Турист Катерина Мастерова (Spadea)
Катерина Мастерова
была 23 апреля 12:57

Афганистан Сентябрь 2011

Начало тут - https://www.tourister.ru/responses/id_7512

Поехать в Афганистан только ради посещения исторических мест, скорее всего мало кому придёт в голову. Если бы собираетесь посетить столь «экзотическую» страну, значит, как минимум, интересуетесь жизнью простых людей. О них я и собираюсь рассказать, а также о том, как с ними не поссориться и как уберечь себя от неприятностей.
С афганцами пуштунского происхождения я знакома достаточно близко, с некоторыми даже дружу, поэтому инструктаж получила понятный и подробный, и особо не боялась.

Как родилась идея. Есть у меня один знакомый хронический путешественник. Объехал он уже более пол мира, но особый интерес проявляет к «-стан"ам. Его увлечение плюс моя небольшая осведомлённость породили идею поехать в… Пакистан. Несколько месяцев изучения интернет-ресурсов, попыток понять намерения американской стороны и других стран, влияющих на обстановку в регионе, расспросов самих пакистанцев и взвешивания прочих «за» и «против». Итог — много что не ясно, надо подождать. Но желание осталось, и вроде как, даже разгорелось до степени «ждать невмоготу». И вот как-то звонит мне мой знакомый и выдаёт: «Катька, надо в Афганистан ехать». «Поехали, раз надо. Перелёт дорогОй до Кабула. Как удешевлять будем?»…

Маршрут начал вырисовываться исходя из наших финансов (старались сократить расходы по максимуму) и безопасности. Посетить планировалось все древние крепости, исторические объекты и просто значимые места. За исключением, безусловно, районов неспокойных, где существует риск быть убитым или похищенным с целью выкупа. После просеивания через «сито здравого смысла» остались Кабул, Мазари-Шариф, Балкх (оставался под вопросом, СМИ не рекомендовали туда ехать), Бамиан, Газни (посмотрим, что местные посоветуют).

Афганистан гостеприимный и не очень. Часть 2

Первый город на территории Афганистана в который мы попали был Кундуз — просто транзитом. До туда нас довёз молодой парнишка таксист, абсолютно не говорящий на понятном нам языке и понимавший только цифры. Хотя и с цифрами, как выяснилось по окончании поездки, у него тоже «не сложилось». Или у нас. Мы были искренне удивлены, когда пацан не взял наши 15 долларов (нас трое, он сказал по 5 с носа, с матеметикой мы дружим) и стал рамахивать руками и что-то объяснять нам на фарси. Предположения у нас рождались самые раные — может ему наши купюры не нравятся (дали 10 и 5 штук по одному), а может он в афгани (местная валюта) хочет? У бедняги лицо было, как у ребёнка, которому не дают конфетку. Ситуация накалялась, мы сначала недоумевали, потом раздражались, пока нам не привели англоговорящего юношу, который нашу ситуацию и разрешил. Дело в том, что у таксистов своеобразные расценки. Берут они с человека, в зависимости от расстояния от 5-ти до 20-ти долларов. Но, почему то, забывают уточнить, что это при условии, если машина полная. Если ты взял машину в одиночку, будь любезен оплати все 4 места. Оплатили, сделали для себя выводы, и впредь решили уточнять всё до самых мелочей.

Имея небольшой осадок от прошлой поездки, тщательно всматриваемся в лицо потенциального водилы до Мазари. 25 раз переспрашиваем сколько возьмёт. Я пишу фломастером на руке сумму, он кивает утвердительно, рисую рядом три человечка, он кивает. Ладно, поехали. На языке жестов даём понять, что больше обозначенной суммы не дадим, а то закрадываются подозрения, что история повторяется (он просит 60 долларов, нас трое, в машине 4 места, соответственно по прибытию потребует 80). Тут я подумала, как бы мне вообще уложиться в бюджет. Если так и дальше пойдёт, обратно автостопом добираться будем.

Однако, водитель не подвёл. Кроме того, оказался очень приятным. Можно сказать, сгладил впечатление.

Афганистан гостеприимный и не очень. Часть 2

Кстати, я на тот момент являлась курильщиком (к своему стыду) и испытывала страшные неудобства, курить было категорически негде. Таксист разрешил мне покурить у него в машине (о, ужас) и даже неодобрительного взгляда не бросил. Но это скорее исключение из правил. Вообще, настоятельно рекомендую не курить на людях. Они сами курят мало, на улице с сигаретой мужика не встретишь, о женщине и вовсе молчу. В гостиницах есть курилки, ну или, если в номере стоит пепельница — курите там.

Следующим мы посетили Мазари-Шариф, или, как называют его местные, Мазор.

