Турист Сергей Рабкин (ser_inc)
Сергей Рабкин
был 22 декабря 2023 5:01

Каш — Турция Октябрь 2013

Мне давно хотелось побывать в курортном городке Каш, расположенном на самом берегу моря в южной Турции. В этом месте горы вплотную подступают к морю и дома взбираются по довольно крутым склонам. В городе много небольших отелей, с которыми не работают отечественные туроператоры. Причина проста — Каш расположен на большом удалении от аэропортов Анталии и Даламана, основными воздушными воротами южной Турции.

Большая (около 100 км) удалённость от традиционных мест моего отдыха в регионе Кемера мешала раньше этого года смотаться на денёк в Каш. И лишь когда мой сын — начинающий дайвер, запланировал отдых в октябре совместно с нами, ситуация поменялась. Вадим выяснил, что в районе Каша одно из самых интересных мест южной Турции для любителей подводного мира. И предложил прокатиться туда для общей разведки на несколько часов. На одном из форумов я даже нашёл вариант выяснить расписание автобусов из отогара Анталии в Каш.

А личный опрос сотрудников автокомпании BATI ANTALYA в отогаре Анталии привёл к выработке конкретного плана поездки. Как мне сказали сотрудники автокомпании, сесть в автобус, идущий в Каш, можно на любой остановке трассы D-400, протянувшейся на много километров вдоль всего побережья Средиземного моря. И сообщили расписание отправления автобусов из Анталии.

В запланированное время мы с сыном вышли к остановке на выезде из Чамьюва, где располагался отель, в котором проходил наш двухнедельный отдых. Остановив подъехавший вскоре микроавтобус, поняли, что слегка ошиблись — он следовал только до Финике. Но водитель сразу же вник в нашу просьбу добраться до Каша. Уточнив что-то по мобильнику, «зарезервировал» два места в следующем до Каша автобусе с пересадкой в Финике и пригласил сесть в его машину.

Как обычно поступают водители автобусов, следующих по трассе D-400 из Анталии, мы остановились у кафе на площадке, расположенной у спуска к Олимпосу и Чиралы.

Каш — город меж двух аэропортов
Вид из кафе у шоссе D-400 в месте, где начинаются дороги к Олимпосу и Чиралы.
Профиль Тахталы Дага со стороны спуска к Олимпосу и Чиралы от трассы D-400

В этом месте пассажиры во время краткого отдыха оплачивают проезд, а водители утренних автобусов могут позавтракать. Нам же с сыном больше понравилось любоваться прекрасным видом в сторону моря и великолепным профилем Тахталы Даг с угадывавшейся на нём канатной дорогой. С нас водитель денег не стал брать, я решил, что расплатимся в Финике.

В конечном пункте следования своего автобуса он снова отмахнулся от протянутых мной денег и предложил подождать минут пятнадцать у столиков на перроне атовокзала.

Перон автовокзала Финике

Водитель подъехавшегося вскоре минибасика сразу опознал нас и пригласил садиться на любые свободные места. Таковых оказалось ровно два, в том числе у окна с правой стороны, удобной для фотосъёмки по ходу движения, чем я и воспользовался.

Вскоре после Демре дорога стала забираться в горы. Пейзаж за окном слегка изменился — среди каменистой почвы виднелись сады, расположенные на террасах.

Стало меньше сосен, столь характерных для лесов региона Кемера. Спуск к морю начался только перед Кашем. С высоты шоссе открылась панорама множества островов.

Каш — город меж двух аэропортов
Спуск к Кашу шоссе D-400. Слева - греческий остров Мейс (Кастелоризо)
Панорамная площадка над Кашем

В том числе довольно большой остров Мейс, известный также, как Кастелоризо. Это — греческое название острова, т. к. сейчас он административно принадлежит Греции.

По имеющейся в сети информации, в туристический сезон можно совершить однодневную поездку из Каша на этот остров без оформления визы. Но в наши планы трёхчасового пребывания в Каше эта поездка не входила. На автовокзале мы купили обратные билеты этой же автокомпании BATI ANTALIA и пошли, куда глаза глядят.

Наши глаза обрадовались ярким краскам моря новой марины и глубокой зелени полуострова с противоположной стороны залива, в котором и расположена марина. Тем более что практически с близкого расстояния можно было полюбоваться многочисленными частными яхтами разной вместимости и, судя по обводам, быстроходности.

Каш — город меж двух аэропортов
Скоростные катера-близнецы у причала новой марины

Довольно неожиданно перед началом марины с правой стороны открылся пустырь.

Каш — город меж двух аэропортов
Непонятный пустырь у новой марины Каша

Неожиданность заключалась в том, что город буквально припёрт горами к морю, и каждый клочок относительно ровной поверхности занят постройками. А многие жилые дома стоят на крутых склонах. Совместными усилиями мы пришли к заключению, что этот пустырь, возможно, предназначен для еженедельного приезжего базара. Хотя расположившееся за невысокой каменной оградой кладбище наводило на другие мысли.

Пока мы в недоумении разглядывали и фотографировали пустырь, из-за вершины горы выплыла ярко раскрашенная птица.

Парапланерист над новой мариной Каша

При более внимательном рассмотрении птица оказалась человеком, летящем на мягком парашютном крыле — один из многих парапланеристов, приезжающих в Каш для параглайдинга. Я припомнил, что как-то читал о том, что в районе Каша очень удачное сочетание высоких гор, отвесно обрывающихся к морю и правильной ориентации береговой линии, позволяющей днём формироваться устойчивым восходящим потокам воздуха.

Открывшаяся впереди новая марина была настолько внушительных размеров, что работники передвигались на электромобилях.

