Турист Алексей (valexv)
Алексей
был 18 декабря 2022 15:36

Ярославль — Россия Декабрь 2013

В самом начале декабря волею судеб я оказался в Ярославле. Времени на осмотр города было всего полдня. Хотя, надо сказать, что я в этом городе уже не первый раз, но и в предыдущие разы возможностей на осмотр у меня не было.

Ярославль — город с богатой историей, поэтому было бы интересно на него посмотреть, хоть и бегло. Впечатления от него остались двоякие, но основное вынесено в заголовок — от города веет безысходностью и глубочайшей тоской. Конечно, этому в немалой степени способствовало время моего приезда. Серое, пасмурное зимнее утро, на улице снег, местами еще чистый, но в основном уже грязный и слякотный. И первое, что я вижу, выходя из здания главного вокзала — это такую картину:

Зимний Ярославль. Безысходность и тоска.

Это бездушное и бесцветное помещение, как будто нарочно сделано таким, чтобы убить всю радость от посещения нового места. Зато честно предупреждают, что выхода нет. Совсем.

В Ярославле мне пришлось много ездить по промышленноым районам и в районе Толга, что, насколько я понимаю, не есть истинное лицо города, хотя и является его частью. Поразило практически полное отсутствие освещения на улицах, разбитые дороги, очень грязные машины. Как будто жители нарочно усугубляют внешний вид города. Безнадега.

Очень интересное зрелище представляет собой НПЗ, настолько большой, что занимает, вероятно, несколько кварталов. Ночью он красиво светится миллионами лампочек — зрелище, конечно, потрясающее. И этот горящий факел, как восклицательный знак, завершает картину. К сожалению, фотографию сделать не удалось, но жители меня поймут, о чем я.

Интересный эффект подсветки неба получается у гидропонических теплиц. Создается ощущение приземления НЛО где-то там, за лесочком.

Ну, а теперь в центр!

Так как времени было совсем мало, то я выбрал маршрут вокруг кремля, далее до набережной и вдольнее до стрелки, где пересекается Волга и река Которосль, всего около 4–5 км. На этом участке просто какое-то нереальное количество церквей и соборов. За каждым поворотом купола, фрески, нищие и попрошайки.

В кремль меня не пустили, так как был санитарный день, а очень жаль. Хотелось бы забраться на крепостную стену.

Зимний Ярославль. Безысходность и тоска.

Направляюсь к площади. Я заметил, что по всему городу развешено просто какое-то невероятное колическтво рекламы. Везде рекламные щиты, все стены ей облеплены, нет ни единого живого участка. В рекламе буквально всё!

И это очень обидно, потому что центр города необычайно красив. Красив он своими, как раз, соборами, замечательными двух-, трехэтажными особняками, которые были построены тут еще несколько сот лет назад. Но вся эта красота тонет в рекламном мусоре.

Зимний Ярославль. Безысходность и тоска.

С дорогами тоже беда. Даже с пешеходными — их просто не чистят. Кругом грязь со снегом, лужи. На пешеходной зоне надо иметь сильные ноги, чтобы перепрыгивать лужи, зоркое зрение, чтобы не перепрыгнуть в грязь, чутье, чтобы не споткнуться о вывернутый булыжник.

Очень интересно в городе решен вопрос с наледью на крышах, иначе говоря сосульками. Он не решен никак. Просто на каждом доме вешают объявление или просто пишут трафаретом на стенах, чтобы пешеходы были осторожны. А это достаточно сложно, так как надо задирать голову наверх, но в то же время смотреть под ноги.

Все время у меня было желание помыть этот город, причесать его, покрасить. Ведь если убрать всю навязчивую рекламу со стен исторических зданий, подновить на них краску, почистить тротуары и выложить на них плиточку, то город засияет, настолько он хорош. Эти прекрасные улочки надо сохранять, холить их и лелеять, не допускать там визуального мусора, не позволять строить новых домов. Последнее меня практически окончательно убило: среди старинной малоэтажной постройки, такой красивой и милой, вдруг выросло какое-то несуразное, безвкусное и вообще уродское зеленое здание Сбербанка. Рука не поднялась его сфотографировать. Теперь жалею, было бы что показать.

Но, конечно, не всё так плохо. Набережную Волги содержат в хорошем состоянии. Дворники очищают снег, стоят скамейки, молодые мамы гуляют с колясками, велосепидисты ездят на велосипедах даже по снегу.

Зимний Ярославль. Безысходность и тоска.

Не удивительно, что ярославцы идут гулять на набережную. Тем более что с нее открывается прекрасный вид на Волгу.

Ну и, конечно, здания все прекрасны. И жилые, и опять церкви, и опять соборы.

А самый красивый — это Успенский собор:

На этом моя прогулка закончилась. Надеюсь, что в следующия раз мне удастся посетить Ярославль на более длительное время и желательно летом.