Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 20:36
Как интересно изучать собственное Отечество!

Вена — Австрия Декабрь 2013

Каждая поездка — это судьба.

Не собиралась, не думала, не гадала, а все вокруг меня эту поездку готовило, предвещало, предчувствовало, созидало.

В сентябре получила первый привет — сын привез коробочку конфет «Моцарт» из Вены, где у него была всего лишь пересадка.

Позвонила подруге, чтобы поздравить с Днем рождения.

— Я в Вене, у родственницы. Надумаешь приехать — звони! Все расскажу!

Международная научная конференция в Петербурге. Сижу рядом с Ульрихом, когда-то милым австрийским студентом, а ныне уважаемым венским профессором, в любимом нами Малахитовом зале и смотрю в невыносимо знакомое окно на Исакий…

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Говорим о Вене… Там тоже конференция…

Решаюсь! Через два дня — я там.

Венские классики, венский период жизни Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шопена…

Сколько я в своих лекциях по истории музыки рассказывала о Вене с «ученым видом знатока» и вот пришло время, ощутить, прикоснуться, приоткрыть дверь в такое знакомое-незнакомое…

Два с половиной часа полета прямым и привлекательно-дешевым рейсом Аэрофлота, и вот она — Вена, которая в последние два дня так внимательно изучалась по карте.

Самое трудное — начать рассказ. Поэтому попробую просто фрагментарно зафиксировать что-то мозаичное, светящееся, кружащееся, как та светомузыкальная партитура, что исполняется каждый вечер, на площади у св. Стефана и внутри собора.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Все летит, кружится, «пуншится».

Что это? Спрашивает коллега, заставшая меня за компьютером, когда я застреваю на одном своем, неудавшемся странном фото: удалить — или нет? Все размыто, ничего не видно. Тогда у Стефана все двигалось, пело, играло в симфонии огней, так что зафиксировать реальность не было возможности…

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

— Ах, как красиво! — Говорит она задумчиво. «Это же готовая картина! Какую музыку ты здесь слышишь? Я, пожалуй, слышу Штрауса! Назови свое фото! И все встанет на свои места. Что ты! Не удаляй ни в коем случае! Красиво…»

Соглашаюсь.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Кружим по Вене на туристическом автобусе. Из трех разных маршрутов (оплачиваются каждый отдельно), выбираю один — по историческому центру Вены и еду под аккомпанемент музыки Моцарта, Бетховена, Штрауса, внимательно вслушиваясь в рассказы русского аудиогида.

Вечером, после множества событий, не могу отказать себе в удовольствии, и вновь сажусь в автобус, чтобы еще раз проехать по знакомому кругу, наслаждаясь уже вечерней Веной.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Для меня эта поездка, конечно же, с музыкальным акцентом. Все наперебой советуют Шёнбрун, Альбертино, Бельведер…. Но я уже знаю, что именно хочу увидеть и услышать!

У меня, как всегда — своя тропа. Успеть бы походить по ней, подышать, вчувствовать то, что может быть откроется! Я знаю, что это может состояться только тогда, когда ты никуда не спешишь.

Я не спешу.

Мне не жалко время зайти в какой-то странный дворик и найти там кукольный театр, чтобы поговорить о проблемах зрителей с милыми девочками-артистками театра.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Другой дворик, где находится детский центр эстетического развития.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

(Здесь другое название, но у нас обычно называется именно так) дарит мне добрые эмоции, которые вполне естественно умещаются в одну музыкальную партию с величественным звучанием сокровищницы Хофбурга.

Мозаика впечатлений? И да — и нет! Ведь я разглядываю каждое стеклышко мозаики. Мне ценен и блиллиант, что обвил шею красивицы, собравшейся на один из традиционных новогодних венских балов (венцы уже ждут их), и бутылочное стеклышко, что ребенок нашел на дороге и теперь через него разглядывает преображенный новым цветом, мир.

Какая разница! Может быть второе и ценнее…

От этого огромного аквамарина невозможно оторвать глаз.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Он запечатан в стеклянной витрине и ценность его велика, как велика ценность и этого самого большого в мире изумруда.

Нельзя фотографировать со вспышкой и изумруд получается не так четко, как хотелось бы. Но это артефакт, мимо которого невозможно пройти, не заметив.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Так жил Моцарт, понимая ценность драгоценных камней, которыми были украшены его модные камзолы, он радовался жизни, рассматривая этот черно-белый мир глазами так и не повзрослевшего ребенка, через разноцветное бутылочное стекло, блеснувшее на дороге.

