧНЫМ впечатлениям.
Почему-то мне приятен ваш комментарий... Вроде бы обычные слова. Спасибо!
26 декабря 2013 г. 20:00
Прекрасно переданы музыкальные чувства одного великого города!!!
26 декабря 2013 г. 22:19
vibas писал 26 декабря 2013 г. 20:00
переданы музыкальные чувства
города. Как хорошо сформулировано! Каждый город - живой! И у него конечно же есть чувства. Понять их, а в музыкальном городе и услышать - конечно же очень важно!
27 декабря 2013 г. 8:12
Ой-ой, Елена, случайно минус комментарию поставил(((
27 декабря 2013 г. 13:18
Эх, Витя...... Вы не первый так ошибаетесь! Сначала - минус, потом - "Ах"!
Ладно уж! Все равно - вы мой любимый Туристер ( с Анечкой +) Счастья вам в Новом Году!