Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Тбилиси, Гори — Грузия Май 2010

К ночи докатились до Тбилиси. Такси выгрузило нас на автовокзале, дежурным по которому оказался молодой африканец, свободно владеющий турецким. Грузия — страна интересная.

Погода радовала, но поставить палатки в Тбилиси оказалось непросто — еще на подъезде к городу мониторили окраины. Сплошной скальник, высокий, обрывистый. Городские парки отметались сразу из-за активного местного населения.

Посмотрели второй этаж автовокзала — в принципе, ночевать можно, но черт его знает, кто будет ночью здесь шариться.

Поговорили с местным таксистом. — Ок, — говорит, — сделаем вам недорогой ночлег. Поехали. Проехали пару кварталов, зашли в магазин и вернулись на автостанцию.

— Не поняли, — говорим. — Ты зачем нас обратно привез?
— Ну как, я ж обещал жилье дешевое. Сейчас договорюсь. Вы мне заплатили за проезд, я вам скидку сделаю.
Оказалось, на третьем этаже автовокзала — вполне себе бюджетная гостиница. Из серии «мои любимые клоповники», но сильно оцивиленного типа.

Разместились, попили пива — и в город.

Карты нет, куда идти — не знаем. Ловим первую маршрутку. — В центр едешь? — Нет, но вас отвезу. — Сколько денег? — А сколько дашь.
2 лари за всех — и в центре.

Алкотур-2010. Грузия. Тбилиси, Гори

Исторический центр. Река Кура и Метехский храм. Памятник Вахтангау Горгасалу, основателю Тбилиси.

Начинаем осваивать центр — и тут же натыкаемся на термы. Тбилисские серные бани. В какой еще столице на центральной площади можно попариться в горячих источниках?

Алкотур-2010. Грузия. Тбилиси, Гори

Бронируем отдельный термальный бассейн на час ночи (бани отрыты до 3х, но можно и позадержаться).

Сендабадские бани, кстати, самые молодые из тбилисских. Открыты в 1840 г. и неоднократно меняли свой интерьер.

До посещения бань еще есть пара часов — идем гулять по лабиринтам старого города.

Покупаем магнитики.

В Тбилиси заметное количество туристов — американцы, европейцы и вездесущие китайцы. Да и в целом, после Армении Грузия смотрится феноменально современным государством.

Для начала — покушать. Выбрали какую-то чебуречную, ничего выдающегося. Впечатлил интерьер летнего кафе.

Алкотур-2010. Грузия. Тбилиси, Гори

В Армении весна еще едва загорается, а в Тбилиси уже цветут огромные ковры акаций.

Старый Тбилиси (Кала) облепил Сололакскую гору и расползся до самой горы Мтацменды. Изнутри поселение походит не на среднеазиатские махаля, а на балканские города-крепости. Все аккуратно, монументально и крайне спокойно.

Прихватили с собой пару бутылок вина. Винные магазины Грузии — отдельная тема. Их много, и они прекрасны. Идеальный набор из качественного алкоголя, легких закусок, минералки, натуральных соков. Все, ничего лишнего.

Алкотур-2010. Грузия. Тбилиси, Гори

Прямо над нами возвышается Мать Грузии (мать Картли). Под памятником — скамейки, на которых обосновались местные алкогруппы. Перед нами — лучший вид на Тбилиси.

Впрочем, спускаемся. Пара часов прогревания костей после ледяных дождей Арцаха. Температура источников — чуть выше 40 градусов. Им далеко до памирской шестидесятки.

Алкотур-2010. Грузия. Тбилиси, Гори

Интерьер бань, увы, похож на среднероссийские сауны. Это не турецкие хамамы. И даже не Сандуны.

После бань повторили заход на Сололак, но с продолжением — увидели и памятник матери Грузии, и крепость.

Алкотур-2010. Грузия. Тбилиси, Гори

Нарикала (неприступная крепость), сердце и душа Тбилиси. Феноменальная крепость на обрыве, от одного взгляда на который полнолунной ночью кружится голова.

Тбилисская крепость вызывает смешанные чувства — с одной стороны, достаточно загаженное место с кучей современных построек, бродячими собаками и пьяными бомжами. С другой — великолепие стен и удивительно гармоничное сочетание с окружающими горами.