Я хотела понять Моцарта здесь в Вене, понять как можно лучше. В Доме-музее Моцарта (Дом Фигаро) я искала ответы на мои простые и сложные вопросы. Но ответ прозвучал в Доме Музыки, куда так стремилась моя душа. В комнате, посвященной Вольфгангу, со стены на меня посмотрели глаза Моцарта. Два реконструированных фотопортрета композитора и его жены Констанции… Сначала я хотела охарактеризовать этот взгляд, как испуганный, чистый, наивный, глубокий, предчувствующий, но поняла, что он так же бездонен, как и музыка Моцарта, так же прост, как была проста и чиста его гениальная душа.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

На «Дом музыки» я специально отвела время, которое не было бы ограничено каким-либо иным мероприятием. Я хотела «пожить» в этом доме и должна признаться, что не зря провела там много часов.

А еще я не стала стремиться в Венскую оперу так, как это «положено» делать.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Венский театр — сегодня один из лучших в мире, его труппа великолепна и я не раз убеждалась в этом, ведь сегодня, к счастью гастрольная жизнь и средства информации столь интенсивны и дотошны, что многое можно узнать о «заморском» и дома.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Я ограничилась лишь экскурсией по театру в большой толпе желающих прикоснуться к известному бренду, а театр для себя выбрала совсем иной. Мне по-моцартовски захотелось просто порадоваться жизни.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Захотелось увидеть в Вене настоящую оперетту, и, кажется, что оперетта Штрауса «Летучая мышь», в знаменитой Фолк-опере (один из трех главных театров Вены) подарила праздник.

А еще я позвонила русскому гиду по Вене — Татьяне и заказала экскурсию «Вена музыкальная». Это было «хорошее попадание» и совпадение.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Правильно оценивая наши с мужем физические возможности, она как ветер носилась с нами по Вене, стремясь показать то, что ей самой было так близко и дорого, старалась показать как можно больше, но без суеты и банальности.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Вена музыкальная в ее интерпретации не оказалась обособленным необитаемым островом, с какими-то избранными жителями. Это был и экскурс в историю, и размышления о современной жизни, и та импровизация, которую я постоянно сама провоцировала.

— Хотите зайдем в эту церковь? Это Августинкирхе — самая старинная приходская церковь в Вене.

— Зайдем!

Разговор о сердцах Габсбургов плавно переходит в сюжет о любимой дочери Марии-Терезы.

— Это была самая любимая дочь Марии-Терезы, поэтому только ей — Марии-Кристине было позволено выйти замуж по-любви. Когда она ушла из этого мира, ее безутешный муж — Альберт заказал этот надгробный памятник. Он пригласил известного скульптора Антонио Канова.

— Так это Канова!

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Я замираю у памятника австрийской эрцгерцогине Марии Кристине в церкви святого Августина. Да! Это его необыкновенный живой мрамор!

Стою, боясь пошевелиться… Какое счастье! Какая встреча!

Когда-то еще в Ленинграде, устав от работы над текстом, я перебегала через Дворцовый мост и без преткновений бежала по уже пустеющим, перед закрытием, залам Эрмитажа в любимый зал Антонио Кановы, чтобы просто увидеть, рядом постоять…

Татьяна радуется моей радости, мы все счастливы!

Мы покидаем Вену. Мы благодарим Судьбу за прекрасную погоду, за солнце и тепло, которые сопутствовали нашему путешествию.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Конечно, мы пили пунш, рассматривали мимоходом мишуру ярмарки, заходили к Розенбергеру, чтобы заполучить пристнопамятные кружки с розочками — бонус за заказанный кофе.

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Мы пробовали приторный торт Захер и составляли свое собственное мнение обо всем этом шумном и знакомом путешественникам сопровождении главной темы, которую нужно было услышать в разноголосице повседневности. Ненавязчивый сервис Вены, также манил предупредить своих друзей (когда приеду) о некоторых «особенностях современного сервиса» в Вене.

Я еще о многом-многом вам расскажу (обязательно честно), в том числе и о Вене музыкальной, но пока! Никакие странные или неожиданные «противосложения» не могут заглушить тот чистый голос города, в котором жила и создавалась музыка на все времена!

Взгляд на Вену сквозь розовое стеклышко

Просто однажды Вена посмотрела на меня удивительными глазами Моцарта и осталась в душе навсегда.