Город достаточно чистый, можно даже сказать уютный. Молодёжь здесь модная, продвинутая. Почти все говорят по-английски. Туристам ничуть не удивились, ездят к ним часто. Парень, работающий на ресепшене, утверждал, что до нас в номере жили немцы, съехали буквально на днях. Определённо не журналисты, а значит такие же как мы. Замечу, что только в этом городе на нас слишком откровенно не пялились и толпами за нами не ходили. Нам просто улыбались, махали рукой и говорили «хеллоу», на что мы поспешно отвечали, что мы не американцы (их там явно недолюбливают, если не сказать больше.). Здесь, на местном рынке, мы приобрели новый облик, а точнее пошили на заказ традиционные одежды, дабы не быть так сильно на амерканцев похожими. Меня после преображения стали принимать за таджичку:))

Афганистан гостеприимный и не очень. Часть 2

В целом в Мазари достаточно безопасно, город контролируется афганскими силами, натовцы там почти не присутствуют, за исключением редких колонн военной техники, проезжающих как бы «мимо». Местные их побаиваются, и при виде машин растворяются. Молча. Наверно, любое скопление народа у военных вызывает подозрения и, во избежание ненужных проблем, народ расходится в разные стороны.

Пожалуй, единственным неудобством здесь я посчитала перебои с электричеством. Холодненькой водички здесь не попьёшь. В гостинице имелся компьютер и даже интернет, но послать хоть какие-то фотки или хотя бы просто письмо мне не удалось. Свет пропадал с завидной регулярностью. Не считая этого маленького недостатка, смело отдаю первое место в топе «лучшие места Афганистана» Мазари-Шарифу.

aвтовокзал

Голубая мечеть — комплекс невероятно красивый. Небесный цвет здесь очень к месту, на фоне пыли и отсутствия растительности, это как оазис в пустыне. Как гласят местные легенды — это гробница Хазрат Али, четвёртого праведного халифа ислама, особо почитаемого шиитами. Данное место стало называться «Могила святого» — Мазари-Шариф. Позже такое название получил и город, построенный вокруг мечети. Немусульманам в саму мечеть вход воспрещён, и не советую пытаться схитрить, вас всё равно вычислят и выгонят. И, если повезёт, не накажут. Но запомнят и жаловать больше не будут.

Афганистан гостеприимный и не очень. Часть 2

А вот в парке с белыми голубями погулять нужно. Считается, что земля здесь настолько священна, что прилетевший сюда серый голубь за сутки меняет окрас на белый. Ни одного серого голубя там мною замечено не было — факт.

Афганистан гостеприимный и не очень. Часть 2

В 20-ти километрах от Мазора находится Балкх (Балх) — один из древнейших городов мира, во времена расцвета Великого Шелкового Пути население достигало 1 млн человек, что по тем временам было неимоверно много. Город был традиционным центром зороастризма и считался местом рождения Заратустры. Кроме того, там находится «мечеть девяти куполов», могила Робии Балхи, первой поэтессы исламского периода, писавшей на персидском, остатки древнего города, «Бала Хиссар», относящиеся к началу первого тысячелетия и так называемая Зелёная Мечеть.

Решено — ехать надо. Местные не рекомендуют, СМИ предостерегают. Что же делать? Понятно, нужен проводник — так безопаснее. Ребята из гостиницы, в которой мы жили, нашли какого-то смельчака, который согласился свозить нас в Балкх за 200 долларов. Мол, рисковано и всё такое. Мы немного опешили от того, насколько велик риск, раз за 20 км пути хотят такие деньги. Отказались, дорого. и уже даже страшно. Но на всякий случай решили поспрашивать таксистов на улице. Интересно, что первый, к кому мы обратились, согласился нас туда везти за. 40 долларов! Поскольку он был дядечкой преклонного возраста и говорил только на фарси, мы вежливо поинтересовались, не попутал ли он чего, показав ему клочок бумажки, на котором было написано «Балкх. Возможно ли поехать? Сколько стоит?» (заранее попросили персонал гостиницы написать нам это на фарси). Таксист покивал головой, мол, да, поехали. После чего стал жестами спрашивать, где наша гостиница. Получив ответ, повёл нас туда. А мы, идя за ним, гадали, что же он задумал. Похоже было, что он наш папа, который идёт извинятся перед директором школы за наше плохое поведение. Или наоборот, идёт отчитывать нашего учителя, за то, что он нам, дуракам, не разъяснил что такое хорошо, а что такое плохо.

Афганистан гостеприимный и не очень. Часть 2

На деле же оказалось, что, везя нас в столь непредсказуемое место, дядька решил оставить свой номер телефона, имя-фамилию и номера машины на ресепшене в нашей гостинице. Они за нас, оказывается, несут ответственность и, если мы к условленному времени не вернёмся, обязаны будут куда надо доложить. О как!

Водитель наш полюбился нам сразу же после знакомства. Был не похож на других афганцев, вёл себя вполне естественно, как будто и не иностранцы мы вовсе. Как будто он семью свою на прогулку везёт. Забавно, что по дороге, он нам переодически что-то рассказывал (зная, что мы не говорим на фарси), на что мы, хоть и с некоторым стеснением, отвечали по-русски. И какая разница, что он там говорит! Главное, КАКОЕ отношение! Желать большего на тот момент мы и не могли, и пока не знали КАКУЮ программу для нас приготовил наш скромный водитель!