Алкотур-2010. Грузия. Тбилиси, Гори

Монастырь на ночь закрыт. Но — можно же перелезть через стену! И это не так сложно. Вид практически с момента залаза. Не удивительно — монастырь огорожен мощными крепостными стенами.

Ночью в монастыре, собственно, делать нечего. Порадоваться неприступно закрытым воротам с другой стороны, подразнить сторожевых собак и полазать по самым-самым сохранившимся стенам крепости.

Алкотур-2010. Грузия. Тбилиси, Гори

«Орлиные фото». За спиной Змея — ход. Внутри стен крепости — пролазы, попасть в которые можно только на четвереньках. Вот на самом деле, до оборонных позиций на карачках же ползали!

Поспали чуток — и в Гори. По Грузии проще всего передвигаться маршрутками, но на четверых оперативнее брать такси — 80 лари на весь световой день по маршруту Тбилиси-Гори-Уплисцихе-Мцхета-Тбилиси. Водитель не торговался, не торопил и даже провел нам небольшую экскурсию по Мцхете.

В Гори, понятно, дом-музей Сталина.

Алкотур-2010. Грузия. Тбилиси, Гори

Музеев Сталина в бывшем СССР несколько. Но только здание в Гори изначально строилось как музей.

Кроме того, Гори интересен тем, что Иосиф Виссарионович здесь родился. Дом, где семья Джугашвили прожила более десяти лет, и в котором рос маленький Иосиф, сохранен под специальным каменным навесом и великолепно отреставрирован.

Памятник из того же песчаника, что и здание музея — палаццо достроили уже после смерти вождя, и памятник вполне себе ровесник музея.

Экскурсовод обязателен и входит в стоимость билета. Рядом с кассами — небольшой сувенирный магазинчик. Сувениры топорные, магнитики не вдохновляющие. Лучший сувенир — бесплатная печать с профилем Сталина в загранпаспорт — такие печати ставят на билеты.

Экспозиция музея вмещает тысячи уникальных экспонатов, подобранных таким образом, что по завершению часовой экскурсии у всех алкотуристов сложилось крайне позитивное восприятие личности вождя всех народов.

Алкотур-2010. Грузия. Тбилиси, Гори

Молодой Сталин на фоне прочих известных революционеров выглядел просто красавцем. Особенно яркий контраст — с молодым Ульяновым.

Фотоснимки и документы занимают львиную долю экспозиции. Подобраны, понятно, крайне грамотно — любая сомнительная деятельность Сталина выставлена, как минимум, в качестве необходимости, продиктованной обстоятельствами.

Макет подпольной типографии, вход в которую осуществлялся через колодец. Такие макеты есть во многих музеях России.

Алкотур-2010. Грузия. Тбилиси, Гори

Личных вещей вождя немного, больше официальных подарков и служебных принадлежностей. Например, оригинальная мебель из кремлевского кабинета.

Подарок китайского вождя.

Алкотур-2010. Грузия. Тбилиси, Гори

Тот самый дом, где родился Сталин. Для посещения открыта одна комната. Вещей практически нет, но тесноту оценить можно.

Еще один внешний экспонат — вагон. На нем Сталин ездил и в Ялту, и в Тегеран. Летать вождь категорически отказывался.

Вагон смотрится достаточно тесно, - то ли из-за толстой брони слегка заужен, то ли из-за основательности отделки и темных цветов.

А еще внутри темно. Включить внутреннее освещение совсем бы не помешало.

Алкотур-2010. Грузия. Тбилиси, Гори

Купе вождя. В остальных — попроще — ехали помощники и гости. Отдельное пространство занимает помещение связиста — практически треть вагона отдана под аппаратуру.

Самое светлое помещение — переговорная, она же обеденная. Но и здесь все крайне строго, минималистично, технологично.

Из Гори уехали еще до обеда. По планам на день еще пещерный город Уплисцихе, обещанная водителем экскурсия по старой Мцхете и вечерний поезд в Батуми. В Батуми мы будем искать транспорт до несуществующей границы с Абхазией.