Новая марина Каша

А вдоль дороги, идущей с наружной стороны, вытянулись несколько зданий, в которых расположились ресторан, магазин Migros, отель.

Торгово-увеселительные заведения новой марины

Мы же, насмотревшись на всё это великолепие, доступное людям с более толстым, чем наш, кошельком, решили, что пора искупаться.

Охранник, сидевший на выезде из марины, обрадовал нас тем, что в паре сотен метров впереди есть место, доступное для купания всех желающих. Буквально через дорогу виднелся какой-то ресторанчик, в названии которого угадывалось слово «camp» — лагерь, если довериться его английскому значению.

Каш — город меж двух аэропортов
Ресторанчик напротив выхода из новой марины

Правда, при такой крутизне склонов и малой площади пространства вокруг этого заведения, заподозрить в нём кэмпинг не удавалось. Тем не менее, прохладительные напитки по сносной цене сын приобрёл в этом заведении.

Спуск к «общественному пляжу» был достаточно цивильный, но вот называть эту метровой ширины полоску острых камней, пляжем в привычном понимании, язык не поворачивался.

Общественный пляж

Но нам выбирать не приходилось. Я полез в море по скользким камням, а Вадим решил посмотреть на мою реакцию от купания в чистейшей, но достаточно прохладной воде. Побродив немного по мелководью, он заключил, что, возможно, дайвинг с яхты здесь и великолепный, но простое купание с берега далеко от комфортного.

Невозможность искупаться самим мы вознаградили любованием вполне приличных пляжей отеля, располагавшегося чуть дальше общественного и пляжа отеля на территории марины.

Каш — город меж двух аэропортов
Отельный пляж за общественным пляжем в новой марине
Пляж отеля в новой марине

А также великолепными видами залива со скользящими по нему яхтами.

Каш — город меж двух аэропортов
Залив с новой мариной, вид с верхней дороги

Оставшийся до отъезда час мы решили посвятить прогулке по верхней дороге к центру города. И, если останется время, осмотру центра Каша.

Крутизна склонов, нависающих над дорогой местами была такова, что приходится защищать её от камнепадов специальными сетками.

А с дороги открылись ещё более впечатляющие виды на марину, залив и полуостров на противоположной стороне.

Каш — город меж двух аэропортов
Панорама новой марины и Каша с верхней дороги

Глядя на жилые дома, взобравшиеся высоко по склонам, мы, жители равнинных городов, невольно задавались вопросом — как же они забираются к своему жилищу.

Каш — город меж двух аэропортов
Вилла на крутом склоне над новой мариной Каша

На широком тротуаре вдоль верхней дороги обнаружили необычные лавочки с откидными сидениями.

Каш — город меж двух аэропортов
Оригинальные лавочки с откидными сидушками

Для чего это сделано, я так и не понял, но такая мелочь, как что-то необычное, присущее этому городу, хорошо врезается в память. Вскоре дорога вывела к жилой части города, в которой бросились в глаза белоснежные элегантные и как-то особо опрятные дома.

К автовокзалу дорога привела достаточно быстро, и у нас осталось больше получаса для прогулки к старой марине. Улица, спускающаяся к морю, не была переполнена автотранспортом и пешеходами.

Центр города

Зато многочисленные кафешки были заполнены людьми, явно пребывающими в полуденном расслабе. Может быть, дело было в наступившей праздничной неделе. А может быть, жизнь в этом городе всегда такая неспешная.

Мне очень приглянулись небольшие деревянные балконы в жилых домах, производившие впечатление элегантного украшения. Климат в этой части побережья, должно быть, достаточно сухой, чтобы осадки не портили дерево.

Оригинальные деревянные балконы

Вдоль старой марины протянулся променад, по ровным плиткам которого катались дети на скейтах.

Променад у старой марины

Немногочисленные прохожие лениво прогуливались, не особо докучая своим вниманием владельцам торговых точек. А вот у самой старой марины царило припортовое оживление.

Старая марина

Пассажиры садились и высаживались из небольших катеров местного сообщения. Проплыла небольшая стайка туристов с большими чемоданами на колёсах, какие обычно встречаются в аэропортах. Мне сначала стало интересно, куда же они направляются, вроде круизного лайнера поблизости не наблюдалось.

Но потом я решил спокойно отдохнуть перед дальней обратной дорогой в тени большой сосны на лавочке. Глаза невольно остановились на ликийском надгробии в виде перевёрнутой лодки, установленном на молу, ограждающем марину.

Каш — город меж двух аэропортов
Ликийская гробница в старой марине

Времени до отъезда оставалось не очень много, для осмотра остальной части города его потребовалось бы гораздо больше. И я решил, что при случае попробую снова приехать в этот город, напоминающий своей атмосферой с налётом «европейскоориентированности», Бодрум, который я навестил однодневным блиц-визитом несколько лет назад.

Впрочем, обратная дорога не показалась утомительной.

Каш — город меж двух аэропортов
Налево поедешь, направо поедешь - далеко ехать придётся

По телевизору!, установленному в микроавтобусе, транслировали информационные передачи, в том числе и о событиях на улицах Стамбула. Люди были одеты вполне по-осеннему и мы порадовались тому, что в местах нашего отдыха продолжает ласково светить солнце и устраивать красивую послеполуденную дорожку на спокойном море.

Каш — город меж двух аэропортов
Послеполуденная солнечная дорожка над заливом у Демре

Лишь после возвращения из Каша я выяснил, что совсем рядом всё-таки есть аэропорт. Но, во-первых, он расположен в другом государстве — в Греции, на острове Мейс (Кастелоризо), во вторых, он местного значения. И, тем не менее, сайт MegaAvia.ru предлагал найти билет с пересадкой и вылетом из Москвы. Оставлю эти мечты на будущее.